Урок чтения в форме викторины «Литературный дилижанс» (7–10 классы)
Мероприятие: Литературный дилижанс (конкурс.- викторина)
Тема: "Путешествие по временам года"
Цель: привлечение внимания учащихся к родному языку, родной природе
показ значимости природы в жизни человека
Задачи: активизация мыслительной деятельности, словаря по теме
развитие пространственных, временных представлений и ориентации
развитие навыков соотносит-го анализа, группировки, классификации
расширение представлений об окружающем мире
Оформление: иллюстративная выставка «Времена года»
таблички с названиями времен года, с определениями-
эпитетами, с названиями явлений природы
Основные шаги по подготовке:
Определение темы меролриятия
Подготовка иллюстративной выставки на тему «Времена года».
Формирование 4 команд
Разработка критериев оценки конкурса -викторины
Оформление классов, где будет проходить конкурс - викторина.
Изготовление табличек, плакатов- высказываний.
Выбор капитанов и подготовка участников
Разработка и написания сценария.
Подготовка музыкального сопровождения.
Ход мероприятия.
Построение команд
Слово организатора о структуре конкурса
неделя р.я. и лит. посвящена природе. Природа воспета во многих произведениях русских писателей и в УНТ. Вся жизнь русского народа, русского крестьянина была связана с природой
а) тему нашего конкурса вы сами назовёте, разгадав загадку (демонстрация плаката)
- Ежегодно приходят к нам в гости:
Одна седая, другая молодая,
Третье скачет, а четвёртая плачет.
б)(Отгадка –седая - что? молодая - что? Третье - что? четвёртая? а все вместе? времена года)
Тема нашего конкурса - Путешествие по станциям- временам года (осень, зима, весна, лето)
в) обращение к младшим школьникам:
Природа среднеё полосы России имеет 4 времени года.
- Назовите времена года (демонстрация иллюстративной выставки – показ заголовков календарей «Времена года»)
3. Вручение "путевого листа"
станция " Осень"
Слово ведущего
1 задание
-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация загадки на плакате или на доске)
- Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья!
(Отгадка - табличка с оранжевой надписью «осень» закрепляется на доске)
- Вы пришли на станцию " Осень" и будете отвечать на вопросы об этом времени года
-какие вы знаете зимние месяцы?
2 задание
Какие времена года упоминаются в стих. Кедрина
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима! (Школьники отвечают или пишут на доске)
3 задание
соотнесите две осени : с определениями-эпитетами
Дивная пора
осень красок Славная осень
Унылая пора
осень дождей Золотая осень
Очей очарованье
Поздняя осень
(Школьники отвечают, а потом на доске таблички(найти) оранжевого цвета и разноцветные)
4 задание
- Как можно назвать одним словом осеннее явление природы
падение листьев(сл.соч.) - ................(сущ.)
5 задание
Продолжи строчку "Славная....... "
"Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная..... "
"Дни поздней...."
6 задание
Кто сказал об осени «очей очарованье» (А. Пушкин)
подбери антоним -начало строчки
"Унылая пора! Очей очарованье"
7 задание
Составить сл/соч.типа прил.+ сущ. со словами
осенний (лес. погода, день, утро, дожди)
8 задание
наши друзья- животные
чьё жилище? (кто тут живёт?)
дупло собака
конура медведь
улей птица
берлога пчела
нора волк
гнездо белка
логово лисица
9 задание
назовите листочек дерева: дуб, рябина, клён
10 задание
Выберите пословицы о осени (см. приложение)
11 задание
определите стороны света-где заходит солнце?(на западе)
покажите, где запад
заключение (.без оценки)
Слово ведущего
-у кого любимое время- осень?
-какое у вас любимое время года?
-Ваше любимое стихотворение об осени (автор, название, любимые строки) -Какое определение об осени вам больше нравится?
Осень
Славная
Дивная пора
Очей очарованье
Золотая
Унылая пора
Поздняя (показ на доске)
- какое время года наступает после осени? идите на следующую станцию
станция " Зима"
Слово ведущего
1 задание
-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация плаката или на доске)
- Скатерть бела весь мир одела.
(Отгадка - табличка с синей надписью «зима» закрепляется на доске)
- Вы пришли на станцию " Зима " и будете отвечать на вопросы об этом времени года.
-какие вы знаете зимние месяцы?
2 задание-
Как можно назвать одним словом зимнее явление природы
(сл.соч.) - ................(сущ.)
падение снега
3 задание
- Продолжи строчку, Выдели эпитеты-определения зимы
Мороз и солнце!...
И вот сама идёт волшебница -.......
Чародейкою......
Здравствуй, гостья -
Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-...
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная......
И отдалённые седой ..... угрозы
4 задание
- Как называли зиму русские поэты? Назови эпитеты-определения зимы
(Дети отвечают, ведущий закрепляет на доске таблички синего цвета.)
Зима
Русская
Румяная
Чародейка
Гостья
Волшебница
Матушка
Седая
5 задание
Сколько синонимов можно подобрать к слову
Метель
6 задание
Есть в русском языке однокоренные слова или родственные слова, подберите такие к слову
снег
7 задание
Составить сл/соч.типа прил.+ сущ. со словами
зимний (дорога. вечер, сказка, утро, забавы)
8 задание
существительные превратить в прилагательные
существ. --- прилаг.
