12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна2072
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
8

Лицо раскола: Боярыня Морозова. (урок по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»)

Фурлова Ольга Ивановна,

МАОУ СОШ № 20

История России, 10 класс

Базовый уровень изучения истории (или урок по элективному курсу «Светочи России»)

 

Программа: 1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, С.И.Козленко. История России с древнейших времен до конца XIX века. Программа курса. 10 кл. – М.: «Русское слово», 2006

 

Учебник: 1. История России с древнейших времен до конца XIX века.10 класс. Под ред. А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова. В 2-х чч. , ч.2 – М.: «Русское слово», 2006

 

Тема урока:

Лицо раскола: Боярыня Морозова. (урок по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»)

Урок проводится с использованием ИКТ; используемые технологии: критического мышления, проектная.

 

Цели урока:

Образовательная - формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе (характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой с точки зрения использования разных источников; оценка церковного раскола современниками и потомками);

- подведение учащихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви;

- подведение учащихся к пониманию роли отдельной личности в истории.

Воспитательнаяпонимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философских и исторических подходов к оценке старообрядчества; образное и личностное восприятие событий через призму произведений художественной культуры;

- воспитание толерантного отношения к различным религиозным и идеологическим течениям;

- формирование уважительного отношения к борцам за идеи, за веру.

Развивающаяпродолжить формирование умений прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, работать с мультимедийными источниками, презентацией, интерактивной доской;

- продолжить развитие критического мышления обучающихся;

- продолжить формирование умения выделять опорные знания при анализе такого исторического источника, как художественное изобразительное произведение при помощи ИКТ;

- продолжить формирование умения работать над проектом.

Оборудование:

картина В. Сурикова “Боярыня Морозова”;

презентация:

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1461823193.pptx (Лицо раскола);

творческие отчеты групп проекта:

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461823232.doc (приложение 4), 

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461823258.doc (приложение 6);

учебник для 10 класса под ред. А.Н.Сахарова; исторические источники эпохи раскола (приложения: 

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461823295.doc (приложение 1), 

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1461823315.doc (приложение 2), 

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1461823333.doc (приложение 3, 

Здесь будет файл: /data/edu/files/k1461823364.doc (приложение 5).

 

Ход урока. 

1.Погружение.

1. Повторение изученного материала. Беседа.

Вводное слово учителя: История каждого народа знает эпохи более или менее крутого перелома умственной жизни нации. В жизни русского народа одной из наиболее замечательных эпох такого рода была II половина XVII века, начавшая собою новый период в истории интеллектуального развития страны. Почему?

- появилась необходимость в идеологических реформах. А поскольку главным идеологом была церковь, то необходимо стало заняться реформированием церкви.

1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы?

(презентация, кадр 3)

1. Причины и начало раскола:

а) Причины раскола (кадр 4-5)

Ученики: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. «Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали», - писал протопоп Аввакум.

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в., в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства»); взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

(кадр 6)

1. Старообрядцы боялись обмирщения церкви, нарушения благочестия.

2. Старообрядцы полагали, что изменение обрядов равносильно перемене веры (обрядоверие), уже не помнили, что вера пришла «от греков», введенные обряды не являются новыми.

3. Жесткость методов проведения реформы, особенно после отхода патриарха Никона от дел, который стремился смягчить ее проведение.

4. Косность духовенства, с трудом воспринимавшего новые служебные книги.

5. С расколом переплетался социальный протест.

б) Начало раскола (кадр 7-8)

Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г., весьма почитаемые ревнителями московской старины.

Вывод: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в., было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия. Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону... В то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые, отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников.

2. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо узнать о главных действующих лицах раскола. Кто они?

- Никон, Аввакум, боярыня Морозова, государство в лице царя.

 

2. Осмысление.

2. Идеология раскола.

Учитель: В чем были отличия в идеалах никониан и староверов?

