12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Волова Надежда Николаевна62
Работаю в МБОУ "Строевская СОШ" учителем русского языка и литературы. Стаж - 32 года.
Россия, Архангельская обл.
4

Литературная игра для учащихся 8-9 классов на тему «Северная деревня в произведениях Ф.А. Абрамова».

Внеклассное мероприятие по литературе для 8 - 9 класса

«Северная деревня в произведениях Ф.А. Абрамова»

Цели мероприятия:

*формирование у учащихся уважительного и доброжелательного отношения к человеку-труженику.

*развитие памяти, внимания, самостоятельности, коллективизма, умений формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

*приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей

*учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев

Описание игры. Провести данную игру можно на обобщающем уроке по творчеству писателя Ф.А. Абрамова. Игра состоит из отдельных туров, участвуя в которых игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений и содержания рассказа «В Питер за сарафаном», повести «Деревянные кони» и «Пелагея». Игра носит как контролирующий, так и обучающий характер и может служить альтернативой зачётному уроку. В игре принимают участие 3 - 4 команды, учитель заранее нацеливает ребят на выполнение ряда заданий. В жюри приглашаются и учащиеся, и педагоги. Оценка состязаний проводится по трёхбалльной системе.

Оборудование: 1) карточки с отрывками из произведений;

2) карточки со словесными описаниями героев;

3) карточки с ключевыми словами;

4) чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, ручки.

Ход игры

(звучит песня «Деревня моя деревянная дальняя»)

Вступительное слово учителя

Слайд 1 (название темы и картина деревенского пейзажа)

- Ребята, тема нашего мероприятия «Северная деревня в произведениях Ф.А. Абрамова».

- Что из себя представляет деревня?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «деревня»?

(Кластер - на доске слова Деревня – это

1) природа; 2) домашние животные; 3) деревянные дома с постройками; 4) жители деревни;

5) родственники; 6) соседи и односельчане; 7) деревенские традиции; 8) крестьянский труд;

9) отношения между людьми

- Кто из писателей или поэтов писал и пишет о деревне?

Слайд 2 (портреты писателей и поэтов)

Слайд 3 (портрет Абрамова и слова)

Фёдор Александрович Абрамов родился и вырос в деревне, знал эту жизнь изнутри. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека — с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

В повестях и рассказах крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьба его персонажей - образ судьбы народной, в которой показан не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».

Слайд 4 (под песню Надежды Кадышевой звучит стихотворение)

Памяти Федора Абрамова

Он так любил березы и космеи

И пинежский напевный говорок,

День ото дня сильнее и сильнее

Его тянуло на родной порог.

Здесь сердце отдыхало и болело,

Искало вновь ответа на вопрос:

Куда идем? Так в чем, скажите, дело?

Земля скудеет, лес и сенокос.

Герои мы на час? Да неужели?

А Родина просила защитить

От подлости, пассивности, безделья,

От сердца равнодушного в груди.

И он вставал. Он словом бил в упор!

Он, как на фронте, снова был бойцом!

И, выйдя на Абрамовский угор,

Я чувствую, как ветер бьет в лицо!

Татьяна Бечина

Объяснение условий игры

Мы собрались сегодня, чтобы закрепить знания, полученные на уроках литературы по творчеству Фёдора Абрамова, попробовать свои силы в конкурсе знатоков, порадоваться за тех, кто станет победителем игры.

Позвольте познакомить вас с правилами игры.

В самом начале нашего занятия вы назвали слова, представляющие деревню: дома, жители деревни, природа, быт, традиции, отношения между людьми. Из всего этого я решила выбрать две номинации: 1) деревянные дома с постройками, 2) жители деревни,

Все задания и вопросы составлены по рассказу «В Питер за сарафаном», повести «Деревянные кони» и «Пелагея».

В игре участвуют 4 команды: команда 8 класса Строевской средней школы, команда 9 класса Строевской средней школы, 8-9 классов Едемской основной школы и 8-9 классов Бестужевской средней школы. По итогам игры будет выявлена одна команда-победительница, набравшая наибольшее количество баллов

Наше жюри: 1) Волова Людмила Васильевна

2) Истомина Екатерина Андреевна

3) Олюкова Светлана Николаевна

Игру начинаем с разминки команд.

Разминка

1. Команды

Командам вручаются листы с вопросами по биографии Ф.А. Абрамова. Ребята должны найти правильные ответы и отметить их на листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. ИТОГО: 5 БАЛЛОВ

Год рождения Ф.А. Абрамова: а) 1920; б) 1921; в) 1915; г) 1910

Каким по счёту ребёнком в семье был писатель Абрамов?

