Урок-конспект по литературе в 9 классе на тему: «М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»

5
0
Материал опубликован 25 April 2019

Дата: 25.02.2019г.

Урок-конспект по литературе в 9 классе на тему:

«М.А. Шолохов. Слово о писателе.  «Судьба человека»

 

Цель: познакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о М.А. Шолохове, обучить умению анализировать произведение; способствовать воспитанию духовности, учить состраданию, любви к другим людям.

Наглядность: портрет М.А. Шолохова, текст рассказа, схема «Изменения в судьбе героя», репродукции к рассказу «Судьба человека», видеоролики.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные, практические (работа с текстом).

Ход урока:

 Каждой семьи коснулось  

черное крыло войны:

кто-то был ранен, кто-то погиб,

кто-то вернулся с покалеченной душой.

(М.А.Шолохов)

 

Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы и эпиграфа урока.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь пожалуйста! Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М. Шолохова, где трагическая судьба одного человека показана как воплощение трагедии всего народа во время войны.Мы с Вами знаем, что Вторая мировая война оставила незабываемый след в истории многих народов. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Люди ждали с войны возвращения своих близких и родных, но не дождались. Мать потеряла сына, дети – отца, жена – мужа. Только представьте себе, как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть на месте родного дома глубокую воронку. Его никто не встречал, потому что все погибли. Многие писатели, например, такие как Толстой, Горький и Полевой обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека.

 

И сегодня ребята мы с вами познакомимся с биографией русского писателя М.А. Шолохова и с его рассказом «Судьба человека» , в котором изображен настоящий человек.

 

Тема войны нашла свое отражение в музыке, в живописи, но глубже всего эта тема задела русских писателей, в особенности Михаила Александровича Шолохова.

Формирование новых знаний, умений, навыков.

Сообщение ученика о важных этапах биографии М.А. Шолохова.

- На дом вам были заданы индивидуальные задания, карточки с разными этапами жизни и творчества писателя. Кратко о жизни писателя расскажет Иван:

Великий советский писатель М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин, когда-то Донецкой, а ныне Ростовской области. Рассматривая тему «Биография Шолохова, кратко о главном», непременно стоит отметить, что родился будущий писатель под фамилией Кузнецов, но потом в 1912 году он сменил ее на Шолохов, но об этом чуть позже. Свое начальное образование он получил в Москве, еще в Первую мировую, но потом продолжил свое обучение в гимназии города Богучар (Воронежской губ.). Затем в 1922 году опять вернулся в Москву, чтобы поступить в институт, но не поступив туда, чтобы прокормиться, начал подрабатывать разнорабочим. Свое свободное от работы время Шолохов тратил на самообразование.

Его отец - Шолохов Александр Михайлович - был родом из Рязанской губернии. Он занимался скупкой скота, сеял хлеб, был приказчиком на коммерческом предприятии, потом управляющим на мельнице. Дед писателя был купцом третьей гильдии. Матерью писателя была Черникова Анастасия Даниловна, дочь бывшего крепостного крестьянина и переселенца на Дон. Став сиротой, она была выдана замуж своей хозяйкой-помещицей Поповой за сына казачьего станичного атамана Кузнецова. Никакой пластики: 10 знаменитостей, решивших стареть естественным путем Актеры, чья жизнь изменилась после одной роли Нерегулярный сердечный ритм и другие изменения в работе сердца после 50 лет Но потом все же она ушла от своего супруга к Александру Шолохову. Их сын родился незаконнорожденным, и поэтому сначала носил фамилию Кузнецова. Уже после того, как ее официальный муж в 1912 году умер, она смогла обвенчаться с Шолоховым и переписать сына на его фамилию.

Биография Шолохова кратко и без преувеличений рассказывает о тяжелой жизни людей, которые пережили войны, нищету и разруху. Все это писатель видел своими глазами, и его судьба не отличалась от судеб миллионов других русских людей, у которых были аресты, ссылки и плен, но Шолохову необычайно везло, и он смог прожить достойную для советского человека жизнь.

-Спасибо, Иван! Присаживайся!

