Брошюра «Из опыта работы учителя литературы. Литературная игра»

36
0
Материал опубликован 20 September 2016 в группе

Управление образования Администрации

Угличского муниципального района

Общероссийская общественная организация
«Ассоциация учителей литературы и русского языка»

«Литературная игра во внеурочной деятельности учителя-словесника». (Из опыта работы)

Углич

2016 г.

Управление образования Администрации

Угличского муниципального района

Общероссийская общественная организация
«Ассоциация учителей литературы и русского языка»

«Литературная игра во внеурочной деятельности учителя-словесника». (Из опыта работы)

 

«Литературная игра во внеурочной деятельности учителя-словесника. (Из опыта раоты). – Углич, 2016. – 30 с.

Брошюра представляет собой методическое пособие по проведению лиературной игры-бродилки и содержит методические рекомендации, сценарий игры по произведению древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» и пакет необходимых материалов. В основу пособия положен собственный опыт использования литературной игры во внеучебной деятельности с обучающимися 7-8 классов.

Составители: Кузьмина Мария Николаевна, учитель литературы МОУ СОШ №7, Сопина Марина Михайловна, учитель литературы МОУ «Гимназия №1», Давыдова Лариса Валентиновна, учитель ИЗО МОУ СОШ №7.

Вёрстка: Кузьмина Мария Николаевна.

 

© Кузьмина М.Н., Сопина М.М., Давыдова Л.В., текст 2016.

© Кузьмина М.Н., техническое редактирование, иллюстрации 2016.

Введение

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он - засушенный цветок".

В. А. Сухомлинский

До ХIХ века игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез». Впервые попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры, найти новый психолого-педагогический подход к ним Карл Гросс. Итак, ИГРА - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

В данном сборнике представлен пример литературной игры-бродилки для учащихся 7 класса. Этот тип игры решает многие важные педагогические задачки. Например, у детей появляется убеждение, что чтение книг – не есть занятие бессмысленное, а очень даже захватывающее. Долгая подготовка к «бродилке» помогает научиться быть внимательным к деталям художественного текста, отделять главное от второстепенного. И вот еще что важно – «бродилки» учат радоваться даже малому открытию, малой победе.

Для того чтобы составить «бродилку» нужно:

1. Разработать (составить, напечатать, нарисовать, начертить, нарезать) вопросы по тексту (сложные и простые);

2. Придумать, сколько будет «станций» в «бродилке» и что там будет происходить, а также нарисовать вывески «станций» и приготовить игровой реквизит для них. Оптимальное количество «станций» – на одну больше числа играющих команд;

3. оформить пространство, где будет происходить игра: пусть из-за углов выглядывают любимые герои;

4. Составить маршрутные листы;

6. Обсудить систему баллов;

7. Устроить «пир на весь мир» в конце игры!

Впоследствии, все это продолжит свою жизнь в школе – таблички, рисунки, поделки и фотографии с игры перекочуют на стены и полки, наполняя нас воспоминаниями... Активное участие в игре предполагает болезненно точное знание текста, так что чтение книги, выбранной для «бродилки», обязательно для всех участников. И даже, если Вы уже читали ее неоднократно, вам, волей-неволей, придется проделать это еще раз.

«Бродилка» родственна популярной в настоящее время квест-игре, когда обучающиеся отправляются в путешествие вместе с героями литературного произведения, одновременно зарабатывая очки, поэтому становится победителем самый внимательный и грамотный читатель, при этом попутно они узнают много нового и интересного о книге. Поэтому все игры – радостно ожидаемые. После первого удачного опыта оказалось, что благодаря игре, основанной на знакомых каждому литературных сюжетах, вырабатывается общий язык, общая для всех система образов. Оказалось, что именно таким образом можно помочь многим полюбить чтение – не потреблять информацию, а сопереживать героям, погружаясь в мир книги, становиться активным соавтором художественного пространства. Именно в игре оказалось просто и возможно объединить – перезнакомить – подружить самых разных и, как правило, не смешиваемых в школьном мире, возрастов. Можно, конечно, посмотреть мультфильм или даже кино (они сняты почти по всем известным книжкам), но даже самый замечательный фильм не заменит настоящей книги и настоящей игры, где каждый становится «собродильником»!

