Конструкт логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Пархоменко Надежда Сергеевна
Свердловская область, г. Верхняя Пышма, МАДОУ «Детский сад № 2»
Тема занятия: Звук и буква [Ш].
Тип занятия: закрепление пройденного, групповое.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Цель: автоматизация звука [Ш].
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять слуховой и моторный образы звука [Ш], автоматизировать звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, коротких стихах с использованием речевого материала темы «Одежда»;
коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную и мелкую моторику, формировать направленный речевой выдох, развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, упражнять в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных существительных по теме «Одежда», развитие координации движений пальцев рук;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения, формировать функции контроля, самоконтроля за собственным произношением звука [Ш].
Планируемые результаты коррекционной работы (в соответствии с задачами):
- дети получат представления о слуховом и моторном образах звука [Ш], опыт произношения звука [Ш] в изолированном виде, в слогах, слоговых цепочках, словах, предложениях, коротких стихах о предметах одежды;
- поупражняются в самостоятельном выполнении артикуляционной гимнастики по артикуляционным часам, в выполнении упражнения «Фокус», выложат из счетных палочек предметы одежды, научатся слышать и выделять звук [Ш] среди звуков, слогов, слов, отбирать картинки с заданным звуком [Ш] из ряда предметных картинок, анализировать артикуляцию звука [Ш], по схеме давать характеристику звука [Ш], выполнят анализ слова «шапка» с выкладыванием звуковой схемы слова, образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательные существительные по теме «Одежда».
- будут стараться произносить звук [Ш] правильно на занятиях и вне их, осуществлять самоконтроль за произношением звука в игровой и свободной деятельности.
Предпосылки универсальных учебных действий:
Познавательные:
формулирование и постановка перед собой цели, умение извлекать информацию из схемы (схема артикуляции, характеристики звука, звуковая схема слова), умение отбирать картинки с заданным звуком из ряда предложенных.
Регулятивные:
принятие и сохранение цель деятельности, определение успешности выполнения задания путем сравнения своих действий или произношения с эталоном.
Коммуникативные:
умение слушать, слышать и понимать учителя-логопеда и сверстников, вести диалог с учителем-логопедом и сверстниками, желание общаться с окружающими.
Личностные:
интерес к занятию, умение слушать друг друга, не перебивая.
Предварительная работа: на индивидуальных занятиях у детей поставлен звук [Ш].
Методы и технологии работы с детьми: игровая технология, ИКТ, практическая деятельность детей, вопросы детям, стихи, демонстрация картинок.
Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, развитие координации движений пальцев рук, релаксационные упражнения, игровые упражнения для развития дыхания и голоса.
Оборудование и дидактические средства: профиль артикуляции звука [Ш], зеркала, предметные картинки по теме «Одежда», схемы для анализа артикуляции, характеристики звука [Ш], артикуляционные часы для проведения артикуляционной гимнастики, раздаточный материал для звукового анализа слов, слоговые таблицы, буква Ш, схемы-картинки с изображением предметов одежды, игра «Настроения», счетные палочки для выкладывания различных предметов одежды по образцу, мольберт, мел, схемы «Звуковые дорожки», ИКТ: «Шуршалочки», «Гусь шипит», «Змейка шипит», «Буквы подружились».
№ п/п |
Этапы занятия |
Методы и приемы коррекционной работы, задания детям |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность воспитанников |
Планируемые результаты коррекционной работы |
Формируемые предпосылки УУД |
1. |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. Развитие внимания, памяти, мышления. Задачи этапа: Создать условия для возникновения у детей внутренней потребности в деятельности. Контроль за правильным произношением звука [Ш] |
Игра «Запомни и назови» |
Внимательно посмотрите на картинки и запомните их, затем назовите их по памяти: шуба, шапка, шарф, штаны, шаль, рубашка, шорты. Контролирует правильность произношения и полноту ответов. |
Смотрят на картинки, запоминают их, стараются назвать по памяти. |
Запомнить и воспроизвести картинный ряд из 7 картинок; автоматизация правильного произношения звука [Ш]; Самоконтроль за собственным произношением. |
Познавательные: Умение поставить перед собой цель. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: Желание общаться с окружающими. Личностные: Смыслообразование – установление связи между мотивом деятельности и результатом.
