Литературный каламбур
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка»
Подготовила: Логунова
Елена Михайловна,
методист
МАОУ ДО ДЮЦ им. Б.Г. Лесюка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям, классным руководителям и воспитателям школ при подготовке и проведении внеурочных мероприятий .
Проведение литературного каламбура «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания о творчестве поэта А.С. Пушкина, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.
Цели:
обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве А.С. Пушкина;
выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;
формировать умение выразительно рассказывать отрывки из сказок;
учить выделять главное; развивать умение работать в группах,
участвовать в конкурсах, соревнованиях;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
Методические приёмы: беседа-диалог, театрализация, игровая ситуация, загадки, логические задачи, творческие задания, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Оборудование: презентация, макет дуба с листочками и желудями, орешки для загадок, волшебный сундучок с загадками, невод с рыбками.
Ход мероприятия.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас большой праздник – Праздник поэзии, прекрасной прозы и, конечно же, праздник сказки. Наше мероприятие мы посвящаем великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
6 июня 1799 года. Этот день подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. И оно светит нам до сих пор! Коротка была жизнь поэта. Но столько написано им! Сказки, лирика, повести! Они никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами! И поэтому мы сегодня, в день рождения знаменитого поэта, предлагаем вам отправиться в царство славного Салтана. Правда для начала нам надо найти нужную дорожку в этот замечательное, полное чудес царство. А как же нам попасть туда? Ребята, а вы знаете дорогу? Ой, смотрите, следы. Следы невиданные. Чьи же они? И не мышонка, ни лягушки, а неведомой зверушки. Наверное, это волшебные сказочные силы дают нам испытание. Если мы отгадаем, кто здесь прошел, то, наверное, попадем в гости к Салтану. А ребята нам в этом помогут. Ведь так, мальчики и девочки?
(Ведущий показывает детям слайды со следами, а дети отгадывают из какой сказки герой)
1.Конское копыто («Сивка-бурка»)
2.Лягушачья лапа («Царевна - лягушка»)
3.Гусиные следы («Гуси – лебеди»)
4.Козлиное копыто («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5.Большие куриные следы (Избушка на курьих ножках)
Все следы мы отгадали правильно. Смотрите ребята! Мы пришли к дереву. Ой, это дуб из произведения А.С.Пушкина. А вот из какого, я забыла. Напомните мне? Правильно, из поэмы «Руслан и Людмила». Посмотрите, ребята, а еще здесь какая-то записка. Прочитаем. «Уважаемые гости! Пишет вам царь Салтан. Злой волшебник заколдовал тропинку к нам на праздник. Чтобы ее найти нужно, отгадать сказки на волшебных листочках, героев из них, а также выполнить задания. Тогда колдовство пропадет, и вы попадете на праздник. А помогать вам будет в путешествии героиня из известной сказки. Желаю удачи». Ой, ребята, действительно на дубе волшебные листочки с заданиями. Давайте ответим на первый и узнаем, кто же нам будет помогать.
Листочек №1
В переливах чешуя, и сияет, как заря,
Плавает лениво, Золотая … Рыбка
Выходит Золотая Рыбка (играет ребенок)
Золотая Рыбка: Добрый день, ребята! Я сегодня буду вашим сказочным проводником по царству. Но, в начале, ответьте на мои вопросы, чтобы дорожка стала видимой. Я приплыла к вам вместе с разными морскими обитателями. Они хотят проверить, как вы знаете сказку, в которой я являюсь одним из героев. На каждом обитателе написан вопрос. Вы должны достать из невода одну рыбку, прочитать загадку и дать отгадку.
Стало мало ей корыта. И избы уже ей мало.
Ну-ка, быстро подскажите, Кем затем старуха стала? Дворянка
Сказка - ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье. Корыто
Много лет старик рыбачил. Часто был он без удачи.
