Литературная гостиная «Путешествие в мир Тютчева»
Детство Тютчева
PPTX / 386.5 Кб
/data/files/y1667635296.pptx (Детство Тютчева)
Образование. Карьера
PPTX / 279.4 Кб
/data/files/g1667635332.pptx (Образование. Карьера)
Любовь
PPTX / 409.8 Кб
/data/files/r1667635387.pptx (Любовь)
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Путешествие в мир Ф.И. Тютчева»
Пояснительная записка
Литературная гостиная входит в систему внеклассных мероприятий гуманитарной кафедры, традиционно приуроченных к юбилейным датам.
Аудитория – старшая школа
Место проведения – школьная столовая. Место выбрано таким образом, чтобы была возможность создания неформальной, «домашней» обстановки: учащиеся располагаются за столиками с чаем и сладостями вокруг импровизированной сцены.
Оборудование – экран, проектор, микрофон.
Цель мероприятия – заинтересовать учащихся творчеством Ф.И.Тютчева
Задачи –
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к изучаемой дисциплине «Литература», интереса к предмету, убежденности в его значимости, чувство гордости за достижения русской литературы, ориентации на успех, корпоративной культуры, коммуникативных навыков,
Развивающая: развивать мышление, воссоздающее воображение, внимание, память, ответственность, нравственные чувства коллективизма, долга, коммуникативную культуру, ориентацию на успех, удовлетворение от результатов собственной деятельности.
Обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме: «Творчество Ф.И. Тютчева»; совершенствовать умение анализировать произведение и соотносить с эпохой, выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Ход мероприятия
Действующие лица:
Ведущие
Светлая маска - поэт
Темная маска – alter ego поэта
Чтецы стихотворений
Ф.И.Тютчев
Е.А.Денисьева
Учащиеся 10 - 11 классов
Исполнитель | Текст | Время |
Чтец 1 | Стихотворение «День и ночь» На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей блистательный покров — День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна! | 2 мин. |
Ведущий1 + Темная маска | Бездна – это Хаос, то безграничное, что не дано Человеку постичь. Бездна вне времени и пространства. Хаос воплощает стихию разрушения, уничтожения, бунта. Это тьма и ночь. | 1 мин. |
Ведущий 2 + Светлая маска | Хаосу противостоит Космос, стихия примирения и Гармонии. В Космосе – божественное начало. Космос – Это свет и день. Между Хаосом и Космосом идет постоянная борьба за человека, за его душу. Борьба земного и небесного. | 1 мин. |
Чтец 2 | Стихотворение «Проблеск» Слыхал ли в сумраке глубоком То потрясающие звуки, Дыханье каждое Зефира О, как тогда с земного круга Как верим верою живою, Но, ах! не нам его судили; Едва усилием минутным И отягченною главою, | 3 мин. |
Ведущий 1 + маски | Борьба света и тьмы иногда прерывается примирением, и тогда небесное проникается земным, а земное небесным. | 1 мин. |
| ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
Светлая маска | Сегодня мы перенесемся в мир удивительного Поэта – Федора Ивановича Тютчева | 1 мин. |
Темная маска | Только сам-то он себя поэтом не считал, большую часть жизни делал карьеру на дипломатическом поприще, живя за границей. | |
Светлая маска | И все же мы знаем его как Поэта. И давайте сейчас перенесемся в мир его детства, на Брянщину, в село Овсуг, в усадьбу дворянского рода Тютчевых. | |
10 «А» | Презентация «Детство Тютчева» (приложение 1) | 5 мин |
Светлая маска | Семейный уклад жизни Тютчевых – мир гармонии и счастья | 1 мин. |
Темная маска | Однако первое стихотворение поэта, по его собственным словам, было написано на смерть птички. Он рассказывал сыну, что однажды, гуляя со своим дядькой у кладбища, нашел мертвую горлицу в траве. Они похоронили птицу, и Федор написал эпитафию в стихах. Уже в детстве для его поэзии нужна была Трагедия. | 1.мин. |
Светлая маска | Ты говоришь о стихотворении, которое не дошло до нас. Между тем десятки ранних стихотворений хорошо известны, а впервые опубликовался поэт в 1819 году. Это было стихотворение «Послание Горация Меценату». В это время Федор Тютчев становится студентом Московского Университета. Подумать только! Ему всего 15 лет! | 1 мин. |