зима
мороз
снег
9 задание
назовите "белые символы" России зимой -?
10 задание
Выберите пословицы о зиме (см. приложение)
11 задание
определите стороны света- откуда приходит зима? (с севера)
покажите, где север
заключение (без оценки)
Слово ведущего
-у кого любимое время- зима?
-какое у вас любимое время года?
-Ваше любимое стихотворение о зиме (автор, название, любимые строки) - Какое определение о зиме вам больше нравится ?
Зима
Русская
Румяная
Чародейка
Гостья
Волшебница
Матушка
Седая
(показ на доске)
- какое время года наступает после зимы? идите на следующую станцию
станция " Весна"
Слово ведущего
1 задание
-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация загадки на плакате или на доске)
- Была белая, да седая.
Пришла зелёная, молодая (демонстрация плаката)
(Отгадка - табличка красного цвета закрепляется на доске)
- Вы пришли на станцию " Весна " и будете отвечать на вопросы об этом времени года
-какие вы знаете весенние месяцы?
2 задание
-Продолжи строчку подсказка
Люблю грозу… утро года
Улыбкой ясною природа пора любви
сквозь сон встречает...... И всё ей радо
Весна, весна! ..... в начале мая
Весна, весна... Как воздух чист!
Весна, весна! ....
3 задание
Как называют весну?
(Ученики отвечают. Ведущий закрепляет на доске таблички красного цвета)
Весна
Красна
Утро года
Пора любви
Красавица
4 задание
- Как можно назвать одним словом - дождь, гром, молния (какое явление природы- гроза - демонстрация таблички)
5 задание
-Как можно назвать одним словом
Берёзовый лес -
Еловый лес-
Дубовый лес-
Осиновый лес-
Ореховый лес-
6 задание
отгадайте загадку, в которой называются все времена
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Отгадка – дерево, лес
7 задание
назовите "белые символы" России
и зимой, и весной. и летом, и осенью - всегда красива? -.......
8 задание наши друзья- животные
О каких животных говорят? (установите соответствие стрелками)
много
Стая лошадей
Стадо рыб
Косяк коров
Табун овец
Отара собак
Свора птиц
9 задание Назовите цветы
10 задание
Выберите пословицы о весне (см. приложение)
11 задание
определите стороны света-где восходит солнце?(на востоке)
покажите, где восток
заключение (без оценки)
Слово ведущего
-у кого любимое время- весна?
-какое у вас любимое время года?
-Ваше любимое стихотворение о весне (автор, название, любимые строки) - Какое определение о весне вам больше нравится?
Весна
Красна
Утро года
Пора любви
Красавица
(показ на доске)
- какое время года наступает после весны? идите на следующую станцию
станция " Лето"
Слово ведущего
1 задание
-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация загадки на плакате или на доске)
- Солнце печёт. Липа цветёт
Рожь поспевает … Когда это бывает? (демонстрация плаката)
Отгадка - табличка зеленого цвета «лето» закрепляется на доске)
- Вы пришли на станцию " Лето " и будете отвечать на вопросы об этом времени года
-какие вы знаете летние месяцы?
2 задание
- Как называют лето? каким может быть лето? подбери эпитеты-определения
Лето ….
(Учащиеся отвечают, ведущий закрепляет на доске таблички зеленого цвета)
Лето
Солнечное
Короткое
Звёздное
Жаркое
Долгожданное
Красное
Тёплое
Оранжевое
3 задание
-Продолжи строчку
Ох, лето.........
Король, оранжевое.....
Вот оно какое наше.......
Лето, ах лето, лето.......
4 задание
- Как можно назвать одним словом летнее явление природы - падение звезд (демонстрация таблички – звездопад)
5 задание
существительные превратить в прилагательные
существ. - прилаг.
зима
весна
лето
осень
6 задание
наши друзья- животные
Назови слова – сравнения
О каких животных говорят?
Драчливый, как….
Голодный, как….
Ласковый, как….
Упрямый, как….
Проворный, как….
Трусливый, как…
Болтливый, как…
Неуклюжий, как…
Хитрый, как…
Смелый, как….
7 задание
назовите "белые символы" России
летом?-
8 задание назовите грибы
9 задание наши друзья- животные кого из животных так называют?
серый..........
косолапый..........
косой..............
сохатый..............
10 задание
Выберите пословицы о лете (см. приложение)
11 задание
определите стороны света- откуда приходит тепло? (с юга)
покажите, где юг
заключение (без оценки)
Слово ведущего
-у кого любимое время- лето?
-какое у вас любимое время года?
-Ваше любимое стихотворение о лете (автор, название, любимые строки) - Какое определение о лете вам больше нравится?
Лето
Солнечное
Короткое
Звёздное
Жаркое
Долгожданное
Красное
Тёплое
Оранжевое
- какое время года наступает после лета? идите на следующую станцию
Приложение
пословицы