- Слово учителя:

-Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.…  Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. О творчестве писателя нам кратко расскажет Светлана:

-Начало творчества Печататься он начал в 1923 году. На тот момент это были фельетоны, но потом за ними пошли рассказы, которые позже, в 1926-1927 гг. составили три сборника: «Лазоревая степь», «Донские рассказы», «О Колчаке, крапиве и прочем». Но самую большую популярность Шолохову принесло эпопейное произведение «Тихий Дон» (1928-1940 гг.). Это произведение было переведено на многие языки и получило широкую известность не только в Советском Союзе, но и за его пределами. "Поднятая целина" А потом последовал еще один не менее известный литературный шедевр, двухтомник о временах коллективизации - «Поднятая целина» (1932-1959 гг.). За него писатель получил Ленинскую премию. Прекрасные прически для женщин старше 70 лет 6 эффективных масок для подтяжки лица, которые можно сделать дома Как приучить ребенка хорошо есть: советы психолога Биография Шолохова кратко рассказывает, что в годы Второй мировой он служил военным корреспондентом и написал несколько очерков и рассказов: «Наука ненависти», «Казаки», «На Дону» и т.д. Очень известными произведениями Шолохова стали «Судьба человека» (1956 г.) и роман, который так и остался незаконченным, - «Они сражались за Родину» (1942-1969 гг.).

-Слово учителя:

- Что качаемо творчества, то здесь уместно сказать факт из биографии, а именно то, что в 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать. Все эти события легли в основу самых значимых его произведений: «Поднятая целина», «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Тихий Дон». За последний роман-эпопею писатель в 1965 году получает Нобелевскую премию. О нобелевской премии и последних годах жизни писателя расскажет Ахмед:

 

- Нобелевская премия и последние годы Биография Шолохова (кратко) отмечает еще и тот факт, что в 1965 году за роман «Тихий Дон» ему вручили одну из самых престижных мировых наград в мире литературы - Нобелевскую премию. Вообще, писатель Шолохов имел много наград от правительства, в том числе Сталинскую премию (1941 г.), Ленинскую премию (1960 г.). Он был академиком АН СССР (1939 г.), дважды Героем Социалистического Труда (1967, 1980 гг.). В 1943 году ему дали звание полковника. В 60-е Шолохов уже практически ничего не писал, он любил ходить на рыбалку и на охоту.

Основную часть своих средств он направлял на благотворительность. Зимой 21 февраля 1984 года писателя не стало. Он умер от рака гортани. Шолохова похоронили во дворе его дома в станице Вешенской, расположенной на берегу прославленной им реки Дона.

Со своей женой М.П. Громославской - дочерью одного их казачьих атаманов - он прожил в браке 60 лет. Женился он на ней в 1924 году, в их семье родилось четверо детей. –

 

История создания повести «Судьба человека».

В 1946 году во время охоты М.А. Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком, который рассказал ему историю своей жизни, приняв его за шофера. Шолохов долго работал над рассказом и только в 1956 году он был напечатан в газете «Правда». Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

Работа над содержанием рассказа, выразительное чтение отдельных эпизодов, эвристическая беседа.

Каково ваше впечатление от рассказа? Легко ли он прочитался? Каким показался язык произведения? Каков стиль произведения? (Автор пользуется особым композиционным приемом – рассказ в рассказе (кольцевая композиция), чтобы выразить свои мысли и чувства. Рассказ ведется не от лица главного героя, в начале и конце рассказа присутствует сам автор).

Как вы думаете, почему рассказ М.А. Шолохова назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» или «Жизнь Андрея Соколова»? 

(«Человека» – это коллективный портрет, а не портрет одного героя, более того, это означает портрет любого, а, может, и целого поколения. Слово «человек» по Горькому: «Все для человека и все от человека и добро и зло, существует только человек». Он способен все вынести, всех победить. Существует ли предел человеческим возможностям?)

Где происходят события? (На Верхнем Дону).  Зачем автор указывает конкретное место действия? (Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий). Чтение примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны).

Какие основные события можно отнести к довоенному периоду? (Семья, Ирина, работа, дом). К периоду войны? (ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация)  К послевоенному? (пустота (воронка от дома), Ванюшка).

Определите, где кульминация произведения? (Сцена усыновления Ванюшки)

Видео «Сцена «Папка!..»

В чем смысл такой кульминации?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. Любовью. Добротой. Человеческим достоинством.

ВЫВОД: Жизнеутверждающий мотив. Основная идейная нагрузка рассказа: через судьбу, характер одного человека, показать силу характера целого народа с его силой духа, жаждой жизни.

 

Что помогло Андрею Соколову остаться человеком в нечеловеческих условиях? (Духовность).  «У меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…». Андрей Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.

В каком эпизоде мы видим, что герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира).

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли).

А о чем говорит тот момент, когда герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? ( Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям).

Что помогло пережить, вынести все это? («На то  ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения).

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный. Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей.

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему?  (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы с вами узнали еще об одном из писателей – лауреате Нобелевской премии, М.А. Шолохове. Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? Хотелось бы Вам познакомиться с другими его произведениями?

Информация о домашнем задании.

Дочитать рассказ до конца.Найти информацию о Е.Г. Левицкой. Почему рассказ посвящен именно ей?

Справка для учителя:

Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала М.А. Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации