12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриенко Вера Николаевна2446
Люблю учеников, люблю читать, нравится придумывать. С удовольствием делюсь своими знаниями и умениями.
Россия, Московская обл., Одинцово


Литературная игра

по феерии А.С. Грина «Алые паруса»

Автор: Дмитриенко В.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская СОШ №5


Литературная игра проводится после изучения феерии А.С. Грина

«Алые паруса» в 6 классе. Такая форма урока позволяет охватить все аспекты изучения произведения, познакомиться с дополнительными источниками:

раскрыть тему и идею произведения;

дать характеристику героев;

- обратить внимание на детали;

показать особенность языка, художественные средства для раскрытия образов героев.

Цель: в игровой форме закрепить полученные в ходе изучения на уроках знания, способствовать развитию командных качеств.

Задачи воспитывающие: воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев.

Задачи развивающие: способствовать развитию и обогащению речи учащихся; творческих возможностей, умению выделять главное, обобщать и делать выводы, работать в команде.

Задачи обучающие: формирование отношений учащихся к событиям и героям феерии; умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- осознание нравственных проблем, поднимаемых А.С. Грином в феерии «Алые паруса»;

- пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания, терпимости, искренности, отзывчивости; - развитие читательских умений и навыков работы с текстом, активизация читательского восприятия через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения;

- формирование читательской самостоятельности при работе с конкретным художественным текстом, собственной позиции читателя.

Предметные:

- имеют представление о личности и творчестве А.С. Грина;

- умеют интерпретировать произведение А.С. Грина «Алые паруса», анализировать образы героев, подтверждая характеристику цитатами из текста;

- видят и понимают процесс становления образа, смысл поступков героев.

Метапредметные:

- умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушают и осознают речь одноклассников и учителя;

-умеют взаимодействовать в общении друг с другом;

-делают выводы и обобщения по теме урока.

Технологии: игровая, технология сотрудничества, исследовательская и ИКТ.

Используемое оборудование

портрет А.С. Грина, презентация, иллюстрации учащихся, раздаточный материал для конкурсов, компьютер, проектор, колонки .

 Некоторые конкурсы предполагают предварительную работу:

- решение теста по содержанию феерии «Алые паруса» позволит командам подготовиться к игре и заработать бонус. Тест составлен на платформе Skysmart для учащихся 6 классов: https://edu.skysmart.ru/student/lukusipuku

- оформление обложки книги,

- представление команд.

На предварительном этапе команды выбирают себе название, по общему решению, они связаны с природными объектами, которые встречаются в повести: «Море», «Небо», «Солнце», «Ручей», «Ветер».






Ход игры

Слово учителя

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок- игра.

- В 1985 году Академия Наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневея в честь Александра Грина.

- Не зная биографию Александра Грина, может подумать, что родился он возле моря, потому что все его главные книги пронизаны морскими впечатлениями. Историю Александра Грина и его известной книги сегодня расскажут мои помощницы Женя и Юлия.

Рассказ девочек

Саша Гриневский – такова подлинная фамилия писателя – родился в 1880 году в Вятской губернии. Главной страстью юного Саши было чтение. Он интересовался книгами о мореплавателях, путешественниках. Сам пробовал писать стихи. Когда ему исполнилось 16 лет, он, бредивший морем и парусами, совершил побег, чтобы начать жизнь моряка. Но матросом он проплавал совсем недолго.

Море пробудило его воображение, но романтические мечты исчезли под натиском ежедневных проблем. Много профессий пришлось перепробовать Саше Гриневскому, пока в 1906 году в Москве не вышел из печати первый рассказ, подписанный фамилией Грина.

А в 1916 году возник замысел книги, о которой сегодня мы будем говорить. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Тогда же он подумал: не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. С осени 1919 года Грин служит в Красной Армии и в солдатском вещмешке носит пакет с текстом своей знаменитой книги под названием «Алые паруса». Выходит в печать она в 1921 году. Появление ее можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. Страна только-только начала подниматься на ноги, передовицы газет пестрели о пуске первых заводов и фабрик, стоявших по нескольку лет.

Александр Грин написал книгу, которую стали называть феерией – от французского слова «фее», т.е. волшебство. Как в сказке, в феерии побеждает добро и красота.



