12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11405
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о весне; повторить литературоведческие понятия (изобразительные средства языка), отработать умение находить их в поэтическом тексте; развивать творческие способности учащихся, речь учащихся, формировать навыки выразительного чтения стихотворений; пробудить у учащихся любовь к родной природе, к русской поэзии.

Оборудование урока: стихотворения русских поэтов о весне, репродукции картин русских художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Весна. Большая вода», В. Н. Бакшеев «Голубая весна», С. Ю. Жуковский «Весенний вечер»), аудиозапись «Времена года» П. И.Чайковского, аудиозаписи из цикла «Наедине с природой», фотография «Ландыши».

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. «Весна, весна! И всё ей радо… » - это строчки из стихотворения И. А. Бунина. Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о том, как изображают это чудесное время года русские художники, композиторы, поэты.

2. Основная часть. Чтение и анализ стихотворений о весне.

А начнём мы наш разговор о весне стихотворением А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие … ».

Ученик читает наизусть стихотворение А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие … »:

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Вопросы и задания:

1) Что значит весна в жизни природы и человека? (Весна - это начало жизни, пробуждение природы после зимнего сна, а для человека весна - пора надежд, ожидание чего – то нового).

2) Как описывает наступление весны А. Ахматова? (Волнующее ожидание весны).

3) Что такое анафора? Найдите анафору в стихотворении А. А. Ахматовой. С какой целью поэтесса использует этот приём?

Анафора (от греч. аnaphora – «вынесение вверх») – единоначатие; повтор слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. (Анафора подчёркивает переполняющее человека чувство обновления, радости).

Демонстрируется репродукция картины В. Н. Бакшеева «Голубая весна».

В этой картине, как и в стихотворении Анны Ахматовой, ощущается радостное восприятие жизни. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам.

Давайте вместе побродим по лесу! Подышим весенним воздухом!

А. А. Ахматова В. Н. Бакшеев «Голубая весна» В. А. Жуковский

Многие художники, музыканты, поэты посвятили этому времени года свои произведения. Каждый из них по-своему изображает наступление весны, выражает свои чувства и настроение. Вот как описывает наступление весны В. А. Жуковский.

Ученик читает стихотворение В. А. Жуковского «Жаворонок»:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

А сейчас мы послушаем ещё одну песню жаворонка. Звучит музыка П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».

Вопросы и задания:

1) Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали музыку Чайковского?

2) Словарная работа. Объясните значение глагола «зардел».

Вот как объясняет значение этого слова словарь Ожегова: Зардеться - стать румяным, покраснеть. Лицо зарделось румянцем. Зарделся закат. Перен.

3) Давайте вспомним, что такое эпитет?

Эпитет (от греч. epiheton – «приложение») – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.

4) Найдите эпитеты в стихотворении Жуковского.

5) Какие чувства поэта звучат в этом стихотворении?

Весна пришла вместе с радостным пением птиц. Таким увидели приход весны поэт В. А. Жуковский, композитор П. И. Чайковский и художник А. К. Саврасов.

Знакомство с историей создания картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

В 1871 году, ещё до прихода весны, расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город.

Глубокий снег ещё лежал на улицах, когда художник приехал в Кострому. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санях, подложил под голову ящик с красками и холстами и поскакал в деревню – навстречу весне.

Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окна, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги, долго бродил по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

Весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегу голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них уже хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» - напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Да что теперь? Пришла весна!

«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал художник свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны …

Демонстрируется репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

 

А. К. Саврасов И. А. Бунин И. И. Левитан

«Грачи прилетели» «Весна. Большая вода».

Ученик читает стихотворение И. А. Бунина «Бушует полая вода … »:

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Работа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Что вы видите на картине Левитана? Как художник изображает весну? Чем пейзаж Левитана похож на пейзаж Бунина? Какие краски используют художник и поэт?

