Литературный квест «По страницам повести «Барышня-крестьянка»
Литературный квест «По страницам повести «Барышня-крестьянка»
Пояснительная записка
Название: Литературный квест «По страницам повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Предмет: литература.
Цели и задачи квеста.
Цели: продвижение книги в молодежной среде, пробуждение интереса к чтению художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина;
- систематизировать знания по материалу сборника А.С. Пушкина «Повести Белкина»;
Развивающие:
- совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
- развивать умение обобщать полученные знания;
- развивать умение применять на практике полученные знания;
- развивать любознательность, а также интерес к внимательному чтению книг;
- обогащать словарный запас учащихся;
- прививать любовь к книгам;
- познакомить с новым видом игровой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать умение дружно работать в команде;
- воспитывать чувство коллективизма;
- развивать умение решать проблемные ситуации;
- популяризировать услуги библиотеки;
- привлекать к чтению современной русской и зарубежной литературы.
Аудитория: игра рассчитана на учащихся 6 класса, которые изучили повесть «Барышня-крестьянка».
Место проведения: школа, в которой задействовано несколько специально оформленных кабинетов: библиотека, кабинеты литературы, кабинет музыки, а также школьный двор.
Время проведения: внеклассное мероприятие, которое занимает от 1,5 часа до 2 часов. Время нахождения на станциях: 5-10 минут.
Порядок выполнения и оценивание (бонусы, штрафы, призы и др.).
«Литературный квест» – это приключение, путешествие к определенной цели через преодоление препятствий, требующее основательной подготовки, не только участников, но и организаторов.
Квест «По страницам повести «Барышня-крестьянка» включает 7 станций.
На каждой станции находится агент - герой повести «Барышня-крестьянка» с заданием (Мероприятие костюмированное, для ведущих станций придуманы костюмы литературных героев, подобран реквизит).
В качестве агентов игры, так называемых, «станционных смотрителей», могут быть задействованы учителя или учащиеся старших классов, которые хорошо знакомы с творчеством Пушкина, кроме того, можно пригласить актеров из театрального кружка.
Оборудование: кроссворд, свиток, пазлы, загадки, конверты, слайдовые презентации, которые оживят игру, грамоты, призы победителям, маршрутный лист для команды (маршрутный лист может быть выполнен в виде карты - плана школы с нумерацией кабинетов, где отмечены места со станциями), к маршрутному листу прилагается таблица:
Станция |
Количество баллов |
|
|
Класс получает опережающее задание: разбиться на три команды и выбрать капитана, подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать повесть А.С. Пушкина.
Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Соответственно, маршрутный лист каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной станции – игра идёт одновременно для трех команд.
Ответив на вопросы, выполнив задание, записав баллы в маршрутный лист, команда двигается по указанному в карте маршруту на нужную ей станцию.
Сценарий мероприятия с этапами и заданиями.
I этап. Общий сбор команд в назначенном месте. Инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.). Приветственные наставления и пожелание удачи командам.
Человек, который читает книги, проживает тысячу жизней;
тот, кто не читает, проживает лишь одну.
Д. Мартин
II этап. Раздача маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.
Станция 1. Блиц-турнир «Внимательный читатель».
Задание: правильно ответить на вопросы.
За задание максимум 10 баллов, за неполный ответ 0,5 баллов.
Команды приветствует «агент», одетый в костюм Григория Ивановича Муромского с пергаментным свитком, где написаны задания, и говорит, что желает проверить, насколько внимательно ребята умеют читать художественные произведения. Для этого команде предлагается решить кроссворд.
Команда отвечает на вопросы по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», заполняя поля кроссворда.
1. Какое называние носит имение Берестовых?
2. Как звали собаку Берестова?
3. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
4. Какое называние носит имение Муромских?
5. Чьим именем назван цикл повестей, в который вошло произведение «Барышня-крестьянка»?
6. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
7. Сколько лет было дочери Муромского?
8. Имя дочери Григория Ивановича Муромского?
9. Какой страной увлечен Григорий Иванович Муромский?
10. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
4 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Станция 2. «Душенька».
Задание: назвать эпиграф к повести А.С. Пушкина, объяснить смысл.
За правильный, аргументированный ответ 5 баллов, за неполный ответ 2 балла.
Кабинет музыки. Команды встречает «агент» - Ипполит Фёдорович Богданович. Слушают фрагмент стихотворной повести «Душенька». После чего агент просит дословно вспомнить эпиграф к повести А.С. Пушкина и объяснить его значение.
