Открытый урок по изобразительному искусству "Историческая тема в картинах В.И. Сурикова" (6 класс)
Открытый урок
изобразительного искусства в 6 классе.
Тема урока: «Историческая тема в картинах В.И. Сурикова»
Учитель: Арефьева Л.Н.
Тема урока:
« Историческая тема в картинах В.И.Сурикова»
Задачи урока:
Познакомить с картинами В.С. Сурикова - шедеврами Третьяковской галереи.
Учить в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств.
Воспитывать чувство прекрасного, интерес к истории своей страны, к живописи русских художников.
Оборудование урока:
компьютер, диск с записью исторических сценок,
слайд - презентация;
репродукции для раздачи: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»;
музыка Моцарт «Лакримоза», «Реквием»;
проверочный тест.
Ход урока.
Сообщение темы урока.
Прослушайте стихотворение:
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя,
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездушною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Художник, о котором пойдет речь сегодня на уроке, безумно любил историю своей страны. Его зовут Василий Иванович Суриков. (Репродукция «Автопортрет»).
« Он умел воскресить прошлое со всей ответственностью настоящей жизни, воссоздавая подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем».
Это высказывание принадлежит П.М.Третьякову, создателю знаменитой галереи.
Может быть, кто-нибудь из вас был в Третьяковской галерее?
Какие картины можете вспомнить?
Краткий рассказ о биографии художника.
В.И.Суриков родился в 1848г. в г. Красноярске. Судьба казачьего рода Суриковых была тесно связана с историей завоевания и освоения этого края. Для мальчика Васи Сурикова подвиги сибирских завоевателей не были книжными рассказами, а были частью его семейного прошлого. Все, что с самого детства окружало художника в доме деда, напоминало о том, как жили его предки.
Рисовать мальчик начал в раннем детстве, но первые его рисунки вызвали гнев у родителей, т.к. были нацарапаны гвоздем на дорогих сафьяновых стульях.
Первые основы рисунка он получил в школе на уроках рисования. После школы Суриков устраивается работать к губернатору канцелярским служащим. Работа была несложной, он переписывал от руки бумаги и отчеты. Но однажды один случай перевернул его жизнь.
Сценка №1
Как вы уже поняли, зарисовка обычной мухи была настолько похожа на оригинал, что губернатор поощряет одаренного художника, он берет его учителем рисования для своей дочери. Потом, с помощью губернатора, Суриков едет поступать в Академию Художеств. Заканчивает ее.
Беседа по картинам художника.
Как я уже говорила, все свое детство художник провел в далекой глубинке, где все дышало стариной.
И вот эта влюбленность в старинные традиции, обычаи, в историю своего народа отложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и творчество. Также должна сказать о том, что в жизни Суриков был очень впечатлительным человеком, с очень богатым воображением.
Зажигаются свечи.
Давайте посмотрим на свечи. Глядя на эти язычки пламени, бьющиеся в потоках воздуха, поневоле сжимается сердце в предчувствие беды. По воспоминаниям В.И.Сурикова «огоньки свечей, мерцающие тревожно в сумерках раннего утра» натолкнули его на сюжет картины, грандиозной по своему замыслу и трагичности.
Сценка №2
Восстание стрельцов под предводительством царевны Софьи было подавлено; Софью сослали в монастырь, а стрельцов ждало более суровое наказание- смерть. И В.И.Суриков пишет картину под названием «Утро стрелецкой казни», передавая в картине момент за несколько минут до казни. Как говорил он сам: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
(показ репродукции «Утро стрелецкой казни»; звучит музыка - Моцарт «Лакримоза».)
Каждому на парту раздается репродукция картины.
Художник изображает Красную площадь в холодный осенний день. Небо затянулось серыми облаками, лишь у горизонта желтеет полоска рассвета. Толпе народа противопоставляются царь и его приближенные. Две силы художник показывает в столкновении: стрельцы, олицетворяющие древнюю Русь, и Петр 1 , утверждающий новую Россию. Композиция толпы на первый взгляд кажется хаотичной, но на самом деле художник дает точное и продуманное композиционное решение.
В правой стороне мы видим Петра 1 .
Что мы можем сказать о этом человеке?
Что выражает его взгляд? Есть в нем сожаление?