Вы ли вспомнить не могли бы,
С чем ходил ловить он рыбу? Невод
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети? Рыбка
Мало было старухе корыта
Алчность и жадность в ее сердце скрыто
Больше стала бранить старика
Ведь нужна была ей новая… изба
/data/files/a1741865899.pptx (Литературный каламбур)Стала старуха злою дворянкой
И уж давно не живёт в землянке
Но мало ей этого, снова бранится
Захотела она стать…вольною царицей
Всё старик для старухи старался
Рыбку золотую всё звал, извинялся
А она его всё бранила бездушно
И отправила служить его куда? На конюшню
Золотая Рыбка: Браво, ребята! Какие вы умницы! Дорожка освободилась от злых чар. Путешествуем с вами дальше. (Читает следующую загадку).
Листочек №2
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,- говорит одна девица,-
То на весь крещенный мир приготовила б я пир».
Золотая рыбка: В какую сказку мы попали? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди») Правильно. А кто же нас здесь встретит? Кто-то оставил нам сундучок с загадкой. (Читает загадку)
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Догадались кто это ребята? Правильно - царевна Лебедь.
Звучит музыка, выходит царевна Лебедь (играет ребёнок).
Царевна Лебедь. Здравствуйте, ребята! Злой волшебник не только заколдовал дорогу к нашему царству, но и сам город накрыл невидимым покрывалом. Если вы ответите на все его задания, то всё станет видимым.
«ИМЕННОЙ КОНКУРС»
Вспомните имя сказочного героя:
Мёртвая …(царевна)
Золотая … (рыбка)
Золотой …(петушок)
Князь …(Гвидон)
Королевич …(Елисей)
Царевна…(Лебедь)
Работник … (Балда)
Шамаханская…(царица)
- А теперь узнайте сказку по следующим словам (Слайды)
Откуп, терем, царица, дурачина, изба, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Рать, воевода, мудрец, царь, шатер, петушок, Шамаханская царица, звездочёт. («Сказка о золотом петушке»)
Лебедь, князь, белочка, 33 богатыря, ткачиха, остров. («Сказка о царе Салтане …»)
Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне …»)
Окошко, царь, сестра, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба. («Сказка о царе Салтане …»)
Царевна - Лебедь: Какие вы все умные и догадливые! Я предлагаю вам принять участие в необычном аукционе. Надо отгадать предметы, которые встречаются в сказках А.С.Пушкина. А написаны они на орешках. Берем орешек и отгадываем загадку. Договорились?
Аукцион «У Лукоморья»
Голову венчает, власть обозначает. Корона
Деревянное дно и ни одно – сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые, слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями, а подпоясаны ободами. Бочка
На серебряное блюдце мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит…Зеркало
Эта птица по утру будит нас: «Ку—ка—ре—ку».
Просит ласково: «Вставайте, птичкам завтрак подавайте!» Петушок
Сказка - ложь! Да в ней намек, лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет, в чем стирать нельзя белье. Корыто
Царевна Лебедь: Молодцы! Часть невидимого покрывала снята вы можете продолжать путь дальше.
Золотая рыбка читает следующую загадку
Листочек №3
Царь к востоку войско шлет,старший сын его ведет.
Петушок угомонился, шум утих, и он забылся.
(«Сказка о золотом петушке».)
В какую же сказку мы попали? А встречает нас…
Сел на плетень, кличет день. День у ворот – зашагал в огород.(Петушок)
Звучит музыка, выходит Золотой петушок (играет ребёнок).
Золотой Петушок: Здравствуйте, ребята! У меня для вас задания от царя Дадона. Он очень волнуется - герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.
«ПУТАНИЦА»
Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в «Сказку о золотом петушке» на место царя Дадона).
Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в «Сказку о рыбаке и рыбке» на место рыбака и его старухи).
И привёз гонец хмельной в тот же день приказ такой:
«Королевич Елисей велит своим боярам, времени не тратя даром,
Мёртвую царевну и хрустальный гроб тайно бросить в бездну вод».
