12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна2863
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 8 Г.      ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ



 Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия «Я за здоровый образ жизни»




Литературные посиделки


«СЛОВО О РУССКОЙ БАНЕ…»

7- 9 класс


















Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ №8 города Тынды

Амурской области


Цель для учителя:

- показать характер русской национальной традиции в произведениях художественной литературы, живописи для воспитания здорового образа жизни

Задачи:

- организовать учебно-познавательную деятельность с гарантированным достижением цели;

- использовать индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;

- создать творческую, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Цель для учащихся:

- прикоснуться к художественным полотнам, изображающим традиции русской национальной бани и культ здорового образа жизни: В. Кувина «После бани», В.П. Рассохина «Бани на Неглинной», В. Перова «Чистый понедельник», Н. Панфильцева «Русская баня», Г. Чайникова «В бане», И.В. Рыбаковой «После бани», Е. Панова «После бани», А.И. Корзухина «Девичник», Д. Чернова «В бане», В.А. Захарьина «Солдатская баня», Е. Пантелеева «У баньки летом», Н.П. Богданова-Бельского «Чаепитие», М. Архиповой «Чайный стол с самоваром», Е.Ф. Стожарова «У самовара», Б. Кустодиева «Чаепитие», П. Лучановой «Чаепитие у самовара»;

- познакомиться с фрагментами литературных произведений, прославляющих русские национальные традиции здорового образа жизни;

- активизировать умственную и творческую индивидуальную деятельность.

Задачи:

Личностные УУД:

- сформировать мотивацию к познанию русских национальных традиций и шедевров мирового искусства;

- развивать эмоциональную сферу через восприятие произведений живописи и художественной литературы.

Познавательные УУД:

- развивать устную монологическую речь и творческие способности;

- формировать умения, необходимые для выступления перед аудиторией.

Метапредметные УУД:

- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- умение извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Коммуникативные УУД:

- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействовать в групповой коллективной и парной работе.

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- самостоятельно работать с искусствоведческим материалом;

- планировать свою работу, корректировать её и оценивать;

- привить любовь к национальным русским банным традициям, воспитывая здоровый образ жизни;

- впитать нравственные ценности здорового образа жизни, которые вдохновляли писателей, поэтов и художников для создания шедевров мирового искусства.

Тип мероприятия: коммуникация

Форма мероприятия: литературная гостиная

Методы и приемы:

- словесные;

- наглядные;

- самостоятельная работа;

- групповая работа;

- проблемное обучение.

Технология развития критического мышления

Планируемые образовательные результаты:

- умение выступать перед аудиторией сверстников;

- взаимодействовать в коллективе с другими учениками;

- продемонстрировать индивидуальные творческие способности;

- доброжелательно относиться друг к другу в совместной работе.

Оборудование:

- выставка книг о здоровом образе жизни;

- портреты писателей и поэтов: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А. Блока, А.Т. Твардовского, А.Н. Толстого, Е. Вознесенского, В.А. Гиляровского;

- портрет полководца А.В. Суворова;

- портрет профессора А.А. Бирюкова (1930г.);

- мультипликационный фильм (фрагмент) «Приключения капитана Врунгеля», режиссер Давид Черкасский, сценаристы Иван Воробьев, Андрей Некрасов;

- авторская сказка о новорождённом Мыльце;

- сочинение ученицы по картине В.Г. Перова «Чистый понедельник»;

- компьютер, проектор, экран, презентация, видеозапись.



    Эпиграф: «Без Петербурга да без бани нам, как телу без души»

                                                                                        А. Н. Толстой

                                                             Ход мероприятия


Мотивация.

Прочтите отрывок из текста, назовите автора и героя.

«Кроме страсти к чтению, он имел ещё два обыкновения, составлявшие две другие его характерические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем, так что достаточно было ему только пристроить где-нибудь свою кровать, хоть даже в необитаемой дотоле комнате, да перетащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди. …, будучи человек весьма щекотливый и даже в некоторых случаях привередливый, потянувши к себе воздух на свежий нос поутру, только помарщивался да встряхивал головою, приговаривая: «Ты, брат, черт тебя знает, потеешь, что ли. Сходил бы ты хоть в баню». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Чичиков).



Звучит стихотворение «В бане».

Автор М. Юрина.


