12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Отунчинова Карлыгаш Касымовна37
Работаю в МБОУ СОШ №1 г.Серпухова учителем русского языка и литературы, классный руководитель
Россия, Московская обл., Серпухов
3

Урок-учебное исследование по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок-учебное исследование по повести А.С. Пушкина

«Барышня-крестьянка» в 6 классе.

Учитель: Отунчинова Карлыгаш Касымовна, МБОУ СОШ №1 г.Серпухов

Тема урока : «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Мир помещичьей усадьбы 19 века в повести. Композиция повести. Сюжет. Образы. Роль случая в повести».

Основная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников в процессе исследования текста, развития готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, адекватной самооценки.

Основная дидактическая цель урока - овладение учащимися процедурой исследования текста с целью получения новых знаний.

Перед учащимися стояли следующие задачи для достижения предметных результатов:

-формирование и расширение знаний о повести как жанре эпоса;

-формирование и расширение знаний о композиции художественного произведения;

-формирование и расширение знаний о теме и идее произведений;

-формирование умений анализа художественного произведение;

-формирование умений исследовательской деятельности учащихся в составе группы;

-формирование навыков анализа, обобщения;

-формирование навыков сопоставительного анализа произведений одного автора.

Работа на уроке предполагает и формирование следующих универсальных учебных умений:

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и групповой деятельности, самоопределение, нравственно-этическое оценивание, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, постановка вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической и диалогической речью, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

Мотивация к совершению учебной деятельности

Комментарий.

Основной целью данного этапа является выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; установить тематические рамки учебной деятельности.

В рамках этого этапа учащиеся фронтально отвечают на вопросы.

Содержание этапа.

-Мы продолжаем работу над циклом А.С. Пушкина «Повести Белкина».

-Каково полное название цикла? (Полное название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А.С. Пушкина осенью 1830 года в его поместье Болдино»)

-В какой период он создан? ( В 1830 году, в Болдинскую осень - самый плодотворный период в творчестве писателя.)

-Какие повести входят в этот цикл?

-В какой последовательности создавались повести цикла? «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14 сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября); «Выстрел» (14 октября); «Метель» (20 октября).

-В какой последовательности они размещены у Пушкина?

-Что объединяет все эти произведения в один цикл? (Прежде всего, образ Ивана Петровича Белкина, который является вымышленным героем, героем- повествователем. Каждая повесть имеет свою идею, ведущую к общей авторской идее.)

- Кто же такой Иван Петрович Белкин, которому Пушкин доверил свое повествование? Зачем Пушкину понадобилось прятаться за Белкина и его рассказчиков? ( Автор повестей- Иван Петрович Белкин, к тому же покойный. Это литературная мистификация (намеренное введение в обман. заблуждение).Почему так поступил поэт? Версий много: дань моде, возможность писать от лица человека простого, который слышал эти истории. Белкин- самый смиренный герой в русской литературе, все вмещающий, все принимающий и понимающий. Высокие нравственные качества Белкин унаследовал от « честных и благородных родителей», взращенных его первым учителем- сельским дьячком. Праведный образ жизни без излишеств, кротость, честность и умеренность- таков И.П. Белкин. Это помещик средней руки, мелкопоместный дворянин, отставной военный, человек мягкосердечный, кроткий, честный, стеснительный, доверчивый. После его смерти на 30-м году жизни от простудной лихорадки осталось множество рукописей, в том числе и вышеупомянутые повести.)

-Какие повести мы уже изучили? Какая повесть осталась неизученной?

-Какие ожидания у вас перед изучением произведений? Что ждете вы от сегодняшнего урока?

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

Комментарий.

Так как мы работаем с литературным произведением, нам необходимо хорошее знание терминов. Для этого нужно, чтобы учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировали соответствующие мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.), актуализировали норму пробного учебного действия; попытались самостоятельно выполнить задания, запланированные на данном уроке, зафиксировать возникшие затруднения в выполнении заданий.

