Методическая разработка открытого урока «Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"»

16
2
Материал опубликован 10 May 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

"АНАЛИЗ РАССКАЗА И.А. СОЛЖЕНИЦЫНА "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА"

Рассчитан на 2 академических часа.

Тема урока: «Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один День Ивана Денисовича»».

Цели урока: проанализировать повесть «Один день Ивана Денисовича».

Образовательная: подвести обучающихся к пониманию политической ситуации в стране в 30-50-е годы ХХ века, а также роли писателя в раскрытии «лагерной темы» в русской литературе на основе анализа фактов из его биографии и творчества.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление обучающихся;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение;

3) развивать навыки проектной работы.

Воспитательные:

1) воспитывать у обучающихся уважение к личности и чувство ответственности за судьбу своей страны;

2) воспитывать культуру коллективного труда и общения.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид занятия: урок-исследование с использованием частично-поискового метода.

Формы работы обучающихся: коллективная, в подгруппах, индивидуальная.

Оформление урока: портрет писателя, тексты (не менее 5 для работы в подгруппах), раздаточный материал: «путевые» карты для 4-х подгрупп, опорный конспект «Структура синквейна», тестовые задания 2-х уровней сложности), компьютер и проектор для просмотра презентации и видео, ватманы и маркеры для оформления информационных исследовательских карт.

Оформление доски: тема, эпиграф, портрет, план урока (название подгрупп и название проектов).

ХОД УРОКА

Организация группы – 1 мин.

Преподаватель: Приветствую вас на уроке литературы. Проверим присутствующих.

Вступительное слово преподавателя, оглашение темы и цели урока – 1 мин.

Преподаватель: Сегодня наш урок обобщающий. Мы вспомним биографию писателя А.И. Солженицына и проанализируем прочитанный рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Преподаватель: Прежде чем мы приступим к анализу рассказа «Один день Ивана Денисовича», я бы хотела попросить вас описать свой счастливый день. (3-5 мин.)

(Несколько желающих обучающихся описывают счастливый день).

Преподаватель: Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким-то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.

Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.

Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый.

Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.

1953 год. Сталин умер.

Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.

И тут на историческую сцену выходит писатель. (3 мин.)

Преподаватель: Вспомним биографию великого писателя.

(Включается презентация). (3 мин.)

Преподаватель: История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.

Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства. (1 мин.)

(Просмотр фрагмента видеофильма «Архипелаг» (личные воспоминания А.И. Солженицына и история написания рассказа). (5-6 мин.)

Преподаватель: Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.

Сегодня мы будем работать в группах, которые будут иметь своё название и тему для работы с текстом. Основных групп будет 4, и каждая проработает свою карту-информатор по заданной теме.

(1) Биографы, историки, географы (работают по фактам биографии писателя, сравнивают судьбу главного героя с судьбой автора, доказывают автобиографичность рассказа и описывают исторический период, изображённый автором в рассказе, доказывают, что в описанном месте действия рассказа происходили чудовищные репрессии заключённых в стране).

2) Психологи (работают с текстом, делят персонажей на отрицательных и положительных, дают им характеристику, сопоставляют «говорящие» фамилии с образами героев).

3) Стилисты-лингвисты (работают с текстом, анализируют лексику героев, составляют словарь жаргонных слов заключённых, находят в тексте окказионализмы, делают вывод, для какой цели автор использует данную лексику.

4) Аналитики (на примере цитат из текста дают анализ прожитого героем дня, приводят доказательства и делают умозаключение на тему: «Один из счастливых дней главного героя»).

(Преподаватель делит обучающихся на группы, озвучивает задания (подаются инструкционные карты для работы с текстом).) - (5 мин.)

ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ

1. Для биографов, историков и географов

1. Проработать факты биографии писателя А.И. Солженицына и его героя – Ивана Денисовича Шухова. Привести факты автобиографичности рассказа.

2. Коротко описать историческую правду в рассказе (время репрессий).

3. Раскрыть проблемы, которые ставятся в произведении

2. Для психологов

1. Назвать всех персонажей.

2. Разделить их на отрицательных и положительных.

3. Сопоставить фамилии и образы.

4. Сделать выводы о том, какие персонажи преобладают в тексте: отрицательные или положительные?

5. Почему положительные герои не теряют своего достоинства?

3. Для стилистов, лингвистов

1. Проанализировать лексику произведения.

2. Составить словарь жаргонов (не менее 10 слов).

3. Найти в тексте окказионализмы

3. Сделать вывод, для какой цели автор использует ненормативную лексику (жаргонные слова) заключённых.

4. Для аналитиков.

1. На примере цитат из текста дать анализ прожитого дня героем.

2. На основании цитат из рассказа, сделать умозаключение на тему: «Можно ли назвать счастливым день главного героя?»

Преподаватель: Время на подготовку карт-информаторов ограничено. Информацию вы оформляете на ватман и презентуете через 20 мин.

(Обучающиеся создают карты-информаторы на ватманах) -20-25 мин.

(Презентуют проекты) – 25-28 мин. (по 4-6 мин. на каждую группу)

Получают от преподавателя инструкции по созданию синквейна на темы «Лагерь» и «Человек».

Преподаватель: Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.

(Составление синквейнов вместе с преподавателем) – 5-7 мин.

 

Памятка для написания синквейна:

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Преподаватель: Кто кого побеждает в произведении «Один день Ивана Денисовича» - лагерь человека или человек лагерь? Давайте ответим на проблемный вопрос. Были ли те, кого лагерю удавалось сломить?

А были ли те, кто сохранил себя как личность?

(Проводится контрольное тестирование (тестовые задания 2-х уровней сложности) - 6-8 мин.

Преподаватель озвучивает оценки за работу на уроке) - 1 мин.

Задаёт домашнее задание- 1 мин.

1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».

2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем Ивана Денисовича».
Презентация урока
PPT / 3.12 Мб

Предварительный просмотр презентации

БИОГРАФИЯ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА.

А. И. Солженицын (1918-2008) Родился11 декабря 1918 года в Кисловодске. Родители - состоятельные землевладельцы, потомки воронежских крестьян, сосланных за бунт и осевших в ставропольских степях. Окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. В октябре 1941года был призван в армию, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии. Получил несколько боевых наград.

А. И. Солженицын (1918-2008) За письмо к другу со словами осуждения Сталина был арестован на фронте, получил 8 лет лагерей и з года ссылки. Прошел все круги «тюремного ада»,на себе испытал, что значит быть политзаключенным, «врагом» свой страны.

А. И. Солженицын (1918-2008) Перенес страшное заболевание-рак, чудом остался в живых (1953 год). В 1956 году был реабилитирован. В 1970 году получил Нобелевскую премию. В 1974 году был выслан из страны (за публикацию книги «Архипелаг ГУЛАГ»)

А. И. Солженицын (1918-2008) В 55 лет он становится изгнанником 20 лет он разлучен с Россией, но переживает за ее судьбу. В 1994 году он получил возможность вернуться на Родину. 55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, чтобы снова стать ее ГРАЖДАНИНОМ. Умирает 3 августа 2008г.

Это человек, в жизни которого было все: страшные годы лагеря, тяжелая болезнь, чудо исцеления, изгнание и возвращение. Это человек, в жизни которого было все: страшные годы лагеря, тяжелая болезнь, чудо исцеления, изгнание и возвращение. У него замечательная семья (3 сына и любящая жена). Сегодня он один из известнейших писателей. Но это сегодня. А тогда…. (1918-2008)

А.И.Солженицын «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» (рассказ) «Человек спасается достоинством»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950 года. Написан в 1959 году ,имел первоначальное название «Щ-854.Один день зэка». В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т.Твардовский). Твардовский долго бился за право опубликовать рассказ, решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Хрущева.

«Лагерь глазами мужика, очень народная вещь» Какие порядки царят в лагере? Как выживают в лагере люди? Кто из героев вызывает ваше уважение?

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ «Здесь закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере тот подыхает, кто к куму стучать ходит, кто миски лижет, кто на санчасть надеется». Подъем Санчасть Выход на работу Кухня

Детальный анализ рассказа Работа в мини-проектах Биографы, историки и географы (сравнительная характеристика писателя и главного героя. Историческая правда. Место действия рассказа. Вывод.) 2. Психологи («+» и «-» главных персонажей. «Говорящие» фамилии. Вывод.) 3. Стилисты-лингвисты (лексика и ее роль в рассказе. Жаргонизмы. Окказионализмы. Вывод.) 4. Аналитики: (доказательства «одного из счастливых дней» героя. Вывод.)

Итоги Как вы понимаете, что лагерь делает с человеком? В чем трагедия зэков? Почему стало возможным такое насилие над людьми? Кто виноват в этом? Зачем мы должны знать об ужасе тех времен? Что мы должны сделать, чтобы этого больше никогда не случилось?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за материал! Я даже представила, урок заиграл красками)))

25 May 2018

Не за что. Рада поделиться))) Я проводила для своих студентов, очень живо получилось. Анализируя произведение,столько материала нового дети собрали! Теперь пригодится для следующих учеников) Вам спасибо за отзыв!

27 May 2018

Ответ #85455 был удален 27 May 2018