Мы заходим в баню – ух,
Перехватывает дух!
Из котла повалит пар,
Значит, будет в бане жар.
Чтобы чистым было тело
И от радости скрипело,
Мы с намыленной макушкой
В пену плюхнемся по ушки.
Веник мне по пузу – шлёп,
От него я к маме – скок!
Пусть помоет мне бока,
Я без веника пока!
Вот облился я водой,
Не из крана – ледяной!
И скорее на мороз,
Чтоб остыл хотя бы нос!
В бане хорошо помыться,
Чтоб зимой не простудиться!
Спрячу веник про запас,
Приду мыться ещё раз!

Ведущий.


Баня — неотъемлемая часть нашей национальной культуры и народной духовности. Баня (мовь, мовня, мовница, мыльня) на Руси известна из летописей X-XII веков, но была она, конечно, и раньше. Это были не парные с комнатой отдыха и бассейном. Бани наших предков – это деревянные срубы с печкой-каменкой и бадьёй прохладного кваса.

Строили бани на берегу реки, чтобы нырять в воду сразу после парилки. В старину женщины мылись вместе с мужчинами, но в 1743 году был издан указ, который запрещал это.

В чём же сила мытья в бане? Конечно, в вениках! На Руси их собирали из ольхи, крапивы, полыни, берёзы и дуба. Похлёстывание ветками по распаренной коже заменяет полноценный массаж, способствует открытию пор и усиливает кровообращение.

В субботу и перед значимыми событиями в жизни проводился ритуал мытья, который не изменился в течение многих веков. После парной люди ныряли в реку или обливались прохладной водой, а затем вновь шли париться.


Ведущий.

Вместо мыла на Руси использовали растительную золу, в которой содержится большое количество щёлочи. Настоящая русская парная баня - деревянная, бревенчатая, срубленная из доброго леса, когда от стен идет смоляной дух.

Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани числились как «заведения для немогущих».

В древних трактатах говорится о том, что баня даёт десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи. Баней пользовались князья, знатные люди и простой народ.

Она играла большую роль в различных обрядах, в бане рождались и умирали. Баня была необходимой накануне венчания. Раньше существовал обычай: невеста перед свадьбой должна сходить в баню вместе с родственницами будущего супруга. Там они смотрели на неё и оценивали состояние здоровья и тела. В народе считали, что если девушка худая, то здорового потомства она не родит.

Врач императрицы Елизаветы Петровны, португалец Санчес, в 1778 году написал трактат о русской парной бане:
«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества».

Звучит стихотворение «Баня».

Автор Е. Воронец.


Баня, баня что за чудо!
Дух березовый не спит!
На печи с раздутым пузом
Котелок с водой стоит.

На веревке за трубой,
Веники висят гурьбой.
Есть поменьше, есть побольше,
Выбирай себе любой.

Веник-парень удалой!
Разворотливый, лихой,
Разминает, разбивает
В теле всяческий застой!

Медный ковш повис на чане.
Зачерпни, поддай парку.
Пар барашками клубится
Поднимаясь к потолку.

Раскраснелось тело в бане,
Кровь по телу понеслась-
Это значит, что леченья
Терапия началась!

Если ты устал слегка,
Выйди и глотни кваска.
После жаркого томленья
Кружка кваса-так сладка!

Всех друзей хороших баня
Собирает в тесный круг.
Баня парит, баня лечит,
Баня доктор, баня-друг!



Акротекст.



Акротекст с использованием пословиц и поговорок о бане

Первая группа

Г

Горели дрова жарко, было в бане парко, дров не стало, и все пропало.

И

И коли б не баня, все бы мы пропали!

М

Моя душа на прохладу, а плоть в баню (т.е. просятся).

Н

Наша банька – не нянька, а хоть кого ублажит.


А

А баня любую болезнь из тела гонит!

С

С гуся вода, а с тебя худоба.


И

И с лёгким паром, и с горячим самоваром!

К

Когда баня парит, – она здоровье дарит.


А

А баня без пара, что щи без навара!


Акротекст с использованием пословиц и поговорок о бане

Вторая группа

П

Пристал, как банный лист!

И

Из бани да в снежок пушистый.

Т

Такая парка, что небу жарко!

А

А без веника баня не парит.

Н

Напоил, накормил да и в баньку сводил.


И

И который день паришься, тогда и не старишься.

Е

Если день субботний – иди в баню.




Акротекст с использованием пословиц и поговорок о бане

Третья группа

З

Задать кому-то баню (переносное значение «наказать»).


Д

Д ух парной, дух святой!

О

Очень банный дух силён.


Р

Русского человека баня парит и правит (лечит).

О

Ой, хорошая баня, лучше сытного обеда!

В

В бане веник дороже денег.

Ь

-


Е

Если в бане мыться, - заново родиться.




