Интегрированный урок литературы и музыки «Алые паруса» Александра Грина – сказка, которая сбывается
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок литературы и музыки
«Алые паруса» Александра Грина –
сказка, которая сбывается
Учителя: Юдинцева Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Сергеева Александра Анатольевна, учитель музыки
Цель урока: познакомить учащихся с удивительными героями повести;
научить выделять в произведении сказочное и реальное;
ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть,
развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
показать роль музыки в художественном произведении
Оборудование: медиапроектор
экран
музыкальный центр
записи музыкальных инструментов
презентация «Сказка, которая сбывается»
портрет А.Грина
рисунки учащихся
Ход урока:
В ходе урока используются эпиграфы:Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.
... Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше»
Исполнение песни «Ребята, надо верить в чудеса» (Слайд 1)
Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о том, что в нашей жизни могут сбываться некоторые сказки, но сначала давайте познакомимся с биографией великого мечтателя – Александра Грина.
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) [11 (23) августа 1880, Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область) — 8 июля 1932, Старый Крым], русский писатель.
(Слайд 3)
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет.
Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать.
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева»
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» — первое подлинно романтическое произведение Грина. (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918).
В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград
Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921) (Слайд 4)
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 — «Бегущая по волнам».
С 1924 жил в Феодосии (Слайд 5) (Слайд 6)
в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался.
3. История создания повести «Алые паруса» (Слайд 7)
Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести — Ассоль и Грей — обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами.
Словарная работа (Слайд 8)
ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),
1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
Задачи урока: (Слайд 9)
1. Найти сказочное и реальное в повести
2. Ответить на вопрос: Почему «Алые паруса» - это сказка, которая сбывается?
5.Самоконструкция (Слайд 10)
Записать в тетради слова алый и любовь и ассоциативный ряд к ним.
Учащиеся записывают слова, затем читают их вслух, дополняя свои
списки теми словами, которые предложили одноклассники. Наиболее значимые слова подчеркивают.
«Алые паруса» — олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть под алым парусом — значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
6. Работа в группах
Эгль (вопросы для обеих групп) (Слайд 11)
Чем Эгль похож на сказочного героя?
Как автор изображает Эгля?
Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)
- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?
I группа (Слайд 12)
Какой вы представляете себе Ассоль?
Почему Ассоль растет без подруг?
О чем вам говорит ее имя?
Какой прием использует Грин в описании внешности Ассоль?
Черты характера Ассоль?
Похожа ли жизнь героини на сказку?
Работа с иллюстрациями. Создание герба.
II группа (Слайд 13)
Что мы знаем о жизни Грея?
Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?
Почему Грэй решает стать капитаном?Случайно ли название шхуны «Секрет»?
Как герой воспринял сказку об алых парусах ?
Работа с иллюстрациями. Создание герба. (Слайд 14)
7. Защита проектов
8.Музыка в произведении.
Учитель музыки:
Одним из способов объединения в единое целое у А. Грина является музыкальное творчество. Из отдельных мелодий – человеческих душ – создается музыка в стране А. Грина. Именно музыка в произведениях А. С. Грина является критерием оценки героев. Способностью понимать музыку писатель наделяет «светлые», чистые души. Таковы его герои Ассоль, Грей. В феерии "Алые паруса" А. С. Грин тоже противопоставляет "светлые" и "темные" души. Ассоль - "светлая" душа. В этой душе постоянно звучит музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль, предсказанный Эглем. Ассоль жила в своем музыкальном мире: "…ее голова мурлыкала песенку жизни"
А. С. Грин противопоставляет чистой, "светлой" , музыкальной душе Ассоль обитателей деревни Каперны, в которой жила девушка. В произведении это различие высказывает Эгль, "известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок". Эгль говорит Ассоль: "Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той [Каперне] целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…". Эгль замечает, что в деревне живут злые люди, не чувствующие музыки, люди.
А. С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.
Для Грэя мир тоже был полон музыки. Предлагая Дуссу собрать оркестр, Грэй говорит: "Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов" . Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими. А. С Грин сравнивает Грэя с Орфеем.
А. С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.
Выступление ученицы с творческим заданием «Музыка в повести «Алые паруса»
9. Исполнение песни «Алые паруса»
10. Звучит стихотворение Б. Чичибабина «Памяти Грина»
Шесть русских прозаиков, которых я
Взял бы с собой в пустыню, это:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,
Пришвин и – Александр Грин.
Какой мне юный мир на старость лет подарен!
Кто хочет, приходи – поделим пополам.
За верность детским снам о, как я благодарен
«Бегущей по волнам» и «Алым парусам»…
Суди меня, мой свет, своей улыбкой тёмной,
Жеватель редких книг по сто рублей за том:
Мне снится в добрый час тот сказочный бездомный,
Небесную лазурь пронесший сквозь садом…
По камушкам морским он радости учился,
Весь заслан синевой, - уж ты ему прости,
Что в жизни из него моряк не получился…
Но если вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнет чужим, и нрав вам обречен,
Послушайтесь меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьем.
11. Рефлексия (Слайд 15)
- Почему сбылась мечта Ассоль?
- Почему Ассоль и Грей дождались своего счастья?
12. Творческое задание (Домашнее задание) (Слайд 16)
Мини-сочинение на тему: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», «Герои А. Грина в моей жизни», «Что мне дало знакомство с произведением А. Грина
(Слайд 17) Ребята, надо верить в чудеса!
Никитина Людмила Анатолиевна
Юдинцева Светлана Сергеевна