Методическая разработка открытого урока «Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"»
Пояснительная записка к презентации
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
"АНАЛИЗ РАССКАЗА И.А. СОЛЖЕНИЦЫНА "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА"
Рассчитан на 2 академических часа.
Тема урока: «Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один День Ивана Денисовича»».
Цели урока: проанализировать повесть «Один день Ивана Денисовича».
Образовательная: подвести обучающихся к пониманию политической ситуации в стране в 30-50-е годы ХХ века, а также роли писателя в раскрытии «лагерной темы» в русской литературе на основе анализа фактов из его биографии и творчества.
Развивающие:
1) развивать критическое мышление обучающихся;
2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение;
3) развивать навыки проектной работы.
Воспитательные:
1) воспитывать у обучающихся уважение к личности и чувство ответственности за судьбу своей страны;
2) воспитывать культуру коллективного труда и общения.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид занятия: урок-исследование с использованием частично-поискового метода.
Формы работы обучающихся: коллективная, в подгруппах, индивидуальная.
Оформление урока: портрет писателя, тексты (не менее 5 для работы в подгруппах), раздаточный материал: «путевые» карты для 4-х подгрупп, опорный конспект «Структура синквейна», тестовые задания 2-х уровней сложности), компьютер и проектор для просмотра презентации и видео, ватманы и маркеры для оформления информационных исследовательских карт.
Оформление доски: тема, эпиграф, портрет, план урока (название подгрупп и название проектов).
ХОД УРОКА
Организация группы – 1 мин.
Преподаватель: Приветствую вас на уроке литературы. Проверим присутствующих.
Вступительное слово преподавателя, оглашение темы и цели урока – 1 мин.
Преподаватель: Сегодня наш урок обобщающий. Мы вспомним биографию писателя А.И. Солженицына и проанализируем прочитанный рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Преподаватель: Прежде чем мы приступим к анализу рассказа «Один день Ивана Денисовича», я бы хотела попросить вас описать свой счастливый день. (3-5 мин.)
(Несколько желающих обучающихся описывают счастливый день).
Преподаватель: Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким-то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.
Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.
Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый.
Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.
1953 год. Сталин умер.
Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.
И тут на историческую сцену выходит писатель. (3 мин.)
Преподаватель: Вспомним биографию великого писателя.
(Включается презентация). (3 мин.)
Преподаватель: История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.
Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства. (1 мин.)
(Просмотр фрагмента видеофильма «Архипелаг» (личные воспоминания А.И. Солженицына и история написания рассказа). (5-6 мин.)
Преподаватель: Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.
Сегодня мы будем работать в группах, которые будут иметь своё название и тему для работы с текстом. Основных групп будет 4, и каждая проработает свою карту-информатор по заданной теме.
(1) Биографы, историки, географы (работают по фактам биографии писателя, сравнивают судьбу главного героя с судьбой автора, доказывают автобиографичность рассказа и описывают исторический период, изображённый автором в рассказе, доказывают, что в описанном месте действия рассказа происходили чудовищные репрессии заключённых в стране).
2) Психологи (работают с текстом, делят персонажей на отрицательных и положительных, дают им характеристику, сопоставляют «говорящие» фамилии с образами героев).
3) Стилисты-лингвисты (работают с текстом, анализируют лексику героев, составляют словарь жаргонных слов заключённых, находят в тексте окказионализмы, делают вывод, для какой цели автор использует данную лексику.
4) Аналитики (на примере цитат из текста дают анализ прожитого героем дня, приводят доказательства и делают умозаключение на тему: «Один из счастливых дней главного героя»).
(Преподаватель делит обучающихся на группы, озвучивает задания (подаются инструкционные карты для работы с текстом).) - (5 мин.)
ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ
№1. Для биографов, историков и географов
1. Проработать факты биографии писателя А.И. Солженицына и его героя – Ивана Денисовича Шухова. Привести факты автобиографичности рассказа.
2. Коротко описать историческую правду в рассказе (время репрессий).
3. Раскрыть проблемы, которые ставятся в произведении
№2. Для психологов
1. Назвать всех персонажей.
2. Разделить их на отрицательных и положительных.
3. Сопоставить фамилии и образы.
4. Сделать выводы о том, какие персонажи преобладают в тексте: отрицательные или положительные?
5. Почему положительные герои не теряют своего достоинства?
№ 3. Для стилистов, лингвистов
1. Проанализировать лексику произведения.
2. Составить словарь жаргонов (не менее 10 слов).
3. Найти в тексте окказионализмы
3. Сделать вывод, для какой цели автор использует ненормативную лексику (жаргонные слова) заключённых.
№ 4. Для аналитиков.
1. На примере цитат из текста дать анализ прожитого дня героем.
2. На основании цитат из рассказа, сделать умозаключение на тему: «Можно ли назвать счастливым день главного героя?»
Преподаватель: Время на подготовку карт-информаторов ограничено. Информацию вы оформляете на ватман и презентуете через 20 мин.
(Обучающиеся создают карты-информаторы на ватманах) -20-25 мин.
(Презентуют проекты) – 25-28 мин. (по 4-6 мин. на каждую группу)
Получают от преподавателя инструкции по созданию синквейна на темы «Лагерь» и «Человек».
Преподаватель: Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.
(Составление синквейнов вместе с преподавателем) – 5-7 мин.
Памятка для написания синквейна:
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Преподаватель: Кто кого побеждает в произведении «Один день Ивана Денисовича» - лагерь человека или человек лагерь? Давайте ответим на проблемный вопрос. Были ли те, кого лагерю удавалось сломить?
А были ли те, кто сохранил себя как личность?
(Проводится контрольное тестирование (тестовые задания 2-х уровней сложности) - 6-8 мин.
Преподаватель озвучивает оценки за работу на уроке) - 1 мин.
Задаёт домашнее задание- 1 мин.
1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».
2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем Ивана Денисовича».
Презентация урока
PPT / 3.12 Мб
Анастасия Николаевна
Иванова Татьяна Владимировна