Следует отметить, что тексты для игры-бродилки – это произведения древнерусской литературы, которая является средоточием русской духовности и патриотизма. Специфика ее нравственного воздействия и заключается в том, что читатель имеет возможность познакомиться с событиями древней истории Руси, сверить свои оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени. В процессе восприятия древнерусских произведений учащиеся могут усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки.

Таким образом, обращение к текстам древнерусской литературы в рамках игры-бродилки у обучающихся 7-8 классов позволяет формировать не только познавательные УУД, но и личностные, коммуникативные, регулятивные, а также оказывать позитивное духовно-нравственное воздействие на современного подростка.

Методические рекомендации

для проведения игры-бродилки «В начале было Слово…»

по произведению древнерусской литературы

«Поучение Владимира Мономаха»

в рамках празднования Дня православной книги

для учащихся 7-х классов.

 

Цели: создание условий для проявления у учащихся 7-х классов интереса к древнерусской литературе, чтению произведений; взаимодействия учащихся разных ступеней: сплочение коллектива при выполнении командных заданий.

Задачи:

  • Образовательная: расширить знания учащихся о произведении древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» и исторической личности Великого Киевского князя;
  • Развивающая: привитие учащимся интереса к предмету, формирование умений и навыков самостоятельной работы при анализе текста художественного произведения;
  • Воспитательная: развитие навыка культуры участия в интеллектуальной игре.

Оборудование: проекторы и компьютеры, маршрутные листы, раздаточный и иллюстративный материал; историческая карта Древней Руси 12-13 в.в.

Приложение №1 – Положение о муниципальной игре-бродилке.

                                

Ход игры:

Ведущий:  Добрый день, друзья! Я рада приветствовать вас на игре-«бродилке», которую проводит для вас Ассоциация учителей литературы и русского языка Угличского района при поддержке Управления образования УМР в рамках празднования Дня православной книги.

Известный русский учёный, академик Д.С.Лихачёв в книге «Земля родная» пишет: «Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь… Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем…Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь». Поэтому наша первая игра посвящена 920-летнему юбилею произведению, ценность и значимость которой проверена временем – «Поучению Владимира Мономаха». Оно было написано в эпоху, когда вопрос о русской государственности был, как никогда, актуален и сложен. А потому образ Великого Киевского князя Владимира Мономаха - ярчайший пример беззаветного, честного, открытого служения Родине.

Правила игры простые: каждая из команд получает маршрутный лист, по которому нужно пройти 8 станций. На каждой станции команда может получить максимум 5 баллов и бонусный балл за правильно ответ по языку «Поучения». По окончании последнего испытания все возвращаются в этот зал, собрав одно из высказываний из «Поучения Владимира Мономаха». Каждая команда получит сертификат с количеством набранных баллов. Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем игры, 2 и 3 место – призёрами. А эпиграфом нашей игры станет цитата из «Евангелия» от Матфея: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…»

(Идёт представление команд, название команд, выдача маршрутных листов).

Приложение №2. Пример маршрутного листа.

Станции:

1 станция «Летописная».

Задание: «Вставьте пропущенные слова в тексте летописи. За каждое вставленное слово – 1 балл, слово может повторяться».

По словам летописи, "слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

Приложение №3. Текст задания станции «Летописная».

2 станция «Гисторики».

Викторина «Владимир Мономах» представлена в идее презентации (см. материалы диска).

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Владимир Мономах (Владимир Всеволодович Мономах) (1053 - 1125) - великий князь киевский, военачальник. От кого князь получил своё прозвище «Мономах»?

(По матери же Владимир - внук византийского императора Константина IX Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю).

В 1103, 1107, 1111 годах Владимир Мономах организует большие совместные походы против …, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени. Русь была освобождена. С каким народом воевал В.Мономах? (половцы)

Последняя часть «Поучения» - «Письмо Олегу Святославовичу». О чём пишет князь убийце своего сына?

(Владимир Мономах отправил письмо Олегу Черниговцеву с намерением забыть о надменности и старых обидах и предложением заключения мира без политических требований).

