Литературная игра «Необыкновенные путешествия» к 190-летию Ж. Верна для учащихся 8–11 классов

5
2
Материал опубликован 19 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Всероссийский конкурс для библиотекарей на лучшую методическую разработку сценария «Литературный юбилей»

                                               Сценарий литературной игры

                                            «Необыкновенные путешествия»

                               к 190-летию Ж. Верна для учащихся 8-11 классов


 

                                 Муниципальное автономное учреждение культуры

                       «Ишимская городская Централизованная библиотечная система»

                                                  Центральная библиотека

 

                                                    Литературная игра

                                           «Необыкновенные путешествия»

 

                                                                              Составитель: Зверева С.В.

                                                                              ведущий библиотекарь

                                                                              Отдела обслуживания

 

Цель: познакомить с биографией и творчеством французского писателя Ж. Верна; популяризация книг писателя.

Задачи: воспитание любви к чтению; воспитание чувства поддержки, коллективизма (командное соревнование); популяризация книжного фонда библиотеки.

Оформление: медиа-презентация «Мир приключений Жюля Верна»; песня «Призрачно всё в этом мире…» из к/ф «Земля Санникова»; отрывки из к/ф «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Капитан Немо»; по ходу мероприятия демонстрируются книги Ж.Верна, реквизит для конкурсов турнира между командами, костюмы для героев; книжная выставка «Известный фантазёр Жюль Верн».

План:

1. Вступление

2. Биография Ж. Верна

3. Знакомство с творчеством Ж. Верна «Книги и герои»

4. Состязание двух команд «Дункан» и «Наутилус»

5. Заключение.

                                                              Ход урока:

1. Вступление.

(Презентация – слайд 1 – «Мир приключений Ж. Верна»)

(Звучит отрывок песни «Призрачно всё в этом мире…» из к/ф «Земля Санникова», в конце тише, как только начинает говорить ведущий)

Ведущий (1): Ребята, вы когда -нибудь видели острова Тихого океана? А приходилось ли вам бродить по джунглям Африки? Может вы что-то знаете о гигантском морском существе, за которого все принимают подводную лодку капитана Немо? Нет?! Тогда мы приглашаем вас в таинственный мир фантастики и приключений Жюля Верна!

(Презентация – 2 слайд- портрет Ж. Верна)

Ведущий (2): Добрый день, друзья! 8 февраля 2018 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого французского писателя- фантаста и путешественника, мечтателя и романтика Жюля Верна. Пожалуй, это единственный писатель, именем которого назван лунный кратер, расположенный на обратной стороне Луны, рядом с морем Мечты. Сегодня, мы приглашаем вас познакомиться с творчеством писателя, представим некоторые книги и пригласим вас поучаствовать в литературной игре «Необыкновенные путешествия». Вопросы, задания конкурсов составлены по нашему рассказу, так, что будьте внимательны! В начале января мы пригласили юных читателей нашей библиотеки принять участие в акции «Открывая книги Жюля Верна – открываем мир!» В течении 2-х месяцев вы читали книги писателя и сегодня мы подведем итоги акции.

(презентация – 3 слайд- отец Ж. Верна)

2. Биография Жюля Верна

Ведущий (1): Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года во французском городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле реки Луары. Пьер Верн, отец Жюля, был адвокатом. В 1827 году он женился на Софи Аллот де ла Фюи, дочери живших по соседству судовладельцев. Семьи в то время нередко были многодетными и вместе с первенцем Жюлем в доме Вернов росли брат Поль и три сестры: Анна, Матильда и Мари.

Ведущий (2): В 8 лет Жюль поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии. География - не самый его любимый предмет, хотя он мечтает о дальних странах и парусных кораблях.

Ведущий (1): Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году в возрасте 11 лет, когда тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трехмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный пароход, на котором ему удалось догнать шхуну и снять с нее несостоявшегося юнгу. Пообещав отцу, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что впредь будет путешествовать только в мечтах.

(Презентация – 4 слайд- А. Дюма)

Ведущий (2): Жюль Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила пойти его по другому пути. Он с увлечением посещает литературные и политические салоны, где знакомиться со многими известными литераторами, в том числе, со знаменитым Александром Дюма-отцом. Жюль интенсивно занимается литературой, пишет трагедии, водевили и комические оперы.

Ведущий (1): Вскоре в Париже открывается «Лирический театр» и Жюль становится его секретарем. Служба в театре позволяет ему писать. Появляются первые рассказы «Первые корабли мексиканского флота» и «Путешествие на воздушном шаре». Постепенно уточняется круг предпочтительных для Жюля Верна тем: путешествия и приключения, история, точные науки, наконец фантастика.