|
Общее расслабление. Задачи этапа: Снять общее напряжение мышц рук. |
Игра «Пустые рукава» |
А теперь представьте, что на вас надета рубашка, а рукава в ней пустые, ваши руки и будут этими пустыми рукавами. Рукава висели, висели, затем упали: раз! |
Изображают «пустые рукава» по образцу учителя-логопеда. |
Снятие общего напряжения мышц рук, расслабление мышечной мускулатуры. |
Регулятивные: Адекватная реакция, саморегуляция – способность мобилизации сил, энергии.
|
|
Развитие общей моторики. Задачи этапа: Учить выразительности и точности передачи имитируемых движений |
Игра «Угадай, что я надеваю» |
Предлагает поиграть в игру - имитацию одевания предметов одежды: рубашки, штанов, шапки, шарфа, шепотом каждому ребенку говорит, одевание какой одежды каждый ребенок будет имитировать |
Дети слушают правила игры, по-очереди показывают действия, имитирующие одевание предметов одежды. Остальные дети должны угадать, какой предмет одежды «надевает» показывающий. |
Выработка выразительных, точных имитирующих движений. |
Регулятивные: Саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии.
|
|
Развитие мелкой моторики. Задачи этапа: Учить точным целенаправленным движениям пальцев рук, вырабатывать координационные движения.
|
Работа со счетными палочками и схемами. |
Предлагает рассмотреть схемы изображения одежды и выложить их из счетных палочек на ковре, партах – кому где удобно. Контролирует правильное произношение звука [Ш] и правильность выкладываемой схемы. |
Выбирают схемы, выкладывают по ним из счетных палочек предметы одежды, называют предмет одежды, рассказывают, когда и кто эту одежду носят. |
Выработка точных, координированных движений пальцев рук. Автоматизация правильного произношения звука [Ш]. |
Познавательные: Умение поставить цель, умение искать и выделять информацию, находить наиболее эффективные способы действий. Регулятивные: Планирование – определение промежуточных целей с учетом конечного результата, самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений.
|
|
2. |
Основной этап. Актуализация знаний, введение в тему. Задачи этапа: Подвести детей к формулированию темы занятия. |
Создание проблемной ситуации, требующей слухового сосредоточения и анализа услышанных слов и инструкции учителя-логопеда |
Предлагает прослушать слова: шуба, шапка, шарф, штаны, шаль, рубашка, шорты, и определить, какой звук есть во всех словах. Правильно, сегодня мы с вами будем упражняться в правильном произнесении звука [Ш].
|
Прослушивают слова, определяют общий для всех слов звук, формулируют тему занятия. |
Выделение и постановка цели деятельности детьми |
Познавательные: Умение выделять, формулировать цель работы. Регулятивные: Умение планировать свои действия и выполнять их в соответствии с задачей. Коммуникативные: Проявление активности в решении учебной задачи.
|
Развитие мимических мышц, артикуляционной моторики, дыхательная гимнастика. Задачи этапа: Развить точность движений мимических мышц, передачи мимических поз. Подготовить органы артикуляции к произношению звука [Ш]. Формировать направленный речевой выдох.
|
Игра «Настроения»
Игра «Артикуляционные часы» |
Предлагает изобразить по карточкам заданную эмоцию, назвать ее. Предлагает выбрать водящего, который будет показывать символ артикуляционной гимнастики на артикуляционных часах и выполнить по образцу нужные артикуляционные упражнения: 1.«Наказать непослушный язычок» 2.«Сделаем язык широким» 3.«Приклей конфетку» 4.«Грибок» 5.«Кто дальше загонит мяч» 6.«Вкусное варенье» 7.«Гармошка» 8.«Фокус» Контролирует правильность выполнения артикуляционной гимнастики детьми. |
Выполняют соответствующие действия, называют изображаемые эмоции Выполняют артикуляционную гимнастику по образцу и артикуляционным часам. |
Точное принятие заданных мимических поз. Органы артикуляции подготовлены к произношению звука [Ш]. Сформирован сильный направленный речевой выдох. |
Регулятивные: Умение планировать свои действия и выполнять их в соответствии с поставленной задачей, саморегуляция. Коммуникативные: Планирование сотрудничества с другими детьми и логопедом, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка деятельности партнера.
