Литературные рассказы для автоматизации звука [Ш] в текстах
Литературные рассказы для автоматизации звука [Ш] в текстах
Рассказы подобраны для автоматизации звука [Ш] с учетом возрастных особенностей детей, посещающих школьный логопункт. Эти рассказы помогут не только автоматизировать заданный звук, но и пополнить детский словарь новой лексикой, продолжить обучать пересказу, привить интерес к литературе.
Н.Сладков «Заяц и белка»
— Ты слышал новость, Заяц?
— Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
— Так что же ты своими ушами слышал?
— Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
— Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
— Вот это да! Что же мне теперь делать?
— Известно что: глазам верить, а не ушам!
Н.Сладков «Шмель и цветок»
— Ответь мне, Цветок, ты кто — он или она?
— А я, брат Шмель, и сам не знаю!
— Как это — не знаешь? Вот, к примеру, ландыш — он.
— То ландыш.
— А вот, например, ромашка — она.
— Так то ромашка…
— А ты кто такой?
— Я-то? Да я, Шмель, иван-да-марья!
Г.Цыферов «Жил на свете пушистый барашек»
Жил на белом свете чёрный пушистый барашек. Любил он всё пушистое-пушистое. Утром вставал — пушистой мыльной пеной умывался.
Днём доски строгал, пушистую стружку на крылечко складывал. Вечером стружкой топил печь, пушистый дым из трубы полз в небо. Летели по небу пушистые облака. А однажды из пушистых облачков полетели пушистые снежинки.
— Я люблю пушистую погоду, — сказал барашек, надел пушистые валенки, надел пушистую шапку и пошёл гулять.
Идёт по улице, а ему навстречу всё пушистое: пушистые дома, пушистые-пушистые звери.
Вернулся барашек домой, мама его не узнала: чёрный барашек в белых снежных пушинках.
Рис. И.Галанина
Отрывок из рассказа Н.Сладкова «Как клесты заставили белок по снегу прыгать»
…..Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.
Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.
Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.
В.Осеева «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
В.Голявкин «В шкафу»
Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.
Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.
Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.
Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:
— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!
Прислушался — тишина кругом.
Я опять:
— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!
Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.
— Кто здесь горланит?
Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.
Я обрадовался, кричу:
— Тётя Нюша, я здесь!
— Где ты, родименький?
— В шкафу я! В шкафу!
— Как же ты, милый, туда забрался?
— Я в шкафу, бабуся!
— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?
— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!
Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.
Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч…
Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.
— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.
— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.
— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.
Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:
— Я здесь!
— Кто ты? — спросил Пал Палыч.
— Я… Цыпкин…
— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?
— Меня заперли… Я не забрался…
— Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?
— Слышу…
— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.
— Не знаю…
— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.
Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:
— Ну! Вот до чего доводит шалость! Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?
Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».
Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое… Как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?
Я молчал.
— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.
— Живой…
— Ну сиди, скоро откроют…
— Я сижу…
— Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?
Я молчал.
Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:
— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?
Мне опять захотелось исчезнуть.
Директор спросил:
— Цыпкин, ты?
Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.
Тётя Нюша сказала:
— Ключ унёс староста класса.
— Взломайте дверь, — сказал директор.
Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.
— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.
Я не двинулся с места. Мне было страшно.
— Почему он стоит? — спросил директор.
Меня вытащили из шкафа.
Я всё время молчал.
Я не знал, что сказать.
Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом…
В.Осеева «Перышко»
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял мое перышко?
— Подумаешь какая невидаль — перышко! — закричал Федя. — Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
— Жалко перышка! Для своего же товарища! — кричал Федя. — Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
— Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
— Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.
— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.
— Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слезы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из нее Мишино перо и бросил его на парту.
— На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.
Н.Сладков «Болотное стадо»
На темнозорьке мы с подпаском Мишей были уже на болоте. Темнозорьку — миг, когда утро побеждает ночь, — в деревне угадывает только петух. Темнота ещё — глаз коли, а петух вытянет шею, насторожится, что-то там в ночи услышит и прокричит.