В 1097 В.Мономах организовывал и участвовал в съездах в Любече, на которых князья пытались урегулировать спорные вопросы наследования уделов. Какое преступление было им осуждено словами: «И начнетъ брата брат закалати, то погибнет земля Русьская, и враги наши, половцы, пришедше, возьмуть земьлю Русьскую».

(Ослепление Василька Теребовльского)

О военном деле Владимир Мономах знал не понаслышке, сумев объединением князей увенчать успехом целые ряды походов. Какой совет князь дал совет своим сынам?

(Собирать снаряжение самостоятельно, а не доверять это воеводам. Так же отправлять дозоры и проверять ночных охранников, никогда не быть безоружными и невнимательными).

3 станция «Чёрный ящик».

Задание: «Отгадайте предмет, лежащий в чёрном ящике». У вас есть 5 подсказок, если вы отгадываете после 1 подсказки, получаете 5 баллов, если после 2 – 4 балла, если после 3 – 3 балла, если после 4 – 2 балла, если после 5 – 1 балл; если ответа нет – 0 баллов. Время на размышления по 1 минуте на каждый вопрос.

5 баллов

Впервые связано с венчанием Ивана III Васильевича на престол своего преемника, а Иван IV Васильевич сам использовал при собственном венчании на царский престол.

4 балла

В 1721 значение этого предмета переходит к императорской короне.

3 балла

Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается как «шапка золотая».

2 балла

Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом.

1 балл

Один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей.

Ответ: Шапка Мономаха.

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. «Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля.

Приложение №4. Чёрный ящик – шапка Мономаха.

4 станция «Толмачи».

Прочитайте и переведите на русский язык кусок текста «Поучения». За точность перевода максимум 5 баллов. Пользоваться текстом нельзя – штрафные 5 баллов.

      А бога деля не ленитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х делъ техъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малым деломь улучити милость божью. 

Перевод:

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

Приложение №5. Перевод эпизода из «Поучения Владимира Мономаха».

5 станция «Изографы».

Наша игра проходит в рамках проведения недели православной книги. Значит, именно на станции «Изографы» мы обратимся к уникальному опыту оформления древнерусских рукописных книг. Типографий и печатных машин в древности не было, книги писались от руки на пергаменте - специально обработанной свиной, телячьей или бараньей коже.

Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду-

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет... (А.С.Пушкин)

Чернила для рукописей изготавливались из чернильных орешков, вишневого клея, дубильных веществ и других материалов и отличались большой стойкостью. Писали писцы преимущественно гусиными перьями. Читать старинные книги без специальной подготовки трудно, и не только потому, что язык наших предков значительно отличался от современного. Дело в том, что в разные века использовали разное письмо. 

Большое внимание уделялось художественному оформлению рукописных книг, они отличались не только выделкой бумаги, красивым почерком, или, как говорили в старину, начерком, но и специальными украшениями.

В начале рукописи или главы, а иногда и абзаца перед текстом делались заставки - декоративные или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте до трети. В конце старинной книги или ее глав и разделов имелись концовки, подобные заставкам, но меньших размеров. Разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, получили название инициалы или буквицы. Украшением многих рукописей служили миниатюры - раскрашенные от руки иллюстрации в тексте. Такие старинные рукописи именовались "лицевыми".

Мастер - переписчик в зависимости от традиций того или иного художественного центра и особенностей копируемого оригинала устанавливал общий формат книги и решал, как писать: в два или один столбец. Он должен был найти пропорции между общим размером книги и размером текста. Все графическое, шрифтовое и художественное оформление зависело от него.

Интересно, что орнаментальные украшения в книгу вносили уже после того, как текст был написан. Не часто мы обнаруживаем имя художника, исполнившего миниатюру, заставки и инициалы, поэтому довольно трудно разделить работу писца и художника. Он приступал к своему многосложному делу со "страхом божиим и верою", с молитвой и заканчивал работу благодарением Богу.

Очагами культуры и просвещения на Руси с древнейших времен были православные монастыри. Хранили их в так называемой монастырской казне, рядом с другими наиболее ценными предметами церковной утвари. На книгу в прошлом смотрели как на дорогую святыню.

Сегодня, мы обращаем особое внимание на буквицу (инициал).

