Литературный каламбур

0
0
Материал опубликован 13 March

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка»




t1741865734aa.gif



t1741865734ab.gif

Подготовила: Логунова

Елена Михайловна,

                                                                                                             методист

                                                                                        МАОУ ДО ДЮЦ им. Б.Г. Лесюка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям, классным руководителям и воспитателям школ при подготовке и проведении внеурочных мероприятий .

Проведение литературного каламбура «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания о творчестве поэта А.С. Пушкина, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.

Цели:

обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве А.С. Пушкина;

выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать умение выразительно рассказывать отрывки из сказок;

учить выделять главное; развивать умение работать в группах,

участвовать в конкурсах, соревнованиях;

воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Методические приёмы: беседа-диалог, театрализация, игровая ситуация, загадки, логические задачи, творческие задания, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Оборудование: презентация, макет дуба с листочками и желудями, орешки для загадок, волшебный сундучок с загадками, невод с рыбками.

Ход мероприятия.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас большой праздник – Праздник поэзии, прекрасной прозы и, конечно же, праздник сказки. Наше мероприятие мы посвящаем великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

6 июня 1799 года. Этот день подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. И оно светит нам до сих пор! Коротка была жизнь поэта. Но столько написано им! Сказки, лирика, повести! Они никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами! И поэтому мы сегодня, в день рождения знаменитого поэта, предлагаем вам отправиться в царство славного Салтана. Правда для начала нам надо найти нужную дорожку в этот замечательное, полное чудес царство. А как же нам попасть туда? Ребята, а вы знаете дорогу? Ой, смотрите, следы. Следы невиданные. Чьи же они? И не мышонка, ни лягушки, а неведомой зверушки. Наверное, это волшебные сказочные силы дают нам испытание. Если мы отгадаем, кто здесь прошел, то, наверное, попадем в гости к Салтану. А ребята нам в этом помогут. Ведь так, мальчики и девочки?

(Ведущий показывает детям слайды со следами, а дети отгадывают из какой сказки герой)

1.Конское копыто («Сивка-бурка»)

2.Лягушачья лапа («Царевна - лягушка»)

3.Гусиные следы («Гуси – лебеди»)

4.Козлиное копыто («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

5.Большие куриные следы (Избушка на курьих ножках)

Все следы мы отгадали правильно. Смотрите ребята! Мы пришли к дереву. Ой, это дуб из произведения А.С.Пушкина. А вот из какого, я забыла. Напомните мне? Правильно, из поэмы «Руслан и Людмила». Посмотрите, ребята, а еще здесь какая-то записка. Прочитаем. «Уважаемые гости! Пишет вам царь Салтан. Злой волшебник заколдовал тропинку к нам на праздник. Чтобы ее найти нужно, отгадать сказки на волшебных листочках, героев из них, а также выполнить задания. Тогда колдовство пропадет, и вы попадете на праздник. А помогать вам будет в путешествии героиня из известной сказки. Желаю удачи». Ой, ребята, действительно на дубе волшебные листочки с заданиями. Давайте ответим на первый и узнаем, кто же нам будет помогать.

Листочек №1

В переливах чешуя, и сияет, как заря,

Плавает лениво, Золотая … Рыбка

Выходит Золотая Рыбка (играет ребенок)

Золотая Рыбка: Добрый день, ребята! Я сегодня буду вашим сказочным проводником по царству. Но, в начале, ответьте на мои вопросы, чтобы дорожка стала видимой. Я приплыла к вам вместе с разными морскими обитателями. Они хотят проверить, как вы знаете сказку, в которой я являюсь одним из героев. На каждом обитателе написан вопрос. Вы должны достать из невода одну рыбку, прочитать загадку и дать отгадку.

Стало мало ей корыта. И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите, Кем затем старуха стала? Дворянка

Сказка - ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье. Корыто

Много лет старик рыбачил. Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу? Невод

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети? Рыбка

Мало было старухе корыта

Алчность и жадность в ее сердце скрыто

Больше стала бранить старика

Ведь нужна была ей новая… изба


Литературный каламбурPPTX / 35.4 Мб

/data/files/a1741865899.pptx (Литературный каламбур)Стала старуха злою дворянкой

И уж давно не живёт в землянке

Но мало ей этого, снова бранится

Захотела она стать…вольною царицей

Всё старик для старухи старался

Рыбку золотую всё звал, извинялся

А она его всё бранила бездушно

И отправила служить его куда? На конюшню

Золотая Рыбка: Браво, ребята! Какие вы умницы! Дорожка освободилась от злых чар. Путешествуем с вами дальше. (Читает следующую загадку).

Листочек №2

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,- говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир приготовила б я пир».

Золотая рыбка: В какую сказку мы попали? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди») Правильно. А кто же нас здесь встретит? Кто-то оставил нам сундучок с загадкой. (Читает загадку)

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Догадались кто это ребята? Правильно - царевна Лебедь.

Звучит музыка, выходит царевна Лебедь (играет ребёнок).

Царевна Лебедь. Здравствуйте, ребята! Злой волшебник не только заколдовал дорогу к нашему царству, но и сам город накрыл невидимым покрывалом. Если вы ответите на все его задания, то всё станет видимым.

«ИМЕННОЙ КОНКУРС»

Вспомните имя сказочного героя:

Мёртвая …(царевна)

Золотая … (рыбка)

Золотой …(петушок)

Князь …(Гвидон)

Королевич …(Елисей)

Царевна…(Лебедь)

Работник … (Балда)

Шамаханская…(царица)

- А теперь узнайте сказку по следующим словам (Слайды)

Откуп, терем, царица, дурачина, изба, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Рать, воевода, мудрец, царь, шатер, петушок, Шамаханская царица, звездочёт. («Сказка о золотом петушке»)

Лебедь, князь, белочка, 33 богатыря, ткачиха, остров. («Сказка о царе Салтане …»)

Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне …»)

Окошко, царь, сестра, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба. («Сказка о царе Салтане …»)

Царевна - Лебедь: Какие вы все умные и догадливые! Я предлагаю вам принять участие в необычном аукционе. Надо отгадать предметы, которые встречаются в сказках А.С.Пушкина. А написаны они на орешках. Берем орешек и отгадываем загадку. Договорились?

Аукцион «У Лукоморья»

Голову венчает, власть обозначает. Корона

Деревянное дно и ни одно – сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые, слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями, а подпоясаны ободами.
Бочка

На серебряное блюдце мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит…
Зеркало

Эта птица по утру будит нас: «Ку—ка—ре—ку».

Просит ласково: «Вставайте, птичкам завтрак подавайте!» Петушок

Сказка - ложь! Да в ней намек, лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет, в чем стирать нельзя белье. Корыто

Царевна Лебедь: Молодцы! Часть невидимого покрывала снята вы можете продолжать путь дальше.

Золотая рыбка читает следующую загадку

Листочек №3

Царь к востоку войско шлет,старший сын его ведет.

Петушок угомонился, шум утих, и он забылся.

(«Сказка о золотом петушке».)

В какую же сказку мы попали? А встречает нас…

Сел на плетень, кличет день. День у ворот – зашагал в огород.(Петушок)

Звучит музыка, выходит Золотой петушок (играет ребёнок).

Золотой Петушок: Здравствуйте, ребята! У меня для вас задания от царя Дадона. Он очень волнуется - герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.

«ПУТАНИЦА»

Вот мудрец перед Салтаном

Стал и вынул из мешка Золотого петушка.

(Царь Салтан попал в «Сказку о золотом петушке» на место царя Дадона).

Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года.

Князь Гвидон ловил неводом рыбу,

Царевна Лебедь пряла свою пряжу.

(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в «Сказку о рыбаке и рыбке» на место рыбака и его старухи).

И привёз гонец хмельной в тот же день приказ такой:

«Королевич Елисей велит своим боярам, времени не тратя даром,

Мёртвую царевну и хрустальный гроб тайно бросить в бездну вод».

(Королевич Елисей и Мёртвая царевна попали в «Сказку о царе Салтане» на место самого царя и его царицы).

