Лицо раскола: Боярыня Морозова (урок по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»)
Лицо раскола Урок-проект в 10 классе по теме «Раскол в русской православной церкви» Учитель истории МАОУ СОШ № 20 Фурлова Ольга Ивановна
План урока 1. Понятие и причины раскола. 2. Идеология раскола. 3. Противостояние патриарха Никона и протопопа Аввакума. 4. «Лицо раскола» – боярыня Морозова. 5. В.И.Суриков «Боярыня Морозова». 6. Итог урока.
Причины церковной реформы. 1. Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. 2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни. 3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. 4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви. Они выступали за "исправление" церковных служб, разночтений в богослужебных книгах. 5. Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551).
Церковные реформы Никона По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:
Церковные реформы Никона устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу; вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию; земные поклоны заменялись поясными; устанавливалось единоголосие во время церковной службы; во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу; иначе стали писать имя Христа - Иисус вместо старого Исус; «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды; заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления. для богослужения допускались иконы только греческого письма.
Причины раскола 1. Старообрядцы боялись обмирщения церкви, нарушения благочестия. 2. Старообрядцы полагали, что изменение обрядов равносильно перемене веры (обрядоверие). 3. Жесткость методов проведения реформы, особенно после отхода патриарха Никона от дел, который стремился смягчить ее проведение. 4. Косность духовенства, с трудом воспринимавшего новые служебные книги. 5. С расколом переплетался социальный протест. 6. Взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников.
Раскол Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения
Раскол В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.
Никон Патриарх ставил перед собой цель сделать русскую церковь могущественной, поднять ее престиж. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» - эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь.
Аввакум Протопоп Аввакум был главным противником церковных реформ патриарха Никона. Он бесстрашно обличал мздоимство чиновников и нерадение духовенства, не признавал светские развлечения и вмешивался в личную жизнь своих прихожан. Однако с Никоном у Аввакума были иные разногласия.
Соловецкое восстание Осада - "Соловецкое сидение" затянулась на восемь лет с 1668 по 1676 гг. В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители.
Логическое задание «Но почему Россия остановила выбор на Морозовой, превратив ее в символ раскола?»
Боярыня Морозова (Василий Суриков)
Неистовая боярыня «Чудо, да подивишися ли сему! Как так? Осмь тысячь хрестьян имела. Домового заводу тысячь больше двухсот было. Сына не пощадила наследника всему. А нынче вместо позлащенных одров в земле закопана сидит за старое православие», - писал о Морозовой летописец.
В.Суриков Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Боярыня Морозова (Василий Суриков) На картине "Боярыня Морозова" (1884-1887) изображен эпизод из истории XVII века, когда сподвижницу «огнепального» протопопа Аввакума, раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову, провозят по Москве «на позорище», перед тем, как обречь на медленную смерть в заточении.
Неистовая боярыня Художник мыслит образами. Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. Жалкая и величественная. Одна против всех.
Юродивый Юродивый, в представлении наших предков, обладал даром прорицания. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Это самый жалкий персонаж. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Он единственный на картине поднимает в ответ на слова боярыни руку с таким же, как у нее, двуперстием».
Боярышня «Еще одна молоденькая боярышня стоит рядом с девушкой в синей шубке. Она всплеснула руками, увидев Морозову, прижала их к груди и так и осталась стоять. Она тоже сочувствует опальной боярыне, жалеет ее, чуть не плачет, глядя на нее».
Девушка Девушка в оранжевом платке, из-за спины которой выглядывает монахиня, стоит с низко опущенной головой и скорбит об участии увозимой, её лицо измождено и бледно, наверное,она всей душой с Морозовой, но не готова к таким жертвам, как опальная боярыня.
Монашка «Привлекает внимание и монашка, которая выглядывает из-за спин людей. Может быть, и она – тайная раскольница, на ее лице написаны страх и тревога». Ей очень любопытно, но тем не менее страшно – возможно, она тоже староверка, но, скорее всего, ей всё равно, кто победит, - выигравшего она признает правым.
Горожанка Молодая горожанка в кремовом платке и коричневом полушубке, тепло укутанная от мороза, стоит с почти равнодушным, пустым взглядом, ясно давая понять, что пришла сюда только потому, что пришли все.
Рефлексия Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далекого прошлого. Она призывает задуматься над сложными вопросами: о жизненном подвиге, о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве и сострадании – тех чертах, которые свойственны русскому национальному характеру».