(Презентация – 5 слайд – Надар)

Ведущий (2): В 1860 году Верн знакомится с одним из самых необычных людей того времени. Это Надар , знаменитый аэронавт, фотограф, художник и писатель. Верн всегда интересовался воздухоплаванием , очевидно, это повлияло на выбор темы его первого романа, работа над которым была завершена к концу 1862 года.

(Презентация 6 слайд – первый роман )

Ведущий (1): Первым читателем романа «Пять недель на воздушном шаре» был Александр Дюма. Роман завоевал во Франции невероятный успех. Вскоре он был переведен на многие европейские языки. Крупнейший парижский издатель Этцель предложил Верну постоянное сотрудничество, подписав с ним договор на 20 лет.

Ведущий (2): Жюль Верн был неутомимым путешественником. На своей яхте "Сен-Мишель-III" он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию. Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах.

Ведущий (1): Жюль Верн был необычайно прозорливым человеком. Он предвидел появление подводных лодок и авиации, звукового кино и дальнобойной артиллерии, полетов на Луну и путешествий в глубь Земли. Но Жюль Верн не только предвидел и фантазировал. Он задумал ни больше ни меньше, как описать весь земной шар – природу, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

(Презентация – слайд – 7 – памятник )

Ведущий (2): К концу ХIХ века писателя все сильнее и сильнее одолевают накопившиеся за долгую жизнь недуги. У него проблемы со слухом, Жюль Верн почти ничего не видит. Пуля, оставшаяся в ноге после нелепого покушения на его жизнь едва дает возможность писателю передвигаться. Писатель все больше замыкается в себе. Умер Жюль Верн 24 марта 1905 года. Он похоронен неподалеку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звездам.

(Презентация – слайд -8- книги)

Ведущий (1): Полное собрание сочинений Верна в 88 томах начало выходить в России, начиная с 1906 года, то есть сразу же после смерти писателя. Жюль Верн – автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: «Воздушное путешествие через Африку», «Путешествие к центру Земли». «С Земли на Луну», «Вокруг Луны», «500 миллионов Бегумы», «Властелин мира»; самые известные и популярные романы: «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Вокруг света в 80 дней», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан».

Ведущий (2): На выставке «Известный фантазер Жюль Верн» представлены книги, которые мы сегодня не называли, но они есть в нашей библиотеке. «Дунайский лоцман», «Замок в Карпатах», «Зелёный луч», «Кораблекрушение Джонатана», «Река Ориноко». «Робур-Завоеватель». Для вас выпущен библиографический указатель «Мир приключений Жюля Верна», который поможет сделать выбор книг.

3. Книги и герои

Ведущий (1): А теперь представляем самые любимые книги и героев известных романов Жюля Верна!

(Презентация – 9 – книга «Дети капитана Гранта»)

Книга «Дети капитана Гранта» и ее герой – капитан Грант!

(Выходит капитан Грант. Кепка, тельняшка, борода. Вид потрепанный.)

Ведущий (1): Добрый день, капитан! Мы рады видеть Вас живым, но выглядите вы немного потрепанным.

Капитан: Здравствуйте! Да, мне досталось! Я пустился в опасное плавание, чтобы основать вольное шотландское поселение на островах Тихого океана. Но мой корабль потерпел крушение.

Ведущий (1): Как же Вас спасли?

Капитан: Я отправил записку в бутылке, так обо мне узнали. Лорд Гленарван на свой страх и риск отправился на поиски, взяв с собой моих детей – Мэри и Роберта.

Ведущий (1): Да, путь этих отважных путешественников лежал через острова Атлантики, горы и пампасы Новой Зеландии и Австралии, просторы Тихого океана, где их поджидали всевозможные приключения. Члены экспедиции разделились на 2 группы. Одна из них продолжила поход на яхте «Дункан». А вторая группа отправилась пешком. Опасным был путь пешей группы.

- давайте посмотрим отрывок из к/ф «Дети капитана Гранта».

Фильм снят еще в 1936 году . В 1985 году снят фильм Станиславом Говорухиным «В поисках капитана Гранта» . Мы посмотрим отрывки из старого фильма.

Отрывок из фильма

1 - 27:28 – 32:35; 2- 36:25 – 37:07;

Капитан: Но это еще не все приключения – впереди столкновение с красными волками, губительная жажда, голод, встреча с людоедами, бандитами, страшное наводнение. Но они прошли через все преграды, чтобы найти меня.