Патриарх Никон (кадр 9)

Сообщение учащегося:

- Вспомните теорию “Москва – Третий Рим. Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую).

- С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. Для нее открывается западный мир с его передовым знанием, культурой, технологическими возможностями. Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Как всегда цель реформы была благая – царь и патриарх решают укрепить церковную организацию в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями, так как с течением времени накопилось много различий и отступлений от канонов. Патриарх ставил перед собой цель сделать русскую церковь могущественной, поднять ее престиж. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» - эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь. По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. Делали это в спешке, допуская множество ошибок, а все старые тексты были объявлены неправославными. До Никоновских реформ в России были приняты две формы крестного знамения – двуперстное и трехперстное. Никон обвинил двуперстников в ереси. А ведь смысл этих символов не слишком различается. Оба они – знаки сопричастности христианству. Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой. В трехперстии соединение трех первых пальцев символизирует единство Бога в трех лицах, а прижатые к ладони два пальца указывают на две природы Христа. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере. А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем.

Работа с источником (приложение 2): - Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу

(б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг.) (кадр 10)

…стал одним из основоположников старообрядческого движения

Сообщение учащегося:

Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” - замечательном памятнике русской литературы.

Протопопу Аввакуму не было и тридцати, когда он возглавил раскольников.
Ни уговорами, ни истязаниями, ни ссылками (сначала в Тобольск, потом в Пустозерск), ни посулами заставить Аввакума подчиниться патриаршей воле не удалось. В 1682 году по мотивам вполне политическим – «за великия на царский дом хулы» - строптивого протопопа сожгли. (Кстати, он на год пережил своего идейного противника, который, тоже по политическим мотивам, был сослан на Север, лишившись высокого сана.)

1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.

2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме, на хлебе и воде, в течение 14 лет (в 1682 г. по царскому указу «за великая на царский дом хулы»).

Вопрос учащимся:

- В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?

- Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?

Учащиеся:

- Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”

- Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?

Учащиеся:

- В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума – горячего сторонника традиционной средневековой культуры.

Аввакум излагает и защищает идейные основы старообрядчества: "Аще я и не смыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в Церкви от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти, яко же приях; не прелагаю предел до нас положено: лежи оно так во веки веков".

Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников “во един день” и, прежде всего Никона: “того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе “Жития” с трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Любимыми ученицами Аввакума были боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Такое сочетание благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.

Вывод: И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

3. Социальные силы. Формы сопротивления:

а) Социальные силы (кадр 11)

- В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.

 б) Судьба боярыни Морозовой (кадр 12-13)

- Главная наша героиня – это «Боярыня Морозова», именно об этой картине мы сегодня будем говорить. Позвольте, я начну с лирического отступления.

«Дни твои, наверное, прогорели, и тобой, наверное, не осознаны,

Помнишь, в Третьяковской галерее, Суриков, «Боярыня Морозова».

Правильно, какая из религий, и раскол уже воспринят родиной,

Нищий там, и у него вериги, он старообрядец и юродивый.

Он аскет, ему не нужно славы, он не коронованный царь улицы,

Сани прыгают через ухабы, он разут, раздет, но не простудится.

У него горит святая вера, на костре святой той веры греется,

И с остервенением изувера лучше всех двумя перстами крестится».

Это Николай Глазков, так и называется стихотворение, «Боярыня Морозова». Такое у нас начало.

- Давайте попытаемся представить, какой же она была на самом деле. Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества.

 Сообщение: Феодосья Прокопьевна Соковнина (Морозова) (кадр 14)

- жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова

- очень богата

- «духовная дочь» протопопа Аввакума

- арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду

- умерла в ноябре 1675 г.

Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Крестьян было 8000... ездила она в дорогой карете, устроенною мозаикой и серебром, в шесть или двенадцать лошадей; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».

Работа с источниками:

- Давайте прочитаем отрывок из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» (приложение 3), рассказывающей о судьбе непокорной боярыни и характеризующей ее как человека необычайной духовной силы.

