Урок литературы в 7 классе «Стихотворения в прозе как жанр. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя: Лужбина Светлана Викторовна
Класс: 7 Дата: 12 декабря 2017 г. Предмет: литература
Тема урока: «Стихотворения в прозе как жанр. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели урока:
сформулировать понятие «стихотворение в прозе»;
выявить особенности жанра «стихотворение в прозе» на примере произведений И.С. Тургенева
проанализировать стихотворения в прозе И.С. Тургенева.
Задачи урока:
Обучающие |
Развивающие |
Воспитывающие |
1. формирование знаний о биографии И.С.Тургенева; 2. знакомство со спецификой жанра «стихотворение в прозе», с некоторыми стихами в прозе И.С. Тургенева; 3. формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой, с таблицами; работы по алгоритму. |
1. развитие памяти, внимания, аналитических навыков, навыков публичного выступления, устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности, навыков критического мышления; 2. развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в группах. |
1. воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: гуманности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям жестокости; 2. воспитание патриотизма, любви к русскому языку, гордости за свой народ; 3. воспитание эстетического восприятия действительности, интереса к творчеству И.С.Тургенева, к предмету. |
презентация к уроку
PPTX / 1.37 Мб
Характеристика этапов урока:
Этап урока |
Врем. (мин) |
Цель |
Содержание учебного материала |
ФОУД |
Индукция (проблемная ситуация) + орг. момент |
3 |
Настроить учащихся на работу; создать проблемную ситуацию; обозначить тему, цель, задачи урока |
Стихи и проза… Проза и стихи… Обыденное и незабываемое… Прекрасны наши чувства иль сухи? И можно ль сочетать несочетаемое? Приветствие. (Слайд 1) Как вы думаете, исходя из стихотворных строк, о чём мы сегодня будем рассуждать? |
фронтальная |
Самоконструкция (лабораторная работа) |
4 |
Сформулировать определение прозы и поэзии, обозначить отличительные черты; |
Разобраться в столь непростых вопросах могут только истинные мастера слова. Поэтому я приглашаю вас в мастерскую слова, где мы сможем понаблюдать за работой мастера и сами попробовать себя в этой роли. Для работы в мастерской нам нужны инструменты – определения терминов и понятий. Для начала нам следует чётко разграничить основные понятия нашего сегодняшнего урока: «Проза» и «Стихи» («Поэзия»). Для этого предлагаю вам выполнить лабораторную работу и заполнить данные таблицы, имеющейся на жёлтом листке./data/files/q1515059799.docx (лабораторная работа (жёлтый)) Работать можно в парах или индивидуально. (Слайд 2) Заполним первые два столбца таблицы. (Выполнение работы). Проверьте себя (Слайд 3) |
Парная, индивидуальная, |
Социализация (афиширование результатов) |
3 |
Дать определение прозы и поэзии, обозначить отличительные черты; дать определение стихотворению |
Исходя из ваших наблюдений, дайте, пожалуйста, определение терминам "прозаическая речь" и "стихотворная речь". Запишите определения в тетрадь. (Стихотворная речь - это речь метрически и ритмически упорядоченная, имеющая рифму и размещаемая столбцом; мысль в ней выражается образно, значение слова - символично, часто в переносном значении. Задача слова - воздействовать на читателя. Прозаическая речь, в отличие от стихотворной, не имеет чёткого ритма и метра, в ней отсутствует рифма; мысль выражается точно, прямо. Задача слова - передать сюжет, вызвать представление) А к какому роду литературы относится стихотворение? (к лирике) Верно. Доказательство этому вы можете найти в памятке на красном листке./data/files/x1515059855.docx (памятка (красный)) (Слайд 4) Пользуясь опорой, сформулируйте понятие термина «Стихотворение». (Стихотворение - это небольшое лирическое произведение в стихах) (Слайд 5) |
Фронтальная, индивидуальная |
Разрыв (понимание несоответствия старого знания новому) |
4 |
Познакомить со стихотворением в прозе «Русский язык»; проанализировать его. |
Прослушайте, пожалуйста, произведение И.С. Тургенева и определите его жанр. (Слайд 6) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Текст произведения имеется у вас на белых листах). /data/files/o1515059914.docx ("Русский язык") К какому литературному жанру можно отнести это произведение? Почему непросто ответить на этот вопрос? Анализ произведения: - Какая мысль заключена в этом произведении? (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует в произведении? (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, что русский народ — великий народ.) Обратите внимание на текст произведения. В нем всего три предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное.) - О чем это нам говорит? (Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора). - Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение? (Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.) - Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств. - Какова основная мысль этого произведения? (вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа. |
Фронтальная, парная |
Коррекция |
4 |
В ходе анализа стихотворения в прозе «Русский язык» выйти на название жанра и его отличительные особенности |
