Личный пример родителя – образец духовно-нравственного поведения орлёнка.

Бернгардт Т.Д.
учитель начальных классов МБОУ «Школа № 16 имени Героя Советского Союза И.А. Лапенкова», г. Ачинск, Красноярский край
Личный пример родителя – образец духовно-нравственного
поведения орлёнка.
Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании.
А. Макаренко
Содержание:
Роль метода подражательных образцов и воспроизводящей деятельности в формировании ценности «Семья».
Особенности применения метода показа образцов в подражательной и воспроизводящей деятельности на примере детско-взрослого занятия трека «Орленок Лидер».
Потенциал использования метода подражательных образцов и воспроизводящей деятельности.
Список использованной литературы.
Роль метода подражательных образцов и воспроизводящей деятельности в формировании ценности «Семья»
Школа – не только учреждение, где ребенок получает набор определенных знаний, но и место, где ребенок получает опыт проживания разных социальных ролей.
Опыт, полученный ребенком в результате участия в различных видах деятельности, по сути, является целевым ориентиром, результатом освоения содержания программы «Орлята России». Этот опыт складывается «здесь и сейчас», в процессе проживания специально созданных или незапланированных ситуаций, где ребенок видит или воспроизводит разные поведенческие модели, не только как реакции на происходящее, но и как способы действия в результате морального выбора человека. Это та часть семейного воспитания, которая не оформлена специальным перечнем правил или требований, но которая всегда проявляется в деятельности в отсутствии взрослых.
В дошкольном возрасте ребёнок перенимает семейные ценности подражанием. С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие пока еще авторитетные люди. Подросток поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что «правда», которой учит школа, совпадает с той «правдой», которой учила семья и которую он видит в классе. Программа «Орлята России» позволяет «правде» быть реальной.
Большинство современных родителей считает, что нравственное воспитание сводится к беседам, разъяснениям и отмечают нехватку времени, сил, подходящих моментов даже на простое общение с ребенком. Метод показа образцов (примера) рассматривается нами, как необходимое средство и метод воспитания, основанный на этически правильных образцах поведения людей в различных жизненных ситуациях, которые задают нравственные ориентиры в личностном самоопределении воспитанников. В основе действия примера лежит такой психологический механизм, как подражание. В психолого-педагогической литературе подражание определяется как социально-психологический механизм воздействия, который состоит в сознательном или бессознательном воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов, является основой обучения и передачи культурных традиции из поколения в поколение, играет решающую роль в присвоении общественного опыта[1].
Особенности применения метода показа образцов в подражательной и воспроизводящей деятельности на примере детско-взрослого занятия трека «Орленок Лидер».
Поэтому при реализации программы нами используется метод показа образцов в подражательной и воспроизводящей деятельности. Он обеспечивается посредством специально организованных ситуаций с привлечением ресурсов школьного педагогического класса и родителей учащихся. Представлю это на примере заключительного занятия трека «Орленок Лидер».
Такт первый – «пробы». Смотри, повторяй, пробуй. Основная задача этого такта - обеспечить для каждого ребенка пробу роли «лидера».
В спортивном зале школы были созданы локации, где функции руководителя локации лежали на учащихся педагогического класса. В составе детско-взрослой команды был только один взрослый. Участники команды проходили «испытания» в соответствии с последовательностью, указанной в маршрутном листе. Важное условие игры: на новой локации определяется новый командир-лидер. Его задача - помогать участникам договариваться, подбадривать, отдавать команды так, чтобы каждый участник команды правильно выполнил задание.
Для того чтобы обеспечить «проживание» ребенком роли «лидера» необходимо было показать образец поведения «лидера» команды. Для этого со старшеклассниками-игротехниками и родителями-тьюторами предварительно были проведены аналогичные игры. Эта работа была направлена на апробацию способов поддержки командира, члена команды и отработку действий для поднятия командного духа или сплочения команды. Например, команды составляли «кричалки», фразы-мотиваторы, выдумывали варианты победного клича команды, командные объединяющие движения, придумывали способы одобрения действий лидера.
Далее, в процессе игры, школьники, следуя действиям родителей, пробовали применить предложенные способы поддержки членов команды при выполнении задания, повторяли предложенный образец поведения в игровой ситуации в случае проигрыша или победы, конфликтной ситуации в команде.
Такт второй – «последействие». Делаю, как взрослый. Основная задача второго такта - обеспечить ребенку роль «лидера», но в деятельности команды детей младшего возраста. Для этого мы предложили детям выступить в роли опытного лидера и помочь команде младшеклассников достойно пройти испытания всей командной.
Такт третий. Думаю и делаю, как взрослый каждый день. Это самый сложный и пролонгированный этап, требующий постоянных волевых усилий и самодисциплины. Основным результатом является формирование ценности «семьи» через совместную деятельность и переживание положительных эмоций.
Потенциал использования метода подражательных образцов и воспроизводящей деятельности
Мы отмечаем положительные эффекты метода подражательных образцов и воспроизводящей деятельности в двух плоскостях. У детей отмечается более ответственное отношение к делам и поступкам, происходит корректировка самооценки и оценки деятельности других членов классного коллектива. Осознание своих возможностей («я тоже так могу, как папа»), понимание и осознание возможностей других учащихся («не только я могу, но так может каждый») положительно влияет на расширение или на образование новых групп по интересам внутри классного коллектива. Созданная ситуация успеха формирует у учащихся гордость за семью, стимулирует желание действовать, как взрослый, а, с другой стороны, для нас является основой для формирования поведенческих ориентиров, инициативности и самостоятельности учащихся.
Взрослые участники обретают статусность и авторитет со стороны ребенка, его товарищей и других родителей. У них также происходит корректировка представлений о своих воспитательных возможностях и ресурсах. Ситуация успеха и признания у взрослых находит отклик в желании сотрудничать, быть важным и нужным человеком для своего ребенка.
Если в классном коллективе есть ученики-«робинзоны» или ученики-«максималисты», ученики с девиантным поведением, «неразрывные» пары учеников, если возникает потребность в сплочении детского, взрослого и детско-взрослого коллектива, то метод показа подражательных образцов и воспроизводящей деятельности способен решить эти проблемы.
На наш взгляд, метод показа подражательных образцов и воспроизводящей деятельности является наиболее эффективным в воспитании. Этот метод в равной мере «работает» на всех участников процесса. Мы чувствуем его воздействие непрерывно. В любом возрасте, в важные или сложные жизненные моменты каждый человек ориентируется на действия, которые в данной ситуации совершил бы авторитетный для него человек, а для ребенка такими людьми являются его родители.
Готовый образовательный контент программы «Орлята России» реализуется с учетом особенностей воспитательного процесса школы и может быть конкретизирован не только под проблемы определенного классного коллектива, но и под проблемы конкретной семьи. Более того, при этом открывается возможность проектировать не только мероприятия, но и роль каждого ребенка в конкретном мероприятии для получения разнопланового социального опыта.
Список литературы
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко– 2004. –Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с. (Большая университетская библиотека). - ISBN 978-5-93878-232-7.
5