Страшен царь в гневе, решимость и твердость в его взгляде. Он уверен, что нужно ломать старые устои, что нужно выводить Россию на новый, европейский уровень. Царь знает, что не избежать крови, но он уверен в своей правоте.
Рядом с ним иностранный посол, который наблюдает за происходящим.
Сочувствует ли он людям?
Нет, он просто с интересом смотрит за происходящим.
В левой части художник изображает народ и народное горе. Суриков изображает стрельцов в белых смертных рубахах. Найдите их.
Присмотритесь внимательнее, они признали свое поражение?
Их взгляды выражают покорность судьбе?
Нет, стрельцы не повержены, их взгляды полны решимости. Они боролись за традиции своего народа и готовы умереть за свою правду. Посмотрите на стрельца в красной шапке: он смотрит на Петра, а царь смотрит на него. Художник скрещивает взгляды противников, чтобы еще сильнее передать противостояние царя и стрельцов.
Одной из самых важных деталей в картине являются свечи в руках у осужденных стрельцов. Найдите их.
Свечи показывают время, которое осталось у каждого осужденного до казни. Трагические события разворачиваются слева на право.
Первым мы видим стрельца, лежащего в телеге. Посмотрите на его свечу.
Что вы можете сказать о ее пламени?
Его сейчас поведут на казнь, или еще есть время?
Правее, в телеге, провожаемый женой и матерью, сидит рыжебородый стрелец.
Что происходит с его свечой?
Далее перед нами чернобородый стрелец.
Что происходит с язычком пламени на его свече?
Оно стало маленьким. К нему уже подступили солдаты. Один расстегивает кандалы, жена снимает с плеча кафтан. Стрелец с такой силой сжимает свечу, будто понимает, пока она горит, он будет жить.
Правее стрелец с глубоким поклоном прощается с народом и жизнью. Пламя его свечи стало очень маленьким, а что еще с ним происходит? Оно мерцает, ветер относит его в сторону. Солдат уже стягивает его с телеги.
Еще ближе к нам старый седой стрелец. Его провожают девушка и мальчик.
А кто может найти его свечу? Она у солдата.
Что делает солдат? Задувает свечу.
Чем дальше вправо, тем трагичнее становится сюжет картины.
Найдите следующего стрельца. Его уводят на казнь. Перед нами его жена и сын.
А теперь посмотрите на землю около них. Что вы там видите?
Кафтан и шапка, а еще свеча. Она горит? Нет, только дымится. Его время уже сочтено.
Наконец, на первом плане сидит женщина, в отчаянии обхватив голову руками. Она держит в руках свечу.
Свеча горит? Нет.
Дымится? Нет. Как вы думаете, ее кормилец жив? Нет.
Картина произвела на вас впечатление?
А теперь мы познакомимся с еще одной картиной В.И. Сурикова. Но сначала давайте посмотрим сценку. Вам предстоит отгадать название этой картины.
Сценка №3
Картина называется «Боярыня Морозова». Но перед тем, как вы увидите репродукцию этой картины, давайте перенесемся в 16 век.
Сценка №4
Как вы уже поняли, речь идет о церковных изменениях, которые ввел Патриарх всея Руси Никон. Он вводит изменения в церковные книги, уставы, велит креститься тремя пальцами, а не двумя и т. д. Но среди русского народа было много людей, которые не хотели отказываться от старой веры, традиций, обычаев. К таким людям относится и боярыня Морозова, очень влиятельная фигура при царе. Именно она и является главной героиней следующей картины.
Слайд «Боярыня Морозова». Звучит музыка « Моцарт «Реквием»».
История возникновения сюжета этой картины очень интересна.
Послушайте, как об этом рассказывал сам Суриков: « Я раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона, крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так я этого пятна забыть много лет не мог. Потом «Боярыню» нарисовал».
Представляете, насколько богатым должно быть воображение художника, что сложился сюжет грандиозной картины. Героиней картины является женщина, которая отважилась призвать народ не слушать патриарха, обвиняя его в ереси, и которая бесстрашно идет на гибель во имя своей идеи. Сюжетом картины «Боярыня Морозова» Суриков избрал момент, когда закованную в цепи знатную раскольницу по приказу царя везут на убогих крестьянских дровнях по улицам Москвы, чтобы, для большего унижения и позора, подвергнуть ее насмешкам и глумлению толпы.
