Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука Ш»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш»
Тема: «Прогулка с Нюшей»
Учитель-логопед Чимрова Е. А.
Цель: автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звука «Ш» изолированно в слогах, словах.
- Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита общая и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование: изображения Смешариков, картинки со звуком «Ш» в разной позиции, чемодан, игрушки, грецкие орехи, игра «4 лишний», счетные палочки.
1.Организационный момент:
Ребята, я хочу напомнить вам наше правило:
Каждый день всегда, везде:
На занятиях в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
-Сейчас я вам расскажу одну интересную историю, которая приключилась с Нюшей. Однажды Нюша пошла на прогулку, погода была хорошая. Но вдруг неожиданно налетели тучи, закапал дождик, поднялся сильный ветер. Ветер дул с такой силой, что вместе с ветром от Нюши улетел ее любимый звук «Ш» и она неожиданно разучилась его произносить. Нюша очень расстроилась, начала везде искать «Ш», но у нее так ничего и не вышло. Пока она была занята поисками, ветер утих, дождь закончился. Нюша решила во что бы то ни стало снова научиться произносить звук «Ш». Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Для этого нам с вами необходимо подготовится - сделать гимнастику для язычка!
2. Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют гимнастику по картинкам. «Лягушка» - «Слоненок», «Лошадка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик».
3. Развитие фонематического восприятия.
Нюша предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук «Ш».
Ш, С, З, Ж, Ш, Ц, Ч, Ш, Щ, Ш, С, С, Ш, Ш.
Теперь я буду говорить звук «Ш» в слогах, а вы будете топать, когда услышите слог со звуком «Ш».
ША, СА, ЖО, ШО, СО, СУ, ШУ, ЗА, ШИ, СИ, ШУ, ЖУ, ЧА, ША.
Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать руку, если услышите в названии звук «Ш».
Коза, лошадка, кошка, жук, лягушка. Молодцы ребята, все картинки со звуком «Ш» остались на своих местах.
4. Автоматизация звука «Ш».
1) изолированно
Нюша шла по лужайке и услышала, что в траве кто-то шипит. Нюша посмотрела внимательно и увидела, что это шипит змея. Змея делала так: «ш-ш-ш-ш-ш». Давайте и мы с вами попробуем так шипеть!
2) в слогах
На встречу Нюше шел Бараш, он увидел, что Нюша очень расстроена и предложил попеть с ним песенки. Ребята, давайте покажем Нюше как нужно петь песенки, выговаривая звук «Ш».
3) в словах
Нюша пошла дальше, и увидела Лосяша, он смотрел в подзорную трубу. Лосяш попросил Нюшу помочь ему разглядеть предметы, которые он видел в подзорной трубе. Давайте поможем им, назовем все предметы, четко выговаривая звук «Ш».
Следующим кого встретила Нюша был Кар-Карыч, который собирался в путешествие, но никак не мог определиться, что ему взять в дорогу. Нужно собрать вещи Кар–Карыча в чемодан, он должен взять вещи только со звуком «Ш».
5. Игра «4 лишний».
Молодцы, ребята, давайте отправимся с вами дальше. Посмотрите, какой грустный Крош. А все потому, что с ним никто не хочет поиграть. Давайте поиграем с ним в игру «4 лишний».
6. Развитие мелкой моторики.
Молодцы, вы отлично справляетесь. Но чтобы нам отправиться дальше, нам нужно с вами подготовить наши пальчики. Повторяйте движения за мной.
Самомассаж пальцев с помощью грецких орехов.
7. Игра «Один – много».
А вот и Копатыч. Он предлагает поиграть в игру «Один-много». Я буду говорить один предмет, а вы много.
Одна кошка - много кошек; один-карандаш-много карандашей; один шарф - много шарфов; один мешок - много мешков; одна шишка - много шишек.
8. Физкультминутка.
Предлагаю вам сделать вместе с Нюшей разминку. Повторяйте все движения за мной.
Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),
Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)
Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).
Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)
Для поднятья настроенья! (хлопки в ладоши над головой)!
9. Закрепление графического образа буквы Ш. Нюша отправилась дальше и увидела Ежика, он что-то выкладывал из палочек. Нюше стало интересно, она подошла поближе и увидела, что он выкладывает из палочек букву Ш. Ребята, перед вами палочки, попробуйте и вы выложить букву Ш.
10. Итог занятия.
Ой, ребята, пока мы помогали Нюше, к ней незаметно вернулся звук «Ш». Нюша очень благодарна вам за помощь! Вам понравилось путешествовать с Нюшей? Скажите, какой звук искала Нюша, кого она встречала? Какую помощь просили ее друзья? Как вы думаете, всегда нужно помогать своим друзьям? Почему?
Валерия Орлова
Мария Васильевна Королева