Технологическая карта урока русского языка по теме: «Личные местоимения», 3 класс
Пояснительная записка к презентации
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования
Конспект урока по русскому языку
на тему:
«Личные местоимения»
Подготовила студентка 3 курса
факультета дошкольного и начального образования
Мирошниченко Алина Андреевна
Армавир, 2017
Тема: «Личные местоимения (общее представление)»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: познакомить с новым языковым понятием - местоимение
Задачи урока:
Ознакомление учащихся с новой частью речи – местоимение.
Формирование представления о роли местоимений в речи.
Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном.
Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Распознавать местоимения среди других слов в предложении.
Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные:
Познавательные: обучающийся научится:
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
работать с информацией в учебнике;
работать с моделями;
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится:
удерживать учебную задачу;
составлять план действий;
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
допускать возможность существования разных точек зрения.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке
формирование положительного отношения к предмету – русский язык.
Основные понятия: местоимение, имя существительное.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
|
Организационный момент |
Прозвенел уже звонок.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. -Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними! |
Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на урок. -Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами! |
Слайд 1. |
|
Формирование понятия с опорой на ранее изученное Цель: познакомить учащихся с новым понятием и его признаками |
||||
1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП |
1.1. Ребята, посмотрите на доску. Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи. ..громный , г..зета, ..сина , г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех , д..рога -Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его. -Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных. - Какое получилось слово? Запишем его с комментированием. - Подумайте над лексическим значением этого слова. - Давайте назовем грамматические признаки слова город -Что такое имя существительное? -Как вы определили род слова город? Молодцы! Хочу вам прочитать интересный рассказ о городе. Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе. - Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить – ..; если вас много, скажите ... Обращаясь к своему товарищу, говорите .., а к взрослому человеку- ... Рассказывая о своем друге или подруге, говорите .. или ...; если их много – ... А пока прощайте! -Вам понравился рассказ? |
записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи. Проверяют друг друга. -Получилось слово город. Записывают слово и комментируют. -Город – населенный пункт, место жительства людей. -Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п. -Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? -Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое. В данном случае мы подставляли он мой – город м.р. Слушают рассказ -Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям. |
Слайд 2
|
|
1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков |
1.2. - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем. -Что получилось?
-Скажите, теперь вам нравится рассказ? -Какие слова дал людям мудрец? -Что это за слова? -Давайте начертим схему-правило.
-Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова?
-Догадались, как они называются? -Хорошо, впишите название в схему.
-А что за особенность у них? Запишите под первой стрелкой. -Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения? -Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи? А если я укажу на цветок и скажу : «Он очень красивый» -Какой признак мы должны записать? Хорошо, запишите его. |
Читают отрывок -Каждый из вас о себе будет говорить – Я; если вас много, скажите МЫ. Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ. Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много – ОНИ. А пока прощайте! - Да, теперь понятно -Я, мы, ты, вы, она, она, они. -Мы не знаем/ мы не знаем
- Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного -Местоимение - Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени. -Личные местоимения
- Еще они указывают на предметы.
|
Слайд 3 К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки. Заполняется схема
Местоимение
Слова ,которые указывают на лицо или предмет, не называя его |
|
1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания |
1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило. -Кто сможет его составить? -Все согласны с определением? -Кто еще хочет рассказать его? -А теперь, давайте все вместе проговорим определение. |
-Местоимение – это слова ,которые указывают на лицо или предмет, не называя его -Да (говорят все вместе) |
||
1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети |
1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение. -Кто прочитаем его?
-Сравните его с нашим определение.
-Давайте добавим это к нашей схеме.
-Составьте, опираясь на схему определение. -Кто еще может рассказать?
Какие вы молодцы!
Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску. 1.С какой частью речи мы познакомились? 2. Перечислите местоимения 3..Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? А) вместо глаголов Б) вместо имён существительных В) вместо имён прилагательных 4. На что указывают местоимения? А) на падеж Б) на род В) на предмет или лицо 5. Что не является местоимением? А) они Б) мы В) от 6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода? А) она Б) оно В) он Ответы: Местоимение я, ты, вы, он, она, они Б) вместо имён существительных В) на предмет или лицо В) от А) она Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся. . |
Читают определение: -Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение – самостоятельная часть речи.
-Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение – самостоятельная часть речи».
(Учащиеся рассказывают правило)
Местоимение я, ты, вы, он, она, они Б) вместо имён существительных В) на предмет или лицо В) от А) она |
Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила) Слайд 4 Слайд 5-7 На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов. |
|
II.Первичное закрепление Цель: проверка усвоения полученных знаний |
||||
2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике |
Физминутка: Вместе по лесу идём,
-Молодцы! Присаживайтесь на свои места. 2.1. Выпишите из стихотворения местоимения. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. -Давайте проверим.2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже. 1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они). 2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они). 3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они). 4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они). 5)Мы заботимся о (тебе ,вас, он,она,они). 3. Добавьте недостающие местоимения. 1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2 вариант. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте. 4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения.
Давайте проверим, что получилось? |
Выполняют физкультминутку
Читают стихотворение и выписывают местоимения.
-я, ты, он, я, мы, я, ты, мы
Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним И т.д. (по очереди проверяем)
1 Вариант Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?
Проверяют друг друга. |
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
|
2.2. Подведение итогов и рефлексия |
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы. -Что мы сегодня изучали на уроке? -Почему эта часть речи получила такое название? Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану. -Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями. -Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить. -А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку. -Вам понятно домашнее задание? -Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! |
-Знакомились с понятием – местоимение. -Потому что она заменяет существительное и становится на его место. Записывают домашнее задание -Да. |
Слайд 13 Слайд 14 |