Ведущий (1): Капитан, а ведь в этом году у книги юбилей!

Капитан.: Да, 150 лет со дня выхода в свет романа «Дети капитана Гранта». На русский язык книга впервые переведена в конце 1868 года. С той поры роман, принятый с восторгом русскими читателями, издавался сотни раз.

Ведущий (1): Спасибо и удачи Вам, капитан Грант!

Капитан: До встречи на страницах книги «Дети капитана Гранта»!

(Презентация – слайд 10 – книга «Пятнадцатилетний капитан»)

Ведущий (1): А мы представляем книгу Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»,  встречаем главного героя Дика Сэнда! (тельняшка, кепка, бинокль. )

Дик Сэнд: Добрый день, друзья!

Ведущий (1): Здравствуйте, Дик! Тот день, когда Вы стали капитаном в 15 лет, наверное был для Вас не очень добрым?

Дик Сэнд: Капитан и команда нашего корабля погибли в схватке с китом. Я остался за капитана. Мы потерпели крушение. Прибой разбил корабль в щепки!

Ведущий (1): Вы оказались в открытом море, а затем вместо Америки в дебрях тропической Африки.

Дик Сэнд: Я был не опытным капитаном, не умел даже ориентироваться по звездам, знал только компас. Этим воспользовался кок нашего корабля Нигоро! А в Африке к нему присоединился еще один наш недруг - работорговец Гэррис…

Ведущий (1): Но ведь Вы сумели уйти от них, довели своих людей до реки и решили на плоту спуститься к океану.

Дик Сэнд: Наши враги всё предусмотрели, они нас поджидали. Среди моих друзей были и негры. Нас схватили в плен. Удалось уйти только одному из нас – негру Геркулесу.

Ведущий (1): Давайте посмотрим отрывок из к/ф «Пятнадцатилетний капитан».

1:02:34 – 1:04:10.

Дик Сэнд: А вот, что было дальше с нами, вы узнаете из книги Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» .

Ведущий (1): Книга учит смелости, быть решительным и уметь принимать правильные решения в трудные минуты. И конечно же захватывает нас удивительными приключениями. Удачи Вам, Дик Сэнд!

Дик Сэнд: До встречи на страницах книги «Пятнадцатилетний капитан»! (Машет рукой. Уходит).

( Презентация – слайд 11 – книга «Таинственный остров»)

Ведущий (2): «Таинственный остров». Эта книга, без которой детство каждого станет чуть –чуть беднее. Интересно узнать – как из лупы зажечь огонь, а из зернышка вырастить поле. Март 1865 года. Америка. Во время гражданской войны пятеро смельчаков бегут из взятого города на воздушном шаре. Страшная буря выбрасывает четверых из них на берег необитаемого острова в Южном полушарии. Пятый человек и его собака скрываются в море недалеко от берега. Этот пятый – некто Сайрес Смит, в течение нескольких дней держит в напряжении своих спутников. Но всё-таки они его находят. Постепенно обустраивается их жизнь. Но оказывается, на острове они не одни. Здесь живет ещё кто-то, их таинственный благодетель, часто приходящий им на помощь в самых сложных ситуациях.

Отрывок из к/ф 49:03- 51:01.

- Так кто же помогает нашим героям? Вы узнаете из книги Жюля Верна «Таинственный остров».

( Презентация – слайд 12 – книга «Двадцать тысяч лье под водой»)

Ведущий (2): Самый популярный и таинственный роман писателя – «Двадцать тысяч лье под водой» . Другое название – «Капитан Немо».

- Встречаем главного героя. (Немо- борода, кепка, темные очки)

Ведущий (2): Здравствуйте, капитан! Ребята, как вы думаете, почему наш герой в темных очках?

Немо: Здравствуйте, ребята! Я многие годы провел под водой, глаза с трудом привыкают к свету.

Ведущий (2): С латинского языка Ваше имя Немо переводится, как «никто». Овеяно тайной всё – Ваше прошлое, одиночество в настоящем, подлинное имя.

Немо: Я принц Даккар – исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей.

Ведущий (2): Этот загадочный аппарат все принимают за гигантское морское существо, несущее опасность и объявляют охоту за ним. Специально отправившееся на поиски неведомого «животного» судно «Авраам Линкольн» терпит поражение в схватке с ним.

Немо: Да, 3 человека из команды чудом уцелели, стали моими пленниками и отправились вместе со мной в кругосветное путешествие. Я думаю, они совершили самое удивительное путешествие в своей жизни.