Ведущий.

А.С. Пушкин и русская баня.


Многие люди Руси оставили след в истории. Они вкладывали деньги в культуру (Морозов, Третьяков), в образование, в бани. Сандуновы прославились банями, которые они построили.

Современники А.С. Пушкина отмечали, что поэт любил русскую баню, в Сандунах он бывал часто.

В книге Гиляровского «Москва и москвичи» приводятся слова актера И.А. Григоровского: «И Пушкина видел... любил жарко париться!»

Поэт любил и уважал баню с детства. Куда бы ни заносила его судьба, он стремился познакомиться с банными русскими обычаями.

В Царском Селе А.С. Пушкин не пропускал ни одной банной субботы, поэтому здоровье у поэта было хорошее. При небольшом росте он был мускулистым, крепким, гибким и выносливым. Всем лекарствам А.С. Пушкин предпочитал травяные настои, мёд, растирания.

Если на поэта нападала простуда, первым делом он шёл в баню, а на следующий день был уже здоров.

В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин упомянул баню как средство, восстанавливающее силы:


«...Но прежде юношу веду

К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится…»


Ведущий.

Л.Н. Толстой и русская баня.


Ценителем бани был великий русский писатель Л.Н. Толстой. Он, как и Пушкин, предпочитал народные средства, направленные на закалку организма. Если болезнь проникала внутрь, выгонял её, воздействуя на тело снаружи. К таким «лекарствам» писатель относил горчичники, различные припарки.

Что же касается закаливающих средств, то, как известно, Л.Н. Толстой был большим поклонником водных процедур, омовений, массажей и бани.


Ведущий.

Ф.И. Шаляпин и русская баня.


Когда Ф.И. Шаляпина спрашивали, давно ли он стал поклонником бани, он отвечал: «Это у меня с детства!»

Певец рассказывал: «Любил я с отцом ходить в баню. Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню, в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шёл я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».

Ф.И. Шаляпин проходил в парилку и оттуда слышался его громоподобный голос: «Баня — мать родная! Веник — всему начальству главный! Люблю, братцы, баньку!»



Звучит стихотворение «Русская баня».

Автор И. Полонина.


Печка рьяно греет,
Уголь ярко тлеет,
А от духа мяты
Тело воском млеет.

Эх, поддам я жару,
Да побольше пару,
Да на камни брошу
Своего отвару.

Колдовское зелье
Душу успокоит,
А горячий веник
Тело пусть накроет.

Ароматом жарким
Буду я объята
И душою чИста,
И не виновата.

А обдавшись вволю
Ледяной водицей,
Отряхну я годы
Стану молодицей.

Ведущий.

В.В. Маяковский и гигиена.

В.В. Маяковский был известен щепетильным отношением к чистоте и гигиене тела. Он  всегда носил с собой мыльницу и полотенце, чтобы в любой момент помыть руки, а если такой возможности не было, то у него в кармане был одеколон и йод.

Эльза Триоле писала: "Известна крайняя чистоплотность и брезгливость Маяковского, которая отчасти объясняется тем, что отец его умер, уколовшись, от заражения крови. Володя мыл руки, как врач перед операцией, поливал себя одеколоном!"

Он был настолько мнителен, что пожимать руки при встрече для него было пыткой. Известна одна комичная и неловкая ситуация:

"Молодого Шостаковича привели познакомиться с Маяковским. Тот протягивает ему три пальца и говорит:
- Маяковский.
Не возмутившись, Дмитрий Дмитриевич протягивает в ответ один палец и говорит:
- Шостакович.
На что Маяковский расхохотался и ответил: "Ты далеко пойдёшь, Шостакович!"

Борьба за санитарное просвещение в стране, за создание условий для личной гигиены, пропаганда здорового образа жизни стали важными составляющими поэтической и гражданской позиции В.В. Маяковского.

Санитарно-просветительской деятельностью поэт начал заниматься в 1919 году, призывая бороться с тифозной вошью, дизентерией, холерой. Для этого он активно выпускал агитационные плакаты и писал стихи к ним.

В.В. Маяковский гордился этой работой и  считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу. (См. приложение №1).


Ведущий. Минутка отдыха (аффирмация).


Ребята! Давайте отдохнём. Сядьте. Расположитесь комфортно. Вспомните любимый уголок природы. Мысленно обратите свой взор к лазури неба.

Представьте себе, что в безбрежном космосе плывет наша красавица-Земля. В лицо веет свежестью. Вы ощущаете приятную истому. Невесомость. Лёгкость. Аромат цветущих лесов и полей. В душе умиротворение. Сердце бьётся ритмично, дышится легко.