Станция 3. «Фоторобот».
Задание: по портретной характеристике узнать героя.
За задание 6 баллов.
Идут на школьный двор, как указано на карте.
Агент в образе Пушкина прогуливается с пером в руках, будто бы в поисках: «Где же моя рукопись?».
В дупле дерева, помеченного лентой\табличкой\указателем, ребята находят листы черновика.
Пушкин зачитывает характеристики персонажей и просит определить, о ком из героев идет речь.
«В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле» (Иван Петрович Берестов)
«Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы» (Григорий Иванович Муромский)
«Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы» (Алексей)
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца…» (Лиза)
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурмила себе брови, два раза в год перечитывала Памелу, получала за то две тысячи рублей, и умирала со скуки в этой варварской России» (мисс Жаксон)
«Она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня… была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии» (Настя)
Станция 4. «Текстологи! Помочь Настасье».
Задание: вставить в текст пропущенное слово.
За задание 11 баллов.
Кабинет литературы1. В задумчивости Настя сидит за столом, с тоской смотря на лежащие перед ней фрагменты текста. Увидев ребят, девушка воодушевленно просит их помочь восстановить размытые в некоторых местах слова.
Выделенные в тексте курсивом слова при подготовке задания удалить.
При затруднении команд можно дать подсказку: материал для справок, содержащий список слов для вставки.
А) «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны, и хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными, но мысль не сдержать своего слова не пришла даже ему в голову. Дело в том, что Алексей, не смотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкой малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности…».
Б) «В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякой случай, взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муромский, соблазнясь хорошею погодою, велел оседлать куцую свою кобылку и рысью поехал около своих англизированных владений. Подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, гордо сидящего верхом, в чекмене, подбитом лисьим мехом, и поджидающего зайца, которого мальчишки криком и трещотками выгоняли из кустарника…»
Станция 5. «Я учитель».
Задание: объяснить литературоведческие термины.
За задание 8 баллов: по 1 баллу за определение термина, по 1 баллу за пример.
Кабинет литературы2. Посыльный вносит письмо. Ребята вскрывают и отдают Ивану Петровичу Берестову (агент), который, прочитав, не может разобраться в послании и просит учеников объяснить непонятные для него слова.
Цикл
Повесть
Рассказчик
Антитеза
Станция 6. «Сложи пазл».
Задание: расположить элементы композиции повести в правильном порядке.
За задание 14 баллов: по 1 баллу за нахождение пазла в фонде библиотеки, по 1 баллу за правильное композиционное расположение.
Команды приходят в библиотеку. Встречающий на 6 станции агент в образе Алексея Берестова выдает командам зашифрованные ключи-подсказки, благодаря которым учащиеся находят спрятанные в фонде библиотеки части пазла. Части пазла – это элементы композиции повести, которые необходимо расположить в правильном порядке.
Рассказ о героях старшего поколения.
Характеристика младшего поколения.
Настя, служанка Лизы, знакомится с Алексеем Берестовым и рассказывает об этом Лизе.
«Случайное» знакомство Акулины с Алексеем.
Случайная встреча Алексея с Лизой–Акулиной в её доме.
Падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым старшим.
«Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Станция 7. «Ай да Пушкин…».
Задание творческое – дописать финал.
За задание 10 баллов.
Входит Елизавета: «Какой фразой Пушкин закончил повесть? («Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…») Представьте себя великими писателями и допишите развязку. Чем же закончилась наша история?»
III этап. Общий сбор после прохождения маршрута, подведение итогов и награждение победителей.
Успешно пройдя все станции, команды встречаются в библиотеке, где проводится заключительная часть квест-игры – подсчет баллов и награждение.
Самые активные ребята награждаются дополнительными подарками. Команда-победитель получает особый сладкий приз. Все участники игры фотографируются на память.
Плюсами данной литературной квест-игры являются:
участие в квесте позволяет получить огромный опыт взаимодействия в команде;
в ходе решения поставленных задач происходит сплочение школьного коллектива;
подготовка к квесту предполагает внимательное перечитывание художественных произведений, обращение к книге;
проведение подобного литературного мероприятия иллюстрирует попытку отвлечь ребят от смартфонов и хотя бы немного приблизить к чтению;
участие в квесте позволяет получить новые знания;
обогащает полезной информацией;
предполагает повторение и закрепление ранее изученного на уроках литературы;
позволяет получить яркие эмоции от участия в необычном, интерактивном мероприятии;
напоминает ребятам о необходимости и важности чтения книг.
Легоцкая Вера Сергеевна