а) третьим; б) седьмым; в) девятым; г) восьмым

3. Деревня, в которой родился и провёл детство Ф. Абрамов:

а) Пинега; б) Карпогоры; в) Веркола; г) Пекашино

4. В каком учебном году Ф. Абрамов учился в Кушкопальской школе? а) 1934/1935; б) 1936/1937; в) 1930/1931; г) 1932/1933

 

5. В каком районе нашей области прошли детство и юность Ф.А. Абрамова? а) Верхнетоемский; б) Пинежский; в) Устьянский; г) Каргопольский.

2. Командиров

Каждому командиру выдаются карточки с двумя вопросами. На подготовку к ответам даётся полминуты. Правильный ответ – 2 балла. Если командир не отвечает на вопрос, право на ответ передаётся команде. За правильный ответ команды – 1 балл. Если команда не отвечает на вопрос, право передаётся другой команде, игроки которой знают ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде: 1) В каком году Абрамов закончил школу? (1938)

2) Участником какой войны был Ф. Абрамов? (Великой Отечественной войны 1941-1945годов).

Вопросы 2 команде: 1) В каком городе после школы учился Ф.А. Абрамов? (в Ленинграде)

2) Сколько раз был ранен во время войны Ф. Абрамов? (2 раза)

Вопросы 3 команде: 1) В каком университете учился, а потом и работал Ф.А. Абрамов? (в Ленинградском государственном университете).

2) На каком курсе Ф. Абрамов добровольцем ушёл на фронт, когда началась война? (на третьем)

Вопросы 4 команде: 1) В каком году Ф. Абрамов окончил университет? (в 1948 году)

2) Как называется дорога, по которой в годы войны был вывезен Ф. Абрамов долечиваться на Большую землю? (Дорога жизни)

Вопросы 5 команде: 1) Как называется первый роман Ф. Абрамова? («Братья и сёстры»)

2) Когда умер Ф.А. Абрамов? (14 мая 1983 года)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Номинация «Деревянные дома с постройками»

(песня «Родимый дом»)

Задание 1

Представителям каждой команды вручаются карточки (по три) с отрывками из одного и того же произведения. Ребята читают отрывок на карточке и подписывают название произведения, из которого взят этот отрывок. Ответ команды пишут на листочках. Каждый правильный ответ – 1 балл. ИТОГО: 3 балла.

Карточка 1

Опять горели где-то леса, опять солнце было в дыму, неживое, словно заколдованное, и песчаная раскалённая улица, вся расчерченная чёрными тенями – от амбаров, от изгороди, от поленницы, - светилась каким-то диковинным неземным светом. И временами казалось, там, за окнами, не то Кащеево царство из полузабытой сказки далёкого детства, не то какая-то неведомая фантастическая планета.

(В Питер за сарафаном)

Карточка 2

Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменём, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздёрнутыми журавлями, нравились вместительные амбары на столбах с конусообразными подрубами – чтобы гнус не мог подняться с земли. Но особенно меня восхищали … дома – большие бревенчатые дома…

(Деревянные кони)

Карточка 3

Безобразная хоромина, напоминающая громадный бревенчатый аналой, стоит на его месте. В непогодь скрипит, качается, несмотря на то что с двух сторон подперта слегами, а зимой ещё хуже: сумёты снега набивает в сени, кое-как прикрытые сзади старыми тесницами… Высоко. Вольготно. Ласточки у самого окошка шныряют. И всё видно. Видно, кто идёт-едет по деревенской улице, по подгорью, видно, как весной, в половодье, большие белопалубные пароходы выплывают из-за мыса.

(Пелагея)

Задание 2 (на выполнение задания даётся 5 – 7 минут)

- Что украшало крыши деревенских домов?

Командам выдаются листы и карандаши или фломастеры. Нужно зарисовать деревянного коня так, как хотели бы видеть на крыше своего дома. Затем команды представляют (презентуют) в творческой форме (стихи, миниатюра, песня) рисунок и объясняют, что символизирует конёк на крыше дома.

Оценивание: Рисунок – до 3 баллов, представление (защита рисунка) – до 2 баллов, объяснение того, что символизирует конёк – 1 балл. ИТОГО: 6 баллов

Вывод по заданию: Конь – это основа крестьянской жизни. Верхнее бревно на крыше дома любовно называют коньком. Конёк завершает сруб дома. Он является символом благополучия. Конь – это оберег.

Постоялец из повести «Деревянные кони», прощаясь с деревней, чтобы окунуться в шумный мир, любуется деревянными конями на избах. И мы слышим голос автора: «…провожали меня деревянные кони. Целый выводок деревянных коней, вскормленных Василисой Милентьевной». В этих словах дань уважения русской женщине, которая нередко сама голодная, раздетая и разутая кормила и одевала всю страну, жертвуя собой, поднимала её из разрухи. Абрамов писал: «Нет, не идеализация этой патриархальщины, не пресловутая тоска по уходящей избяной Руси, а наша сыновняя, хотя и запоздалая, благодарность».

