Лэпбук по развитию речи: автоматизации звука [ш]

3
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей №28


 

Тематическая папка-лэпбук

«Автоматизация звука [ш]»


 

Дидактическое пособие по автоматизации звука [ш]

Автор работы:

учитель-логопед

Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна

г. Ревда

2017

Актуальность:

  • Актуальность данного пособия обусловлена возможностью автоматизации звука [ш] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого у группы детей. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.
  • В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.
  • Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук «Автоматизация звука [ш]» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Автоматизация звука [ш]» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука не требует усложнения, т.к. в нём содержится весь необходимый материал, а именно:

  • карточки для проведения артикуляционной гимнастики,
  • пособие на выработку направленной воздушной струи,
  • пособия на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях,
  • пособия для развития фонематических процессов,
  • развитию зрительного восприятия,
  • мелкой моторики.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель:

  • Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [ш] с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [ш], используя тематические карточки;
  • Способствовать правильному речевому выдоху при произношении шипящих звуков, выработке направленной воздушной струи, используя пособие «Снежинка»;
  • Научить правильно проговаривать звук [ш] изолированно, соотносить звук и букву Ш, используя пособие «Помоги мышке собрать все буквы Ш»;
  • Обучать чтению слогов с использованием буквы Ш, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова. Использовать пособие «Слоговые цветы» для составления слов по заданным слогам (ША – шапка, лошадь и т.д.);
  • Автоматизировать звук [ш] в сочетании –шка;
  • Определять место (позицию) звука [ш] в словах;
  • Автоматизировать звук [ш] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
  • Автоматизировать звук [ш] в мнемотаблицах, способствующих заучиванию скороговорок, поговорок, насыщенных звуком [ш];
  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Загадочные картинки», называния накладываемх друг на друга контуров предметов со звуком [ш];
  • Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Домашние животные»);
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука);
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, используя понятия «по часовой стрелке», «против часовой стрелки»;
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость;
  • Формировать самоконтроль за речью;
  • Побуждать к активности в получении новых знаний;
  • Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [ш] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [ш].

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [ш].

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения:

1. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

2. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5-7 с, сделав сначала глубокий вдох.

3. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

4. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

5. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-10 раз.

6. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

2. Разрезные картинки «Домашние животные».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части разрезанных картинок с изображением домашних животных, в названии которых есть звук [ш]: кошка, лошадь.

Цель: развивать у детей зрительное восприятие и мелкую моторику путём соединения частей картинки в целое.

3. «Загадочные картинки».

Данный раздел представляет «заколдованную картинку», на которой изображены наложенные друг на друга контуры следующих предметов: шар, чашка, кошка, петушок, вишня, машина, мышка, груша, лошадка, карандаш, шапка.

Цель: развивать у детей зрительное восприятие посредством нахождения предметов, называния их с чёткой артикуляцией звука [ш].

4. «Помоги мышке собрать все буквы Ш».

Данный раздел представляет вкладыш, на странице которого изображена иллюстрация мышки и букв русского алфавита. Ребёнок должен найти все буквы Ш и показать их или закрыть фишками и т.д.

Цель: уточнить графическое написание буквы Ш, уметь соотносить изучаемый звук с его графическим написанием – буквой; развивать внимание посредством нахождения заданной буквы.

5. Игра «Слоговые цветы».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат пособия «Цветы», каждое из которых имеет свой слог. Представлено 4 цветка со слогами ША, ШУ, ШИ, ШО. Нужно к каждому цветку подобрать картинки-лепестки, содержащие в своём названии данный слог. Например, цветок ША, картинки шар, шапка, лошадь и т.д.

Цель: развивать у детей фонематический слух и фонематическое восприятие посредством умения находить заданный слог в словах.

6. «Определи место звука [ш] в слове».

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука [ш] в слове: карточки с позициями «звук [ш] в начале слова», «звук [ш] в середине слова», «звук [ш] в конце слова», а также картинки, содержащие звук [ш] в разных позициях.

Цель: Развивать у детей умение определять позицию звука [ш] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

7. Цепные тексты «Кошки-мышки», «Каша».

Данный раздел представляет собой кармашек с карточками цепных текстов, используя которые ребёнок сначала прослушивает или прочитывает тексты, а затем используя только схематическую наглядность рассказывает их.

Цель: развивать навыки пересказа, автоматизировать звук [ш] в предложениях и в связной речи.

8. Пособие «Снежинка».

Данный раздел представляет кармашек с пособием на поддувание «Снежинка», где ребёнок сдувает слоги со звуком [ш]. Нужно сначала прочитать слог, положить на снежинку, высунуть широкий язычок , кончик языка направить на сдуваемый слог и сильно подуть по желобку посередине. Такие же действия проделать с другими слогами. Можно предложить ребёнку сразу сдувать несколько слогов.

Цель: выработка направленной сильной воздушной струи, позволяющей правильно артикулировать нужный звук. Развивать умение чтения слогов с данным звуком [ш].

9. Мнемотаблицы по автоматизации звука [ш] в скороговорках, поговорках, стихотворениях, насыщенных звуком [ш].

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат мнемотаблицы по автоматизации звука [ш] в скороговорках, поговорках, стихотворениях, насыщенных звуком [ш]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

Цель: автоматизировать звук [ш] в представленном речевом материале, используя мнемотехнику. Развивать слухоречевую и зрительную память, выразительность при заучивании стихотворных текстов.

10. Игра «У Солнышка в гостях».

Данный раздел представляет вкладыш, на странице которого изображена иллюстрация по центру Солнышка и 8 картинок, которые располагаются вокруг этого Солнышка.

Данная игра может быть построена с учётом разных задач:

1-ое задание. Назвать картинки вокруг солнышка по часовой стрелке, против часовой стрелки.

2-ое задание. Назвать картинки, которые расположены в разных направлениях по отношению к Солнышку. Ребёнок называет, что над Солнышком, под Солнышком, справа от Солнышка, слева от Солнышка.

3-е задание. Назвать картинки по местоположению на листе бумаги. Например, назвать картинку, которая расположена в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу.

4-е задание. Назвать только то, про что мы можем сказать «живая, живое, живой, живые». Например, ребёнок называет: живая кошка, живой мишка, живая лягушка, живая ромашка.

5-е задание. Назвать только то, про что мы можем сказать «неживая, неживое, неживой, неживые». Например, ребёнок называет: неживая шкатулка, неживой шкаф, неживая рубашка, неживая ватрушка.

6-е задание. Назвать положение предметов, используя предлог между. Даётся задание: «Назови, что находится между кошкой и лягушкой (шкаф)? Что находится между кошкой и ватрушкой (шкатулка)? Кто находится между ватрушкой и рубашкой (мишка)? Что находится между лягушкой и рубашкой (ромашка)?

7-е задание. Назвать предметы, которые отвечают на вопрос кто? (кошка, лягушка, мишка). Назвать предметы, которые отвечают на вопрос что? (шкаф, шкатулка, ромашка, солнышко, ватрушка, рубашка).

8-е задание. Скажи, кто у Солнышка в гостях? (У Солнышка в гостях кошка. У Солнышка в гостях лягушка. И т.д.)

С использованием данного картинного материала также можно придумать множество других дидактических упражнений, которые будут решать различные задачи.

Цель: автоматизация в самостоятельной речи ребёнка сочетания –шка в различных игровых упражнениях.

Рекомендации по использованию:

Дидактическое пособие «Автоматизация звука [ш]» рекомендуется использовать учителям-логопедам и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.

 


Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!

Предварительный просмотр презентации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.