Для того чтобы лучше понять прочитанный текст, давайте выясним, как вы понимаете значение некоторых слов.

– Как вы считаете: что обозначает слово подвиг? (Подвиг – это героический, самоотверженный поступок, который совершает какой-либо человек.)

– Можно ли назвать подвигом борьбу боярыни Морозовой за старую веру? («Мне кажется, что назвать подвигом эту борьбу нельзя, в ней нет ничего героического, просто Морозова не хотела смириться с церковными нововведениями». «Я считаю, что боярыня Морозова совершила подвиг, потому что далеко не каждый человек способен отстаивать свои убеждения и идти за них до конца».)

– Мы можем по-разному относиться к тому, во что верила Морозова (ведь мы оцениваем ее поступки с позиций своего времени!), но человек, способный к борьбе за свои убеждения (даже если мы не разделяем эти убеждения), достоин уважения. А как вы понимаете: что такое убеждения? (Убеждения – это твердый взгляд на что-либо, сложившееся у человека мировоззрение.)

– Что означает, по вашему мнению, слово отречение? (Отречься – т.е. отказаться от своего мнения, от своих слов, от своих убеждений.) Действительно, отречься – означает отказаться от сказанного ранее. Но для Морозовой отречься – означает отказаться от своих убеждений, и на это она не идет.

– И последнее слово – фанатизм. Что значит фанатизм? Обратимся к словарю: «Фанатизм – склонность человека следовать определенным идеям, не считаясь ни с чем, жертвуя ради их торжества жизнью людей и своей жизнью».

– А что имеется в виду в тексте, когда говорится о фанатической преданности убеждениям? (Наверное, здесь имеется в виду, что боярыня Морозова готова стоять за свою веру до конца.)

Работа с источником (приложение 5, 1):

- Была ли боярыня фанатичкой?

Сообщение: В.И.Суриков (кадр 15-16)

– Итак, мы с вами узнали некоторые факты из жизни и творчества художника В.И. Сурикова, написавшего картину «Боярыня Морозова», узнали об исторических событиях далекого XVII века, касающихся религиозного раскола, о раскольнице Морозовой. Давайте теперь внимательно рассмотрим саму картину и попробуем понять и почувствовать, что изобразил на ней автор.

Учитель: (кадр 17)

-XVII век. Это было трагичное время. Расцвет русской культуры – и раскол православной церкви, когда за веру можно было поплатиться жизнью. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. От книги веяло простором русской земли. Словно сухой, морозный ветер, зарождавшийся над степями, доносил запахи дремучих лесов, дальний звон колоколов и неистовые вопли страдальцев. Композиция полотна сложилась быстро. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности. В действительности в санях сидели обе сестры. Их приковали за шею к стульям, положили на дровни и, опасаясь народных волнений, вывезли из Кремля под царскими переходами. Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. Урусова у него идет рядом с санями, а в самом центре картины – Феодосья с вздернутой вверх в двуперстном знамении рукой. А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. Художник мыслит образами. Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. Жалкая и величественная. Одна против всех.

Анализируя картину, пытаемся ответить на логическое задание:

«Но почему Россия остановила выбор на Морозовой, превратив ее в символ раскола?»

Беседа по картине (ученик):
 

– Итак, повторим еще раз: где и когда происходили события, изображенные на картине? (События происходили в XVII веке в Москве.)

– Какой эпизод из тех далеких событий изобразил художник? («Возможно, на картине автор изобразил тот момент, когда боярыню Морозову по указу царя схватили и везут на допрос». «Может быть, на картине изображено, как боярыню везут в ссылку».)

Художник действительно изобразил на картине тот момент, когда непокорную боярыню, прошедшую через пытки, закованную в кандалы, увозят в ссылку.

– Как изображена боярыня Морозова? (Боярыня изображена сидящей в санях.)