Вернитесь, пожалуйста, к вашей лабораторной работе на жёлтых листах и заполните третий столбик таблицы, не обозначая пока данные в верхней строке. Какой вывод вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений? (Слайд 7) (по форме – произведение ближе к прозе, по содержанию – к поэзии). (Обобщение: Итак, мы проанализировали произведение «Русский язык». Предлагаю вам выделить характерные признаки произведения: 1.Посмотрите, какое по объему это произведение (небольшой объем) 2.Выражает свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность) 4. Есть ли сюжет? (Нет, здесь бессюжетная композиция, это раздумье писателя) 5. Можно ли назвать это произведение стихотворением? (Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя). 6.Чем это стихотворение отличается от привычных нам? (Здесь нет рифмы) Какое название жанру этого произведения дали бы вы? А (И) И.С. Тургенев назвал такие свои произведения «Стихотворениями в прозе» (щелчок мыши). Как вы считаете, почему на первом месте в названии жанра Тургенев ставит термин «стихотворение»? С опорой на слайд, дайте, пожалуйста, определение понятию «Стихотворение в прозе». (Слайд 8) Это ещё один инструмент для работы в нашей мастерской. (Слайд 9) |
|
Самоконструкция (работа с материалам) |
10-12 |
Проанализировать стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача», «Близнецы», «Воробей» |
Начал писать свои «стихотворения в прозе» Тургенев ровно 140 лет назад, то есть в каком году? Я предлагаю вам познакомиться с другими стихотворениями в прозе И.С. Тургенева и создать юбилейный альбом. А для этого нам придётся стать самим мастерами слова. Для работы мы разобьемся на группы. Думаю, удобнее вам будет работать в привычных вам группах, то есть так, как вы сидите. Прежде, чем мастерам начать работу, давайте встанем и разомнёмся перед тем, как начнём творить. (Физкультминутка) Альбом будет выглядеть следующим образом. (Слайд 10) На листе мы расположим с вами текст произведения и, возможно, иллюстрацию к нему, на обратной стороне листа наши комментарии к произведению и наблюдения. Распределите в группе роли: кто из вас будет заниматься оформлением листа, кто будет работать над комментариями и наблюдениями, кто выразительно прочтёт стихотворение в прозе, кто познакомит с комментариями и наблюдениями (оформитель, критик, актёр). На зелёном листочке /data/files/z1515060051.docx (алгоритм) имеется примерный алгоритм для работы критика. На столе есть необходимые инструменты для оформителя. А я попробую успеть оформить лист со стихотворением в прозе «Русский язык», отразив на обратной стороне листа данные вами комментарии к этому произведению. |
групповая |
Социализация |
3-5 |
Транслировать результаты анализа стихотворений в прозе |
Презентация работ |
групповая |
Рефлексия |
7 |
Обобщить материал. Провести самоанализ |
С И.С. Тургеневым вы знакомы давно. (Слайд 11) Вспомните, какие его произведения вы читали («Муму», «Бежин луг»). Эти произведения относятся к раннему творчеству писателя. «Стихотворениями в прозе», напротив, заканчивается творческий путь И.С. Тургенева. Как вы считаете, почему именно к этому жанру прибегает автор в конце творческого пути? Что он хочет напоследок сказать нам этими произведениями? Тургенев называл свои стихотворения «…нечто вроде того, что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель. «Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...» Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять». Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера. Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать. 51 стихотворение, отданное Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г. Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений, в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение), была издана только в 1930-1931 г. Сам Тургенев, хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии. Название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе". -Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по опорным словам: (Слайд 12) «Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил для себя: - Как вы думаете, А интересны ли стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем? -В чем актуальность стихотворений в прозе? - Так возможно ли "сочетать несочетаемое": стихи и прозу, и для чего это нужно было И.С. Тургеневу? |
Фронтальная |
Домашнее задание |
3 |
Прокомментировать выполнение домашнего задания |
Круг тем, затронутых в стихотворениях в прозе обширен. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал. Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки. Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться с другими стихотворениями в прозе И.С. Тургенева /data/files/y1515060166.docx (стихотворения в прозе) и дополнить наш поэтический альбом. Процесс работы вам уже понятен. Некоторые стихотворения я вам уже приготовила. Если вы захотите обратиться к другим, вы можете найти их в библиотеке или сети Интернет. Выберите любое из стихотворений и проанализируйте его. Если вдруг окажется, что кто-то из вас взял одно и то же произведение, считаю, это не страшно. Каждый из нас имеет право на свои чувства и выводы. А на следующем уроке вы расскажите о проделанной работе и соберёте все листы в единый альбом. Не забудьте оформить оглавление с указанием авторства. Запишите домашнее задание: (Слайд 12) изучить 234-237 страницы учебник , оформить анализ одного стихотворения в прозе, выучить стихотворение «Русский язык». Мне очень приятно было с вами работать. Я желаю вам новых литературных открытий и интересных встреч с Книгой! |
Результат:
Формирование УУД
Регулятивные |
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативные |
- волевая саморегуляция; - учатся работать по предложен- ному учителем алгоритму; - учатся определять и формули- ровать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - самоконтроль; - формирование познавательной инициативы. - оценка, контроль, коррекция |
- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; - умение ставить и формулиро-вать проблему с помощью учителя; - умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; - умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности |
- умение осознавать ответствен-ность за общее дело; - умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения |