Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
В XVIII веке Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене. Русские монархи отчетливо понимали, что двинуть страну вперед можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.
Этапы русской литературы XVIII века Периоды Характер периода Имена 1. Литература Петровского времени Переходный характер, процесс «обмирщения», формирование светской культуры. Феофан Прокопович 2. 1730-1750 гг. Формирование классицизма. Расцвет жанра оды А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов А.П. Сумароков 3. 1760-пер.пол.70-х гг. Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма В.И. Майков Н.И. Новиков М.Д. Чулков 4. 1715-1800 Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление традиций реализма. Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин И.А. Крылов А.Н. Радищев
Первый период русской литературы XVIII века. Литература Петровского времени Эпоха первой трети 18 века в истории русской литературы и культуры - единственная, сохранившая за собой старую традицию наименования – Петровская эпоха (время правления Петра I). Литература Петровской эпохи предопределила дальнейшее развитие отечественной литературы. В литературе этого периода наметились новые, по сравнению с древнерусской литературой, тенденции, старые жанры наполнились новым содержанием; началось формирование единого национального языка.
Первый период русской литературы XVIII века Сподвижником Петра Первого стал поэт и публицист Феофан Прокопович (1681-1736), который создал «учёную дружину», объединив передовых людей, защитников Петра Великого. Это русский богослов, церковный деятель, писатель и учёный, автор многочисленных сочинений: проповедей, политических трактатов, речей, латинских стихов. Теоретик литературы, переводчик, комментатор. Прокопович сыграл важную роль в создании Академии наук, возглавлял кружок, в который входили Кантемир, Татищев, Брюс и многие другие деятели русской культуры того времени.
Второй период русской литературы XVIII века (1730-1750гг) Антиох Дмитриевич Кантемир Василий Кириллович Тредиаковский Михаил Васильевич Ломоносов Александр Петрович Сумароков Идеалом писателей этого периода становится гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями зла. Формируется классицизм
Третий период русской литературы XVIII века Аполлон Николаевич Майков Николай Иванович Новиков Михаил Дмитриевич Чулков Михаил Матвеевич Херасков Третий период (1760-е – первая половина 1770-х годов) связан с началом царствования Екатерины. В данный период в обществе усиливается господство дворянского класса. В литературе происходит расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма
Четвертый период русской литературы XVIII века Денис Иванович Фонвизин Гаврила Романович Державин Александр Николаевич Радищев Иван Андреевич Крылов Николай Михайлович Карамзин Последняя четверть века – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций, наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей
Классификация литературных направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм – (от лат. classicus – образцовый, первоклассный), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе XVII-XVIII, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону. Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.
Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум). Отсюда основной конфликт произведений: борьба героя между разумом и чувством разум - долг чувство - страсть
Особенности классицизма Деление жанров на “высокие” и “низкие”. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова Высокий Герои, на которых можно смотреть снизу вверх Жанры: ода, героическая поэма, трагедия Лексика: книжная, церковно-славянская Средний Герои, равные читателю Жанры: элегия, драма, сатира, дружеское послание Лексика: разговорная с элементами книжной Низкий Герои, на которых можно смотреть сверху вниз Жанры: комедия, басня, песня, письмо Лексика: исключительно разговорная
Особенности классицизма 2. Закон “трех единств” (единство времени, места и действия) Единство времени действие происходит в течение одних суток (один день!) Единство места действие происходит в одном месте (один дом!) Единство действия односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом) (один конфликт!) Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова
3. Герои классицизма Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Определите основное качество героя по его фамилии: Простаков – Скотинин – Правдин – Софья – Милон - забитый, бесхребетный скотоподобный честный умная, благородная, мудрая милый, скромный, благородный
В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. В отличие от европейского классицизма русский классицизм указывает не только на пороки человека, общества, но и критикует их. Для русской литературы были характерны гражданский и патриотический пафос, воспитание истинных сынов Отечества, критика произвола, тирании. Итоги урока:
Горбачёва Марина Юрьевна