Конкурс 1. Представление команд.

Ожидаемый результат: команды объясняют, как та или иная природная стихия проявились в этом произведении

Конкурс 2. Обложка книги.

Ожидаемый результат: участники команд представляют свой вариант обложки, обращая внимание на свою стихию

t1617207504aa.png

Александр Грин

Алые паруса



А

t1617207504ab.pngt1617207504ac.png


t1617207504ad.png



t1617207504ae.png



Конкурс 3. Конкурс капитанов.

Чьи это слова?

(по принципу «Звездного часа», надо поднять карточку с именем героя)

«Надо уметь любить, а этого – то они не умеют» (Лонгрен)

«Победа на твоей стороне, плут.» (Капитан Гоп)

«я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина, пальцы не разгибаются, голова трещит, а ноги трясутся» (Грэй)

«В морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…» (Эгль)

«Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…».

( Лонгрен).

«Ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь, что она зацветет» (Ассоль)

Чей это портрет?

Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка. (Эгль).

Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста. (Ассоль).

Он не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию. (Грэй).

Он стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу. (Лонгрен).

Он с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. (Эгль).

Ожидаемый результат: Капитаны команд демонстрируют знание текста и умение быстро реагировать на вопросы.

Конкурс 4. Герои феерии «Алые паруса». «ПРАВДА или ЛОЖЬ»

Слово учителя: В произведении «Алые паруса» два главных героя, но рядом с ними есть те, кто помог им стать такими, какими они стали. В этом конкурсе мы проверим, насколько внимательно вы читали книгу и сможете определить «Правду и Ложь» о героях.

(Этот конкурс был создан на платформе LearningApps.org, что позволило в наглядной форме выбирать ответы и быстро видеть результаты.

t1617207504af.png


Ссылки на задания:

Ассоль https://learningapps.org/view17093708

Правда

Ложь

Любимым развлечением Ассоль было забираться на колени к отцу и рассматривать лодочки

Ассоль сказала, что полюбила бы принца, если он возьмет к себе её отца

Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили

Все жители городка радовались сказке, которую услышала Ассоль

Ассоль любила гулять в лесу и здоровалась с каждым деревом

Парусник, который пустила Ассоль по ручью, застрял в камышах

Ассоль потеряла маму, когда ей было 8 месяцев



Артур Грэй https://learningapps.org/watch?v=p1wzgfknk21

Правда

Ложь

Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря.

Чтобы помочь Бетси, Артур попросил родителей дать денег на свадьбу девушке

Родители Артура выселили всех детей из замка

Артур Грэй хотел продолжать традиции семьи

Артур, чтобы проверить больно ли от ожога, обварил руку кипятком

В первый год службы на корабле Артур накопил много денег


Грей встретился с Ассоль через 9 лет после предсказания


Лонгрен https://learningapps.org/watch?v=p9htuxbw521

Правда

Ложь

Образ жизни Лонгрена был замкнутым

Лонгрен рассердился на сказочника за его ложь про принца

Лонгрен отказался помочь нищему, чтобы не разбудить дочь

Лонгрен не смог помочь Меннерсу, потому что лодку унесло в море

Чтобы зарабатывать деньги, Лонгрен решил вернуться в море

Лонгрен просил дочь ходить с ним в море, чтобы ловить рыбу


"Паллада" – судно, которым управлял Лонгрен


Капитан Гоп https://learningapps.org/watch?v=phydqhqx221

Правда

Ложь

Капитан управлял судном «Ансельма»

Капитан завидовал Артуру, что у него богатые родители

Капитан думал, что Артур сбежит с корабля через месяц

Капитан сказал Артуру, что начинается отделка птенца под капитана

Любимая присказка капитана была «Роза-Мимоза».

Капитан отдал все свои книги, приборы, инструменты Артуру Грэю


Капитан Гоп, увидев, как Грей вяжет на рею парус, сказал: «Ты многого достигнешь».


Сказочник Эгль https://learningapps.org/watch?v=p6wc2w89a21

Правда

Ложь

Эгль - это известный собиратель

песен, легенд, преданий.