Ведущий (2): давайте посмотрим.

(Отрывок из к/ф «Капитан Немо» 2 серия 13:36 – 19:20.

Ведущий (2): Да, действительно, Жюль Верн многое предвидел, живя в 19 веке. И подводные лодки и костюмы для водолазов и переговорные устройства под водой! Он интересен своей фантазией!

Немо: Прочтите самый загадочный роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой»! До встречи на страницах книги!

Ведущий (2): На наших книжных полках много книг, которые мы читаем в детстве: воспоминание о них долго сохранит всякий, кто хоть однажды встретится с их героями. И одно из первых мест среди них принадлежит великому мечтателю Жюлю Верну.

4. Состязание команд «Дункан» и «Наутилус».

Ведущий (2): Мы начинаем путешествие на 2-х кораблях – «Дункан» и «Наутилус».

У нас 2 команды. Наше уважаемое жюри готово подводить итоги конкурсов. В путь!

1 задание: Назовите книги Ж. Верна, с которыми связаны названия ваших команд. За правильный ответ – 1 балл.

( Дункан – «Дети капитана Гранта», Наутилус - «Двадцать тысяч лье под водой»)

2 задание: На нашем пути около 70 романов Жюля Верна. Назовите книги писателя. Команды отвечают по очереди. Повтор не принимается. За правильный ответ – 1 балл.

- Что же мы узнали о Жюле Верне?

3 задание: Викторина.

В какой стране родился Жюль Верн? (Франция)

Как имя писателя связано с Луной? (его именем назван лунный кратер)

Какой из школьных предметов не долюбливал Жюль Верн? (география)

Куда и на чём писатель пытался совершить своё первое путешествие?

         ( в 11 лет юнгой на шхуне в Индию)

Какой город помогает Жюлю Верну стать писателем? (Париж)

Как называется первый роман писателя? («Пять недель на воздушном шаре»)

Сколько книг написал автор? (около 100, 70 романов)

Каким орденом был награждён Жюль Верн? (орден Почётного легиона)

Какая книга Верна в этом году отмечает юбилей? (150 лет – «Дети капитана Гранта)

Какое природное явление помогло героям книги «Дети капитана Гранта» сократить путь? (землетрясение)

Кто спас Роберта Гранта от хищной птицы? (индеец Гром)

Чем герои Жюля Верна отпугивали крокодилов? (огнём )

Герои какой книги смогли из зернышка вырастить поле? («Таинственный остров»)

Сколько путешественников принёс воздушный шар на необитаемый остров в Тихом океане? (5 человек и собака Топ)

Кто спас из плена Дика Сэнда? (негр Геркулес)

Как переводится с латинского языка имя капитана Немо? (никто)

Кто владелец подводной лодки «Наутилус»? ( капитан Немо – принц Даккар)

Молодцы!

- А сейчас мы объявляем конкурс капитанов.

- Вы обнаружили на затонувшем корабле сундук. В нём вместе с золотыми монетами и драгоценностями находился и судовой журнал. Журнал плохо сохранился, промок, половину записей не различить. Конечная запись, вероятно, содержала сведения о последних событиях на корабле. Не бойтесь фантазировать! Попробуйте восстановить последние события!

(капитанам раздаются листки с одинаковыми словами)

«Святая Магда»

бунт

сокровища

сундук

капитан

буря

- Можете в помощники взять по одному участнику из команды.

(капитаны проходят к отдельным столам, листки бумаги, ручки, начинают готовиться)

Ведущий (2): А ваши корабли без капитанов, терпят крушение. Каждой команде нужно написать записку с криком о помощи, которую как бы в бутылке бросаем в океан. Подумайте, что в ней нужно указать, чтобы вас быстрее нашли. (материк, широта, долгота)

- Итак, готовы? Команды зачитывают записки. Жюри оценивает по 5-ти бальной системе.

Ведущий (2): Встречи час желанный

                       Сумерками скрыт…

                       Где вы, капитаны?

                       Каждый знаменит!

                       Нет на свете дали,

                       Нет таких морей,

                       Где бы не видали

                       Ваших кораблей!

- так что же случилась на ваших кораблях, капитаны?

(Выступление капитанов) (Оценивается по 5-бальной системе.)

Ведущий (2): Мы приглашаем наших литературных героев – капитана Гранта, Дика Сэнда, капитана Немо и просим помочь нам в следующем конкурсе.

