Игра – путешествие «Югорский Край» для обучающихся 8-11 классов
Игра – путешествие «Югорский Край»
для обучающихся 8-11 классов.
«Листая книг страницы, мы путешествуем по краю»
Цель: воспитание у обучающихся гражданственности, любви к родному краю, его природе, жителям, обрядам и традициям.
Порядок проведения игры:
Предварительный этап;
1 этап – организационный;
2 этап – игра – путешествие;
3 этап – подведение итогов и награждение победителей.
На предварительном этапе происходит:
формирование команд (5 человек);
выдвижение капитанов команд;
название команды должно отражать тему игры.
определение ответственных на станциях (руководителей станций);
разработка заданий на станциях;
определение аудиторий (учебных кабинетов), где будут располагаться станции.
Организационный этап:
Классным руководителям 9-11 классов дается задание сформировать команду из пяти человек. Определяются руководители станций из числа преподавателей.
305 каб. – сбор игроков перед началом игры и для подведения итогов
302 каб. – станция «Обряды и традиции»
308 каб. – станция «Югра литературная»
309 каб. – станция «Югра историческая»
306 каб. – станция «Географическая»,
310 каб. – «Природа родного края»
305 каб.- станция «Музыкальная»
В назначенный день и час все участники игры собираются в читальном зале библиотеки-медиатеки, где происходит знакомство с командами, приветствие команд, разъяснение правил игры. Команды, участвующие в игре, получают маршрутные листы и отправляются по станциям выполнять задания.
Ход игры. На экране – музыкальный видеоклип «Увидеть Югру – влюбиться в Россиию»
Ведущий 1. Друзья, у нас сегодня праздник – 85 лет ХМАО-Югре. А какой же праздник без песен и танцев?
Звучит хантыйская музыка, далекий звон бубна, на фоне бубна звучит стихотворение.
Ведущий 1.
Старый бубен, древний бубен
Тайну мне свою открой.
Был ли путь твой мшист и труден,
Был знаком тебе покой?
Ты откройся, старый бубен
Скинь загадочную тьму,
Все поведай мне и людям,
Расскажи, я все пойму.
Ведущий 2. Бубен мне рассказал, как ему одиноко и песня его грустна. Мы должны ему помочь найти друзей (музыкальные инструменты) и сложить мелодию для нашего праздника. Вам необходимо пройти по станциям, показать свои знания и умения, собрать утерянные инструменты (ключи).
Правила игры:
На посещение каждой из станций команде отводится ровно 10 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не прозвучит условный сигнал. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся в аудитории до момента истечения отведённого времени. В случае если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, руководитель станции останавливает работу и определяет количество заработанных командой баллов в соответствии с объёмом выполненных заданий.
Сигнал к началу выполнения заданий руководитель станции дает только после того, как убедится, что все команды благополучно добрались до станций.
Руководитель станции объясняет задание для команд.
Перед началом путешествия каждая из команд получает маршрутный лист (см. приложение № 1), фиксирует в нем название команды. В маршрутном листе четко определен маршрут (очередность) посещения станций каждой из команд. В бланке маршрутного листа имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из станций. Баллы выставляет руководитель и подтверждает их количество личной подписью.
На каждой станции команды получают ключ (название музыкального инструмента).
Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.
Команда, нарушившая правила игры, дисквалифицируется.
