12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Аблокулова988
Россия, Самарская обл., Сызрань
29

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.

Речевое развитие: развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей. Формировать интерес к художественным произведениям, обогащать духовный мир ребёнка интересными впечатлениями.

Социально – личностное развитие: развивать артистические способности детей, воспитывать у детей чувства товарищества и благородства через умение и навыки игры в коллективе.

Физическое развитие: закреплять умение чётко выполнять движения во время физкультминуток.

Художественное - эстетическое развитие: закреплять умение слушать внимательно песню на слова Маршака.

Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, лепка, рисование, просмотр мультфильмов, инсценировка по произведениям С.Я. Маршака.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, комплект разрезных картинок, маски животных.

Ход:

Дети сидят на стульчиках в 2-3 ряда.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной викторине «Умники и умницы». А посвящена она известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку.

С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «Умники и умницы по произведениям С. Я. Маршака».

Представляю членов ареопага. (представляются по имени, отчеству и фамилии, должности)

А, теперь правила викторины: Сейчас вы все теоретики и должны отвечать на вопросы, если вы знаете ответ, то поднимаете руку, отвечаете громко, полным предложением. Если ответили правильно – получаете медаль. Трое тех, кто больше всех наберёт медалей, станут агонистами, будут бороться за призовые места.

Итак готовы?

Дети: Да! Готовы!

Ведущий: Первый отборочный тур. Все вы знаете знамени весёлую азбуку про всё на свете. Я буду читать стихи, а вы должны «досказать словечко…»

 

Бегемот разинул рот:

Булки просит …(бегемот)

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой …(ножке)

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему …(поможет)

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от …(страха)

Роет землю серый крот –

Разоряет… (огород).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему …(бока)

Иней лёг на ветви ели

Иглы за ночь… (побелели)

Лодки по молю плывут,

Люди вёслами … (гребут)

Мёд в лесу медведь нашёл, -

Мало мёду, много …. (пчёл).

Таракан живёт за печкой, -

То – то тёплое … (местечко).

Ученик учил уроки –

У него в чернилах … ( щёки).

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом …. (корабле)

Ходит по лесу зверёк,

Хищный маленький … (хорёк).

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как … (мяч).

Эта кнопка и шнурок –

Электрический …(звонок)

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю … (буквы)

- Молодцы!!! Секретарь ареопага представят тех, кто должен получить медали. (вручаются медали)

Второй отборочный тур!

Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете медаль.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

-Молодцы! Справились! Пока уважаемый ареопаг выбирает тройку агонистов которые продолжат участие в нашей викторине предлагаю поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором):

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и громко топал.

Ты пятнадцать раз подряд.

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул – вот и всё!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, чётко и ясно проговаривая слова стихотворения)

Ведущий: - Молодцы, ребятки! А сейчас уважаемый ареопаг назовёт трёх человек - финалистов, которые поборются за призовые места.( Им вручаются ордена)

( Предлагается детям выбрать себе любую дорожку – красную, жёлтую, зелёную; (если финалистов больше можно предложить ещё несколько других дорожек)).

Ведущий: Все готовы к состязаниям! Итак, первый агон. Первым отвечает на вопрос тот, кто стоит на красной дорожке и, если правильно отвечает на вопрос - переходит на новый уровень, а если не может ответить на вопрос отвечают теоретики и получают дополнительные ордена.

Вопросы для агонистов:

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

- Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз принцессы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

2 вопрос: Кто это такой? (Ответ: рассеянный).

Сунул голову в окошко,

Поглядел …

- Да это кошка!

Пропадешь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!

3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).

Второй агон

Швырнула она чемодан,

отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …

- Отдайте мою собачонку!

4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

Нынче праздник веселый у нас.

На дворе под гармонику пляс.

Мы прогнали медведя в леса,

Без хвоста убежала лиса.

Вот такие чудеса!

5 вопрос: Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).

- Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

6 вопрос: Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

Третий агон

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).

Люди спрашивают:

- Кто это у вас?

А девочка говорит:

- Это моя дочка.

Люди спрашивают:

- Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

- Она давно не мылась.

8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).

Ну, что поделать! В дождь и снег

Нельзя же быть без крова.

Кто сам просился на ночлег –

Скорей поймёт другого.

Кто знает, как мокра вода,

Как страшен холод лютый,

Тот не оставит никогда

Прохожих без приюта!

9 Вопрос: Назовите название этой сказки? (ответ: кошкин дом)

Музыкальная пауза прослушивание песни « Из чего же сделаны наши мальчишки…»

Блиц – вопросы (дополнительные вопросы для проигрывающих)

«Продолжите»

1. Усатый …(полосатый)

2. Я- зверёк и ты – зверёк, я – мышонок, ты - …(хорёк)

3. Умный … (мышонок)

1. Рассеянный с улицы … (Басейнной)

2. Детки в … (клетке)

3.Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка….(маленькая собачонка)

1. Мой весёлый звонкий…(мяч)

2. Это он, это он ленинградский….(почтальон)

3. Вот один иль единица очень тонкая как ….(спица)

Четвёртый агон

«Собери пазл и назови сказку» (нужно быстро собрать картинку и назвать сказку Маршака)

Ведущий: - Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.

Пока уважаемый ареопаг совещается, предлагаю показать сказку Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке».

(Дети инсценируют сказку)

В конце награждение победителей.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ефимова Алла Ивановна, 09.04.17 в 08:52 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.