А в лесу темнозорьку объявляет птичка-невидимка: проснётся и завозится в ветках. Потом утренний ветерок зашевелится — и покатится по лесу шорох и шёпот.
И вот, когда в деревне прокричал петух, а в лесу проснулась первая птичка, Миша прошептал:
— Сейчас пастушок свое стадо выведет на болото, на цвелую воду.
— Из соседней деревни, что ли, пастух? — спрашиваю тихонько.
— Да нет, — ухмыляется Миша. — Я не о деревенском пастухе, я о болотном.
И тут в густой осоке раздался резкий и сильный посвист! Засвистел пастух, заложив два пальца в рот, бодрит свистом стадо. Да только там, где он свистит, топь страшная, земля зыбкая. Пути там для стада нет...
— Болотный пастух... — шепчет Миша.
«Бэ-э-э-э-э! Бэ-э-э-э-э!» — заблеял жалобно барашек в той стороне. Уж не увяз ли в провалучей топи?
— Нет, — смеется Миша, — этот барашек не увязнет. Это болотный барашек.
Бык промычал глухо, — видно, отстал от стада.
— Ой, пропадёт в трясине!
— Не-а, этот не пропадет, — успокаивает Миша-пастух, — это болотный бык.
Уж и видно стало: туман серый шевелится над чёрной кугой. Свистит где-то в два пальца пастух. Барашек блеет. Бык ревёт. А никого не видно. Болотное стадо-то...
— Терпи, — шепчет Миша. — Ещё увидим.
Посвисты всё ближе и ближе. Во все глаза гляжу туда, где в сером тумане шевелятся темные силуэты куги — болотной травы.
— Не туда смотришь, — толкает в бок Миша. — Вниз, на воду смотри.
И вижу: шагает по цвелой воде птичка-невеличка, со скворца, на высоких ножках. Вот остановилась у кочки, приподнялась на пальчики — да как свистнет, свистнет! Ну в точности так пастух свистит.
— А это и есть пастушок-погоныш, — ухмыляется Миша. — У нас в деревне все его так зовут.
Тут я повеселел.
— Видно, и всё стадо болотное по этому пастуху?
— По пастуху и есть, — кивает Миша.
Слышим: шлёпает ещё по воде кто-то. Видим: выходит из куги большая неуклюжая птица: рыжая, нос клином. Остановилась и... быком проревела! Так это же выпь — болотный бугай!
Тут уж я и про барашка смекнул — бекас-долгонос! Тот самый, что хвостом поёт. Падает с вышины, а пёрышки в хвосте дребезжат — словно барашек блеет. Охотники так и называют его — болотный барашек. Я и сам знал, да Миша меня со своим стадом с толку сбил.
— Вот бы ружьё тебе, — смеюсь я. — Разом бы быка и барана сбил!
— Не-а, — говорит Миша. — Я ведь пастух, не охотник. А какой пастух по стаду стрелять станет? Хоть и по такому, болотному.
К.Ушинский «Петушок с семьей»
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Погналась кошка за маленькой мышкой. А маленькая мышка, не будь дура, решила спрятаться в бутылку.
Кошка хотела тоже как-нибудь в бутылку войти, чтобы догнать мышку. Но не могла туда пролезть. Потому что мышка маленькая. А кошка — вон какая!
Кошка говорит мышке:
— А ну-ка, мышка, вылезай из бутылки — я тебя сейчас съем.
Мышка говорит:
— Нет, не вылезу, мне и тут хорошо.
Кошка говорит:
— А вот я тебя сейчас лапкой достану.
Просунула кошка свою лапку в бутылку, но достать мышку не могла.
Тогда кошка думает:
«Пойду принесу какой-нибудь крючок и достану мышку».
Мышка говорит кошке:
— Уходи, уходи скорей, а то я тебя сейчас сама съем.
Вот кошка ушла. Вдруг приходят другие, большие мышки, ее родные старшие сестрички.
Мышки-сестрички говорят:
— Ну как, не съела тебя кошка?
