12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лужбина Светлана Викторовна1094
Более 10 лет работаю в школе, имею 1 квалификационную категорию. В свободное от работы время пишу стихи, вышиваю бисером. Воспитываю трёх сыновей.
Россия, Пермский край, с. Трун Чернушинского района
4

Урок «Стихотворения в прозе как жанр. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»



Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Лужбина Светлана Викторовна

Класс: 7 Дата: 12 декабря 2017 г. Предмет: литература

Тема урока: «Стихотворения в прозе как жанр. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели урока:

сформулировать понятие «стихотворение в прозе»;

выявить особенности жанра «стихотворение в прозе» на примере произведений И.С. Тургенева

проанализировать стихотворения в прозе И.С. Тургенева.

Задачи урока:

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1. формирование знаний о биографии И.С.Тургенева;

2. знакомство со спецификой жанра «стихотворение в прозе», с некоторыми стихами в прозе И.С. Тургенева;

3. формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой, с таблицами; работы по алгоритму.

1. развитие памяти, внимания, аналитических навыков, навыков публичного выступления, устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности, навыков критического мышления;

2. развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в группах.

1. воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: гуманности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям жестокости;

2. воспитание патриотизма, любви к русскому языку, гордости за свой народ;

3. воспитание эстетического восприятия действительности, интереса к творчеству И.С.Тургенева, к предмету.


 


 


презентация к уроку
PPTX / 1.37 Мб


 

Характеристика этапов урока:

Этап урока

Врем.

(мин)

Цель

Содержание учебного материала

ФОУД

Индукция (проблемная ситуация) + орг. момент

3

Настроить учащихся на работу; создать проблемную ситуацию; обозначить тему, цель, задачи урока

Стихи и проза… Проза и стихи…

Обыденное и незабываемое…

Прекрасны наши чувства иль сухи?

И можно ль сочетать несочетаемое?

Приветствие. (Слайд 1)

Как вы думаете, исходя из стихотворных строк, о чём мы сегодня будем рассуждать?

фронтальная

Самоконструкция (лабораторная работа)

4

Сформулировать определение прозы и поэзии, обозначить отличительные черты;

Разобраться в столь непростых вопросах могут только истинные мастера слова. Поэтому я приглашаю вас в мастерскую слова, где мы сможем понаблюдать за работой мастера и сами попробовать себя в этой роли.

Для работы в мастерской нам нужны инструменты – определения терминов и понятий. Для начала нам следует чётко разграничить основные понятия нашего сегодняшнего урока: «Проза» и «Стихи» («Поэзия»). Для этого предлагаю вам выполнить лабораторную работу и заполнить данные таблицы, имеющейся на жёлтом листке./data/files/q1515059799.docx (лабораторная работа (жёлтый)) Работать можно в парах или индивидуально. (Слайд 2) Заполним первые два столбца таблицы. (Выполнение работы). Проверьте себя (Слайд 3)

Парная, индивидуальная,

Социализация (афиширование результатов)

3

Дать определение прозы и поэзии, обозначить отличительные черты; дать определение стихотворению

Исходя из ваших наблюдений, дайте, пожалуйста, определение терминам "прозаическая речь" и "стихотворная речь".

Запишите определения в тетрадь. (Стихотворная речь - это речь метрически и ритмически упорядоченная, имеющая рифму и размещаемая столбцом; мысль в ней выражается образно, значение слова - символично, часто в переносном значении. Задача слова - воздействовать на читателя. Прозаическая речь, в отличие от стихотворной, не имеет чёткого ритма и метра, в ней отсутствует рифма; мысль выражается точно, прямо. Задача слова - передать сюжет, вызвать представление)

А к какому роду литературы относится стихотворение? (к лирике)

Верно. Доказательство этому вы можете найти в памятке на красном листке./data/files/x1515059855.docx (памятка (красный)) (Слайд 4) Пользуясь опорой, сформулируйте понятие термина «Стихотворение». (Стихотворение - это небольшое лирическое произведение в стихах) (Слайд 5)

Фронтальная, индивидуальная

Разрыв (понимание несоответствия старого знания новому)

4

Познакомить со стихотворением в прозе «Русский язык»; проанализировать его.

Прослушайте, пожалуйста, произведение И.С. Тургенева и определите его жанр. (Слайд 6)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

(Текст произведения имеется у вас на белых листах). /data/files/o1515059914.docx ("Русский язык")

К какому литературному жанру можно отнести это произведение?

Почему непросто ответить на этот вопрос?

Анализ произведения:

-          Какая мысль заключена в этом произведении?

(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)

-             Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует в произведении?

(С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, что русский народ — великий народ.)

Обратите внимание на текст  произведения. В  нем всего  три  предложения.   Какие  это предложения по цели высказывания, по интонации?

(Два предложения восклицательных, одно вопросительное.)

-               О чем это нам говорит?

(Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора).

-                 Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.)

-                 Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.

- Какова основная мысль этого произведения?  (вера в русский народ, любовь  к русскому народу, его языку.  Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа.

Фронтальная, парная

Коррекция

4

В ходе анализа стихотворения в прозе «Русский язык» выйти на название жанра и его отличительные особенности

Вернитесь, пожалуйста, к вашей лабораторной работе на жёлтых листах и заполните третий столбик таблицы, не обозначая пока данные в верхней строке.

Какой вывод вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений? (Слайд 7) (по форме – произведение ближе к прозе, по содержанию – к поэзии).

(Обобщение:

Итак, мы проанализировали произведение «Русский язык». Предлагаю вам выделить характерные признаки произведения:

1.Посмотрите, какое по объему это произведение  (небольшой объем)

2.Выражает  свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность)

4. Есть ли сюжет?  (Нет, здесь бессюжетная композиция, это раздумье писателя)

5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?

(Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя).

6.Чем это стихотворение отличается от привычных  нам? (Здесь нет рифмы)

Какое название жанру этого произведения дали бы вы?

А (И) И.С. Тургенев назвал такие свои произведения «Стихотворениями в прозе» (щелчок мыши). Как вы считаете, почему на первом месте в названии жанра Тургенев ставит термин «стихотворение»?

С опорой на слайд, дайте, пожалуйста, определение понятию «Стихотворение в прозе». (Слайд 8) Это ещё один инструмент для работы в нашей мастерской. (Слайд 9)

 

Самоконструкция (работа с материалам)

10-12

Проанализировать стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача», «Близнецы», «Воробей»

Начал писать свои «стихотворения в прозе» Тургенев ровно 140 лет назад, то есть в каком году?

Я предлагаю вам познакомиться с другими стихотворениями в прозе И.С. Тургенева и создать юбилейный альбом.

А для этого нам придётся стать самим мастерами слова.

Для работы мы разобьемся на группы. Думаю, удобнее вам будет работать в привычных вам группах, то есть так, как вы сидите.

Прежде, чем мастерам начать работу, давайте встанем и разомнёмся перед тем, как начнём творить.

(Физкультминутка)

Альбом будет выглядеть следующим образом. (Слайд 10) На листе мы расположим с вами текст произведения и, возможно, иллюстрацию к нему, на обратной стороне листа наши комментарии к произведению и наблюдения.

Распределите в группе роли: кто из вас будет заниматься оформлением листа, кто будет работать над комментариями и наблюдениями, кто выразительно прочтёт стихотворение в прозе, кто познакомит с комментариями и наблюдениями (оформитель, критик, актёр).

На зелёном листочке /data/files/z1515060051.docx (алгоритм)    имеется примерный алгоритм для работы критика. На столе есть необходимые инструменты для оформителя.

А я попробую успеть оформить лист со стихотворением в прозе «Русский язык», отразив на обратной стороне листа данные вами комментарии к этому произведению.

групповая

Социализация

3-5

Транслировать результаты анализа стихотворений в прозе

Презентация работ

групповая

Рефлексия

7

Обобщить материал.

Провести самоанализ

С И.С. Тургеневым вы знакомы давно. (Слайд 11) Вспомните, какие его произведения вы читали («Муму», «Бежин луг»). Эти произведения относятся к раннему творчеству писателя. «Стихотворениями в прозе», напротив, заканчивается творческий путь И.С. Тургенева. Как вы считаете, почему именно к этому жанру прибегает автор в конце творческого пути? Что он хочет напоследок сказать нам этими произведениями?

Тургенев называл свои стихотворения «…нечто вроде того, что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...»

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять». Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера. Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать. 51 стихотворение, отданное Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г. Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений, в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение), была издана только в 1930-1931 г.

Сам Тургенев, хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии. Название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

-Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос  Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по  опорным словам: (Слайд 12)

«Я думаю,  что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил для себя:

Как вы думаете, А интересны ли  стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем?

-В чем актуальность стихотворений в прозе?

- Так возможно ли "сочетать несочетаемое": стихи и прозу, и для чего это нужно было И.С. Тургеневу?

Фронтальная

Домашнее задание

3

Прокомментировать выполнение домашнего задания

Круг тем, затронутых в стихотворениях в прозе обширен.

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал. Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться с другими стихотворениями в прозе И.С. Тургенева /data/files/y1515060166.docx (стихотворения в прозе) и дополнить наш поэтический альбом. Процесс работы вам уже понятен.

Некоторые стихотворения я вам уже приготовила. Если вы захотите обратиться к другим, вы можете найти их в библиотеке или сети Интернет. Выберите любое из стихотворений и проанализируйте его. Если вдруг окажется, что кто-то из вас взял одно и то же произведение, считаю, это не страшно. Каждый из нас имеет право на свои чувства и выводы. А на следующем уроке вы расскажите о проделанной работе и соберёте все листы в единый альбом. Не забудьте оформить оглавление с указанием авторства.

Запишите домашнее задание: (Слайд 12) изучить 234-237 страницы учебник , оформить анализ одного стихотворения в прозе, выучить стихотворение «Русский язык».

Мне очень приятно было с вами работать. Я желаю вам новых литературных открытий и интересных встреч с Книгой!

 


 

Результат:

Формирование УУД

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

- волевая саморегуляция;

- учатся работать по предложен- ному учителем алгоритму;

- учатся определять и формули- ровать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- самоконтроль;

- формирование познавательной инициативы.

- оценка, контроль, коррекция

- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;

- умение ставить и формулиро-вать проблему с помощью учителя;

- умение находить и выделять

необходимую информацию;

умение делать предположения и

обосновывать их;

- умение контролировать и

оценивать процесс и результаты

деятельности

- умение осознавать ответствен-ность за общее дело;

- умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям

- умение выражать свои

мысли с достаточной полнотой

и точностью;

- умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения


 


Самоанализ урока
DOCX / 20.61 Кб

 

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.