Мы отдыхаем в голубой синеве. Звёздные дали вдохновляют нас. Мы внутренне ощущаем красоту мира. Мы отдохнули, успокоились. Наши силы восстановились. Мы чувствуем радость жизни…

Шуточная добавка. Мультипликационный фильм (фрагмент): «Приключения капитана Врунгеля» (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=poVEAaaxDHw).


Ведущий.

Баня во время Великой Отечественной войны.

Многие зарубежные писатели утверждали, что мощь русской армии велика отчасти из-за бани. По их словам, русские солдаты, парясь, оздоровляли свой организм, становились крепче и моложе.

Может быть, отчасти из-за парилки А.В. Суворов до старости мог самостоятельно передвигаться со своим войском.
На войне солдаты страдали
чесоткой - заразным кожным заболеванием. Заболевший солдат ощущал по телу резкий, сильный по ночам кожный зуд, сопровождающийся высыпанием пузырьков и волдырей.

Во время Великой Отечественной войны лечение солдат состояло в применении мазей, распространён был метод Демьяновича, когда донага раздетые солдаты втирали в тело раствор гипосульфита и соляную кислоту.

В каждом батальоне или роте имелось помещение (дом, землянка, шалаш) для карантина, куда помещалось вновь прибывшее пополнение.

При входе в населённые пункты выделялась баня-вошебойка, а в лесу - землянка. Санитарная служба обеспечивала для бойцов смену белья не реже чем один раз в 10 дней, мыло.

Помывочные пункты, бани, дегазационные и прожарочные камеры, были на фронте элементами в боевом порядке войск, как защитные сооружения.


Ведущий.

Баня во время Великой Отечественной войны.

Наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны избегали многих болезней именно посредством походных бань. Их делали из землянок, вагонов и даже плащ-палаток. Печь в парилке часто делали из танковых снарядов или других посторонних предметов.

Самым быстрым способом затопить баню, был разведенный возле водоёма костер, в который кидали большие камни. После того, как камни накалялись, пламя тушили и накрывали изготовленным из веток шалашом или палаткой. Попарившись, солдаты бежали купаться в воду, смывая с себя все нечистоты. Именно такие средства гигиены позволяли в военное время в случае ранения избежать заражения ран и серьёзных заболеваний.

Распространению педикулёза (вшивости) во время Великой Отечественной войны способствовало то, что бойцы часто пользовались чужой одеждой и постельными принадлежностями. Обмундирования не хватало, и оно изнашивалось.

К приходу зимы бойцы запасались тёплыми вещами, которые надевали под форму. С установлением холодной осенне-зимней погоды педикулез распространялся ещё сильнее, что грозило опасностью заболевания сыпным тифом.

Педикулёз был закодирован под формой № 20. Спрос с бойцов был такой же, как за выполнение боевой задачи, поблажек никому не делалось. Больных не допускали до стрелковых и политических занятий, подвергали тщательной санитарной обработке. Она заключалась в мытье в бане.

Мытьё в бане на фронте чаще всего приурочивалось к весне и осени. Ведь летом бойцы имели возможность купаться в реках, ручьях и собирать дождевую воду для мытья. Зимой же не всегда была возможность не только найти уже готовую баню, сделанную местным населением, но и построить самим быструю, временную баньку.



Звучит стихотворение «Бани».

Автор И. Кулёв.


Забудь, майор, сегодня ты не в званьи,
Отбрось свои апломбы и чины.
Натоплена для нас в субботу баня,
А в ней и перед Богом мы равны.

В предчувствии божественной осанны
Берёзовый давно настоян дух.
Не надо никаких заморских саун -
Там русский дух и молчалив, и глух.

Давай присядем на прип
Олок узкий,
Омоем первый пот, благословясь,
И париться с тобой начнем по-русски,
Жаре духмяной доверяясь всласть.

То резко, то воздушно, то с оттяжкой!
О, что за чудо! Что за Божий дар!
Изыди прочь, печаль недели тяжкой!
Благословен пусть будет легкий пар!

А ну, майор, плесни еще на камни!
Ого! Ага! Давай, поддай жарку!
Не в кабинете, чай! А в русской бане!
Когда ж ещё придется на веку?! -

Поймав кураж, с полка себя исторгнуть,
В морозный воздух выскочить нагим,
В сугроб упасть и, заходясь в восторге,
В снегу орать с неистовством благим.

