Методические рекомендации к изучению повести А. Грина «Алые паруса» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Стригачева Татьяна Николаевна
МБОУ «Тюшинская СШ»
Смоленская область
Методические рекомендации к изучению повести А.С.Грина «Алые паруса»
На данную тему отведено 2 урока, в течение которых ученики знакомятся с личностью А.Грина, обзорно знакомятся с повестью, текстуально изучают первую главу, помещённую в учебнике-хрестоматии В.Я.Коровиной, определяют значение произведения А.Грина в контексте культуры и искусства.
Алые паруса
PPTX / 4.71 Мб
К первому уроку ученики получают задание прочитать статью о Грине в учебнике (с.17-19) и записать в тетрадь факты из жизни писателя, которые произвели впечатление. Именно с обмена впечатлениями и можно начать урок. Далее можно предложить проанализировать цитаты из произведений писателя:
Беззащитно сердце человеческое. А защищенное — оно лишено света, и мало в нем горячих углей, не хватит даже, чтобы согреть руки.
Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны.
Потребность необычайного — может быть, самая сильная после сна, голода и любви.
Слово бьет иногда насмерть.
Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…
В результате ученики делают вывод о нравственной позиции писателя: вера в добро, неприятие равнодушия и зла, серости и обыденности, провозглашение мечты как жизненной ценности и необходимости.
Далее приступаем к текстуальному изучению 1 главы, первая часть которой посвящена Лонгрену. Во время чтения с остановками ученики будут определять характер персонажа по его поступкам, отношению к природе и другим людям, соотносить точки зрения персонажей, видеть авторское отношение к героям, проявляемое косвенно.
От начала 1 главы до слов «...без такого несмышлёныша скучно».
Почему умерла Мери?
От слов «Лонгрен поехал в город...» до слов «...сложное искусство ращения девочки».
Каким был Лонгрен до смерти жены? Как повлияла на него её смерть? Почему между капернцами и Лонгреном пролегло “холодное отчуждение”?
Грин превращает угрюмого, нелюдимого Лонгрена в игрушечного мастера. Что говорят читателям о моряке эти детали?
От слов «Ассоль было уже пять лет...» до слов «...равна действием глубокому сну».
Для чего автор описывает Лонгрена на берегу моря во время берегового норда? В самом отрывке мы не найдём подробного описания внешности моряка, каким вы представляете Лонгрена на берегу моря? Каким предстаёт море?
От слов «В один из таких дней...» до слов «Чёрную игрушку я сделал, Ассоль, спи!»
Что чувствует Меннерс в момент смерти? Спланировал ли Лонгрен свою месть заранее или он забыл о предательстве Меннерса и простил его? О чём говорят читателю слова Лонгрена: “Она так же просила тебя!”?
Каким предстаёт Лонгрен в этом эпизоде? Какие чувства вызывает? Почему автор обращает наше внимание на поведение Лонгрена в момент гибели Меннерса: “Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул её из рта, чтобы лучше видеть происходящее”. Как сам Лонгрен оценивает свой поступок и о каких его качествах это говорит?
От слов «На другой день...» до слов «... тень которой пала и на Ассоль».
Чего и почему не прощают капернцы Лонгрену?
Домашнее задание: дочитать 1 главу до конца. Заполнить таблицу в тетради цитатами из 1 главы.
цитаты |
|
Лонгрен о жителях Каперны |
|
Эгль о жителях Каперны |
|
Мысли Логрена о предсказании Эгля |
|
Отношение жителей Каперны к предсказанию Эгля и к Ассоль |
Второй урок посвящён проблеме отношения к мечте и к прекрасному. В центре урока будет стоять предсказание Эгля, данное Ассоль. Начнём урок с прослушивания отрывков из фонохрестоматии (с 9 мин.30 сек. от начала до 12 мин. 15 сек.) ,
Отрывок из 1 главы
MP3 / 34.45 Мб
а затем зададим ученикам вопросы:
Как игрушечный корабль оказался в ручье?
Почему Эгль захотел рассказать Ассоль сказку, которая сбудется?
Вопросы должны натолкнуть учеников на мысль о мечте, о вере в прекрасное, живущей в людях. Однако на это способны не все. Сделаем выводы по заполненным дома таблицам. Примерный вариант заполнения представлен ниже:
цитаты |
|
Лонгрен о жителях Каперны |
«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут» |
Эгль о жителях Каперны |
«Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества» |
Мысли Логрена о предсказании Эгля |
«Вырастет, забудет, а пока… не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых. Проезжий человек пошутил с моей девочкой. Что ж?! Добрая шутка!.. А насчёт алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса» |
Отношение жителей Каперны к предсказанию Эгля и к Ассоль |
«Через три дня, возвращаясь из городской лавки, Ассоль услышала в первый раз: — Эй, висельница! Ассоль! Посмотри-ка сюда! Красные паруса плывут! Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря. Затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от нее, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывая языки. Вздохнув, девочка побежала домой» |
Как характеризуют жителей Каперны Лонгрен и Эгль?
Почему по-разному отнеслись к предсказанию Эгля Лонгрен и жители Каперны? В чём разница: «волшебник» и «колдун», «алые» и «красные»?
Настоящая любовь и доброта пробуждают в людях и настоящую поэзию. Но жители Каперны грубы, в их сердцах нет места доброй сказке, они умеют только втаптывать в грязь светлую мечту Ассоль.
Расскажем ученикам, что это только начало повести, кратко сообщим о последующих событиях, чтобы вызвать желание прочитать повесть до конца.
Теперь можно сказать о том, что сам А.Грин определил жанр своего произведения как феерия – сказочное представление. Почему? Какова основная мысль произведения?
«Алые паруса» навсегда вошли в сокровищницу нашей культуры. Это произведение о добре, любви, вере и надежде, о мечте. Оно наполнено светом, очищающим души от лицемерия, грязи, несправедливости, лжи. Поэтому сюжет произведения часто используется в произведениях искусства. В качестве примера можно предложить ребятам две картины Владимира Куша «Алые паруса». Они соответствуют радостному, праздничному, сказочному характеру жанра произведения. И картины, и произведения объединяет одно – осуществление мечты, полёт души. Пусть ученики поразмыслят, какая из них ближе к повести. Если позволяет время, можно послушать песню «Алые паруса» («У синего моря...»), к сожалению, автор мне неизвестен.
"У синего моря..."
MP3 / 4.61 Мб
Приходько Наталья Владимировна
Стригачева Татьяна Николаевна