Весенний воздух! Он словно напоён каким-то волшебным, сладостным ароматом. Это пахнет ещё не раскрывшимися почками, ясным голубым небом, первым порывом тёплого ветра, весенним ручейком… Слышите журчание ручейка? Давайте остановимся, послушаем его весёлую песенку!

Звучит аудиозапись из цикла «Наедине с природой» «Журчание ручья».

С. А. Есенин

Ученик читает наизусть стихотворение С. А. Есенина «Черёмуха»:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Вопросы и задания:

1) Какой предстаёт природа в стихотворении С. А. Есенина?

2) Какие приёмы помогают поэту оживить природу? Вспомните, что такое метафора, олицетворение, сравнение.

Метафора (от греч. metaphora – «перенос») – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.

Олицетворение – разновидность метафоры, изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим предметом.

3) Найдите в стихотворении Есенина метафоры, сравнения, олицетворения.

Пригревает солнышко, пробившись из-за тучи. И вот на пригорке, между редко растущими деревьями виднеется нежная светлая зелень. А какой чудный аромат разлит по лесу! Да ведь это ландыши!

Многие поэты посвятили этому цветку свои стихотворения. Давайте посмотрим на него, полюбуемся им, как любуется С. Я. Маршак.

 

Ученик читает наизусть стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш»:

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

По солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Демонстрируется фотография «Ландыши». Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Апрель».

С. Я. Маршак Ландыши

Вопросы и задания:

1) Какими словами рисует поэт ландыш? Какие слова помогают нам увидеть красоту ландыша? (жемчужины, бубенчики, колокольчики весны; ландыш сравнивается с ребёнком, рождённым природой).

2) Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Понравился ли вам ландыш?

Весна вступает в свои права. Скоро прогремят первые раскаты грома. Мы с нетерпением ждём первого весеннего дождя.

Ученик наизусть читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая …»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит...

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Звучит аудиозапись «Гром. Гроза. Дождь».

Ф. И. Тютчев С. Ю. Жуковский «Весенний вечер»

Вопросы и задания:

1) Словарная работа. Объясните значение слова перлы. (Перл – жемчуг, жемчужина; «перлы дождевые», т. е. капли дождя сравниваются с жемчугом).

Вслушайтесь в это стихотворение и определите, какие звуки повторяются в нём? С какой целью поэт использует эти звуки? Как называется этот приём?

Аллитерация (от лат. litera – «буква») – повтор однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Сочетание звуков ''ГР'' передают грохот грома.)

Вот наступил вечер, и нам пора возвращаться. Давайте ещё немного задержимся и полюбуемся весенним вечером.

Ученик читает стихотворение С. А. Есенина «Весенний вечер»:

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

Вопросы и задания:

1) Устное словесное рисование. Представьте, что вы художники. Какие картины вы бы нарисовали?

2) А вот каким увидел этот вечер художник С. Ю. Жуковский.

Демонстрируется картина С. Ю. Жуковского «Весенний вечер».

Наше путешествие по весеннему лесу закончилось. А теперь давайте вспомним увиденное и услышанное.

Творческое задание (буриме): сочинить своё стихотворение, используя рифмы стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»:

……….. … ручьи

………….. весною

………….. соловьи

…………. листвою

Чтение получившихся стихотворений.

3. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 19:33 1Ответить Пожаловаться
Очень качественная разработка. Но не указан класс, для которого предназначен материал.
Шакмаева Тамара Александровна, 29.04.16 в 05:55 1Ответить Пожаловаться
С.Л.!Написано: урок литературы в 6 классе.
Субботина Светлана Львовна, 30.04.16 в 07:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Тамара Александровна! На слайде не заметила. Сейчас скорректирую оценку!
Субботина Светлана Львовна, 30.04.16 в 07:23 1Ответить Пожаловаться
Работа очень понравилась!
Сафонова Елена Валерьевна, 06.07.16 в 21:43 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень красивая разработка!
Надежда Владимировна Кучмина, 21.09.16 в 18:49 1Ответить Пожаловаться
Лариса Михайловна, спасибо за качественный ресурс! Обязательно воспользуюсь.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.