Назад - бегом, и снова в руки веник!
Да так, чтоб кровь - как молотом в висок!
Потом - предбанник, и дороже денег -
Ядрёный в кружке глиняной квасок.


Смотрю, сидишь и светишься от счастья,
В пороховнице - уйма порохов.
Душа сияет, как после причастья

И отпущенья тягостных грехов.

Пути Господни неисповедимы,
Но так и тянет крикнуть: «Гой - еси!»
Мы все-таки, майор, непобедимы,
Покуда топят бани на Руси!



Ведущий.

Из истории происхождения мыла.


История мыла начинается около 2800 года до н. э. Во время раскопок в Вавилоне были найдены глиняные таблички с рецептом, который рассказал о производстве мыла на основе жира и пепла. Оказывается, его использовали в медицинских целях для заживления ран. Учёным известно о применении мыла в Древнем Египте (1500 лет до н. э.) и финикийцами (600 лет до н. э.)

Существует римская легенда, согласно которой мыло (лат. sapo) получило название от горы Сапо, на которой в жертву богам приносились животные. Когда шел дождь, пепел и жир жертвенных животных смывались в реку Тибр, к подножию горы.

Женщины, стирающие белье в реке, заметили, что, смешиваясь, пепел и жир намного лучше помогают отстирать бельё, чем просто речная вода.

Таким образом, мыльная смесь состояла из масла, пепла и животных жиров.


Ведущий.

Из истории происхождения мыла.



В X столетии в Италии, Франции и Испании стали возникать первые мыловарни. В XVI веке основным центром производства стал Марсель, где производилось жидкое душистое мыло, содержащее высокую концентрацию оливкового масла.

В 1688 году Людовик XIV издал указ, в котором запретил использование животных жиров и красителей в производстве мыла. Спрос на мыло был большой, но и цена была высокая, поэтому ароматную смесь могли позволить себе лишь богачи.

В XIX веке здоровый образ жизни и чистота стали возводится в ранг моральных ценностей, поэтому производство мыла стало набирать промышленные обороты. Мыло стало общедоступным.

В 1779 году швед Карл Шееле при омылении жиров с оксидом свинца получил глицерин. В 1791 году француз Николя Леблан изобрел способ получения щелочи из соли. В 1823 году французский химик  Мишель Шеврёль, руководствуясь этими открытиями, изучил строение жиров и объяснил их омыление. Это вызвало настоящую революцию в мыловарении.

На протяжении веков химическая формула мыла менялась. Сегодня ценится натуральное мыло: без консервантов, синтетических красителей и искусственных ароматизаторов.


Сказка о новорождённом Мыльце.

(Авторская работа).

В одной молодой семье родилась долгожданная девочка Оля. Она была такая маленькая, красненькая и плакала. Олина мама волновалась и всё время думала о том, как будет в первый раз её купать.

Она долго ждала появления на свет своей доченьки, поэтому заранее купила Мыльце для неё. Мыльце было беленькое, ароматное; оно было завёрнуто в разноцветную бумагу и лежало в красивой коробочке.

Наступил день, когда Олю принесли купать в ванную комнату. Рядом лежало беленькое и очень пахучее Мыльце. Оно очутилось рядом с новорождённой девочкой и очень радовалось встрече с ней, ведь оно тоже было новорождённым! Новорождённые были так близко друг к другу, словно две подружки.

-  Почему маленькая Оля всё время кричит? - Я ведь такое красивое и ароматное! - Неужели она не хочет понюхать мой волшебный запах? – вопрошало новорождённое, полное сил и энергии жизни  Мыльце.
-  Ненаглядная моя, успокойся, посмотри, что я приготовила для тебя, - вздыхала и волновалась Олина мама. – Она не догадывалась, что её новорождённую дочку беспокоит именно ароматное новенькое Мыльце.

-  Когда же меня начнут использовать? – беспокоилось новорождённое ароматное беленькое Мыльце.
Мыльцу в магазине рассказывали, что скоро оно попадёт ласковые человеческие руки. Но, увы, новорождённое Мыльце растерялось, потому что девочка всё время кричала.

- Почему ты плачешь? -  хотело спросить новорождённую девочку новорождённое Мыльце. - Как мне хочется прикоснуться к твоей нежной кожице! - Ведь я так хочу с тобой подружиться!
  Шло время, в ванную комнату заходили то Олина мама, то Олин папа, но к новорождённому Мыльцу никто пока ещё не прикасался. Мыльцу стало  так горько и обидно, что оно от волнения немного намокло. Мыльце чуть было не потеряло сознание.
- Выпустите меня отсюда! – взмолилось новорождённое Мыльце. Однако за закрытой дверью ванной комнаты его никто не услышал.