Содержание этапа

Работа в парах

-Заполните таблицу, объяснив значение терминов (задание на карточках)

Сборник

 

Повесть

 

Издатель

 

Повествователь

 

Рассказчик

 

Литературный герой

 

Эпиграф

 

Название произведение

 


 

-Сверьте по эталону значение литературоведческих терминов( эталон на экране монитора).

-Оцените свои знания. Какие ошибки вы допустили? (выявление мест и причин затруднения, а также путей их преодоления)

-Куда следует обратиться за поиском правильной информации? (В литературоведческий словарь).

-Для чего необходимо знание данных терминов? (Для качетсвенного анализа текста повести и цикла в целом.)

2) Постановка проблемы

-Какие временные границы действия в повести? (2-3 месяца, начиная от похода Насти в гости к поваровой жене и до сцены узнавания Акулины-Лизы. Но границы раздвигаются, когда мы восстанавливаем биографии Муромских и Берестовых.)

-Какие ассоциации у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?

-Какой прием использует автор в основе названия? Какова его роль?

(Антитеза. Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется узнать, кто же она на самом деле.)

-Прочитайте и объясните смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и в крестьянском облике.)

_Судя по названию и эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)

-Литературоведы считают повесть «Барышня-крестьянка» пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. Все ли слова вам понятны? Значение каких слов следует выяснить? (Выясняем значение слов ПАРОДИЯ, РОМАНТИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Для выяснения значений дети обращаются к литературоведческим словарям и справочникам, а также к сети ИНТЕРНЕТ. Значение слов записываем в таблицу терминов.)

-Какие ваши предположения в связи с такой характеристикой жанра?

(Возможно, перед нами не совсем серьезное произведение, в нем Пушкин рассуждает о серьезных проблемах, но с юмором. В повести много внимания уделено описанию чувств героев, их переживаний.)

-Литературный критик 19 века В. Белинский писал о « Повестях Белкина»: «Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки». Так ли это?

-Ответу на этот вопрос мы и посвятим сегодняшнее занятие. Это и есть тот проблемный вопрос, который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к концу урока.

- Сформулируйте цели сегодняшнего урока. (Проанализируйте текст повести, чтобы выяснить, прав ли Белинский в своем утверждении)

- Это и есть тот проблемный вопрос, который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к концу урока.

-Выдвижение гипотезы. Какими будут ваши предположения?

-Что необходимо сделать, чтобы решить этот вопрос? ( Необходимо проанализировать содержание повести, исследовать эпизоды, посовещаться, то есть поработать в группах, прийти к выводу.)

Заполните таблицу «Хочу»-«Надо»-«Могу»

Хочу

Надо

Могу

 

 

 

Комментарий.

Дети хотят изучить повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему образов, проникнуть в творческий мир писателя, определить тему и идею произведения, прочитать выразительно любимый фрагмент, пересказать наиболее понравившийся эпизод, создать иллюстрации к эпизодам и т.д.

Для этого надо: хорошо знать содержание повести, владеть терминами по теории литературы, уметь ставить вопросы, отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тезисы, формулировать собственные суждения, привлекать текст для аргументации своего мнения, делать обобщения, разобраться в содержании повести, выяснить все непонятные для себя эпизоды, сотрудничать в группе…

Что могу: работать с текстом самостоятельно, в группе, отвечать на вопросы…

Организация групповой исследовательской работы

Комментарий.

Задача этого этапа- построение учащимися нового способа действия и формирования умения его применять при решении заданий. Для решения этих задач необходимо выдвинуть и обосновать гипотезы, принять решение, зафиксировать в обобщенном виде результат своего действия.

Эта работа происходит в каждой группе в отдельности. Каждая группа выбирает свой ход исследования: некоторые распределяли задания между всеми членами группы, некоторые все делали сообща, путем обсуждения информации. И тот, и другой путь являются приемлемыми в групповой работе.

Перед началом работы обязательно повторяем правила работы в группе.

Содержание этапа.

Группа 1

Задание

Историческая эпоха в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Выделите в тексте повести и проанализируйте фрагменты, в которых характеризуется историческая эпоха, быт героев. Внимательно перечитайте их, заполните таблицу.