|
|
Развитие дыхания и голоса. Задачи этапа: Развивать силу и высоту голоса. Формировать направленный речевой выдох.
|
Игра «Звуковые дорожки» |
Предлагает поиграть со звуковыми дорожками, произнося звук [А] с усилением и ослаблением голоса (в соответствии со схемой). Контролирует правильность выполнения игрового упражнения. |
Выполняют предложенные игровые упражнения: индивидуально, вместе, по-очереди через одного. |
Сформирован направленный речевой выдох, дети научились повышать и понижать голос. |
Регулятивные: Уметь планировать свои действия и выполнять их в соответствии с поставленной задачей, саморегуляция. Коммуникативные: Планирование сотрудничества с другими детьми и взрослыми, управление своим поведением и поведением партнера.
|
|
Развитие фонематического слуха. Задачи этапа: Учить выделять заданный звук среди других звуков, слогов, слов.
|
Игра «Ушки-слушки» |
Предлагает вниманию детей ряды звуков, слогов, слов, из которых нужно выбрать только те, которые содержат звук [Ш]: -ш к т ш м в п ш т ш ш х ш -ша ка та ма ош ку ши тэ шу … -шуба, платье, шапка, футболка, шарф, колготки, штаны, юбка, шаль, перчатки, рубашка, шорты. Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания. |
Дети слушают и «ловят» только звуки [Ш], слоги и слова, содержащие этот звук. |
Сформировано умение слышать и выделять заданный звук [Ш] среди других звуков, слогов, слов. |
Познавательные: Умение выделять существенную информацию Регулятивные: Принимать и сохранять коррекционную цель и задачу. Коммуникативные: Проявлять активность в решении поставленной задачи.
|
|
Работа над звуком – автоматизация. Задачи этапа: Автоматизировать навыки правильного произношения звука [Ш]: Изолированно, в слогах, словах, предложениях. Учить анализировать слово, подбирать слова на заданный звук, читать слоги с буквой Ш, составлять предложения.
|
Игры-звукоподражания «Шуршалочки», «Гусь шипит», «Змейка шипит» - ИКТ
Использование схем артикуляции звука [Ш], характеристики этого звука.
Показ буквы Ш.
Использование ИКТ-игра «Буквы подружились».
Игра «Выбери картинки со звуком [Ш]». |
Предлагает поиграть в игры-звукоподражания, контролирует правильность выполнения.
Предлагает рассказать о том, как мы произносим звук [Ш - по схеме.
Предлагает внимательно рассмотреть букву Ш и придумать, на что она похожа. Проговаривает правило: буква Ш на письме обозначает звук [Ш]. Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем, видим и пишем. Предлагает написать в воздухе букву Ш «волшебным пальчиком», выложить букву из счетных палочек. Предлагает «подружить» буквы Ш с А, Ш с О, Ш с У, затем наоборот и прочитать, что получилось – хором, индивидуально, по цепочке.
Предлагает внимательно посмотреть на картинки и выбрать только те, в названии которых есть [Ш]. Контролирует правильность выполнения задания. Хвалит детей. Выкладывает слово «шапка» и предлагает прочитать его. - Давайте прочитаем слово шапка. (Проводится звуковой анализ этого слова с выкладыванием звуковой схемы). Предлагает детям самим назвать слова со звуком [Ш]. (С каждым словом составляется предложение, предложение анализируется, зарисовывается графическая схема предложения.)
|
Играют в предлагаемые игры-звукоподражания.
Дети выполняют предложенное задание, показывая тот или иной артикуляционный орган.
Рассматривают букву Ш, придумывают, на что она похожа, слушают логопеда, «волшебным пальчиком» пишут в воздухе букву Ш, выкладывают букву Ш из счетных палочек, называя ее.
Читают слоги ША, ШО, ШУ, АШ, ОШ, УШ хором, индивидуально, по цепочке
Дети работают по одному у мольберта, остальные их контролируют на местах, исправляют ошибки.