- Итак, команды слушают отрывки из произведений Жюля Верна. Карточку с названием вашей команды вы отдаете одному из героев, если считаете, что отрывок прозвучал из книг: «Дети капитана Гранта»- капитану Гранту, «Пятнадцатилетний капитан» - Дику Сэнду и «Двадцать тысяч лье под водой» - капитану Немо. (За правильный ответ – 1 балл)

– Ну вот! – воскликнул Паганель.- Вы, значит, обогнули мыс Горн, а меня с вами не было!

        - Повесьтесь! – сказал майор.

        - Эгоист! - отозвался географ – вы даёте мне такой совет лишь для того, чтобы                      получить мою веревку. Ведь есть примета – веревка повешенного приносит удачу!                ("Дети капитана Гранта")

– Сильным ударом плавников прожорливое животное ринулось на индуса; индус отскочил в сторону и избежал зубов акулы, но удар ее хвоста пришелся по груди и сшиб его с ног. Тут я увидел, что капитан, стоявший возле меня, выхватил из-за пояса кинжал и шагнул навстречу чудовищу. («Двадцать тысяч лье под водой»)

– Какой догадливый мальчик. Да, это не Америка. Вы в экваториальной Африке, стране рабов и рабовладельцев. Поэтому вы теперь – моя собственность – до тех пор, пока не получу за вас выкуп. («Пятнадцатилетний капитан» )

 

– Тревожные мысли не давали покоя капитану. Он спрашивал себя, не существовало ли связи между сегодняшним нечаянным падением Негоро и поломкой первого компаса. Зачем пришёл на корму судовой кок? Может быть, он заинтересован в том, чтобы и второй компас пришёл в негодность? («Пятнадцатилетний капитан»)

- Гленарван, идя под мертвыми деревьями, смотрел на серое небо, на фоне которого отчетливо вырисовывались, будто вырезанные, мельчайшие их веточки. Айрона очень удивляло, что он не находит лошадей и быков на том месте, куда отвел их вчера вечером; не могли же спутанные животные забрести далеко! («Дети капитана Гранта»)

- «Гляди в оба! Гляди в оба!» - говорили друг другу матросы «Авраама Линкольна». И они действительно смотрели во все глаза. Награда в две тысячи долларов прельщала каждого. И глаза и зрительные трубы не знали ни минуты покоя, днем и ночью пристально вглядывались в поверхность океана. («Двадцать тысяч лье под водой»)

Ведущий (1): Море любит сильных и отважных. У нас есть 2 команды и канат. Командуем капитаны!

- Отдать швартовы! Полный вперёд!

(Перетягивание каната. Победители – 5 баллов. )

5. Заключение.

Ведущий (1): Молодцы! Просим жюри подвести итоги. А мы подводим итоги акции «Открывая книги Жюля Верна – открываем мир!» . И у нас есть победители. Самые активные участники акции награждаются грамотами. (5 человек)

- Слово жюри. 

Ведущий (1): Сегодня, вы узнали много нового и интересного. Возможно для кого-то мы  открыли великого путешественника и фантаста Жюля Верна. Читайте! Будьте любознательными!

Все: Новых открытий! До новых встреч!

Список литературы:

1. Брандис, Е. Жюль Верн [Текст] / Е. Брандис.- Ленинград: Дет. лит., 1963. -

    С. 15-21.

 2. Верн, Ж. Двадцать тысяч лье под водой [Текс] / Ж. Верн.- Москва: АСТ,

    2003.- 447 с.

3. Верн, Ж. Дети капитана Гранта [Текст] / Ж. Верн.- Москва: Элен, 1993.- 477 с.

4. Верн, Ж. Пятнадцатилетний капитан [Текст] / Ж. Верн.- Москва: Республика, 1992. - 

    349 с.

5. Верн, Ж. Таинственный остров [Текст] / Ж. Верн.- Москва: Дет. лит., 1985.- 607 с.

6. Буячева, О.Ю. Слет знаменитых путешественников [Текст] / О.Ю. Буячева // Читаем,       учимся, играем. - 2001. - № 3. - С. 73- 79.

7. Грачев, С.А. На суше и на море [Текст] / С.А. Грачев // Читаем, учимся, играем.- 2002.-     № 8. - 52- 58.
Презентация "Мир приключений Ж. Верна"
PPTX / 4.55 Мб

Предварительный просмотр презентации

Мир приключений Жюля Верна

Жюль Верн

Отец Жюля Верна - Пьер Верн

Александр Дюма

Феликс Надар

«Пять недель на воздушном шаре» – первый роман Жюля Верна

Памятник Ж. Верну в Амьене

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

1 May 2018