Буквица(ы) - цветные, расписные заглавные буквы с декором, или без, в виде растений, птиц и животных, а также сценами из жизни человечества и выполняющие функцию украшения рукописного (в прошлом) или печатного издания. Иллюстрируют текст в начале книги, страницы с новой темой, или нового абзаца. Буквица может являться не просто украшением произведения, но и отражать тему (где-то - тайный смысл) работы.

В ходе объяснения нового материала демонстрируется презентация (см. материалы диска).

Задание команде: Разработать коллективный проект буквицы (инициала). Учащимся предлагается шаблон буквы, художественные принадлежности, цветная бумага, клей, ножницы, украшения для детского творчества.

В ходе работы оценивается:

Оригинальность и творчество.

Аккуратность выполнения задания.

Правильность композиционного решения.

Слаженность работы группы, взаимопомощь, сотрудничество.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Оценивание творческой работы группы от 1-5 баллов по критериям.

6 станция «Читальница».

1 часть « Поучения» - наставление, как следует управлять государством и самим собой.
2 часть– « Летопись жизни» - служит наглядным примером неутомимой деятельности, жизни, полной невзгод, лишений и опасностей.
Наконец, последняя часть– « Письмо Олегу Святославовичу» - пример того, как следует подавлять своё личное горе, гнев, боль общим интересам.

Собери фразу из «Поучения».

Перед вами обрывки фраз из «Поучения Владимира Мономаха», ваша задача: как можно быстрее их собрать правильно.

Критерии оценивания задания:

- точность фраз (10 фраз – 5 баллов, 8 фраз – 4 балла, 6 фраз – 3 балла, 4 фразы- 2 балла, 2 фразы – 1 балл; если команда собирает нечётное количество фраз, то оценивается задание по возрастанию, в пользу команды).

«Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие,..

… ибо лукавые будут истреблены, послушные Господу будут владеть землёй».

«Лучше праведнику малое,..

…нежели многие богатства грешным».

«Всякий день милостыню творит праведник и взаймы даёт,..

…и племя его благословенно будет».

«Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло,..

…и живи вовеки веков».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда,..

…от того ведь душа погибает и тело».

«Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам,..

…чтобы не стали проклинать вас».

«Больного навестите, покойника проводите,..

…ибо все мы смертны».

« Леность ведь всему мать:..

… что кто-то умеет, то забудет, а чего не умеет, того не научится».

«Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви:..

…пусть не застанет вас солнце в постели».

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами,..

…а не давайте сильным губить человека».

Приложение №6. Правильный ответ задания станции «Читальница».

7 станция «Хожения».

На карте «Киевская Русь» отметить с помощью стикеров 5 русских городов, связанных с именем В.Мономаха. Название города – 0,5 б., пояснение - 0,5 б.

Варианты:

Ростов, Чернигов, Смоленск, Киев – здесь В.Мономах был князем;

Любеч (1097) и Витичев (1100) –съезды князей;

Владимир – построил город;

Полоцк – сжёг город противника Всеслава;

Переяславль Русский – резиденция князя, любимый город.

8 станция «Красноречие».

Команда выбирает одного представителя, который облачается в одежды князевы и блеснет перед нами своими речами «красными»

Критерии оценивания речи «Владимира Мономаха»:

- грамотное прочтение эпизода;

- соблюдение интонации;

- искусство перевоплощения;

- способность заинтересовать слушателей;

- самоанализ команды.

«Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. 
     Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил…»

«Поучение…»

« … как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни…» 

«Поучение…»

«…Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее…» 

«Поучение…»

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости, но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней…»

«Поучение…»

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело…»

«Поучение…»

«Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего…» 

«Поучение…»

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, ибо меня, грешного и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого…» 

«Рассказ Мономаха о своей жизни»

«Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»

«Письмо Мономаха к Олегу Святославичу».

Вопросы-бонусы. Приложение №7.

Подведение итогов игры.

Просмотр ролика о В.Мономахе. Награждение. Дорогие ребята, сегодня мы ещё раз убедились, что живём в стране с богатой историей культурой, литературой, что позволяет нам гордиться нашей Родиной, нашими предками, а потому и мы должны быть достойными своих предков. И закончить мне хочется слова Владимира Мономаха: «Жизнь – Родине, Душу – Богу, честь – никому». Я думаю, что для многих из вас они станут девизом. В добрый путь. До новых встреч.

