Урок чтения в форме викторины «Литературный дилижанс» (7–10 классы)

2
0
Материал опубликован 18 December 2017

Мероприятие: Литературный дилижанс (конкурс.- викторина)

Тема: "Путешествие по временам года"

Цель: привлечение внимания учащихся к родному языку, родной природе

показ значимости природы в жизни человека

Задачи: активизация мыслительной деятельности, словаря по теме

развитие пространственных, временных представлений и ориентации

развитие навыков соотносит-го анализа, группировки, классификации

расширение представлений об окружающем мире

Оформление: иллюстративная выставка «Времена года»

таблички с названиями времен года, с определениями-

эпитетами, с названиями явлений природы

Основные шаги по подготовке:

Определение темы меролриятия

Подготовка иллюстративной выставки на тему «Времена года».

Формирование 4 команд

Разработка критериев оценки конкурса -викторины

Оформление классов, где будет проходить конкурс - викторина.

Изготовление табличек, плакатов- высказываний.

Выбор капитанов и подготовка участников

Разработка и написания сценария.

Подготовка музыкального сопровождения.

Ход мероприятия.

Построение команд

Слово организатора о структуре конкурса

неделя р.я. и лит. посвящена природе. Природа воспета во многих произведениях русских писателей и в УНТ. Вся жизнь русского народа, русского крестьянина была связана с природой

а) тему нашего конкурса вы сами назовёте, разгадав загадку (демонстрация плаката)

- Ежегодно приходят к нам в гости:

Одна седая, другая молодая,

Третье скачет, а четвёртая плачет.

б)(Отгадка –седая - что? молодая - что? Третье - что? четвёртая? а все вместе? времена года)

Тема нашего конкурса - Путешествие по станциям- временам года (осень, зима, весна, лето)

в) обращение к младшим школьникам:

Природа среднеё полосы России имеет 4 времени года.

- Назовите времена года (демонстрация иллюстративной выставки – показ заголовков календарей «Времена года»)

3. Вручение "путевого листа"

станция " Осень"

Слово ведущего

1 задание

-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация загадки на плакате или на доске)

- Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья!

(Отгадка - табличка с оранжевой надписью «осень» закрепляется на доске)

- Вы пришли на станцию " Осень" и будете отвечать на вопросы об этом времени года

-какие вы знаете зимние месяцы?

2 задание

Какие времена года упоминаются в стих. Кедрина

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима! (Школьники отвечают или пишут на доске)

3 задание

соотнесите две осени : с определениями-эпитетами

Дивная пора

осень красок Славная осень

Унылая пора

осень дождей Золотая осень

Очей очарованье

Поздняя осень

(Школьники отвечают, а потом на доске таблички(найти) оранжевого цвета и разноцветные)

4 задание

- Как можно назвать одним словом осеннее явление природы

падение листьев(сл.соч.) - ................(сущ.)

5 задание

Продолжи строчку "Славная....... "

"Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная..... "

"Дни поздней...."

6 задание

Кто сказал об осени «очей очарованье» (А. Пушкин)

подбери антоним -начало строчки

"Унылая пора! Очей очарованье"

7 задание

Составить сл/соч.типа прил.+ сущ. со словами

осенний (лес. погода, день, утро, дожди)

8 задание

наши друзья- животные

чьё жилище? (кто тут живёт?)

дупло собака

конура медведь

улей птица

берлога пчела

нора волк

гнездо белка

логово лисица

9 задание

назовите листочек дерева: дуб, рябина, клён

10 задание

Выберите пословицы о осени (см. приложение)

11 задание

определите стороны света-где заходит солнце?(на западе)

покажите, где запад

заключение (.без оценки)

Слово ведущего

-у кого любимое время- осень?

-какое у вас любимое время года?

-Ваше любимое стихотворение об осени (автор, название, любимые строки) -Какое определение об осени вам больше нравится?

Осень

Славная

Дивная пора

Очей очарованье

Золотая

Унылая пора

Поздняя (показ на доске)

- какое время года наступает после осени? идите на следующую станцию

станция " Зима"

Слово ведущего

1 задание

-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация плаката или на доске)

- Скатерть бела весь мир одела.

(Отгадка - табличка с синей надписью «зима» закрепляется на доске)

- Вы пришли на станцию " Зима " и будете отвечать на вопросы об этом времени года.

-какие вы знаете зимние месяцы?

2 задание-

Как можно назвать одним словом зимнее явление природы

(сл.соч.) - ................(сущ.)

падение снега

3 задание

- Продолжи строчку, Выдели эпитеты-определения зимы

Мороз и солнце!...

И вот сама идёт волшебница -.......

Чародейкою......

Здравствуй, гостья -

Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-...

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная......

И отдалённые седой ..... угрозы

4 задание

- Как называли зиму русские поэты? Назови эпитеты-определения зимы

(Дети отвечают, ведущий закрепляет на доске таблички синего цвета.)

Зима

Русская

Румяная

Чародейка

Гостья

Волшебница

Матушка

Седая

5 задание

Сколько синонимов можно подобрать к слову

Метель

6 задание

Есть в русском языке однокоренные слова или родственные слова, подберите такие к слову

снег

7 задание

Составить сл/соч.типа прил.+ сущ. со словами

зимний (дорога. вечер, сказка, утро, забавы)

8 задание

существительные превратить в прилагательные

существ. --- прилаг.