Читают хором слово, под руководством учителя-логопеда выполняют звуковой анализ слова.
Называют слова со звуком [Ш], составляя с этими словами предложения под контролем учителя-логопеда, анализируют предложение с помощью логопеда, зарисовывают графические схемы предложений. |
Закреплено правильное произношение звука [Ш]. Дети соотнесли звук [Ш] с буквой Ш. Научились отбирать из ряда картинок только те, в названии которых есть звук [Ш], выложили из счетных палочек букву Ш, запомнили ее, научились читать слоги с буквой Ш, выполнили звуковой анализ слова «шапка», составляют предложения со словами, содержащими звук [Ш]. |
Познавательные: Уметь искать информацию и находить ее и выбирать наиболее эффективные способы действий. Регулятивные: Умение принимать и сохранять поставленную цель, самоконтроль. Коммуникативные: Контроль, умение слушать и слышать друг друга, исправление речи друг друга. Личностные: Смыслообразование – установление детьми связи между целью деятельности и ее мотивом. |
|
Формирование лексико-грамматических категорий. Задачи этапа: Научить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
Игра «Назови ласково». |
Предлагает назвать ласково предметы одежды, представив, что эти предметы стали маленькими-маленькими: шуба, шапка, шарф, штаны, шаль, рубашка, шорты. Контролирует правильность выполнения задания детьми. |
|
Научились образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закрепили навыки правильного произношения [Ш]. |
Познавательные: Действия постановки и решения – умение самостоятельно искать способ решения проблемы творческого или поискового характера Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: Желание общаться, управление поведением партнера. Личностные: Смыслообразование. |
|
|
Закрепление полученных навыков. Задачи этапа: Учить запоминать и воспроизводить короткие стихи, следя за правильным произношением [Ш]. |
Заучивание потешек. |
Показывает соответствующую картинку и читает детям потешки. Шапка У шапки-ушанки шнурочки на ушках, чтоб кверху завязывать шапкины ушки. Рубашка На Мишиной рубашке вышиты ромашки, вышиты ромашки, ландыши да «кашки». Предлагает детям повторить эти стихи, затем еще раз читает их (по одному), предлагает детям самостоятельно прочесть их. Помогает детям, контролирует их произношение. |
Дети рассматривают картинки, слушают стихи, стараются самостоятельно их прочесть. |
Научились запоминать и воспроизводить короткие стихи, контролируют правильное произношение [Ш]. |
Познавательные: Умение принимать и сохранять поставленную цель, самоконтроль. Коммуникативные: Умение слушать друг друга, исправление речи друг друга. Познавательные: Выделять существенную информацию и выбирать наиболее эффективные способы действий. |
3. |
Заключительный этап. Рефлексия (оценка деятельности детей, самооценка детей). Задачи этапа:
Учить точно отвечать на вопросы взрослого. |
Вопросы детям. |
Спрашивает детей, какой звук они сегодня правильно научились произносить. Предлагает вспомнить и назвать слова со звуком [Ш], услышанные сегодня на занятии. |
Дети отвечают, что учились правильно произносить звук [Ш]. Называют слова, которые слышали на занятии. |
Точно отвечают на вопросы взрослого, умеют оценить свое произношение звука [Ш]. |
Познавательные: Рефлексия результатов деятельности Регулятивные: Формирование адекватной самооценки деятельности
|
Подведение итогов работы. Задачи этапа:
|
Поощрение детей, игра «Определи место звука в слове». |
Хвалит детей: - Молодцы! Вы сегодня научились правильно произносить звук [Ш]. Определите место звука [Ш] в названных вами словах. |
Дети определяют в словах место звука [Ш]: начало, середина, конец. |
Воспринимают оценку своей деятельности исходя из индивидуальных особенностей. |
Регулятивные: Адекватная реакция детей на оценку деятельности.
|
|
Рекомендуемые игры и упражнения на закрепление полученных навыков дома. |
|
Предлагает доучить стихи вспомнить одежду, в названии которой есть [Ш]. |
Дети стараются запомнить задание учителя-логопеда. |
|
|