Урок литературы в 7 классе «Стихотворения в прозе как жанр. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»

4
0
Материал опубликован 4 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Лужбина Светлана Викторовна

Класс: 7 Дата: 12 декабря 2017 г. Предмет: литература

Тема урока: «Стихотворения в прозе как жанр. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели урока:

сформулировать понятие «стихотворение в прозе»;

выявить особенности жанра «стихотворение в прозе» на примере произведений И.С. Тургенева

проанализировать стихотворения в прозе И.С. Тургенева.

Задачи урока:

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1. формирование знаний о биографии И.С.Тургенева;

2. знакомство со спецификой жанра «стихотворение в прозе», с некоторыми стихами в прозе И.С. Тургенева;

3. формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой, с таблицами; работы по алгоритму.

1. развитие памяти, внимания, аналитических навыков, навыков публичного выступления, устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности, навыков критического мышления;

2. развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в группах.

1. воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: гуманности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям жестокости;

2. воспитание патриотизма, любви к русскому языку, гордости за свой народ;

3. воспитание эстетического восприятия действительности, интереса к творчеству И.С.Тургенева, к предмету.


 


 


презентация к уроку
PPTX / 1.37 Мб


 

Характеристика этапов урока:

Этап урока

Врем.

(мин)

Цель

Содержание учебного материала

ФОУД

Индукция (проблемная ситуация) + орг. момент

3

Настроить учащихся на работу; создать проблемную ситуацию; обозначить тему, цель, задачи урока

Стихи и проза… Проза и стихи…

Обыденное и незабываемое…

Прекрасны наши чувства иль сухи?

И можно ль сочетать несочетаемое?

Приветствие. (Слайд 1)

Как вы думаете, исходя из стихотворных строк, о чём мы сегодня будем рассуждать?

фронтальная

Самоконструкция (лабораторная работа)

4

Сформулировать определение прозы и поэзии, обозначить отличительные черты;

Разобраться в столь непростых вопросах могут только истинные мастера слова. Поэтому я приглашаю вас в мастерскую слова, где мы сможем понаблюдать за работой мастера и сами попробовать себя в этой роли.

Для работы в мастерской нам нужны инструменты – определения терминов и понятий. Для начала нам следует чётко разграничить основные понятия нашего сегодняшнего урока: «Проза» и «Стихи» («Поэзия»). Для этого предлагаю вам выполнить лабораторную работу и заполнить данные таблицы, имеющейся на жёлтом листке./data/files/q1515059799.docx (лабораторная работа (жёлтый)) Работать можно в парах или индивидуально. (Слайд 2) Заполним первые два столбца таблицы. (Выполнение работы). Проверьте себя (Слайд 3)

Парная, индивидуальная,

Социализация (афиширование результатов)

3

Дать определение прозы и поэзии, обозначить отличительные черты; дать определение стихотворению

Исходя из ваших наблюдений, дайте, пожалуйста, определение терминам "прозаическая речь" и "стихотворная речь".

Запишите определения в тетрадь. (Стихотворная речь - это речь метрически и ритмически упорядоченная, имеющая рифму и размещаемая столбцом; мысль в ней выражается образно, значение слова - символично, часто в переносном значении. Задача слова - воздействовать на читателя. Прозаическая речь, в отличие от стихотворной, не имеет чёткого ритма и метра, в ней отсутствует рифма; мысль выражается точно, прямо. Задача слова - передать сюжет, вызвать представление)

А к какому роду литературы относится стихотворение? (к лирике)

Верно. Доказательство этому вы можете найти в памятке на красном листке./data/files/x1515059855.docx (памятка (красный)) (Слайд 4) Пользуясь опорой, сформулируйте понятие термина «Стихотворение». (Стихотворение - это небольшое лирическое произведение в стихах) (Слайд 5)

Фронтальная, индивидуальная

Разрыв (понимание несоответствия старого знания новому)

4

Познакомить со стихотворением в прозе «Русский язык»; проанализировать его.

Прослушайте, пожалуйста, произведение И.С. Тургенева и определите его жанр. (Слайд 6)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

(Текст произведения имеется у вас на белых листах). /data/files/o1515059914.docx ("Русский язык")

К какому литературному жанру можно отнести это произведение?

Почему непросто ответить на этот вопрос?

Анализ произведения:

-          Какая мысль заключена в этом произведении?

(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)

-             Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует в произведении?

(С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, что русский народ — великий народ.)

Обратите внимание на текст  произведения. В  нем всего  три  предложения.   Какие  это предложения по цели высказывания, по интонации?

(Два предложения восклицательных, одно вопросительное.)

-               О чем это нам говорит?

(Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора).

-                 Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.)

-                 Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.

- Какова основная мысль этого произведения?  (вера в русский народ, любовь  к русскому народу, его языку.  Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа.

Фронтальная, парная

Коррекция

4

В ходе анализа стихотворения в прозе «Русский язык» выйти на название жанра и его отличительные особенности

Вернитесь, пожалуйста, к вашей лабораторной работе на жёлтых листах и заполните третий столбик таблицы, не обозначая пока данные в верхней строке.

Какой вывод вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений? (Слайд 7) (по форме – произведение ближе к прозе, по содержанию – к поэзии).

(Обобщение:

Итак, мы проанализировали произведение «Русский язык». Предлагаю вам выделить характерные признаки произведения:

1.Посмотрите, какое по объему это произведение  (небольшой объем)

2.Выражает  свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность)

4. Есть ли сюжет?  (Нет, здесь бессюжетная композиция, это раздумье писателя)

5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?

(Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя).

6.Чем это стихотворение отличается от привычных  нам? (Здесь нет рифмы)

Какое название жанру этого произведения дали бы вы?

А (И) И.С. Тургенев назвал такие свои произведения «Стихотворениями в прозе» (щелчок мыши). Как вы считаете, почему на первом месте в названии жанра Тургенев ставит термин «стихотворение»?

С опорой на слайд, дайте, пожалуйста, определение понятию «Стихотворение в прозе». (Слайд 8) Это ещё один инструмент для работы в нашей мастерской. (Слайд 9)

 

Самоконструкция (работа с материалам)

10-12

Проанализировать стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача», «Близнецы», «Воробей»

Начал писать свои «стихотворения в прозе» Тургенев ровно 140 лет назад, то есть в каком году?

Я предлагаю вам познакомиться с другими стихотворениями в прозе И.С. Тургенева и создать юбилейный альбом.

А для этого нам придётся стать самим мастерами слова.

Для работы мы разобьемся на группы. Думаю, удобнее вам будет работать в привычных вам группах, то есть так, как вы сидите.

Прежде, чем мастерам начать работу, давайте встанем и разомнёмся перед тем, как начнём творить.

(Физкультминутка)

Альбом будет выглядеть следующим образом. (Слайд 10) На листе мы расположим с вами текст произведения и, возможно, иллюстрацию к нему, на обратной стороне листа наши комментарии к произведению и наблюдения.

Распределите в группе роли: кто из вас будет заниматься оформлением листа, кто будет работать над комментариями и наблюдениями, кто выразительно прочтёт стихотворение в прозе, кто познакомит с комментариями и наблюдениями (оформитель, критик, актёр).

На зелёном листочке /data/files/z1515060051.docx (алгоритм)    имеется примерный алгоритм для работы критика. На столе есть необходимые инструменты для оформителя.

А я попробую успеть оформить лист со стихотворением в прозе «Русский язык», отразив на обратной стороне листа данные вами комментарии к этому произведению.

групповая

Социализация

3-5

Транслировать результаты анализа стихотворений в прозе

Презентация работ

групповая

Рефлексия

7

Обобщить материал.

Провести самоанализ

С И.С. Тургеневым вы знакомы давно. (Слайд 11) Вспомните, какие его произведения вы читали («Муму», «Бежин луг»). Эти произведения относятся к раннему творчеству писателя. «Стихотворениями в прозе», напротив, заканчивается творческий путь И.С. Тургенева. Как вы считаете, почему именно к этому жанру прибегает автор в конце творческого пути? Что он хочет напоследок сказать нам этими произведениями?

Тургенев называл свои стихотворения «…нечто вроде того, что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...»

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять». Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера. Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать. 51 стихотворение, отданное Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г. Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений, в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение), была издана только в 1930-1931 г.

Сам Тургенев, хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии. Название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

-Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос  Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по  опорным словам: (Слайд 12)

«Я думаю,  что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил для себя:

Как вы думаете, А интересны ли  стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем?

-В чем актуальность стихотворений в прозе?

