Урок «Личные местоимения» (Русский язык, 3 класс)

1
0
Материал опубликован 9 April 2018 в группе

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской Области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 


 


 


 


 


 


 

Конспект пробного урока русского языка,

проведенного студенткой 32 группы

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

в 3 «А» классе МБОУ - лицея №21 г. Орла

Макаровой Ларисы Сергеевной


 


 


 


 


 

Методист:_______________/ Рубцова А. Н./

Учитель:_______________/Бударина Т. А./

Дата проведения: 4.04.18

Оценка:______________


 


 


 

Орёл, 2018

Тема урока: «Личные местоимения»
Тип урока: отработка умений и рефлексии

Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Знания (ученик будет знать): понятие о местоимении, личных местоимениях.

Умения (ученик будет уметь): распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Метапредметные:

Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;

использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.

Ресурсы: учебник Русский язык 3 класс (2 часть),  Канакина В.П.; рабочая тетрадь Русский язык 3 класс (2 часть) Канакина В.П.; презентация, наглядный материал.


 

План урока

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-3 мин).

II. Актуализация и пробное учебное действие (2-4 мин).

III. Локация индивидуальных затруднений (1-2 мин).

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (1-3 мин).

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (5 мин).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).

VIII. Включение в систему знаний и повторения (3-5 мин).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-3 мин).


Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Лариса Сергеевна!

- Дети, прочитайте девиз нашего урока (на доске: «Век живи – век учись!»)

- Как вы понимаете его? ( На протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком)

II. Актуализация и пробное учебное действие (5-6 мин).

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Отгадать загадку:

Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...(местоимение).

- Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предмет, но не называет его).

III. Локализация индивидуальных затруднений (2 мин).

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Отправимся в страну Местоимений. Условие для учащихся:

- запомнить название самого первого города.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам. 
Так в городе Личный жили личные местоимения.

Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки.

Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. 

На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. 

На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО.

Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ. 

Вот такие жители живут в городе под названием…….?(Личный)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений(1—2 мин).

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думаете, о каких местоимениях на сегодняшнем уроке пойдет речь? (О личных местоимениях)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Личные местоимения)

- Сформулируем цели нашего урока, в этом нам помогут опорные слова:

Узнать что такое …

Научиться распознавать …

Определит роль в речи

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Поработаем с таблицей на странице 93.

1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) 

2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы) 

3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они) 

-Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? ( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (На один) Аналогично второй столбик.

-Что нового узнали?

Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного  и множественного числа.  

Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.

Местоимения изменяются по лицам и числам.

-Выполним упражнение 159.Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Первые три предложения запишем в тетрадь.

-Прочитайте предложения, найдите личное местоимение, определите на кого (на что ) они указывают, спишете предложение, подчеркните местоимение, скажите устно лицо и число местоимений.

-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название. Запишите в словарик слово «одуванчик» (потому что при малейшем дуновении ветра созревшие семена его разлетаются), выделяя орфограммы цветом.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

- Прочитаем хором стихотворение о личных местоимениях:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

-Какием местоимения называют личными? (Те, которые указывают на лицо, которое участвует в речи.)

-Перечислите эти местоимения? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Физкультминутка

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Руки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда-обратно.

И полезно, и приятно!

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

И на место снова сели,

Принимаемся за дело.

(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

-На столе у вас лежат тесты. Выполните тест.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

а) я  

б) он  

в)ты  

г) она  

д) мы   

е) оно  

ж) они  

з) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

а) имени  существительного;

б) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

а) называют предметы;

б) указывают на предметы.

6. Подчеркните лишнее слово в каждого ряда:

а)Я, они, на, ты

б)Но, оно, она, они

в)Я, Яна, ты, вы

-Поменяйтесь со своим соседом работами, проверьте ответы по ключу (на доске).

КЛЮЧ: 1-а, 2- б, 3- б г е ж,4- а, 5 - б, 6- а на, б-но, в – Яна

VIII. Включение в систему знаний и повторений (10-15 мин).

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Упр. 127 с. 58 в рабочей тетради.

- Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение. Устно определите лицо и число каждого местоимения.

- С какими местоимениями мы познакомились на сегодняшнем уроке? (С личными местоимениями)

-Какова роль местоимений? (Они указывают на предмет, но не называют его)

-Какие личные местоимения вы знаете? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Поселим личные местоимения в свои квартиры.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

- Ребята, давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. В этом нам поможет радуга.

-Выразите своё настроение на уроке при помощи смайлика, который я вам раздала в начале урока.

- Запишите домашнее задание: стр. 67, упр. 117 (объяснение упражнения).

- Ну, вот и все, подошёл к концу урок.  Мы славно поработали.  Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!

и за решение задачи).

-Домашнее задание упр.160, стр.94.

-Урок закончен, можете отдыхать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.