Наконец, дверь отворилась, вошла Олина мама и надела на новорождённую головку Мыльца красивую шапочку. Мыльце замолчало, о чём-то своём задумалось и, наконец, успокоилось.
- Как я сразу об этом не подумала? Где была моя голова? – донёсся до Мыльца едва слышный, обеспокоенный голос Олиной мамы.
- Теперь я буду лежать здесь с закрытыми глазами и никому не нужным! - вздыхало новорождённое Мыльце. – Я такое одинокое, и мне душно!
Новорождённое Мыльце мечтало о хорошей жизни. Пока оно лежало в магазине, то случайно услышало, что родилось для использования людьми.

Оказывается, Полотенца, Мочалки, Зубная Щётка и даже Веник – все мы находимся на службе у людей. Если бы не было таких нужных предметов, то люди бы ходили грязными и заболели.

Мыльце вспоминало, рассуждало и не заметило, как дверь ванной комнаты открылась, и вошёл Олин папа. Он принёс уверенность и спокойствие новорождённому Мыльцу.   

Олин папа взял   в руки душистое и ароматное  Мыльце и начал нежно его ласкать и гладить в своих мужских руках, создавая пышную пенку. Он мыл руки, вдыхая нежный аромат Мыльца.

- Вот оно счастье родиться, чтобы быть полезным! – улыбнулось Мыльце и поуютнее улеглось в красивой кроватке-мыльнице. А с Олей я обязательно подружусь, когда она подрастёт.


Творческая работа в группах. Придумайте сами или прочтите готовую загадку о бане и необходимых для неё принадлежностях, используя картинки. (См. приложение № 2).


Сочинение по картине В.Г. Перова «Чистый понедельник». (Работа ученицы).

Василий Григорьевич Перов родился в 1934 году. Он был  сыном барона Георгия Карловича  Криденера  и мещанки Акулины Ивановой.

С детства он был унижен и оскорблён тем, что не имел права носить фамилию родного отца и его титул. В документах указывалась фамилия «Васильев», которую он получил при крещении. Фамилия же «Перов» появилась как прозвище, которое дал ему учитель грамоты. Он выделил мальчика за хорошее письмо, трудолюбие и талант, сделавшие В.Г. Перова великим.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества его близким другом стал И. Шишкин. Годы обучения были для В.Г. Перова тяжёлыми: негде было жить, не хватало денег. Благодаря силе воли и упорству он всё выдержал и стал продолжателем традиций художников, показавших миру человеческие характеры и социальную среду.

Главными героями полотен великого мастера часто были крестьяне, бедные люди. Работы художника очень  реалистичные, тихие, спокойные.

Известные полотна В.Г. Перова со сценами из русской жизни: «Рыболов», «Охотники на привале», «Тройка», «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», «Чистый понедельник». Я хочу обратиться к картине «Чистый понедельник» («Супружеская пара»).

Зимний город. Из бани в чистый понедельник идут двое немолодых людей, они  погружены в собственные мысли. О чём они думают? Возможно, о предстоящем Священном Празднике, перед которым они очистились в бане и телесно, и духовно.

Художник В.Г. Перов правдиво изобразил эмоции супругов, их лица. Видно, что они прожили долгую и тяжёлую жизнь, но им хорошо просто идти вместе после бани. Денёк морозный, а они распаренные, довольные и довольные.

Супруги просто, даже бедно одеты. Идут медленно, вальяжно, наслаждаются чистотой тела и морозного свежего воздуха. Им легко. Лица румяные от банных процедур, по всему телу растекается приятная усталость.

Я чувствую, что они уважают и любят друг друга, а этот путь в баню для них давно хорошо знаком. Они совершают его всю жизнь, потому что любят баню.

Можно предположить, что по дороге они зашли в лавочку и купили недорогой еды, баранок - подготовились к традиционному чаепитию после баньки. Дома их ждёт их старенький, но любимый самовар.

Картина В.Г. Перова очень известна во всём мире, и меня она тоже тронула. Я представила простой разговор о делах, о жизни. Меня подкупила привязанность друг другу на протяжении долгих лет, душевное единение и родство.

Заслуга большого мастера в том, что он сумел красками передать оттенки чувств и мыслей простого русского человека, счастье жить долго и ходить в баню вместе.

Ведущий.

Чаепитие после бани.

Русская баня — это не только приятное и полезное для здоровья занятие, это культурно-историческое наследие, передаваемое от поколения к поколению. Русская национальная традиция - пить чай после бани!

Русская живопись ярко представлена сюжетами чаепития после бани, где очень выразительно изображены распаренные лица дородных матрон, сидящих у самовара за богато накрытым столом.

Хорошая баня с посещением парной вызывает обильное потоотделение, а потерявший влагу организм непременно требует восстановления воды. Лучший напиток для этой цели – чай.

Не следует выпивать чай залпом. Его пьют не торопясь, сдержанно, мелкими глотками, делая между ними небольшие паузы. Русское чаепитие – это процесс неспешный.

Главное в русском чаепитии – богато накрытый стол, где в изобилии баранки, бублики, пироги, выпечка, сахар, мёд, варенье, свежие ягоды, фрукты, сливки и молоко.

Чаепитие всегда происходило в кругу семьи, без длительных посиделок у самовара после бани весь банный процесс считался незавершённым.

Ведущий.

Чаепитие после бани.


Русский национальный обычай - пить чай из блюдца. Горячий напиток из чашки наливается в блюдце. Двумя руками его подносят к губам и сначала дуют на него, чтобы слегка охладить, а затем пьют, прихлёбывая, небольшими глоточками.  

В перерывах между наполнениями блюдца в рот кладут небольшой кусочек колотого сахара и как бы процеживают через него чай, делая глоток за глотком. Постепенно растворяясь, сахар придаёт сладость. Это называлось «пить чай вприкуску».

Самые бедные семьи, для которых сахар был недоступной роскошью, подвешивали над столом на нитке кусочек сахара и пили чай, поглядывая на него. От этого чай казался им слаще, а сахар сохранялся до следующего раза. Такой способ чаепития назывался «вприглядку».

Сегодня чай остаётся в России любимым напитком. Чай после бани – это святое!  Вы покинете баню в бодром настроении с ощущением невероятной лёгкости во всём теле.


Звучит стихотворение «Баня».

Автор Г.Скворцова.


В бане некрасивых женщин не бывает,
Каждая, как Ева, хороша:
Влага, словно жемчуг, кожу украшает,
Радуются тело и душа.

Ты меня обнимешь, банька, лёгким паром,
Пропитаешь ароматом трав,
И красы добавишь, согревая жаром,
Хвори и болезни - всё прогнав.

Веником дубовым ты напаришь,

Чтобы негою наполнить всю меня.
Я нырну с восторгом в пышные сугробы,
Звёздам улыбнусь, луну дразня!

Ну а после чая сразу разомлею
И, конечно же, просплю зарю.
Только засыпая, прошептать успею:
«Господи, за всё благодарю!»

Ведущий.

Славится земля русская не только писателями, сказочниками, музыкантами, но и бондарями,  талантливыми людьми, обычаями и старинными предметами.

Приезжают иностранцы в Россию отдыхать, а  обратно уезжают, покупают самовары. На Руси самовары были разные: жаровые, керосиновые, электрические. Самовар — это символ России.

Уникальный аппарат для приготовления чая — самовар! Невозможно представить себе русский быт без уютного атрибута традиционного русского чаепития. «Сам варит» — отсюда и слово произошло. 

«Самовар — водогрейный для чая сосуд, большей части медный с трубою и жаровнею внутри», — такое определение дано в «Толковом словаре русского языка» В. Даля.

Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Что может быть уютнее чаепития за  пыхтящим самоваром, собирающим семью для задушевного разговора? «После чая на душе — лето», — гласит пословица.


Ведущий.

На рубеже XVIII века самовар в России вошёл в каждый дом. Такой предмет на столе был необходим для церемонии чаепития. Самовар стал символом добра, бани и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать родителей у самовара.

Этот предмет вошёл в классику русского искусства как непременный атрибут семейного покоя. Самовар — это часть жизни и судьбы русского народа, отражённая в его пословицах и поговорках.

Чаепитие на Руси считалось делом праздным. Чай пили после напряжённой работы или после хорошей бани. В чаепитии был свой ритуал: пили «до седьмого пота», что внешне было равноценно тяжёлому физическому труду. Сложилась даже поговорка: «За чаем не скучаем, по три чашки выпиваем».

Все знают, что хотя от горячего чая тоже можно вспотеть, такое время препровождение намного приятнее, чем рубить дрова. Этой пословицей иногда отвечают, получив приглашение попить чаю или пообедать. А после угощения благодарят: «Спасибо за чай-сахар!»


                                      Хокку на тему: «Чай после русской бани».


Чай после русской бани …
Цейлонский, индийский или китайский.

   Мысли остановились, душа поёт, она растаяла…

Смакую и наслаждаюсь...
Эликсир жизни.



Ассоциативный куст  «Здоровый образ жизни».

Создайте ассоциативный куст  «здоровый образ жизни», используя предложенные картинки (лишнее уберите). (См. приложение №3).

Ведущий.

О любви славян к бане писали: «Славяне настолько дикий народ, что подвергают себя различным зверским пыткам. В один из дней они собираются в горячем доме и истязают себя прутьями до изнеможения.

После этого они выбегают из горячего дома на мороз и с дикими воплями бросаются в снег либо в ледяную прорубь. Исполнив этот ужасный ритуал, они вновь заходят в горячий дом, где продолжают истязание».

Откуда было знать людям, которые живут в странах, где круглый год лето, что без бани на Руси просто не прожить!

«Горячие Дома»  настолько распространились в нашей стране, что даже с приходом в квартиры горячей воды, ванн и душевых, мы ходим в баню.

В каждом городе, в деревне есть бани, которые всегда заполнены страстными почитателями. Можно сказать, что баня у нас в крови.

Врачи советуют ходить в баню, чтобы избавиться от своих болезней. Банный жар, который сопровождается влажностью, очень благотворно влияет на все функции организма.

Организм очищается от грязи, малейшие частицы вымываются из пор в коже за счёт их раскрытия, жар прогревает все органы, что может предотвратить или уничтожить любое простудное заболевание, влажность с водяным паром может стать отличной ингаляцией для тех, кто страдает лёгочными заболеваниями.

Ходить в баню очень приятно и полезно! Будьте здоровы! С лёгким паром!




                                                    




Презентация на тему: "Слово о русской бане"
RAR / 5.34 Мб

Приложение №5. Квас.
DOCX / 13.18 Кб

Приложение №4. Чай.
DOCX / 15.93 Кб

Приложение №3. Ассоциативный куст.
DOCX / 836.85 Кб

Приложение №2. Загадки.
DOCX / 745.45 Кб


                                              


Приложение №1. В.В. Маяковский. Плакаты.
DOCX / 1.57 Мб

                                              Библиографический список


Детская энциклопедия т.12, М. Просвещение. 1968. – с.230.

Ельшевская Г.В. Модель и образец. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. М.: Сов. Художник. 1984, с.216 с. ил.

Мищенко Н. Какого цвета радуга. Научно-художественная литература. Каменева Е.О. Оформление и подборка иллюстраций. Переизд. М., Дет. литер., 1984, -79 с ил.

Островский Г. Рассказы о русской живописи: М. Изобразительное искусство. 1987, с. 68.

Пикуль И.И. Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение.1974, с.286.

Порудоминский В. Первая Третьяковка: М. Дет.лит. 1979. С. 25.

https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post126671434

https://zema.su/blog/istoriya-russkoi-bani-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov-fotohttps://www.chitalnya.ru/work/274367/

 https://stroy-banya.com/banshikam/banya-v-zhivopisi-russkih-hudozhnikov.html

https://ruvera.ru/vyskazyvaniya_o_bane

https://www.artsgallery.pro/hudozhniki/hudozhnik_panfilcev_nikolay_218581/russkaya_banya_222384

http://bania.drezna.ru/content/news.php?id=944

https://vk.com/wall-19241785_931

https://my.mail.ru/community/artpainting/5FFE76F725952AA7.html

https://evg-crystal.ru/kartiny/russkaya-kartina-banya.html

https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post126671451/

http://banjstroi.ru/o-russkoy-bane/kartinyi-hudozhnikov.html

https://zen.yandex.ru/media/1banya/pochemu-subbotabannyi-den-5c83b5a29c785200b485ceb0

http://banjstroi.ru/o-russkoy-bane/primetyi-pro-banyu.html

https://plamya31.ru/kultura/1085.html

https://banyaspec.com/poleznoe-o-bane/vazhno-znat-chto-pit-posle-bani-pered-i-v-protsesse-otdykha-v-parnoy.html





Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Паненкова Ирина Михайловна, 12.07.20 в 15:46 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс! Не согласна только с аутотренингом, если какой - нибудь ребёнок не выйдет из этого состояния, что будете делать? Вы не врач! Нельзя!
Федяева Татьяна Геннадьевна, 12.07.20 в 16:00 0 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Ирина Михайловна. Спасибо за подсказку. Опробовано многолетней работой. Детям нравится.Перечитала...Задумалась...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.