Приложение №8. Бланки сертификатов и грамот.

Приложение №9. Список произведений древнерусской литературы для последующих игр.

Список использованных источников:

Древнерусская литература. – М.: Олимп, издательство АСТ, 1996. – с.70-75, с.494-495

https://www.youtube.com/watch?v=lRbZNv4O7g8

http://old-ru.ru/02-1.html

http://fb.ru/article/121142/istoriya-rusi-kievskoy-pouchenie-vladimira-monomaha

http://knowledgeblog2014.blogspot.ru/2015/05/10_5.html

http://zazdoc.ru/docs/2800/index-1713143.html

http://ingigerda-89.livejournal.com/28301.html

http://fb.ru/article/162033/pravlenie-vladimira-monomaha-itogi-pravleniya-vladimira-monomaha

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B0/%D0%9F%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC_1893_(%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5)_(%D0%94%D0%9E)

http://citaty.su/vladimir-monomax-kratkaya-biografiya

 

Приложение №1.

Угличское отделение

Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка

Положение

о проведении литературной игры-«бродилки» для обучающихся

7 классов общеобразовательных организаций

Угличского муниципального района

в рамках празднования Дня православной книги

«В начале было Слово…»

1. Основные положения

1.1. Организатором игры-«бродилки» (далее – Игры) является угличское отделение Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, за проведение Игры отвечает методическое объединение учителей русского языка и литературы городских школ Угличского муниципального района.

1.2. Игра-«бродилка» – это один из вариантов квест-игры, очень популярной в настоящее время в молодежной среде. Маршрут игры-«бродилки» связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая команда проходит различные испытания на 8 станциях согласному своему маршрутному листу. Все задания связаны с текстом произведения и биографией автора. Максимальное количество баллов, которое можно заработать на каждом этапе, 5 баллов; итого – 45 баллов. Кроме того, на кажом этапе игры можно получить бонусный балл за дополнительное задание по языку прочитанного произведения.

1.3. Цели и задачи Игры:

продвижение православной книги и чтения в подростковой среде;

развитие у обучающихся читательской культуры;

развитие способности обучающихся к самообразованию и самореализации;

активизация творческой деятельности подростков.

1.4. Тематика Игры:

«Поучение Владимира Мономаха»;

«Летопись временных лет» (период правления Владимира Мономаха);

Персоналии: Владимир Мономах, Великий князь Киевский.

2. Участники Игры

2.1. В игре могут принимать участие обучающиеся 7-х классов. Игра носит командный характер. В команде допускается участие 5 человек (из них один человек – капитан).

2.2. Для участие в игре необходимо подать заявку руководителю угличского отделения АССУЛ Кузьминой Марии Николаевне на адрес электронной почты: marisabelo@mail.ru в срок до 13 марта 2016 года.

В заявке необходимо указать:

образовательную организацию;

название команды;

фамилию, имя, отчество капитана команды;

состав команды: фамилия, имя, отчество каждого представителя команды;

руководитель команды – педагог-наставник: фамилия, имя, отчество.

3. Место и время проведения Игры

Место проведения: МОУ «Гимназия №1» г.Углича. Время проведения: 16 марта 2016 года, начало в 13:30.

4. Подведение итогов Игры

4.1. Итоги Игры подводятся в день проведения мероприятия. На основании общего количества баллов, которое заработала каждая команда за все испытания, выстраивается рейтинг команд в порядке от максимального к минимальному количеству баллов.

4.2. Победителем Игры признаётся команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Команды, которые заняли 2 и 3 места в рейтинге участников Игры, признаются призёрами.

4.3. Все участники, которые не заняли призовых мест, получают сертификаты участника Игры.

4.4. Команды, признанные победителями и призёрами, награждаются дипломами оргкомитета Игры и подарками.

 

 

Приложение №2. Пример маршрутного листа.

КОМАНДА №1 ______________________



 

Название станции

Количество баллов

1

«Летописцы»

 

2

«Гисторики»

 

3

«Чёрный ящик»

 

4

«Толмачи»

 

5

«Изографы»

 

6

«Читальница»

 

7

«Хожения»

 

8

«Красноречие»

 
 

Приложение №3.