«Свет мой, петушок! Скажи, да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

И ей петушок в ответ:«Ты, конечно, спору нет;

Ты, старуха всех милее, всех румяней и белее».

(Петушок из «Сказки о золотом петушке» и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» оказались в «Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях» на месте: петушок  - зеркальца, старуха - царицы-мачехи.)

Золотой Петушок: - Какие молодцы, одно задание царя выполнили успешно. А теперь «Продолжите фразу»

«Я ль на свете всех милее: ...всех румяней и белее».

«Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».

«Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»

«Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».

«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».

Петушок: Молодцы! Еще одна часть невидимого покрывала снята вы можете продолжать путь дальше.

Золотая рыбка: Спасибо тебе, Петушок. А вы, ребята, молодцы! На все вопросы ответили. Отправляемся в следующую сказку. Срываем листик.

Листик №4

Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился,

И царица у окна села ждать его одна.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

А кто же нам в этот раз поможет?

Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано было зеркальце одно.

(Злая царица-мачеха из «Сказки о мёртвой царевне …»)
Звучит музыка, выходит Злая мачеха (играет ребёнок).

Царица-мачеха: Добрый день дорогие гости! Я так рада вас видеть! Меня перевоспитали, я стала доброй. Я вижу, какие вы все умные, сказки все знаете, значит, и с моими заданиями справитесь.

Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

Царь Салтан и семь богатырей? (Нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

Царевна – Лебедь и золотая рыбка (Нет)

Царь Салтан и 33 богатыря? (Да.)

Какие молодцы! А теперь вам нужно выбрать правильный ответ на картинках. Здесь будут представлены несколько персонажей.

«Карусель загадок»

Как называл страну сказок А.С. Пушкин? (Лукоморье)

В одну из сказок А.С. Пушкина случайно попал персонаж из другой сказки. Кто из героев сказки лишний? (Золотой петушок)

Любимый собеседник мачехи (зеркало)

Остров, на котором поселился князь Гвидон? ( Буян)

В чём добрались до остова князь Гвидон с матерью? (Бочка)

Мачеха: Какие вы умные ребята! Помогаете нам снять злые чары! Огромное вам спасибо! Удачи вам в пути.

Золотая рыбка: Нам надо отгадать следующего героя, который ждет нас в гости.

У него полно хлопот.

Коль направо он пойдет – звонко песню заведет.

А налево повернет – сказки сказывать начнет. Кот Ученый

Звучит музыка, выходит Кот ученый (играет ребёнок).

Кот ученый: Здравствуйте, мои друзья, Кот ученый это я.
Я со сказками дружу, в гости милости прошу!

На нашем волшебном дубе среди листочков висят жёлуди. Они не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для вас.

Кот срывает жёлуди с дуба и читает первое задание.

Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочёт)

Сколько раз старик ходил к морю? (5)

У семи богатырей была собака. Назовите кличку собаки. (Соколко)

Как звали королевича, жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне»? (Елисей)

Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)

Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)

На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)

Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (Ветер)

Вам нужно не только отгадать героев сказок, но и найти его изображение на картинках, которые спрятались в волшебном сундуке.

«Узнай героя сказки»
1. До светла всё у него пляшет, лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт да сам и облупит. 
(Балда)

2. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки,
Перед нею усердные слуги, она бьёт их, за чупрун таскает. 
(Старуха – столбовая дворянка)

3. В сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый,
Старый друг его скопец. 
(Мудрец)

4. С молоду был грозен он, и соседям то и дело
Наносил обиды смело. 
(Царь Додон)

5. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. 
(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне …»)

Кот: Молодцы, ребята, вы расколдовали царство и помогли царю Салтану. Теперь его царство в безопасности.

Золотая рыбка: Но вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все молодцы много знаете, много читаете. Спасибо вам, ребята!

Ведущая. Спасибо и тебе, Золотая рыбка, за удивительное путешествие!

Все герои выходят

Мы надеемся, что вы не забудете сказки А.С.Пушкина, их героев и будете помнить этого замечательного поэта.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.


Фонограмма музыки «В гостях у сказки»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.