Задание 3 (домашнее задание) – миниатюра о своей деревне.

Оценивание: рассказ о деревне – 3 балла, рассказ с презентацией – 5 баллов, творческое представление – 7 баллов.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Номинация «Жители деревни»

Литературная дуэль

Игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» героя и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идёт речь и из какого произведения. Затем составляют по три вопроса для команд соперников о «своём» персонаже.

Оценивание: За правильно названных персонажа и названия произведения – 2 балла, за составленные вопросы – 3 балла, за ответы на вопросы команды-соперницы – 3 балла. ИТОГО: 8 баллов.

 

Задание 1 команде

ведро…покрыла белым ситцевым платком, который сняла с головы, поправила волосы – жиденькую бесцветную кудельку, собранную сзади в короткий хвостик … затем по привычке подняла глаза к черёмухову кусту на горе… Глаза у … были острые – кажется, это единственное, что не выгорело у печи… (Пелагея Прокопьевна Амосова из повести «Пелагея»)

 

Задание 2 команде

и я увидел её – высокую, намокшую, с подоткнутым по-крестьянски подолом; …сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах. Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе и людям, что он ещё не зря на этом свете живёт.

(Василиса Милентьевна (по мужу – Урваева) из повести «Деревянные кони»).

Задание 3 команде

В избу вошла старушонка. Чинно перекрестилась, разогнулась и прошамкала какое-то приветствие на старинный манер… До чего же это была маленькая да ветхозаветная старушоночка! …одета она была по-современному: стёганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под тёплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперёд.

(Ольга Филипповни (Филиппьевна) из рассказа «В Питер за сарафаном»

Задание 4 команде

В сапогах, в тёплом шерстяном платке, с узелком под рукой … была непреклонна. Она не кричала, не спорила с нами, а молча, потряхивая головой, накинула на себя пальтуху, увязала ещё раз узелок со своими пожитками, прощальным взглядом обвела родную избу. …покорила молодая …не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твёрдостью, своим кремневым характером.

(Василиса Милентьевна (по мужу – Урваева) из повести «Деревянные кони»).

Блиц-опрос Общее задание для всех команд. Ведущий читает вопросы, команды пишут ответы на листочке. Вопросов 10, каждый правильный ответ – 1 балл. ИТОГО – 10 баллов.

Что такое повойник? (платок на голове замужней женщины)

Как называется деревня Ольги Филиппьевны? (Шардомени)

У кого в Питере работала Филиппьевна в няньках? (у немца)

Почему Василису Милентьевну выдали замуж? ( «вытолкали» замуж «из-за шубы да из-за шали, которые требовали в приданое, а у них не было. Урваевы «брали» невесту без приданого)

Как свёкор Оника Иванович называл Василису Милентьевну? (Василиса Прекрасная)

Из какого произведения эти строки: «Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменём, развешенным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздёрнутыми журавлями, нравились вместительные амбары на столбах с конусообразными подрубами, чтобы гнус не мог подняться с земли» (повесть «Деревянные кони»)

Кем работала Пелагея? (пекарем)

Кого называла Пелагея «фершалом»? (фельдшера)

О какой черте характера Пелагеи говорит выражение – Нарядов – ситцевых и шёлковых отрезов, шалей летних и зимних, платков, платьев, юбок – у Пелагеи были сундуки и лукошки, и для неё не было большей радости, чем летом, в солнечный день, всё это яркое, цветастое добро развесить по своей усадьбе? (о жажде накопительства, о гордости за то, что она не зря всю жизнь трудилась)

Как прозвали Филиппьевну из рассказа «В Питер за сарафаном» односельчане? (Питербурка)

Абрамов не приукрашивает народную жизнь, пишет сурово, даже в деталях не допускает фальши, недоговорённости. Действительно, существуют такие типы, как баба Мара, Прохор Урваем, для которых важна ежеминутная выгода, а потом хоть трава не расти. Но не такими людьми движется жизнь, утверждаются человеческие отношения.

У Абрамова самые дорогие для него герои – люди, согревающие мир, творящие добро, несущие окружающим радость.

Ф. Абрамов любил людей, что-нибудь любящих. Он возвышал натуры деятельные, созидающие, бесконечно работящие. Писатель обращается к прошлому во имя определения верной дороги, во имя сохранения в этом движении бесценных сокровищ народной нравственности, во имя сближения Человека и Природы. Одиночество, жажда человечности, тоска об участии, теплоте, заботе. И крик, исступлённый крик против равнодушия, против чёрствости. В повестях Абрамова видна беспрерывная, мучительная работа ума, души и интеллекта, постижения себя и самосовершенствование. Желаю, чтобы вам это было свойственно.

