Диагностика духовно-нравственного развития обучающихся

3
1
Материал опубликован 5 November 2020

«Диагностика духовно-нравственного развития обучающихся»


Балтаева Юлия Петровна,

учитель английского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Теликовка Духовницкого района

Саратовской области»


С экранов телевизоров, в сети Интернет мы довольно часто видим ужасные кадры: подростки избили учителя, подростки избивают ровесников, осквернили памятник и т.д. Почему это происходит?

Часто ли мы, взрослые глубоко задумываемся над проблемами духовно-нравственного воспитания наших детей? Часто ли говорим о нравственных ценностях человека? Временем нравственный глухоты называет наше время известный кинорежиссёр Павел Лунгин. Одним из ответов подростков, издевавшихся над учителем физической культуры, был такой: она старенькая, с памятью плохо, а мы просто развлекались. Это, наверное, приговор не только родителям, но и приговор гораздо более страшный: всему порядку вещей, всей пропаганде патриотизма по-новому. Всё общество, каждый человек, президент обеспокоены проблемой нравственности общества.

Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным нравственным понятиям. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров – сегодня нет однозначного ответа. Для диагностики состояния нравственного воспитания обучающихся нашей школы мы разработали анкету и предложили её учащимся 5-11-х классов. Всего в опросе приняло участие 41 обучающийся. Проведение опроса позволило сориентироваться в представлениях учащихся различных возрастных категорий о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми они руководствуются в своей жизни.

Проанализировав результаты опроса, мы выяснили некоторые тенденции. На вопрос о нужности духовно-нравственных ценностей в современном мире, обучающиеся заявили, что сегодня нужны духовно-нравственные ценности, таково было мнение 87 % опрошенных. Не задумывались об этом – 18 %, не считают нужным формирование духовной культуры – 0 %.

Важной частью нашего опроса было задание на выбор духовных ценностей из предложенных нами и распределение их в соответствии с их значимостью для респондента. Среди своих приоритетов обучающиеся указали: семью – 40 (100%); дружбу – 30 (75%); здоровье - 30 (75%); любовь – 18 (45%); честь – 11 (27,5 %); личная свобода – 4 (10 %); патриотизм и любовь к Родине – 10 (25 %); искусство и творчество – 5 (12%); образование – 20 (50 %); религия – 1(2%); уважение – 7 (17%); общественное признание - 0; материальное благополучие - 3 (7%); доброта – 14 (35%); порядок, законность - 1(2%); воспитание – 6 (15%); мораль – 1(2%); совесть – 11 (27,5 %), интересная работа – 3 (7%).

Обучающиеся разных возрастных групп выделили в приоритет различные духовные ценности.


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

семья

6

4

8

2

14

100%

100%

дружба

4

4

6

1

11

100%

80%

здоровье

6

3

7

1

8

50%

100%

любовь

2

3

4

2

5


100%

честь

1

0

2

1

5


40%

личная свобода

0

2

0

0

2



патриотизм и любовь к Родине

3

1

3

2

2



искусство и творчество

2

0

1

1

1



образование

3

3

4

0

8

50%

40%

религия

1

0

0

0

0



уважение

0

1

2

0

3

100%

40%

общественное признание

0

0

0

0

0



материальное благополучие

0

0

1

0

1


20%

доброта

2

3

4

2

3

50%

20%

порядок, законность

0

0

1

0

0



воспитание

0

0

1

0

5


40%

мораль

0

0

0

0

0


20%

совесть

1

0

2

0

6

50%

40%

интересная работа

0

0

0

0

0


20%


Мы попросили обучающихся написать 1-2 предложения по вопросу, что необходимо делать для преодоления духовно-нравственного кризиса в обществе и получили следующие ответы:

- улучшить образование;

- вести здоровый образ жизни;

- быть гуманными по отношение к другим людям;

- воспитывать нравственные ценности с детства в семье и школе;

- прислушиваться к мнению других;

- читать книги, посещать театры;

- больше говорить о семье, о нравственности;

- уважать старших;

- действовать по совести;

- помогать людям;

- быть неравнодушным ко всему;

- быть добрее;

- улучшить работу СМИ;

- любить свою Родину.

Проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их. Отсутствие должной просветительской работы вызывает многие проблемы современного общества, такие как: падение уровня морали, ослабление авторитета семьи, низкая социальная активность, общая леность и даже рост молодежной преступности. Необходимо вести воспитательную работу, как семье, так и во всех социальных институтах, начиная с системы образования и заканчивая СМИ.

Наш мониторинг будет продолжен, и, как мы надеемся, позволит отразить успехи и сложности в реализации программы воспитания. Однако сегодня важно констатировать, что педагогический коллектив не только осознает поднятые в нашем опросе проблемы, но и разрабатывает траекторию своей педагогической деятельности и внедряет комплексные стратегии, призванные их решать.

Я, в свою очередь, хочу рассказать вам об одном из моих методов работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Поскольку я являюсь классным руководителем, я постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе через трансляцию ценностей, с целью формирования духовно-нравственной личности.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.

Ежегодно у нас в школе проходят Уроки мужества. Целью проведения таких уроков является формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.

Мы часто слышим в жизни такие слова: героиче­ский человек, совершил ге­роический поступок, подвиг. А что мы подразумеваем под этими определениями? Так начинался классный час. Затем я спросила детей: «Есть ли герои у нашего времени?». Многие затруднились ответить. Тогда я попросила ребят составить портрет героя.

Практическая работа.

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера.

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.

Далее я рассказала ребятам о проекте Фонда социально-культурных инициатив - это Всероссийская общественно-государственная инициатива "Горячее сердце", который реализуется с ноября 2013 года.

Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.

Затем мы изучили Почетную книгу «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений. Познакомились с сайтом - www.cordis.fondsci.ru, на котором можно узнать последние новости, посмотреть фото- и видеоматериалы, а также рассказать свою историю мужества.

В итоге классного часа я попросила ребят: «Кто считает, что у нашего времени есть свои герои, прошу поднять руку». И, конечно же, все ребята подняли руки. К концу классного часа я увидела, как ребята изменились, кто-то притих, у кого-то на глазах появлялись слёзы, кто-то просто сидел, как завороженный, кто-то хотел поделиться своей историей. Я считаю, что это очень хороший показатель, значит, я смогла достучаться до детских сердец.

Мне кажется, не всё ещё потеряно. Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Я надеюсь, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания удастся возродить былое величие России. Для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя.

                                    Начни с себя – и души отзовутся.

                                    Спроси с себя – и просветлится жизнь.

                                    Спаси себя – и тысячи спасутся.

                                    Начни с себя – и жизнь обрящет смысл.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную выполненную работу! Важный ресурс!

7 November 2020

Похожие публикации