Занятие с логопедом «Весна и приметы весны»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе на тему «Весна и приметы весны». Образовательная область «Коммуникация»
Выполнила Шлыгина М.А.
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков.
Коррекционно – образовательные задачи: Закреплять знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа и умение определять положение звука в слове, навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных, антонимов; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа, образовывать однокоренные слова, мелкую моторику и тактильную чувствительность; развивать силу голоса.
Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ, умение безопасного поведения на улице весной.
Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, наборы индивидуальных фишек для звуко-буквенного анализа, кассы букв. скрепки.
Предварительная работа: Прочитать сказку «Двенадцать месяцев» и посмотрели мультфильм по сказке, провести беседу по сказке.
Организационный момент. Психогимнастика.
Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный день. У нас много гостей, поздоровайтесь.
- Внимание …
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (дети встают вместе с логопедом в круг).
Наступил новый день
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Непосредственно образовательная деятельность:
Логопед: О чём мы будем сегодня говорить вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.
Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!
Ответы детей: весна.
Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
Логопед: Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
Логопед: Какие опасности окружают нас весной?
Ответы детей:
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег и бегут ручьи?
Ответы детей: Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.
Логопед: Весеннее солнышко приготовило для вас сюрприз. Чтобы найти этот сюрприз, нужно выполнить задания, к которым приведут нас волшебные солнечные лучи.
А чтобы было легче найти дорогу лучики солнышко раскрасило разными цветами. Какого цвета первые лучики?
Ответы детей: красные.
Логопед: Вот и первое задание: игра «Скажи наоборот»
Зимой снег чистый, а весной
Ответы детей: грязный.
Логопед: Зимой дни холодные, а весной
Ответы детей: теплые.
Логопед: Зимой погода часто пасмурная, а весной
Ответы детей: ясная.
Логопед: Зимой солнце тусклое, а весной
Ответы детей: яркое.
Логопед: Зимой лед на реке толстый, а весной
Ответы детей: тонкий.
Логопед: Одни сосульки длинные, а другие
Ответы детей: короткие.
Логопед: Ребята, посмотрите, здесь на луче солнышко приготовило еще задание. Оно предлагает образовать слова – родственники, слова одной семейки. Посмотрите, что здесь изображено?
капля)
Логопед: Что капает с крыши весной?
Ответы детей: капли
Логопед: Что начинается весной, когда тают сосульки?
Ответы детей: капель
Логопед: Как можно назвать маленькую каплю?
Ответы детей: капелька
Логопед: Если капли капают, какие они?
Ответы детей: капающие
Логопед: Повторите все слова – родственники, которые мы образовали
Ответы детей: капли, капелька, капель, капающие
Логопед: Как капают большие капли?
Логопед: Как капают маленькие капельки?
Логопед: А теперь давайте посчитаем, сколько капель
Ответы детей: (1 – 2 – 5)
Логопед: Какого цвета поведут нас дальше лучи?
Ответы детей: оранжевого
Логопед: Давайте выполним звуковую схему слова КАПЛИ
Логопед: Молодцы ребята! Отправляемся дальше.
Физкультминутка
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Да – нет». Я буду называть различные приметы. Если вы услышите приметы весны, то вам нужно подпрыгнуть вверх, а если услышите приметы другого времени года, то вам нужно присесть на коврик.
Логопед: Давайте найдем лучи, которые покажут следующие задание
(Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц»)
Логопед: (детям предлагается сесть на ковер и прислушаться).
Логопед: Что вы слышите?
Ответы детей: пение птиц
Логопед: Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами?
Ответы детей: зимующие птицы.
Логопед: Назовите их.
Ответы детей: голубь, снегирь и т.д.
Логопед: Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?
Ответы детей: перелетные птицы.
Логопед: Какого цвета поведут нас дальше лучи?
Логопед: Весной просыпается не только природа, но и животные.
Посмотрите внимательно, что вы видите, какие животные спрятались в лесу?
Ответы детей: заяц, лиса, медведь, лось, волк, белка.
Логопед: Уши зайца
Ответы детей: заячьи уши
Логопед: хвост лисы
Ответы детей: лисий хвост
Логопед: Морда медведя
Ответы детей: медвежья морда
Логопед: Где живет лиса?
Ответы детей: в норе, медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле.
Логопед: Вот и остались последние лучи, которые приведут нас к сюрпризу:
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями
Логопед: О чем мы сегодня с вами говорили?
Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:
Логопед: Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё Солнышко таким же лучистым как у меня.
Грибанова Наиля Гадельжановна
Шлыгина Мария Александровна