Вставь пропущенные слова. Каждое вставленное слово – 1 балл (слово может повторяться в тексте).

Мономах как сильный и влиятельный человек, желая пресечь междоусобные войны, несколько раз, ещё и не будучи великим князем, инициировал княжеские съезды для примирения всех со всеми. Первый такой съезд состоялся в 1097 году в ……….. на Днепре (ныне посёлок городского типа Черниговской области)… Для русских той поры ………… значил много. Из …….. родом была прапрабабка наших князей – Малуша, мать Владимира Крестителя. Близ ……….. их дед Ярослав Мудрый в 1015 году разбил войско ………….. Окаянного, убийцы Бориса и Глеба. В ……… родился преподобный Антоний, основатель …………… монастыря…

Повесть временных лет говорит о съезде: «В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в ……….. для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне ……………… единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…» Решили, что отныне каждый будет владеть тем, чем владел их отец (то есть каждый из внуков …………… Мудрого становится наследником своего отца)… И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все…"»

Какое славное решение!

Жаль, тут же было злодейски нарушено.

Правильный текст.

Мономах как сильный и влиятельный человек, желая пресечь междоусобные войны, несколько раз, ещё и не будучи великим князем, инициировал княжеские съезды для примирения всех со всеми. Первый такой съезд состоялся в 1097 году в Любече на Днепре (ныне посёлок городского типа Черниговской области)… Для русских той поры Любеч значил много. Из Любеча родом была прапрабабка наших князей – Малуша, мать Владимира Крестителя. Близ Любеча их дед Ярослав Мудрый в 1015 году разбил войско Святополка Окаянного, убийцы Бориса и Глеба. В Любече родился преподобный Антоний, основатель Печерского монастыря…

Повесть временных лет говорит о съезде: «В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…» Решили, что отныне каждый будет владеть тем, чем владел их отец (то есть каждый из внуков Ярослава Мудрого становится наследником своего отца)… И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все…"»

Какое славное решение!

Жаль, тут же было злодейски нарушено.

 

Приложение №4.

 

Приложение №5. Перевод эпизода из «Поучения Владимира Мономаха».

Прочитайте и переведите на русский язык кусок текста «Поучения». За точность перевода максимум 5 баллов. Пользоваться текстом нельзя – штрафные 5 баллов.

«… А бога деля не ленитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х делъ техъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малым деломь улучити милость божью». 

Перевод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЕРЕВОД:

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

 

Приложение №6.

«Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие,..

… ибо лукавые будут истреблены, послушные Господу будут владеть землёй».

«Лучше праведнику малое,..

…нежели многие богатства грешным».

«Всякий день милостыню творит праведник и взаймы даёт,..

…и племя его благословенно будет».

«Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло,..

…и живи вовеки веков».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда,.

…от того ведь душа погибает и тело».

«Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам,..

…чтобы не стали проклинать вас».

«Больного навестите, покойника проводите,..

…ибо все мы смертны».

« Леность ведь всему мать:..

… что кто-то умеет, то забудет, а чего не умеет, того не научится».

«Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви:..

…пусть не застанет вас солнце в постели».

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами,..

…а не давайте сильным губить человека».

 

Приложение №7. Вопросы-бонусы.

Вопросы-бонусы:

1) «…вземъ Псалтырю, в печали разгнухъ я, и то ми ся выня»... Что такое псалтырь?

Ответ: Псалтырью называется одна из книг Библии, представляющая собой собрание ста пятидесяти псалмов: песнопений, исполнявшихся в библейские вре­мена под аккомпанемент струнного музыкального инструмента псалтыри, по имени которого и получила свое название эта книга Библии. Основная часть псалтыри приписывается библейскому царю Давиду. Псалтырью часто пользовались в древней Руси для гаданий. Существовали даже особые гадательные псалтыри, под основным текстом которых помещались замечания, поясняющие «пророческое» значение псалтырного текста. Гадающий раскрывал наугад псалтырь и читал открывшееся место и замечания к нему, если они были.

2. Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенный, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов.. . Что означает слово «худой»?

Ответ: Общеслав. Считают того же корня, что лит. skauds "болезненный", др. -инд. kṣudr "маленький, мелкий", лит. skudrs "бедный, убогий". 