- Так возможно ли "сочетать несочетаемое": стихи и прозу, и для чего это нужно было И.С. Тургеневу?

Фронтальная

Домашнее задание

3

Прокомментировать выполнение домашнего задания

Круг тем, затронутых в стихотворениях в прозе обширен.

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал. Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться с другими стихотворениями в прозе И.С. Тургенева /data/files/y1515060166.docx (стихотворения в прозе) и дополнить наш поэтический альбом. Процесс работы вам уже понятен.

Некоторые стихотворения я вам уже приготовила. Если вы захотите обратиться к другим, вы можете найти их в библиотеке или сети Интернет. Выберите любое из стихотворений и проанализируйте его. Если вдруг окажется, что кто-то из вас взял одно и то же произведение, считаю, это не страшно. Каждый из нас имеет право на свои чувства и выводы. А на следующем уроке вы расскажите о проделанной работе и соберёте все листы в единый альбом. Не забудьте оформить оглавление с указанием авторства.

Запишите домашнее задание: (Слайд 12) изучить 234-237 страницы учебник , оформить анализ одного стихотворения в прозе, выучить стихотворение «Русский язык».

Мне очень приятно было с вами работать. Я желаю вам новых литературных открытий и интересных встреч с Книгой!

 


 

Результат:

Формирование УУД

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

- волевая саморегуляция;

- учатся работать по предложен- ному учителем алгоритму;

- учатся определять и формули- ровать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- самоконтроль;

- формирование познавательной инициативы.

- оценка, контроль, коррекция

- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;

- умение ставить и формулиро-вать проблему с помощью учителя;

- умение находить и выделять

необходимую информацию;

умение делать предположения и

обосновывать их;

- умение контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности

- умение осознавать ответствен-ность за общее дело;

- умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям

- умение выражать свои

мысли с достаточной полнотой

и точностью;

- умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения


 


Самоанализ урока
DOCX / 20.61 Кб

 

Предварительный просмотр презентации

Стихи и проза… Проза и стихи… Обыденное и незабываемое… Прекрасны наши чувства иль сухи? И можно ль сочетать «несочетаемое»?

Критерий Стихотворная речь Проза Метр Ритм Рифма Способ размещения на листе Выражение мысли Значение слова Задача слова Специфика повествования Возможность пересказа

Критерий Стихотворная речь Проза Метр + _ Ритм + _ Рифма + _ Способ размещения на листе строфы (все строки - красные) сплошной текст Выражение мысли краткость развёрнутость Значение слова многозначность Сужение смысла до одного Задача слова передать чувства, мысли, переживания Передать сюжет, вызвать представление Специфика повествования слово автора тождественно речи персонажей, монологичность Изображение речи персонажей, диалогичность Возможность пересказа не возможен возможен

Стихотворение – это _____________ (какое по размеру?) ______________ произведение (какое по отношению к роду литературы?) ___________________. (какое по форме, способу размещения на листе?)

Стихотворение – это небольшое лирическое произведение в стихах

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев

Критерий Стихотворная речь Проза Метр + _ _ Ритм + _ _ Рифма + _ _ Способ размещения на листе строфы (все строки - красные) сплошной текст Сплошной текст (часто разделён на мелкие абзацы) Выражение мысли краткость развёрнутость краткость Значение слова многозначность пужение смысла до одного многозначность Задача слова передать чувства, мысли, переживания передать сюжет, вызвать представление передать чувства, мысли, переживания Специфика повествования слово автора тождественно речи персонажей, монологичность Изображение речи персонажей, диалогичность слово автора тождественно речи лирического «Я» Возможность пересказа не возможен возможен не возможен Стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе – это _______ (какое по размеру?) __________ произведение, напоминающее (какое по организации речи?) по своему характеру ____________ (какое по отношению к роду литературы?) стихотворение, но лишённое _________ (основная отличительная __________. особенность стихотворения )

Стихотворение в прозе – это небольшое прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишённое стихотворных рифмы и ритма.

Макет листа юбилейного альбома Текст стихотворения Иллюстрация к произведению Наши комментарии и наблюдения

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение (-ия) в прозе , … Для нас, живущих в XXI веке стихотворения в прозе интересны … Актуальность стихотворений в прозе состоит в… И.С. Тургенев «соединил» в своих произведениях стихотворение и прозу для того, чтобы…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.