12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Джиоева Лейла919
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»
9

К 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева. Литературная композиция. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева

Литературная композиция по «Стихотворениям в прозе»   И. С. Тургенева

Задачи: познакомить учащихся с произведениями Тургенева, не входящими в школьную программу; совершенствовать умение выразительно читать с листа и по памяти; понять авторский замысел и идею сборника.

Материал: стихотворения в прозе

Приложение: презентация с портретами, видами усадьбы Тургенева, музыкальным сопровождением, текстами стихотворений.

Ход выступления.

1.  Видеофильм  о Тургеневе (3 минуты)

Учитель читает стихотворение «Русский язык»

Все мы хорошо знаем имя автора этих строк. Это размышление И.С.Тургенева о русском языке и своей родине.  В этом году 28 октября

(9 ноября) исполнилось 200 лет со дня рождения И.С. Тургенева. Поэтому наша литературная гостиная сегодня посвящена творчеству Ивана Сергеевича.

Иван Сергеевич был умным, искренним и честным человеком.

Хорош собой:  благородная осанка, милая улыбка, грива седых волос, откинутых назад, и глаза – умные, пронзительные, честные, глаза очень хорошего человека.

Тургенев   изъездил весь свет, знал всех великих людей своего времени, говорил на многих языках Европы также свободно, как на своем родном.

Истинно русский писатель, он большую часть жизни прожил за границей.

 Но и вдали продолжал любить Россию, он часто повторял: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».

 Сегодня мы прочитаем вместе с вами несколько стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева. Он обратился к этому жанру на закате жизни. Это миниатюры: разнообразные случаи, афоризмы, собственные раздумья, грезы наяву. В них нет рифмы, но есть лирическая интонация, это стихи, потому что они выражают чувства и мысли автора.

Писатель ввел этот жанр в русскую литературу и, опасаясь, что его не поймут, все же надеялся, что книга найдет своего читателя.

«…Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд… читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»

Вот я сегодня и предлагаю  вам прочитать враздробь несколько стихотворений И.С.Тургенева.

Просмотр видео. Стихотворение «Как хороши,  как свежи были розы…»

Беседа

Где­то когда­-то  давным­ давно, жил   малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это  стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало   романсом.

Какое настроение у стихотворения? (грустное)

О чем оно, что в нем происходит? (рассказывается о девушке, она умирает)

Грусть в том, что в конце девушка умирает «в погосте белый

камень, на камне роз моих увянувший венок».

Учитель: свои стихотворения в прозе Тургенев писал уже в старости, они так и назывались «старческие», и в них очень много грустных размышлений о  жизни, о смерти, то есть настроение текста задается сразу названием.

Давайте посмотрим, как задается настроение текста следующим названием «С кем спорить»? (Предполагаемые ответы)

Двое чтецов читают по очереди афоризмы из стихотворения «С кем спорить». (Зарина и Настя)

*Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

*Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

*Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.

*Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?

*Не спорь только с Владимиром Стасовым!

Кто такой Стасов? Спросите вы….

Один из крупнейших деятелей русской культуры XIX века, известный художественный и музыкальный критик Владимир Стасов. Он обладал удивительной способностью отыскивать, опекать, взращивать таланты: Верещагин, Репин, Крамской, Мусоргский, Глазунов, Шаляпин…

Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, Стасов был для многих из них наставником и советчиком.

Разыгрывается сценка по стихотворению «Дурак»

Жил-был на свете дурак.

Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

— А вы всё еще верите в авторитеты?

— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

—И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

Житье дуракам между трусами.

 Стихотворение «Нищий» зачитывает  учащийся.  Читает Качмазов Руслан

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.   Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Стихотворение «Морское плавание» ( у ребят на столиках тексты )Шамсадов Магомед  читает

Я плыл из Гамбурга в Лондон на небольшом пароходе. Нас было двое пассажиров: я да маленькая обезьяна, самка из породы уистити, которую один гамбургский купец отправлял в подарок своему английскому компаньону.

Она была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно, по-птичьи. 

Всякий раз, когда я проходил мимо, она протягивала мне свою черную, холодную ручку - и взглядывала на меня своими грустными, почти человеческими глазенками. Я брал ее руку - и она переставала пищать и метаться.  Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью свинцового цвета. Оно казалось невеликим; густой туман лежал на нем, заволакивая самые концы мачт, и слепил и утомлял взор своей мягкой мглою. Солнце висело тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно.

Длинные прямые складки, подобные складкам тяжелых шелковых тканей, бежали одна за другой от носа парохода и, все ширясь, морщась да ширясь, сглаживались наконец, колыхались, исчезали. Взбитая пена клубилась под однообразно топотавшими колесами; молочно белея и слабо шипя, разбивалась она на змеевидные струи,- а там сливалась, исчезала тоже, поглощенная мглою.

Непрестанно и жалобно, не хуже писка обезьяны, звякал небольшой колокол у кормы. Изредка всплывал тюлень - и, круто кувыркнувшись, уходил под едва возмущенную гладь.

А капитан, молчаливый человек с загорелым сумрачным лицом, курил короткую трубку и сердито плевал в застывшее море.

На все мои вопросы он отвечал отрывистым ворчанием; поневоле приходилось обращаться к моему единственному спутнику - обезьяне.

Я садился возле нее; она переставала пищать - и опять протягивала мне руку.

Снотворной сыростью обдавал нас обоих неподвижный туман; и погруженные в одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг возле друга, словно родные.

Я улыбаюсь теперь... но тогда во мне было другое чувство.

 Все мы дети одной матери - и мне было приятно, что бедный зверок так доверчиво утихал и прислонялся ко мне, словно к родному.

1883 год...Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Он пишет стихотворение в прозе.

Звучит Бетховен “Лунная соната”. На фоне музыки учитель читает  стихотворение в прозе.

“Когда меня не будет, когда все, что было мной, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай меня среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойного течения. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы...

И образ мой предстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и нежно”.

Учитель

Мы прочитали сегодня несколько  стихотворений Тургенева и уже убедились, что автор говорит нам о самых важных в жизни человека вещах: о милосердии и любви, о верности правде и необходимости страдания, о совести и красоте жизни. «Все мы дети одной матери, - напоминает нам писатель, - Любовь сильнее смерти,» - говорит он в другом своем стихотворении. Давайте же не будем забывать этих важных истин, и тогда правда восторжествует в нашей жизни.

Звучит романс «Утро туманное» на фоне русских пейзажей. Видео

О Творчестве 
Презентация к мероприятию
PPTX / 6.96 Мб

/data/files/y1567959776.pptx (Презентация к мероприятию)

/data/files/z1567959812.JPG (470x626)

/data/files/v1567959825.JPG (835x626)

/data/files/d1567959835.JPG (835x626)

/data/files/d1567959847.JPG (835x626)

/data/files/v1567959862.JPG (835x626)

/data/files/y1567959872.JPG (1113x626)

/data/files/y1567959889.JPG (1113x626) можно говорить бесконечно, но сегодня  наше  литературное  кафе  закрывается . До новых встреч

 

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (3)

Кадырова Ольга Игоревна, 08.09.19 в 19:55 0 Ответить Пожаловаться
Необычный, однако урок получился!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.09.19 в 09:19 0 Ответить Пожаловаться
Люблю такие уроки! Жаль,что сейчас они стали единичными!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.