3. Памятник древнерусской письменности «Поучение Владимира Мономаха» начинается такими словами: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который до сих дней меня, грешного, хранил...» Согласитесь, что сани — неудобное место для литературной работы. Почему же именно с этих слов начато послание?...

Ответ: Перевозка тела умершего па санях — часть погребального обряда в Древней Руси. Выражение «сидя на санях...» означает «в конце жизни».

4. Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить". Объясните, что означает словосочетание «преступить крестоцелование»?

Ответ: В Киевской Руси клятва на кресте превратилась в важнейший элемент урегулирования межкняжеских отношений.

5.Насколько Владимиру Мономаху, суровому и закалённому в боях воину, свойственны были лирические чувства и какое поэ­тическое выражение находили они у него, видно из его письма к Олегу черниговскому, фигурирующему в «Слове о полку Игореве» под именем Олега Гориславича. Юный сын Мономаха Изяслав захватил Муром, принадлежавший Олегу, и был убит. Отец был сильно опечален смертью сына, но в конце концов ре­шил для блага Русской земли примириться с Олегом, о чём и пишет ему, прося прислать к нему вдову Изяслава, чтобы вместе с нею оплакать убитого сына: «А сноху мою послати ко мне, зане несть в ней ни зла, ни добра, да бых обуим (обняв) оплакал мужа ея и оны сватбы ею, в песний место: не видех бо ею первее радости, ни венчанья ею, за грехы своя; а бога деля пусти ю ко мне вборзе (вскорости) с первым сломь (посланным), да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядеть аки горлица на сусе древе желеючи, а яз утешаюся о бозе». Откуда взят образ горлицы?

Ответ: В этой фразе имеется явный отзвук народной свадебной об­рядности. Трогательный образ тоскующей по своём супруге гор­линки мы находим и в книжной литературе и в устной поэзии. В народной песне поётся:

Коковать буду, горюша, под околенкой, Как несчастная кокоша в сыром бору. На подсушной сижу да деревиночке, Я на горькой сижу да на осиночке.

6.  На посадники не зря, ни на биричи, сам творил, что было надобе, весь нарядъ, и в дому своем то я творилъ есмь. И в ловчих ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех и о ястрябех. Кто такой бирич?

Ответ: Бирич — глашатай, вызывавший к суду ответчиков, а также сборщик податей и штрафов, блюститель порядка.

7. Назовите черту поучения как жанра древнерусской литературы, которая присуща только данному произведению?

Ответ: В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек.

8. Историк С.М.Соловьев писал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей…был образцом благочестия… и приобрел имя… Какое имя приобрёл В.Мономах по мнению историка?

Ответ: «доброго страдальца (труженика) за Русскую землю».

 

Приложение №8. Бланки сертификатов и грамот.

Диплом

победителя

литературной игры - «бродилки»

«В начале было Слово…»

присуждается

команде

_____________________

 

 

16 марта 2016 г.

Директор МОУ «Гимназия №1» ____________(Петрова Е.Л.)

Руководитель Угличского

отделения АССУЛ__________(Кузьмина М.Н.)

 

Благодарственное письмо

Угличское отделение

ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка»

выражает благодарность

_______________________

за подготовку участника

муниципальной игры - «бродилки»

«В начале было Слово…»

 

 

16 марта 2016 г.

Руководитель Угличского

отделения АССУЛ__________(Кузьмина М.Н.)

 

Приложение №9. Список произведений древнерусской литературы для последующих игр.

год

Произведение древнерусской литературы

1

2016

«Поучение Владимира Мономаха»

2

2017

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237)

3

2018

«Житие Сергия Радонежского» (1418)

4

2019

«Повесть о житии Александра Невского» (составл. Около 1260-х г.г.)

5

2020

«Сказание о Мамаевом побоище» (1380)

6

2021

Плач угличан о разорении града (1611)

7

2022

«Житие Петра и Февронии Муромских» (1992 г.)

8

2023

«Повесть временных лет»

9

2024

«Хожение за три моря Афанасия Никитина»

10

2025

«Сказание о Борисе и Глебе» (1115)

Ваши заметки

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Литературная игра во внеурочной деятельности учителя-словесника.

(Из опыта работы).

Комментарии
Комментариев пока нет.