Литературная гостиная «Жизнь моя! иль ты приснилась мне...» (к 120-летнему юбилею С.А. Есенина)

12
0
Материал опубликован 6 December 2015

Сценарий литературной гостиной

«Жизнь моя! иль ты приснилась мне?»

(к 120-летнему юбилею С.А. Есенина)

Звучит музыка «Какая ночь. Я не могу…» (С. Есенин. Песня Ев. Васильева).

Ведущий 1: 21 сентября 1895 года в семье крестьянина Рязанской губернии на свет появился мальчик, чья короткая, но удивительно яркая жизнь осветила своим сиянием русскую культуру и на долгие годы стала предметом разговоров, сплетен, горестных воспоминаний и искренней любви почитателей. 21 сентября 2015 года мы празднуем 120-летие со дня рождения великого русского поэта, певца русской земли, Сергея Александровича Есенина.

Ведущий 2: Кто же Вы, Сергей Александрович?

Что из домыслов и слухов о Вас справедливо, а что – вымысел и клевета?

Ведущий 3: Для Есенина на первом месте всегда была Родина! Уже в своих первых стихотворениях он воспевал родную землю, природу, животных. Он объяснялся в любви России и каждой травинке.

Чтец:

Руси

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся - далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.

Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

Ведущий 4: Он родился в крестьянской семье, окончил Константиновское земское училище и церковно-приходскую второклассную учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он приехал в Москву, где началась его поэтическая жизнь:

Чтец:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь,
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть
Золотою лягушкой луна
Распласталась над тихой воде,
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!...

Ведущий 1: Уже в 1914 году было опубликовано дебютное стихотворение Есенина «Береза», которое знакомо нам с раннего детства. «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова, его первая жена и мать сына Юрия.

Чтец:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Ведущий 2: В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

Видео-фрагмент из сериала «Есенин» (Есенин у Блока. Стихотворение «Русь»).

Ведущий 3: Есенин раскрывается в своих стихотворениях. Он становится известным крестьянским поэтом, его слушают с замиранием сердца. Появляются восторженные поклонники и завистливые недоброжелатели. В 1918 году Есенин приезжает в Москву. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

Ведущий 4: Есенин попадает в водоворот богемной, разгульной жизни. В его поэзии все чаще звучит трагическое ощущение нависшей над ним угрозы. В жизнь Есенина врываются кабацкий разгул и кутеж. Спасает его лишь поэзия, в которой он находит и успокоение и отдых:

Чтец:

Да! Теперь - решено без возврата

Я покинул родные края,

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом мой давно ссутулился,

Старый пёс мой давно издох,

На московских изогнутых улицах

Помереть, знать, судил мне Бог.

А я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия опочила на куполах.

А когда ночью светит месяц...

Когда светит чёрт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак;

Сердце бьётся всё чаще и чаще,

И уж я говорю невпопад:

"Я такой же, как вы, пропащий,

Мне теперь не уйти назад."

Назкий дом без меня ссутулился,

Старый пёс мой давно издох,

На московских изогнутых улицах,

Умереть, знать, судил мне Бог.

Ведущий 1: В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта”, разрыв с Зинаидой Райх отзывается тоской и болью, которую поэт топит в алкоголе. Поэт предстает хулиганом, широко известны становятся его скандальные выходки. Появляется стихотворение «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» на долгие годы воплощает представление публики о личности поэта:

Чтец:

Вечер чёрные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!

Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка

Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцелённый навек,

Слушать песни дождей и черёмух,

Чем здоровый живёт человек.

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,

Но и с нею, с любимой, с другой,

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была...

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела?

Ведущий 3: Осенью 1924 Есенин отправился на Кавказ, эту последнюю зиму он провел в Баку, Батуми, Тифлисе. Впечатления этой поездки он воплотил в красивейших напевах «Персидских мотивов».

Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»?

И еще спросил я у менялы,

В сердце робость глубже притая,

Как сказать мне для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она «моя»?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет.

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду.

«Ты моя» сказать лишь могут руки,

Что срывали черную чадру.

Ведущий 2: В 1921 году Есенин знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Она разработала собственную танцевально-пластическую систему, основанную на древнегреческих танцах.

Танец (импровизация на фоне видеофрагмента танца Айседоры Дункан)

После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и в США.

Чтец:

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои в полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк,

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Ведущий 3: Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. Есенин жаждет обновления, он разочарован в западной культуре и с новым жаром влюблен в Россию.

Чтец:

Тогда я понял,

Что такая Русь.

Я понял, что такое слава.

И потому мне

В душу грусть

Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт.

Что я поэт!...

И без меня в достатке дряни.