Эгль пожалел, что не родился художником, чтобы написать портрет Ассоль

Ассоль назвала Эгля волшебником

Эгль клялся Гриммами, Пушкиным и Андерсеном

Эгль назвал имя Ассоль странным

Эгль пожелал мира в доме Ассоль


Эгль похвалил город Каперн за то, что там любят сказки.


Ожидаемый результат: В игровой форме ребята проверяют свою внимательность на детали, связанные с героями феерии «Алые паруса»

Конкурс 5. Знатоки русского языка.

В своем произведении А.С. Грин мастерски описал героев, мир, в котором они живут, природу, мечту. Он умело пользовался красотой русского языка. Вам предстоит определить художественные средства, которые встречаются в тексте. На слайдах презентации даны предложения и варианты терминов. В некоторых фразах могут быть несколько средств.

Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Эпитет

Сравнение

Антитеза

Метафора

Олицетворение

Была полная ночь; за бортом во сне черной воды дремали звезды и огни мачтовых фонарей.

Эпитет

Олицетворение

Метафора

Сравнение

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке ряды темных килей, напоминавшие хребты громадных рыб.

Сравнение

Эпитет

Метафора

Гипербола

Лонгрен брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.

Сравнение

Гипербола

Метафора

Эпитет

Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы

1) Эпитет

2) Олицетворение

3) Метафора

4) Сравнение

Ассоль умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк.

1) Эпитет

2) Олицетворение

3) Метафора

4) Сравнение

Много ведь придется в будущем
увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…

Сравнение

Антитеза

Эпитет

Метафора

В морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе

Сравнение

Эпитет

Гипербола

Метафора

Ассоль пришла в восхищение. Пламенный
веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь.

Сравнение

Эпитет

Гипербола

Метафора

За золотой нитью небо сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них.

Эпитет

Метафора

Антитеза

Сравнение

В синих сумерках мерцали кусты, подальше спали деревья; веяло духотой и землей.

Эпитет

Олицетворение

Метафора

Сравнение


Ожидаемый результат: повторение художественных средств.

Конкурс 6. Конкурс кроссвордов.

t1617207504ag.png

Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…

Что было изображено на картине, которую любил рассматривать Грэй?

Что хотела заложить Мери до возвращения Лонгрена?

Как назывался корабль Артура Грэя?

Что мастерил Лонгрен?

С чем сравнивает автор лодки, вытащенные на берег?

Что помогло Грэю найти свое место в жизни?

Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это?

С кем играл в детстве Артур Грэй ?

Какое прозвище было у Ассоль в Каперне?

Из какой ткани были сшиты паруса?

Задание для конкурса было сформировано на платформе LearningApps.org https://learningapps.org/view17245820 , для удобства командной работы распечатано на бланках.

Ожидаемый результат: в ходе решения кроссворда ребята повторяют содержание книги, используют знания, которые уже проговаривались в течение игры.

Конкурс 7. Конкурс рисунков. К какому эпизоду повести относится эта иллюстрация? Но задание осложняется тем, что на слайдах иллюстрации спрятаны за карточками. Открывая карточки по номерам, можно назвать эпизод с одного фрагмента и получить 5 баллов, с двух фрагментов – 4 балла и т.д.


t1617207504ah.png


t1617207504ai.png

Конкурс 8. Конкурс вопросов.

Команды задают друг другу вопросы, приготовленные дома.

Баллы получают обе команды: за грамотно составленные и интересные вопросы по книге и за правильные ответы.

Жюри подводит итоги, отмечает лучших участников, художников, артистов.

Заключительное слово учителя:

- Можно ли назвать феерию «Алые паруса» современным произведением?


«Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году феерию «Алые паруса» читали по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве показали одноименный балет.

Для нас, людей XXI века, «Алые паруса» - символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, т.е. такой мечты, которая взывает к активному действию.

В Санкт-Петербурге существует традиция: в день выпускного бала все выпускники собираются на Неве и ждут появления Алых парусов. Это очень символично, так как в этот день у всех своя мечта о счастливом будущем.

«Алые паруса» Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

Когда шхуна с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй раскрывает товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: «он в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» А что же такое чудеса? – «Улыбка, веселье. Прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем» - вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен.

Подарок победителю – книга «Алые паруса».



11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.