– Безучастна ли она к происходящему, смирилась ли со своей участью? (Она не безучастна к тому, что происходит, и не смирилась со своей участью. Художник изобразил ее с поднятой вверх правой рукой с двуперстным знамением. Она пытается что-то сказать людям, которые столпились вокруг саней.)

– Как художник передал, что двуперстное знамение важно для боярыни? (Боярыня высоко подняла руку с двумя распрямленными перстами, чтобы все видели, что она не отреклась от своей веры.)

– Мы не слышим, о чем говорит людям раскольница (перед нами живописное полотно, язык художника – краски). Но, я думаю, мы с вами можем понять, о чем она говорит в данную минуту. Попробуйте это сделать. («Я думаю, она говорит людям о том, чтобы они стояли за свою веру до конца». «А может быть, она говорит, что не надо ее жалеть, не надо плакать, надо верить и стоять за свою веру».)

– Как вы считаете, смог ли художник показать нам, что эту женщину везут из темницы, где она подверглась пыткам? Какие детали ее внешнего облика говорят об этом? («Да, художник смог это показать. У боярыни Морозовой худое, изможденное, мертвенно-бледное лицо. Щеки впалые, нос заострившийся, глубоко сидящие глаза». «У нее совершенно бескровное лицо и такая же рука. Руки и лицо худые, кажется, что даже ее богатая одежда стала ей велика». «Мне кажется, что это подчеркивает ее одежда: боярыня одета во все черное – цвет траура.)

– Мы видим по ее лицу, что она перенесла страдания. Но есть в ее облике и нечто другое. Всмотритесь в ее лицо. О чем говорит нам взгляд главной героини картины? («Взгляд исступленный, страшный, кажется, он испепелит каждого». «Этот взгляд говорит о том, что героиня не сломлена, она убеждена в своей правоте». «Она не жалуется, ее взгляд говорит о ее не сломленной воле».)

– О чем говорит поза героини картины? (О внутреннем напряжении: судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука, напряженно поднятая вверх правая рука.)

Теперь поговорим о других действующих лицах картины.

– Что является центром картины? (В центре картины изображены сани, на которых сидит опальная боярыня.)

Всмотритесь в лица людей: где больше сочувствующих людей, а где – враждебно настроенных по отношению к боярыне? (Справа больше сочувствующих, а слева – тех, кто настроен враждебно.)

– Какие цвета преобладают на картине? (Трудно ответить. На картине разнообразные краски.)

Разнообразные краски, пестрота толпы, по замыслу Сурикова, должна контрастировать с черным («монашеским») костюмом боярыни. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей.

Творчество исторического живописца – особенное. Для того чтобы создать историческое полотно, необходимо обладать уникальным качеством – умением видеть сквозь пелену времени, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание».

Учитель:

- Мы с вами постараемся угадать, какими чувствами переполнены те, кто столпился вокруг саней боярыни.

Выберите на картине одного из ее героев, опишите его и попробуйте угадать его мысли.

(«На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого (кадр 18).

Это традиционный персонаж старой Руси. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Юродивый, в представлении наших предков, обладал даром прорицания. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. На шее – огромная цепь. Это самый жалкий персонаж. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Он единственный на картине поднимает в ответ на слова боярыни руку с таким же, как у нее, двуперстием».

«Рядом с юродивым изображена нищенка. Это старая, изможденная женщина, которая стоит на коленях, опираясь на палку. Она в темном платке и темной, залатанной во многих местах одежде. На плече – сума, в которую она собирает милостыню. Она протянула одну руку к саням, словно хотела задержать их или помочь в чем-то боярыне. На лице ее выражение жалости, сочувствия, сострадания».

«Мое внимание привлекла девушка, которая стоит за нищенкой (кадр 19)

Она одета в нарядную синюю шубку и яркий желтый платок. У нее красивое и печальное лицо. Она склонилась перед боярыней Морозовой в полупоклоне. Мне кажется, что эта тихая девушка сочувствует Морозовой».