(Звучит песня в исполнении С. Беликова «Деревня- родина моя»)

Подведение итогов

Вот и заканчивается наша литературная игра. Мы с вами вместе хорошо поработали, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, а жюри оценит вашу работу.

Звучит музыка

Участники команд на плакат прикрепляют стикеры под словами: понравилось и трудно (рефлексия)

(Награждение победителей)

Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго!

Приложения

Разминка команд

Найти правильные ответы и отметить их. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Год рождения Ф.А. Абрамова:

а) 1920; б) 1921; в) 1915; г) 1910

Каким по счёту ребёнком в семье был писатель Абрамов?

а) третьим; б) седьмым; в) девятым; г) восьмым

3. Деревня, в которой родился и провёл детство Ф. Абрамов:

а) Пинега; б) Карпогоры; в) Веркола; г) Пекашино

4. В каком учебном году Ф. Абрамов учился в Кушкопальской школе? а) 1934/1935; б) 1936/1937; в) 1930/1931; г) 1932/1933

5. В каком районе нашей области прошли детство и юность Ф.А. Абрамова?

а) Верхнетоемский; б) Пинежский; в) Устьянский; г) Каргопольский.

Разминка командиров

1) В каком году Абрамов закончил школу?

2) Участником какой войны был Ф. Абрамов?

Разминка командиров

1) В каком городе после школы учился Ф.А. Абрамов?

2) Сколько раз был ранен во время войны Ф. Абрамов?

Разминка командиров

1) В каком университете учился, а потом и работал Ф.А. Абрамов?

2) На каком курсе Ф. Абрамов добровольцем ушёл на фронт, когда началась война?

Разминка командиров

1) В каком году Ф. Абрамов окончил университет?

2) Как называется дорога, по которой в годы войны был вывезен Ф. Абрамов долечиваться на Большую землю?

Разминка командиров

1) Как называется первый роман Ф. Абрамова?

2) Когда умер Ф.А. Абрамов?

Номинация «Деревянные дома с постройками»

Карточка 1

Опять горели где-то леса, опять солнце было в дыму, неживое, словно заколдованное, и песчаная раскалённая улица, вся расчерченная чёрными тенями – от амбаров, от изгороди, от поленницы, - светилась каким-то диковинным неземным светом. И временами казалось, там, за окнами, не то Кащеево царство из полузабытой сказки далёкого детства, не то какая-то неведомая фантастическая планета.

Карточка 2

Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменём, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздёрнутыми журавлями, нравились вместительные амбары на столбах с конусообразными подрубами – чтобы гнус не мог подняться с земли. Но особенно меня восхищали … дома – большие бревенчатые дома…

Карточка 3

Безобразная хоромина, напоминающая громадный бревенчатый аналой, стоит на его месте. В непогодь скрипит, качается, несмотря на то что с двух сторон подперта слегами, а зимой ещё хуже: сумёты снега набивает в сени, кое-как прикрытые сзади старыми тесницами… Высоко. Вольготно. Ласточки у самого окошка шныряют. И всё видно. Видно, кто идёт-едет по деревенской улице, по подгорью, видно, как весной, в половодье, большие белопалубные пароходы выплывают из-за мыса.

Номинация «Жители деревни»

Ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идёт речь и из какого произведения. Затем составить по три вопроса для команд соперников о «своём» персонаже.

 

Задание 1 команде

ведро…покрыла белым ситцевым платком, который сняла с головы, поправила волосы – жиденькую бесцветную кудельку, собранную сзади в короткий хвостик … затем по привычке подняла глаза к черёмухову кусту на горе… Глаза у … были острые – кажется, это единственное, что не выгорело у печи…

Задание 2 команде

и я увидел её – высокую, намокшую, с подоткнутым по-крестьянски подолом; …сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах. Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе и людям, что он ещё не зря на этом свете живёт.

Задание 3 команде

В избу вошла старушонка. Чинно перекрестилась, разогнулась и прошамкала какое-то приветствие на старинный манер… До чего же это была маленькая да ветхозаветная старушоночка! …одета она была по-современному: стёганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под тёплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперёд.

Задание 4 команде

В сапогах, в тёплом шерстяном платке, с узелком под рукой … была непреклонна. Она не кричала, не спорила с нами, а молча, потряхивая головой, накинула на себя пальтуху, увязала ещё раз узелок со своими пожитками, прощальным взглядом обвела родную избу. …покорила молодая …не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твёрдостью, своим кремневым характером.

8

Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 10.11.19 в 21:00 0 Ответить Пожаловаться
Надежда Николаевна, у Вас получилась великолепная игра!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.