зима

мороз

снег

9 задание

назовите "белые символы" России зимой -?

10 задание

Выберите пословицы о зиме (см. приложение)

11 задание

определите стороны света- откуда приходит зима? (с севера)

покажите, где север

 

заключение (без оценки)

Слово ведущего

-у кого любимое время- зима?

-какое у вас любимое время года?

-Ваше любимое стихотворение о зиме (автор, название, любимые строки) - Какое определение о зиме вам больше нравится ?

Зима

Русская

Румяная

Чародейка

Гостья

Волшебница

Матушка

Седая

(показ на доске)

- какое время года наступает после зимы? идите на следующую станцию

 

станция " Весна"

Слово ведущего

1 задание

-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация загадки на плакате или на доске)

- Была белая, да седая.

Пришла зелёная, молодая (демонстрация плаката)

(Отгадка - табличка красного цвета закрепляется на доске)

- Вы пришли на станцию " Весна " и будете отвечать на вопросы об этом времени года

-какие вы знаете весенние месяцы?

2 задание

-Продолжи строчку подсказка

Люблю грозу… утро года

Улыбкой ясною природа пора любви

сквозь сон встречает...... И всё ей радо

Весна, весна! ..... в начале мая

Весна, весна... Как воздух чист!

Весна, весна! ....

3 задание

Как называют весну?

(Ученики отвечают. Ведущий закрепляет на доске таблички красного цвета)

Весна

Красна

Утро года

Пора любви

Красавица

4 задание

- Как можно назвать одним словом - дождь, гром, молния (какое явление природы- гроза - демонстрация таблички)

5 задание

-Как можно назвать одним словом

Берёзовый лес -

Еловый лес-

Дубовый лес-

Осиновый лес-

Ореховый лес-

6 задание

отгадайте загадку, в которой называются все времена

- Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

(Отгадка – дерево, лес

 

7 задание

назовите "белые символы" России

и зимой, и весной. и летом, и осенью - всегда красива? -.......

8 задание наши друзья- животные

О каких животных говорят? (установите соответствие стрелками)

много

Стая лошадей

Стадо рыб

Косяк коров

Табун овец

Отара собак

Свора птиц

9 задание Назовите цветы

10 задание

Выберите пословицы о весне (см. приложение)

11 задание

определите стороны света-где восходит солнце?(на востоке)

покажите, где восток

заключение (без оценки)

Слово ведущего

-у кого любимое время- весна?

-какое у вас любимое время года?

-Ваше любимое стихотворение о весне (автор, название, любимые строки) - Какое определение о весне вам больше нравится?

Весна

Красна

Утро года

Пора любви

Красавица

(показ на доске)

- какое время года наступает после весны? идите на следующую станцию

станция " Лето"

Слово ведущего

1 задание

-О каком времени года пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадку (демонстрация загадки на плакате или на доске)

- Солнце печёт. Липа цветёт

Рожь поспевает … Когда это бывает? (демонстрация плаката)

Отгадка - табличка зеленого цвета «лето» закрепляется на доске)

- Вы пришли на станцию " Лето " и будете отвечать на вопросы об этом времени года

-какие вы знаете летние месяцы?

2 задание

- Как называют лето? каким может быть лето? подбери эпитеты-определения

Лето ….

(Учащиеся отвечают, ведущий закрепляет на доске таблички зеленого цвета)

Лето

Солнечное

Короткое

Звёздное

Жаркое

Долгожданное

Красное

Тёплое

Оранжевое

3 задание

-Продолжи строчку

Ох, лето.........

Король, оранжевое.....

Вот оно какое наше.......

Лето, ах лето, лето.......

4 задание

- Как можно назвать одним словом летнее явление природы - падение звезд (демонстрация таблички – звездопад)

5 задание

существительные превратить в прилагательные

существ. - прилаг.

зима

весна

лето

осень

6 задание

наши друзья- животные

Назови слова – сравнения

О каких животных говорят?

Драчливый, как….

Голодный, как….

Ласковый, как….

Упрямый, как….

Проворный, как….

Трусливый, как…

Болтливый, как…

Неуклюжий, как…

Хитрый, как…

Смелый, как….

7 задание

назовите "белые символы" России

летом?-

8 задание назовите грибы

9 задание наши друзья- животные кого из животных так называют?

серый..........

косолапый..........

косой..............

сохатый..............

10 задание

Выберите пословицы о лете (см. приложение)

11 задание

определите стороны света- откуда приходит тепло? (с юга)

покажите, где юг

заключение (без оценки)

Слово ведущего

-у кого любимое время- лето?

-какое у вас любимое время года?

-Ваше любимое стихотворение о лете (автор, название, любимые строки) - Какое определение о лете вам больше нравится?

Лето

Солнечное

Короткое

Звёздное

Жаркое

Долгожданное

Красное

Тёплое

Оранжевое

- какое время года наступает после лета? идите на следующую станцию

Приложение

пословицы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.