«Еще одна молоденькая боярышня стоит рядом с девушкой в синей шубке (кадр 20)

Она всплеснула руками, увидев Морозову, прижала их к груди и так и осталась стоять. Она тоже сочувствует опальной боярыне, жалеет ее, чуть не плачет, глядя на нее».

«Привлекает внимание и монашка, которая выглядывает из-за спин людей. Может быть, и она – тайная раскольница, на ее лице написаны страх и тревога») (кадр 21)

– Вы пытались описать людей, которые сочувствуют боярыне. А есть ли среди толпы такие, которые не сочувствуют Морозовой? (Да, среди людей есть такие, кто колеблется, какую сторону ему принять, а есть и такие, кто открыто и издевательски смеется над опальной боярыней.)

– В какой части картины поместил Суриков противников Морозовой? (В основном противники боярыни находятся на картине слева от саней.)

– Как реагируют эти люди на появление саней с закованной в цепи боярыней? (Одним просто любопытно, что происходит, на лицах других написано откровенное злорадство, третьи смеются над Морозовой, зло ухмыляются.) (кадр 22)

– Есть ли на картине персонажи, которые просто не понимают, что происходит? (Мальчик, бегущий за санями, скорее всего не понимает трагедии происходящего. Для него это просто возможность побегать, порадоваться хорошему дню и морозцу, да еще и неожиданному развлечению.)

– А как вы думаете: зачем нам с вами сегодня обращаться к «делам давно минувших дней»? («Мне кажется, что это нужно, потому что каждый народ живет не только сегодняшним днем, у каждого народа есть его история. Эту историю надо знать, а картина Сурикова нам в этом помогла». «Когда смотришь на эту картину и думаешь над ней, рассматриваешь ее героев, то лучше понимаешь свой народ».)

- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?

- Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною — един кто от нас одолеет всяко». Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Но вымысел имеет в своем роде не меньшую историческую ценность, нежели непреложно установленный факт. В данном случае вымысел — это глас народа. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Поэтому он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. Поэтому их тела — в рогоже, без отпевания — зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Морозову держали под стражей, пока она была жива. Ее оставили под стражей и после смерти, которая положила конец ее страданиям в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г.

Человеческая немощь не умаляет подвига. Напротив, она подчеркивает его величие: чтобы совершить подвиг, нужно быть, прежде всего, человеком.

- Итак, мы с вами рассмотрели картину и немного разобрались в тех сложных вопросах, которые возникают перед ее зрителями. Теперь попытаемся ответить на вопрос логического задания.

3.Рефлексия.

- эссе: (приложение 6)

-стихи: (приложение 4)

-суждения учащихся:

- Картина очень страшная, она захватывает тебя с головой, окуная в мир прошлого, вечной борьбы и страданий. Даже смотря на репродукцию, становится страшно, а уж когда видишь оригинал, тебя охватывает благоговейный ужас, будто не Морозову в 17 веке везут на деревянных санях, а тебя!

– Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далекого прошлого. Она призывает задуматься над сложными вопросами: о жизненном подвиге, о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве и сострадании – тех чертах, которые свойственны русскому национальному характеру.

-     «Боярыня Морозова» идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным: «В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти».

- Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. “Бунту” Морозовой противопоставляется «смирение» странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. В памяти народной боярыня Морозова – мученица и героиня.

Значение раскола.

Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим выводам: (кадры 23-24)

- Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

- В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.

 

Литература:

1. Мордовцев Д. А. Великий раскол. – М.: Современник, 1994.

2. Буганов В. И. , Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М.: Политиздат, 1991.

3. Кончаловская Н. Дар бесценный. – М.: Современник, 1998

4. Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученицы. – Старообрядчество: история, культура, современность, вып. 5. М., 1996.

5. Румянцева В. Непокорная боярыня. – Наука и религия. 1975, № 6.

6. Тихонравов Н.С. Боярыня Морозова. – Русский вестник, 1865, № 9.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.