12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа элективного курса

по (предмету)-история «Личность и история России»

Класс - 10

Всего часов на учебный год - 35ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Очество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 18лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.И.Чеботарёвой и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2014-2015 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счёте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства.

Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны.

Программа элективного курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность элективного курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.

Место учебного предмета в учебном плане:

Часы для элективного курса даны из школьного компонента- 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях . Элективный курс решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план.


 

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

осознание роли личности в истории;

ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Содержание учебного предмета.

Тема1. Киевская Русь. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые князья. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.

Тема2. Эпоха раздробленности Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фёдор. Борис Годунов

Минин и Пожарский.

Тема 4. Путь к абсолютизму. Государь Михаил Фёдорович.

Алексей Михайлович “Тишайший”. Фёдор Тишайший. Царевна Софья.

Церковный раскол

Деятели культуры. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова.

Тема5. Эпоха дворцовых переворотов. Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Елизавета Петровна и Пётр III. Екатерина Великая. ПавелI и Александр I.

Великие полководцы и флотоводцы. Русское “просвещение”.

Тема6. Эпоха самодержавных преобразований. Сперанский М.М. Николай I-жандарм Европы и Александр Освободитель.

Александр III и Николая II.

Требования к уровню подготовки

В процессе обучения учащиеся приобретают с л е д у ю щ и е у м е н и я:

видеть проблему; сформулировать её;

самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

составить план решения проблемы, задачи;

представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;

обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций;

Учебно-методическое обеспечение:

Список литературы для учителя

Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,

Учебные тесты по истории.

Рекомендуемая литература.

Н.Л.Пушкарёва Женщины Древней руси. М., 1989.

Кириллов История Отечества в таблицах и схемах. - М: ЭКСМО, 2010.

Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. В.,1995г.

Школьная энциклопедия –М, 2003

История России в лицах. М., 1997

История России в лицах и датах. М., 1995.

История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.

Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы, компьютерные учебные программы,

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

Календарно-тематическое планирование элективного курса " Личность и история России" 10класс (35 часов).

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание

Дата проведения

План

Факт

 

1

Введение.

1

Урок изучения но­вого материала

Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Разные оценки и подходы российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.

   
 

Раздел1. Великие Рюриковичи. Тема1. Киевская Русь. (6ч)

 

2

Рюрик.

1

Комбинированный

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

   

3

Первые князья.

1

Комбинированный

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

   

4

Владимир Святой

1

Комбинированный

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

   

5

Борис и Глеб – князья мученики.

1

Урок -лекция с элементами дискуссии

Борис и Глеб – князья мученики. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.

   

6

Ярослав Мудрый

1

Комбинированный

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

   

7

Владимир Мономах

1

Комбинированный

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы Тема2. Эпоха раздробленности.(и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

   
 

Тема2. Эпоха раздробленности.(6ч)

 

8

Князья эпохи раздробленности.

1

Урок-лекция с элементами дискуссии

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

   

9

Александр Невский

1

Комбинированный

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

   
 
 

10

Деятели русской церкви и культуры

1

Комбинированный

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

   

11

Иван Калита

1

Комбинированный

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

   
 
 

12

Дмитрий Донской

1

Комбинированный

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

   

13

Сергий Радонежский

1

Комбинированный

Сергий Радонежский.

   
 
 
 

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная. (5ч)

 
   

14

Иван Васильевич и Василий Иванович.

1

Комбинированный

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

   
 

15

Иван IV Грозный

1

Урок-семинар..

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

   

16

Великие живописцы

1

Лекция с элементами беседы.

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

   
 

17

Государь князь Фёдор. Борис Годунов

1

Комбинированный

Второй сын Ивана Грозного. Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

   

18

Минин и Пожарский

1

Комбинированный

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

   
 

Раздел 2. Великие Романовы.

Тема 4. Путь к абсолютизму.(7ч)

19

Государь Михаил Фёдорович.

1

Комбинированный

Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Полки иноземного строя. «Куранты».

   

20

Алексей Михайлович “Тишайший”

1

Комбинированный

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

   

21

Фёдор Тишайший. Царевна Софья.

1

Комбинированный

Фёдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества. Регенство царевны Софьи.

   

22

Церковный раскол

1

Комбинированный

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

   

23

Деятели культуры

1

Комбинированный

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

   
 

24

Петр Первый

1

Комбинированный

Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

   

25

Птенцы гнезда Петрова

1

Комбинированный

Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

   
 

Тема5. Эпоха дворцовых переворотов.(5ч)

26

Женщины на престоле

1

Комбинированный

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

   

27

Елизавета Петровна и Пётр III.

1

Комбинированный

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Пётр III. Манифест о «вольности дворянства».

   

28

. Екатерина Великая. ПавелI и Александр I.

1

Комбинированный

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Трагическое контрреформаторство ПавлаI “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

   

29

Великие полководцы и флотоводцы

1

Комбинированный

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

   

30

Русское “просвещение”.

1

Комбинированный

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий,  Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

   
 

Тема6. Эпоха самодержавных преобразований.(4ч)

 

31

Сперанский М.М.

1

Комбинированный

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка

   

32

Николай I-жандарм Европы и Александр Освободитель.

1

Комбинированный

Декабристы и Николай I. III отделение Собственной канцелярии. Теория «официальной народности». «Полное собрание законов Российской империи». «Свод действующих законов». Реформа управления государственными крестьянами. Финансовая реформа Е.Канкрина. Причины отмены крепостного права. «Записки» К.Кавелина. Секретный комитет. Рескрипт на имя Назимова. Губернские комитеты. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я.Ростовцев. «Положения о реформе». Уставные грамоты. Временнообязанное состояние. Община. Круговая порука. Выкупные платежи. Реформа местного самоуправления: земская и городская. Земские собрания и управы. Судебная реформа. Мировые и общие суды. Военные реформы. Всеобщая воинская повинность. Реформа просвещения

   

33

Александр III и Николая II.

1

Комбинированный

Александр Миротворец. Контрреформы . «Положение о мерах к охранению государственного порядка». Пересмотр законов о земствах и городском самоуправлении. «Железнодорожная горячка». Личность царя Николая II. Социальные противоречия в период царствования.

   

34

Итоговое занятие.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания учащихся.

   

35

Резерв. (итоговое повторение)

1

       
 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.