12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Юдинцева Светлана Сергеевна721
Учитель русского языка и литературы высшей категории. Стаж работы 28 лет
Россия, Челябинская обл., с.Агаповка
15

Интегрированный урок литературы и музыки «Алые паруса» Александра Грина – сказка, которая сбывается

Интегрированный урок литературы и музыки

«Алые паруса» Александра Грина –

сказка, которая сбывается

Учителя: Юдинцева Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Сергеева Александра Анатольевна, учитель музыки

Цель урока: познакомить учащихся с удивительными героями повести;

научить выделять в произведении сказочное и реальное;

ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть,

развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

показать роль музыки в художественном произведении

Оборудование: медиапроектор

экран

музыкальный центр

записи музыкальных инструментов

презентация «Сказка, которая сбывается»

портрет А.Грина

рисунки учащихся

Ход урока:

В ходе урока используются эпиграфы:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.

... Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше»

Исполнение песни «Ребята, надо верить в чудеса» (Слайд 1)

Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о том, что в нашей жизни могут сбываться некоторые сказки, но сначала давайте познакомимся с биографией великого мечтателя – Александра Грина.

ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) [11 (23) августа 1880, Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область) — 8 июля 1932, Старый Крым], русский писатель.

(Слайд 3)

Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет.

Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать.

В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева»

В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» — первое подлинно романтическое произведение Грина. (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918).

В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград

Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921) (Слайд 4)

В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 — «Бегущая по волнам».

С 1924 жил в Феодосии (Слайд 5) (Слайд 6)


 

в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался.

3. История создания повести «Алые паруса» (Слайд 7)

Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести — Ассоль и Грей — обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами.

Словарная работа (Слайд 8)

ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.

2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

Задачи урока: (Слайд 9)

1. Найти сказочное и реальное в повести

2. Ответить на вопрос: Почему «Алые паруса» - это сказка, которая сбывается?

5.Самоконструкция (Слайд 10)

Записать в тетради слова алый и любовь и ассоциативный ряд к ним.

Учащиеся записывают слова, затем читают их вслух, дополняя свои

списки теми словами, которые предложили одноклассники. Наиболее значимые слова подчеркивают.

«Алые паруса» — олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть под алым парусом — значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

6. Работа в группах

Эгль (вопросы для обеих групп) (Слайд 11)

Чем Эгль похож на сказочного героя?

Как автор изображает Эгля?

Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

I группа (Слайд 12)

Какой вы представляете себе Ассоль?

Почему Ассоль растет без подруг?

О чем вам говорит ее имя?

Какой прием использует Грин в описании внешности Ассоль?

Черты характера Ассоль?

Похожа ли жизнь героини на сказку?

Работа с иллюстрациями. Создание герба.

II группа (Слайд 13)

Что мы знаем о жизни Грея?

Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

Почему Грэй решает стать капитаном?

Случайно ли название шхуны «Секрет»?

Как герой воспринял сказку об алых парусах ?

Работа с иллюстрациями. Создание герба. (Слайд 14)

7. Защита проектов

8.Музыка в произведении.

Учитель музыки:

Одним из способов объединения в единое целое у А. Грина является музыкальное творчество. Из отдельных мелодий – человеческих душ – создается музыка в стране А. Грина. Именно музыка в произведениях А. С. Грина является критерием оценки героев. Способностью понимать музыку писатель наделяет «светлые», чистые души. Таковы его герои Ассоль, Грей. В феерии "Алые паруса" А. С. Грин тоже противопоставляет "светлые" и "темные" души. Ассоль - "светлая" душа. В этой душе постоянно звучит музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль, предсказанный Эглем. Ассоль жила в своем музыкальном мире: "…ее голова мурлыкала песенку жизни"

А. С. Грин противопоставляет чистой, "светлой" , музыкальной душе Ассоль обитателей деревни Каперны, в которой жила девушка. В произведении это различие высказывает Эгль, "известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок". Эгль говорит Ассоль: "Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той [Каперне] целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…". Эгль замечает, что в деревне живут злые люди, не чувствующие музыки, люди.

А. С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.

Для Грэя мир тоже был полон музыки. Предлагая Дуссу собрать оркестр, Грэй говорит: "Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов" . Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими. А. С Грин сравнивает Грэя с Орфеем.

А. С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.

Выступление ученицы с творческим заданием «Музыка в повести «Алые паруса»
 

9. Исполнение песни «Алые паруса»

10. Звучит стихотворение Б. Чичибабина «Памяти Грина»

Шесть русских прозаиков, которых я

Взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и – Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет подарен!

Кто хочет, приходи – поделим пополам.

За верность детским снам о, как я благодарен

«Бегущей по волнам» и «Алым парусам»…

Суди меня, мой свет, своей улыбкой тёмной,

Жеватель редких книг по сто рублей за том:

Мне снится в добрый час тот сказочный бездомный,

Небесную лазурь пронесший сквозь садом…

По камушкам морским он радости учился,

Весь заслан синевой, - уж ты ему прости,

Что в жизни из него моряк не получился…

Но если вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнет чужим, и нрав вам обречен,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьем.


 

11. Рефлексия (Слайд 15)

- Почему сбылась мечта Ассоль?

- Почему Ассоль и Грей дождались своего счастья?


 

12. Творческое задание (Домашнее задание) (Слайд 16)

Мини-сочинение на тему: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», «Герои А. Грина в моей жизни», «Что мне дало знакомство с произведением А. Грина

 

(Слайд 17) Ребята, надо верить в чудеса!

"Алые паруса" - сказка, которая сбывается
PPT / 477 Кб

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»

Комментарии (2)

Никитина Людмила Анатолиевна, 03.02.18 в 22:27 0 Ответить Пожаловаться
Какой светлый писатель Александр Грин! И какой замечательный получился урок!Спасибо!
Юдинцева Светлана Сергеевна, 04.02.18 в 22:03 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.