Занятие «Автоматизация звука Ш в словах»
Пояснительная записка к презентации
Конспект
индивидуальной логопедической образовательной деятельности
Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах
Образовательная область: коммуникация.
Формы образовательной деятельности: упражнения для развития артикуляционной моторики, игры, игровые упражнения.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.
Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в словах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить акустический, тактильный, артикуляционный образ звука [Ш];
- формировать навыки словоизменения;
- закреплять навык определения позиции заданного звука в слове;
- упражнять в спряжении глаголов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух, внимание, память.
Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать навыки самоконтроля за речью, желание говорить правильно.
Материал и оборудование: набор картинок, карточки для игры «Сложи узор», синие фишки.
Словарная работа: шалить, камыш, мошки.
Применяемые технологии: здоровьесберегаюшие технологии, технологии дифференцированного обучения, технология игрового обучения.
Ожидаемые результаты: воспитанник контролирует произношение звуку [Ш] в словах; умеет определять позицию звука в слове.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Я приготовила для тебя интересные задания, картинки. Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [Ш] в словах.
2. Коррекционно-развивающие упражнения.
1) Артикуляционная гимнастика:
- Упражнение «Улыбочка» – «трубочка» (в темпе)
- Упражнение «Блинчик»
- Упражнение «Чашечка»
2) Развитие мелкой моторики:
- Упражнение «Ладонь – ребро – кулак»
3) Формирование длительного выдоха:
- Упражнение «Лыжник»
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука [Ш].
- Посмотри на меня, я беззвучно произношу какой-то звук. Какой звук я произношу? Правильно, звук [Ш]. Как ты догадался? Когда мы произносим звук [Ш], губы округляются, а язык во рту в форме «Чашечки».
4. Отражённое проговаривание - Игра «Повторялка».
Ребёнку предлагается повторить слова, проговаривая звук [Ш].
А) шапка, шило, шуба, шутки, камыш, ландыш, душ, кувшин, машина.
Б) шашки- шишки, бабушка - дедушка,
кошка –мошка, малыш – голыш,
мышка – мишка, мешок – петушок.
5. Называние слов по картинкам – Игра «Назови картинки»
- Посмотри на картинки, они тебе все знакомы. Назови их. Правильно проговаривая звук [Ш].
Шапка, шуба, машина, душ, кошка, шкаф.
Запомни эти слова, они пригодятся в следующей игре.
6. Договаривание предложений.
Ребёнку предлагается слушать предложение и договорить последнее слово, используя картинки (из предыдущей игры).
Маша одела на голову …
Миша играет с …
Одежду хранят в …
За мышкой гонится …
А теперь подскажи слова, которых не было на картинках:
Рома собирал разноцветную…
Мама сварила гречневую…
7. Развитие произвольной памяти – Игра «Запоминай-ка»
- Для следующей игры давай выберем себе по 3 картинки (можно взять картинки из предыдущих игр). Будем делать из них цепочку, по очереди выкладывая свои картинки. Назови картинку, покажи мне и переверни её. Для того, чтобы положить свою картинку, мне нужно вспомнить, что изображено на картинках в цепочке.
Когда цепочка слов выложена, логопед предлагает ребёнку ещё раз вспомнить и проговорить слова (слова перечисляются каждый раз слева направо, можно, проговаривая слова, указывать на них в цепочке). Потом можно провести соревновании: по очереди логопед и ребёнок указывают на любую картинку в цепочке и спрашивают «Что там?». После ответа картинка переворачивается, за правильный ответ берётся фишка.
8. Формирование навыка определения позиции звука в словах:
Игра «Сложи узор»
Ребёнку предлагаются карточки с картинками. Нужно проговорить слова, определить позицию звука [Ш] и выложить фишку в соответствующее окошко. После того, как все фишки выложены, ребёнку даётся «проверялочка».
9. Итог
- Ты правильно проговаривал звук [Ш], договаривал слова по картинкам, запомнил всю цепочку из слов. На следующем занятии мы будем учиться произносить звук [Ш] в предложениях.