Посередине большого холста, во всю его ширину, вытянулась толпа народа. Темная полоса толпы переливается голубым бархатом, белым и желтым шелком, мерцающим золотом. Все это создает впечатление нарядной красочности. Но первое радостное зрительное ощущение сразу же нарушается трагической нотой - черным клином, врезающимся в разноцветную толпу и раскалывающим ее надвое. Перед нами боярыня Морозова.
Что вы можете сказать об этой женщине, ее характере?
Очень сильная, фанатично преданная своей вере. Она повернута лицом к правой стороне толпы, откуда на нее обращены сочувствующие взгляды, поклоны, благословения. Но Морозова не видит толпы.
Куда обращен ее взгляд?
Он устремлен куда-то вверх, словно там, в небесах, черпает он свои силы и вдохновение. Посмотрите на ее лицо. Это белое, с горящими глазами лицо прекрасно и страшно в одно и тоже время. Оно страшно своим слепым фанатизмом, бледностью, неестественным блеском глаз. Но оно прекрасно своими тонкими чертами, вдохновленными призывами, страстностью.
А теперь обратимся к толпе. Как я уже сказала, сани с боярыней делят толпу на две части. Посмотрите на правую часть.
Скажите, как эти люди относятся к боярыне?
Сочувствуют. Давайте подробнее рассмотрим некоторые образы из этой толпы. На первом плане изображен юродивый. На нем рваная рубаха, железная цепь. Поджав босые ноги, он сидит прямо на снегу.
Скажите, он разделяет веру Морозовой?
Да. Он единственный, кто открыто поднял руку с двуперстием. Теперь посмотрим на девушку в красной шубке.
Она из простого люда?
Нет. Это княгиня Урусова, сестра боярыни Морозовой. Посмотрите внимательно, только она одна решилась пойти за санями. Она полностью разделяет веру Морозовой, но вглядитесь в ее лицо.
Она смогла бы продолжить дело Морозовой?
Нет. В ее душе нет фанатичной веры, как у сестры. Протопоп Аввакум назвал Морозову и Урусову «солнцем и луной русской земли». При всей своей стойкости и такой же трагической судьбе, княгиня Урусова является все равно лишь отражением боярыни.
А если посмотрим на другую часть толпы.
Как эти люди относятся к боярыне?
Мы видим хохочущие лица ее недругов. Давайте рассмотрим фигуру священника. Он кутается в теплую шубу. Он злорадствует.
Но подумайте, он ненавидит боярыню потому, что сам очень предан новой вере?
Нет. в нем нет фанатичной преданности своему делу, он готов подстроится под любого, кто сильнее. А сила духа, страдание за веру, за правду для него непонятны.
Вам понравилась картина?
Сегодня на уроке мы познакомились только с двумя историческими картинами В. И. Сурикова. У художника их гораздо больше, но о них мы поговорим на других уроках.
Закрепление материала.
Сейчас я раздам вам листочки с тестом, где вы должны отметить правильный ответ из представленных вариантов.
Подведение итогов.
Анализ тестовой работы.
Сценка №1
В.И.Суриков в одежде писца сидит в приемной губернатора, держит в руках папку и рисует. Входит губернатор. Суриков: «Бумаги, ваша милость»
Кланяется и уходит за стол.
Губернатор с лорнетом в руке берет верхнюю бумагу, читает. Говорит: «Кыш». Опять смотрит на папку. «Кыш, противная муха». Удивленно наводит лорнет на бумагу: «Оооо». Учитель: как вы думаете, что увидел губернатор?
Губернатор показывает нарисованную муху классу.
Сценка №2
Опочивальня царевны Софьи.
Царевна сидит на стуле в окружении 2 служанок. Входит писарь.
Царевна: «Садись. На Москву стрельцам писать будешь. Будет Петру над русским народом издеваться! Коли я на престол взойду, буду чтить традиции предков наших!»
Служанка кланяясь: «Стрельцы за тебя будут, матушка!»
Сценка №3
Около доски декорация, изображающая улицу старой Москвы. Под музыку медленно входит женщина, садится на стул и поднимает руку с двуперстием.
Сценка №4
Входит патриарх Никон. Писец сидит с бумагой в руках.
«Пиши. Отныне и вовеки веков я, патриарх всея Руси Никон, указываю всему христианскому миру принять нововведения в христианских обрядах.
Вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси, отныне вводится троеперстие.
В новых книгах имя «Иисус» переделать на «Иисус».
Быть посему.».