Пускай я сдохну,

Только…

Нет,

Не ставьте памятник в Рязани!

Ведущий 4: На родину вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 – 1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”.

Сцена из «Анны Снегиной»

Есенин: Я встал.

И лишь только пола

Коснулся дрожащей ногой,

Услышал я голос веселый:

Снегина: "А!

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Ну, сядем.

Прошла лихорадка?

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой.

Да...

Не вернуть, что было.

Все годы бегут в водоем.

Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер..."

Есенин: Я слушал ее и невольно

Оглядывал стройный лик.

Хотелось сказать:

"Довольно!

Найдемте другой язык!"


 

Но почему-то, не знаю,

Смущенно сказал невпопад:

"Да... Да...

Я сейчас вспоминаю...

Садитесь.

Я очень рад.

Я вам прочитаю немного

Стихи

Про кабацкую Русь...

Отделано четко и строго.

По чувству - цыганская грусть".

Снегина: "Сергей!

Вы такой нехороший.

Мне жалко,

Обидно мне,

Что пьяные ваши дебоши

Известны по всей стране.

Скажите:

Что с вами случилось?"

Есенин: "Не знаю".

Снегиа: "Кому же знать?"

Есенин: "Наверно, в осеннюю сырость

Меня родила моя мать".

Снегина: "Шутник вы..."

Есенина: "Вы тоже, Анна".

Снегина: "Кого-нибудь любите?"

Есенин: "Нет".

Снегина: "Тогда еще более странно

Губить себя с этих лет:

Пред вами такая дорога..."

Есенин: Сгущалась, туманилась даль...

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

. . . . . . . . . . . . . . . .

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон

Наплывом шестнадцати лет.

Ведущий 1: Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше ощущает себя певцом “золотой бревенчатой избы”, поэзия которого “здесь больше не нужна”.

Чтец:

Мы многое еще не сознаем,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поем,

Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,

Ну где же старикам

За юношами гнаться?

Они несжатой рожью на корню

Остались догнивать и осыпаться.

Ведущий 2: Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей не приносит счастья.

Чтец:

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас замучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел –

Катиться дальше вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несет нас рок событий.

Ведущий 3: В конце ноября 1925г. поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одной из последних поэм “Черный человек” (“Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…”), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара.

Чтец:

"Черный человек!

Ты прескверный гость.

Это слава давно

Про тебя разносится".

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу...

...Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И разбитое зеркало...

Ведущий 4: Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря…

Ведущий 1: Кому писал Есенин кровью в самый последний час, с кем прощался в стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья»? Он прощается со своим прошлым, но принимает будущее, обновление и возрождение. Пусть даже для этого стоит умереть.

Ведущий 2: Есенин осознавал свою внутреннюю незащищенность, потому в его творчестве присутствует мотив Смерти…

Чтец:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свидания, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий 3: Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин. Трагическая судьба постигла и любимых женщин поэта. Погибла Зинаида Райх в собственной квартире. Галина Бениславская, по версии следствия, застрелилась на могиле поэта. (Звучит музыка, демонстрируются слайды).

Ведущий 4: Дункан погибла в сентябре 1927 года. Она села в маленькую гоночную машину, обернула вокруг шеи длинную красную шаль и, прощально махнув рукой, сказала последние слова: “Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!”. Машина тронулась, конец шали запутался на ось заднего колеса, смерть наступила мгновенно.

Ведущий 1: Год кончался так мрачно! Многие восприняли гибель Есенина как личную утрату, которая болью в сердце отзывается и сегодня.

Чтец:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Ведущий 2: Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников.

Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.

Чтец:

Жизнь – обман с чарующей тоскою,

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,

Говорю: “Лишь сердце потревожь,

Жизнь – обман. Но и она порою

Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,

По луне гадая о судьбе,

Успокойся, смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе”.

Хорошо в черемуховой вьюге

Думать так, что эта жизнь – стезя.

Пусть обманут легкие подруги,

Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,

Пусть острее бритвы злой язык, -

Я живу давно на все готовым,

Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,

Нет тепла от звездного огня.

Те, кого любил я, отреклися,

Кем я жил – забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Ведущий 3: Есенин – душа и песня России. Его стихи воплощают самое искреннее чувство Родины – любовь к ее прошлому, настоящему и будущему. В своих стихах он признавался в любви России, женщине, жизни. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Чтец:

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,

Но чиста. Я с собой на досуге...

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова "милый".

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку весёлого мая,

Ничего не могу пожелать,

Всё, как есть, без конца принимая.

Принимаю - приди и явись,

Всё явись, в чём есть боль и отрада...

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

Звучит песня в исполнении учениц на стихи С. Есенина (“Не жалею, не зову, не плачу”.)

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.