Диагностика духовно-нравственного развития обучающихся
«Диагностика духовно-нравственного развития обучающихся»
Балтаева Юлия Петровна,
учитель английского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с. Теликовка Духовницкого района
Саратовской области»
С экранов телевизоров, в сети Интернет мы довольно часто видим ужасные кадры: подростки избили учителя, подростки избивают ровесников, осквернили памятник и т.д. Почему это происходит?
Часто ли мы, взрослые глубоко задумываемся над проблемами духовно-нравственного воспитания наших детей? Часто ли говорим о нравственных ценностях человека? Временем нравственный глухоты называет наше время известный кинорежиссёр Павел Лунгин. Одним из ответов подростков, издевавшихся над учителем физической культуры, был такой: она старенькая, с памятью плохо, а мы просто развлекались. Это, наверное, приговор не только родителям, но и приговор гораздо более страшный: всему порядку вещей, всей пропаганде патриотизма по-новому. Всё общество, каждый человек, президент обеспокоены проблемой нравственности общества.
Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным нравственным понятиям. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров – сегодня нет однозначного ответа. Для диагностики состояния нравственного воспитания обучающихся нашей школы мы разработали анкету и предложили её учащимся 5-11-х классов. Всего в опросе приняло участие 41 обучающийся. Проведение опроса позволило сориентироваться в представлениях учащихся различных возрастных категорий о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми они руководствуются в своей жизни.
Проанализировав результаты опроса, мы выяснили некоторые тенденции. На вопрос о нужности духовно-нравственных ценностей в современном мире, обучающиеся заявили, что сегодня нужны духовно-нравственные ценности, таково было мнение 87 % опрошенных. Не задумывались об этом – 18 %, не считают нужным формирование духовной культуры – 0 %.
Важной частью нашего опроса было задание на выбор духовных ценностей из предложенных нами и распределение их в соответствии с их значимостью для респондента. Среди своих приоритетов обучающиеся указали: семью – 40 (100%); дружбу – 30 (75%); здоровье - 30 (75%); любовь – 18 (45%); честь – 11 (27,5 %); личная свобода – 4 (10 %); патриотизм и любовь к Родине – 10 (25 %); искусство и творчество – 5 (12%); образование – 20 (50 %); религия – 1(2%); уважение – 7 (17%); общественное признание - 0; материальное благополучие - 3 (7%); доброта – 14 (35%); порядок, законность - 1(2%); воспитание – 6 (15%); мораль – 1(2%); совесть – 11 (27,5 %), интересная работа – 3 (7%).
Обучающиеся разных возрастных групп выделили в приоритет различные духовные ценности.
| 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
семья | 6 | 4 | 8 | 2 | 14 | 100% | 100% |
дружба | 4 | 4 | 6 | 1 | 11 | 100% | 80% |
здоровье | 6 | 3 | 7 | 1 | 8 | 50% | 100% |
любовь | 2 | 3 | 4 | 2 | 5 | | 100% |
честь | 1 | 0 | 2 | 1 | 5 | | 40% |
личная свобода | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | | |
патриотизм и любовь к Родине | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | | |
искусство и творчество | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | | |
образование | 3 | 3 | 4 | 0 | 8 | 50% | 40% |
религия | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
уважение | 0 | 1 | 2 | 0 | 3 | 100% | 40% |
общественное признание | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
материальное благополучие | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | | 20% |
доброта | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 50% | 20% |
порядок, законность | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | | |
воспитание | 0 | 0 | 1 | 0 | 5 | | 40% |
мораль | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 20% |
совесть | 1 | 0 | 2 | 0 | 6 | 50% | 40% |
интересная работа | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 20% |
Мы попросили обучающихся написать 1-2 предложения по вопросу, что необходимо делать для преодоления духовно-нравственного кризиса в обществе и получили следующие ответы:
- улучшить образование;
- вести здоровый образ жизни;
- быть гуманными по отношение к другим людям;
- воспитывать нравственные ценности с детства в семье и школе;
- прислушиваться к мнению других;
- читать книги, посещать театры;
- больше говорить о семье, о нравственности;
- уважать старших;
- действовать по совести;
- помогать людям;
- быть неравнодушным ко всему;
- быть добрее;
- улучшить работу СМИ;
- любить свою Родину.
Проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их. Отсутствие должной просветительской работы вызывает многие проблемы современного общества, такие как: падение уровня морали, ослабление авторитета семьи, низкая социальная активность, общая леность и даже рост молодежной преступности. Необходимо вести воспитательную работу, как семье, так и во всех социальных институтах, начиная с системы образования и заканчивая СМИ.
Наш мониторинг будет продолжен, и, как мы надеемся, позволит отразить успехи и сложности в реализации программы воспитания. Однако сегодня важно констатировать, что педагогический коллектив не только осознает поднятые в нашем опросе проблемы, но и разрабатывает траекторию своей педагогической деятельности и внедряет комплексные стратегии, призванные их решать.
Я, в свою очередь, хочу рассказать вам об одном из моих методов работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Поскольку я являюсь классным руководителем, я постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе через трансляцию ценностей, с целью формирования духовно-нравственной личности.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.
Ежегодно у нас в школе проходят Уроки мужества. Целью проведения таких уроков является формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
…Мы часто слышим в жизни такие слова: героический человек, совершил героический поступок, подвиг. А что мы подразумеваем под этими определениями? Так начинался классный час. Затем я спросила детей: «Есть ли герои у нашего времени?». Многие затруднились ответить. Тогда я попросила ребят составить портрет героя.
Практическая работа.
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера.
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.
Далее я рассказала ребятам о проекте Фонда социально-культурных инициатив - это Всероссийская общественно-государственная инициатива "Горячее сердце", который реализуется с ноября 2013 года.
Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.
Затем мы изучили Почетную книгу «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений. Познакомились с сайтом - www.cordis.fondsci.ru, на котором можно узнать последние новости, посмотреть фото- и видеоматериалы, а также рассказать свою историю мужества.
В итоге классного часа я попросила ребят: «Кто считает, что у нашего времени есть свои герои, прошу поднять руку». И, конечно же, все ребята подняли руки. К концу классного часа я увидела, как ребята изменились, кто-то притих, у кого-то на глазах появлялись слёзы, кто-то просто сидел, как завороженный, кто-то хотел поделиться своей историей. Я считаю, что это очень хороший показатель, значит, я смогла достучаться до детских сердец.
Мне кажется, не всё ещё потеряно. Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Я надеюсь, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания удастся возродить былое величие России. Для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя.
Начни с себя – и души отзовутся.
Спроси с себя – и просветлится жизнь.
Спаси себя – и тысячи спасутся.
Начни с себя – и жизнь обрящет смысл.
Кияйкина Наталья Федоровна