Мышка говорит:
— Нет, я сама ее чуть не съела.
Вот одна старшая мышка села на бутылку и просунула туда свой длинный хвостик. А маленькая мышка, не будь дура, и ухватилась за этот хвостик. И мышки стали ее тащить.
Вот мышки-сестрички вытащили маленькую мышку из бутылки и побежали в свою норку.
Мышка говорит:
— Мышки-сестрички, бежимте скорей, а то кошка опять идет.
Вдруг приходит кошка. И приносит с собой палку. На палке — веревка. На веревке — крючок.
Хотела кошка достать мышку этим крючочком. Подошла к бутылке. А мышки уж нет. Кошка удивилась и думает:
«Вот какие бывают хитрые мышки!»
А кто знает, как надо подманивать лошадей? Ну, котят да цыплят подманивать все умеют.
Гусей надо так: — Тега-тега-тега…
Оленей: — Мяк-мяк-мяк…
Овец, слыхал я, одна тётя подманивает так: — Басёнки, басёнки, басёнки…
А лошадей, Витя Белов сказал мне, надо подманивать: — Шень-шень-шень…
И вправду, какое хорошее слово, вполне лошадиное. Лошади должны его понимать, точно.
Вот я научился новому слову и пошёл по деревне лошадей искать.
Взял, конечно, хлеба чёрного кусок, посолил его, в карман сунул. Соль, конечно, в карман немного просыпалась, да это не беда.
У меня в этом кармане много чего побывало.
Вот хожу, лошадей ищу.
Да что-то не видать лошадей.
Бригадир навстречу на велосипеде скачет, кричит:
— Не видал лошадей? А я ему отвечаю:
— Шень-шень-шень…
— Ты что, спятил? — бригадир говорит. — Лошади ограду поломали, в чисто поле ушли.
Ускакал бригадир в чисто поле, ищет в бинокль лошадей. А я подошёл к реке, к тому месту, где разрослись тополя-осокоря, и говорю негромко:
— Шень-шень-шень.
И тут вышли из зарослей три белых коня, глядят на меня в глаза, всё понимают.
Вот тебе и «шень-шень-шень»! Хлеба-то у меня всего один кусок.
Илл. Макеева Г.
Л.Толстой «Для чего нужны мыши»
У меня был молодой сад. Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши кругом объели их корни, так что вокруг каждой яблони кора была съедена, как белое кольцо. Яблони были хорошие и свежие. На всех были цветовые почки. Все бы они цвели и дали бы плод, а теперь я знал, что они пропадут, потому что сок в деревьях ходит по коре, как в человеке кровь ходит по жилам. Мне живо жалко было смотреть на мои яблони, и я пошел домой, и рассказал деду свое горе, и как бы я побил всех мышей на свете, если бы моя сила была.
А дед сказал мне: «Если бы твоя сила была побить мышей, ты знаешь, кто бы тебя пришел просить за них?». Я сказал: «Некому просить за них: они никому не нужны». А дед сказал: «Первые пришли бы кошки и стали бы просить за мышей. Они сказали бы: если ты сожжешь мышей, нам будет есть нечего. Потом пришли бы лисицы и тоже просили. Они сказали бы: без мышей нам надо будет красть кур и цыплят. После лисиц пришли бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей». Я удивился: зачем куропаткам и тетеревам мышей, но дед сказал: «Им мыши нужнее всего на свете. Они не едят их, но, если ты мышей погубишь, лисицам будет есть нечего, они разорят все куропачьи и тетеревиные гнезда. Все мы на свете друг другу нужны».
Тайц Я.М.»Карандаш»
Папа принёс большой карандаш. Маша кричит:
— Мне! Миша кричит:
-Мне!
Папа сказал:
— Тише, мы разделим.
Провёл одним концом — синий, провёл другим концом — красный.
Миша с Машей смеются:
— Давай делить карандаш!
Мише — синий конец, а Маше — красный.
Миша рисует синие картинки, а Маша — красные.