Цели:
1. Развитие умения учащихся вести рассуждение - дискуссию.
2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
3.Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Ход кл.часа.
1. Вступительная беседа.
На доске: "Друг - это тот, кто..." Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом и кого они называют своими друзьями.
2. Анализ стихотворения А.Барто "Требуется друг".
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: "Ты дружи со мной одной".
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: "Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать".
А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: "Срочно требуется друг".
3. Ответы на вопросы.
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2.Что ты больше всего ценишь в своем друге?
3.Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем - то дружил?
4.Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
5.Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
6. Ты считаешь себя хорошим другом?
7.Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно и что можешь сделать для этого ты?
4.Беседа.
На доске слова: друг, приятель, товарищ.
- Чем отличаются эти слова друг от друга?
5.Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
1 группа. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2 группа.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3 группа.Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
4 группа. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют ее.
Подводится итог. Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего?
6.Чтение и обсуждение рассказа "Одинаковые" Н.Чабаевского.
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты хуже стала...
- Я? - удивилась Соня. -Но ведь тройку получила не я!..
- Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела...А ты...
-За что мама осудила Соню?
7.Создание правил дружбы.
8.Итог классного часа. По результатам кл.часа создается буклет "Правила дружбы".