10 «Б» | Презентация «Образование и карьера Тютчева» (приложение 2) | 5 мин. |
Светлая маска | В 1836 году А.С. Пушкин опубликовал в «Современнике» стихи Тютчева под названием «Стихи, присланнве из Германии». Тютчев не писал для гонораров. Его стихи – это разговор души, это внутренние переживания. | 1.мин. |
Темная маска | Он надеялся сделать блестящую карьеру дипломата. Служба нравилась ему, а еще больше нравилось посещение светских гостиных и приемов в них. | 1 мин. |
11 «А» | Сценка «Светская гостиная 19 века» + танец (с привлечением всех столиков) | 5 мин. |
Темная маска | Но дипломатическая карьера не удалась. После скандала Тютчев был отправлен в Россию. А всему виной – женщины. | |
Певец | Романс «Я встретил вас…» | 3 мин. |
11 «Б» | Презентация «Любовь в жизни Тютчева». (приложение 3) | 5 мин. |
Светлая маска | Женщины обожали его, да что там, попросту боготворили! Их любовь была необходима поэту, как воздух. | 1 мин. |
Темная маска | Однако ни одну он не сделал счастливой. Элеонора пыталась убить себя, узнав о связи мужа с Эрнестиной Дернберг. И умерла в 37 лет, зная, что Тютчев не прекратил отношения с Эрнестиной. | |
Светлая маска | Федор Иванович винил себя в ее смерти. За ночь, проведенную у тела супруги, он поседел от горя. | |
Темная маска | Однако не образумился. Женившись на Эрнестине, стал изменять ей. И с кем! С подругой своих дочерей. | 1 мин. |
Светлая маска | Елена Денисьева стала последней любовью и Музой поэта. Ей он посвятил свои лучшие стихи. | |
Темная маска | Но не женился! Сделал ее изгоем: от нее отказался отец, отвернулись друзья, все двери для нее были закрыты. А Тютчев обманул ее, сказав, что Эрнестина – его третья жена. Жениться в четвертый раз было запрещено. | |
Светлая маска | Но Елена боготворила Федора Ивановича, жила только его жизнью. | |
Елена Денисьева | Это была самая тяжкая пора в моей жизни. Отец меня проклял и не хотел больше видеть, запрещая всем остальным видеться со мною. | 1 мин. |
Тютчев | Она прощала мне все: частые отлучки, постоянную жизнь на два дома (я не мог оставить Эрнестину и дочерей), мою вспыльчивость, эгоистичность. И даже то, что ей приходилось часто лгать детям. | |
Елена | От полного отчаяния меня спасала только молитва, религиозность, дела благотворения, пожертвования иконе Божьей матери, на что пошли все мои украшения. | 1 мин. |
Тютчев | Только за границей нам не нужно было таиться. И я с удовольствием называл Лелю «Мадам Тютчева», записывая так в гостиницах, где мы останавливались. | |
Елена | Я более ему жена, чем все бывшие его жены, и никто в мире его так не любил и не ценил, как я. Я вся живу его жизнью, я – вся его, а он- мой. | 1 мин. |
Тютчев | Она говорила мне: «Ты мой собственный». Но ни ее, ни чьим-то другим я не был и быть не мог. У меня всегда была потребность в любви. Но потребность не столько любить, сколько быть любимым. | |
Ведущий 1 | При жизни Елены Александровны жертвою их любви была она, после ее смерти жертвой стал Тютчев. В день похорон Елены он писал: «Во мне все убито: мысли, чувства, память, все. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения.» | 1 мин. |
Ведущий 2 | Тютчев пережил свою последнюю любовь на 9 лет Эти годы он оплакивал Елену. Он жил только памятью о ней. И оставил нам потрясающий цикл стихотворений, посвященных возлюбленной, который получил название «Денисьевский цикл». | |
| ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН | |
Учитель | Сейчас мы услышим стихотворения этого цикла в исполнении старшеклассников. Объявляю микрофон открытым. | 10 мин. |
Учащиеся | Читают стихотворения Тютчева | |
| СИНКВЕЙН | 10 мин. |
Учитель | Пришла пора нашего традиционного конкурса поэтов. Для вас на столах приготовлены тексты стихотворений Тютчева. Ваша задача – интерпретировать их в тексты собственного сочинения. Самое простое – написать синквейн. Напоминаю: синквейн – 5 строк. 1 строка – существительное ( тема исходного текста) 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – значимая мысль ( афоризм) 5 строка – существительное (вывод) Каждый столик представляет лучший текст. Удачи вам, юные творцы! | |
| ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ | |
Панов Егор Игоревич