(Королевич Елисей и Мёртвая царевна попали в «Сказку о царе Салтане» на место самого царя и его царицы).
«Свет мой, петушок! Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее, всех румяней и белее».
(Петушок из «Сказки о золотом петушке» и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» оказались в «Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях» на месте: петушок - зеркальца, старуха - царицы-мачехи.)
Золотой Петушок: - Какие молодцы, одно задание царя выполнили успешно. А теперь «Продолжите фразу»
«Я ль на свете всех милее: ...всех румяней и белее».
«Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
«Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
«Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».
«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
Петушок: Молодцы! Еще одна часть невидимого покрывала снята вы можете продолжать путь дальше.
Золотая рыбка: Спасибо тебе, Петушок. А вы, ребята, молодцы! На все вопросы ответили. Отправляемся в следующую сказку. Срываем листик.
Листик №4
Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился,
И царица у окна села ждать его одна.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
А кто же нам в этот раз поможет?
Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано было зеркальце одно.
(Злая царица-мачеха из «Сказки о мёртвой царевне …»)
Звучит музыка, выходит Злая мачеха (играет ребёнок).
Царица-мачеха: Добрый день дорогие гости! Я так рада вас видеть! Меня перевоспитали, я стала доброй. Я вижу, какие вы все умные, сказки все знаете, значит, и с моими заданиями справитесь.
Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царь Салтан и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Царевна – Лебедь и золотая рыбка (Нет)
Царь Салтан и 33 богатыря? (Да.)
Какие молодцы! А теперь вам нужно выбрать правильный ответ на картинках. Здесь будут представлены несколько персонажей.
«Карусель загадок»
Как называл страну сказок А.С. Пушкин? (Лукоморье)
В одну из сказок А.С. Пушкина случайно попал персонаж из другой сказки. Кто из героев сказки лишний? (Золотой петушок)
Любимый собеседник мачехи (зеркало)
Остров, на котором поселился князь Гвидон? ( Буян)
В чём добрались до остова князь Гвидон с матерью? (Бочка)
Мачеха: Какие вы умные ребята! Помогаете нам снять злые чары! Огромное вам спасибо! Удачи вам в пути.
Золотая рыбка: Нам надо отгадать следующего героя, который ждет нас в гости.
У него полно хлопот.
Коль направо он пойдет – звонко песню заведет.
А налево повернет – сказки сказывать начнет. Кот Ученый
Звучит музыка, выходит Кот ученый (играет ребёнок).
Кот ученый: Здравствуйте, мои друзья, Кот ученый это я.
Я со сказками дружу, в гости милости прошу!
На нашем волшебном дубе среди листочков висят жёлуди. Они не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для вас.
Кот срывает жёлуди с дуба и читает первое задание.
Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочёт)
Сколько раз старик ходил к морю? (5)
У семи богатырей была собака. Назовите кличку собаки. (Соколко)
Как звали королевича, жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне»? (Елисей)
Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)
Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (Ветер)
Вам нужно не только отгадать героев сказок, но и найти его изображение на картинках, которые спрятались в волшебном сундуке.
«Узнай героя сказки»
1. До светла всё у него пляшет, лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт да сам и облупит. (Балда)
2. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки,
Перед нею усердные слуги, она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха – столбовая дворянка)
3. В сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый,
Старый друг его скопец. (Мудрец)
4. С молоду был грозен он, и соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Царь Додон)
5. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне …»)
Кот: Молодцы, ребята, вы расколдовали царство и помогли царю Салтану. Теперь его царство в безопасности.
Золотая рыбка: Но вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все молодцы много знаете, много читаете. Спасибо вам, ребята!
Ведущая. Спасибо и тебе, Золотая рыбка, за удивительное путешествие!
Все герои выходят
Мы надеемся, что вы не забудете сказки А.С.Пушкина, их героев и будете помнить этого замечательного поэта.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Фонограмма музыки «В гостях у сказки»