Задания на станциях
№ |
Название станции |
Задание |
1 |
Природа родного края |
Это ценная рыба обитает в Оби и Иртыше. Основные места нагула находятся в Обской губе. На нерест эта рыба поднимается к плотине Новосибирской ГЭС. До её постройки нерест и в зимовальные ямы она поднимается в верховья Бии и Катунь. ( Осетр) Эта птица высиживает свои яйца зимой. (Клест) Он самый крупный грызун фауны ХМАО, длина его тела – 120 см, вес – около 20кг. Это животное – прекрасный пловец, чему способствуют крепкие плавательные перепонки между пальцами задних конечностей. (Бобер) Какую ягоду называют северным лимоном? (Клюква) У хантов сохраняется предание, что некогда праздновалась свадьба, и вдруг нежданно-негаданно среди шумного веселья, жених и все прочие мужчины были превращены чародеем в волков, женщины – в сорок, а невеста – в кукушку; с той самой поры эта горемычная кукушка носится следом за своим суженым и роняет несчетные слезы; там, где она пролетает, текут ручьи и растет трава, известная под названием… (Кукушечьи слезы) Назовите любимое лакомство северного оленя? (Ягель) Почему нельзя растаптывать мухоморы, ведь они ядовитые? (Ими лечатся некоторые животные) Отгадайте ребус и узнайте, какая ягода трижды меняет свой цвет за свою короткую жизнь Ключ - журавль |
2 |
Югра литературная |
Назовите писателя Югры, которые отразил в своём Кто из писателей Югры жил и занимался литературным творчеством в родном стойбище? (Юрий Вэлла) Назовите писателей Югры, чьи книги иллюстрировал Кто из писателей г. Нижневартовска поведал легенду-сказание о хантыйском богатыре Танья? (Маргарита Анисимкова) Назовите мансийского писателя - автора цикла стихов «Моя Миснэ» (Юван Шесталов) Назовите автора, который написал роман о судьбе старшей дочери князя Меншикова, сосланной в Берёзово (Маргарита Анисимкова «Порушенная невеста») Назовите сказку, написанную М. Вагатовой, по сюжету напоминающую русскую народную сказку «Колобок»? («Хлебушко») Назовите первого профессионального писателя народа манси (Шесталов Ю.Н.) Ключ - санквылтап |
3 |
Югра историческая |
Какое историческое событие запечатлено на картине? Покорение Сибири Ермаком. Автор – Суриков. Начало присоединения Сибири к Российскому государству. Вторая половина XVI в., царь Иван Грозный. В каком году был создан ХМАО? . 1930; 2. 1900; 3. 1941. Древнее название народа ханты: Самоеды; 2. Остяки; 3. Вогулы. Старейший город округа: 1. Ханты-Мансийск; 2. Нижневартовск; 3. Сургут. Как звали хана, с которым боролся Ермак?. 1. Чингисхан; 2. Джучи; 3. Кучум. Кто из сподвижников Петра 1 был выслан в Сибирь? 1.Меньшиков; 2. Лефорт; 3. Ермак. Что такое «Мангазея»? 1. город в Сибири; 2. старинный магазин; 3. деталь ружья. В каком году Ханты-Мансийский округ получил «приставку» Югра? Ключ - нарсъюх |
4 |
География родного края |
Используя шифр, назовите крупные месторождения нефти в ХМАО – Югре Самотлор, Федоровское, Мамонтовское, Приобское Ключ - тумран |
5 |
Обряды и традиции |
Главный святой в религии хантов? Торум. Свои обряды и жертвоприношения эти люди совершали в особых священных местах. Как называли этих людей ханты? Шаманы. Назовите традиционные хантыйские праздники? Медвежий, вороний. В каких обрядах использовалась ритуальная маска? Убийство медведя. Верхняя одежда мехом внутрь? Малица Деревянное строение для хранения запасов, предметов быта, одежды и обуви? Лабаз. У хантов не было возможности выращивать хлеб, из-за сурового климата. Да и не были они знакомы с земледелием. Но всё же научились изготавливать хлеб. Из чего ханты готовили муку для выпечки хлеба? Практическое задание: изготовление оберега Ключ – кугель-юх |
6 |
Музыкальная |
С помощью программы EtnicMusik.ru игроки создают хантыйскую мелодию (приложение 2. Папка «Игра») |
Подведение итогов и награждение победителей
После окончания путешествия все команды и руководители станций собираются в читальном зале для подведения итогов игры. Капитаны команд сдают маршрутные листы для подсчета баллов.
Пока идет подсчет баллов на экране демонстрируется мультфильм по хантыйской сказке, созданный Черепановой Ренатой, обучающейся 3а класса.
После подведения итогов игры проходит награждение команд.
Ведущий 1. Сегодняшнюю игру мне бы хотелось закончить строками замечательного Югорского писателя Андрея Тарханова
Если кинет судьба на чужбину,
Если Родина будет вдали,
Стану я вожаком лебединым,
Стану веткой родимой земли.
С этим чувством, богатым и сильным,
Ты в душе, мой родительский дом, -
На просторах великой России
Я не буду нигде чужаком…
Если верен обычаям края,
Той земле, что тебя родила,
Будет песня, как солнце, живая,
Где б на свете она ни жила.
Список использованной литературы:
Панченко Л.Н. Краеведение : дидактический материал по предмету «Краеведение» в помощь учителю. – Ханты-Мансийск, 2015. – 84 с.
Писатели Югры : биобиблиографический указатель. – Екатеринбург: Сократ, 2004. – 352 с.
Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся 9-11 классов. - Ханты-Мансийск, 2008. – 455 с..
Тарханов А. Исповедь язычника: избранные стихотворения. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. – 400 с.