Сделайте вывод об особенностях быта, интересах, жизненных ценностях старшего поколения помещиков.

Составьте 2 синквейна «Берестов», «Муромский».

Таблица

Быт Берестова и Муромского

Линия сравнения

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

 

 

Прошлое героя

 

 

Ведение хозяйства, дел

 

 

Отношение героев к детям

 

 

Отношение соседей к героям

 

 

Отношение героя к соседям

 

 

Описание усадьбы

 

 

Любимые занятия

 

 

Жизненные ценности

 

 

Комментарий.

Так, перед защитой исследования первой группы мы выяснили, какую историческую эпоху изобразил Пушкин, значение слов ДВОРЯНИН, УСАДЬБЫ, ГОСПОДСКИЙ ДОМ, АНГЛИЙСКИЙ САД, необходимые для понимания текста.

В процессе работы частники группы выделяют необходимые эпизоды, анализируют их, выделяют нужную информацию, затем систематизируют ее в таблицу, обобщают. В качестве вывода они составляют творческие миниатюры- синквейны.

Группа 2

Задание

Анализ эпизода «Примирение помещиков»

Прочитайте и проанализируйте эпизод «Примирение помещиков» и дайте ответ на следующей вопросы:

Как произошло примирение враждующих помещиков?

Каково отношение автора к героям?

Исследуйте, какими словами выражено авторское отношение к героям?

Исследуйте, какова роль природы в данном эпизоде?

Сопоставьте образы Берестова и Муромского и заполните сравнительную таблицу.

Таблица

Старшее поколение помещиков

Общие черты

Отличные черты

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий.

Перед защитой задания группы 2 в процессе фронтальной дискуссии выясняем, на какие группы мы можем разделить всех героев повести( на старшее и младшее поколение). Выясняем причину вражды между помещиками, обращаем внимание на авторскую иронию в изображении Муромского, а также на роль случая в разрешении данного спора. Далее дети представили результаты своей работы, которые оформили в виде сравнительной таблицы. В данном случае формируются аналитические навыки, умение в процессе коллективной дискуссии принимать общее решение.

Группа 3

Задание

Младшее поколение в повести

Выделите нужные эпизоды из повести для характеристики молодого поколения и составьте связный рассказ о Лизе и Алексее.

Заполните сравнительную таблицу.

Сделайте вывод о том, каким было воспитание в дворянских семьях.

Таблица

Линии сравнения

Лиза

Алексей

Возраст героя

 

 

Портрет героя

 

 

Воспитание и образование

 

 

Отношение к родителям и родителей к ним

 

 

Положение в обществе

 

 

Основные черты характера

 

 

Почему герои полюбили друг друга

 

 

Комментарий.

Задание для 3 группы позволяет учащимся учиться сопоставительному анализу героев повести, формируют умение составлять связный рассказ, анализировать и обобщать накопленный материал. Также в процессе обсуждения результатов учащиеся выдвигают гипотезы, аргументируют свой выбор и приходят в процессе дискуссии к выводу.

Группа 4

Задание

Анализ эпизода «Знакомство Лизы и Алексея»

Прочитайте фрагмент из повести, выполните задания и ответьте на следующие вопросы:

Расскажите о первой встрече героев

Проанализируйте, как автор передает душевное состояние Лизы перед предстоящей встречей?

Исследуйте, какими словами передано душевное состояние Лизы?

Объясните, какую роль играет описание природы в данном эпизоде?

Обобщите свои наблюдения в форме связного рассказа.

Комментарий.

Перед защитой работы группы 4 идет дискуссия о том, что предшествовало первой встрече Алексея и Лизы? Что двигало Лизой, когда она решила переодеться крестьянкой? Почему недавние враги решили поженить своих детей? Почему Алексей сделал предложение руки и сердца дочери кузнеца? Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? Какой вы видите развязку событий? Таким образом, путем проблемной дискуссии и серьезной аналитической работы учащиеся приходят к единому мнени. И оформляют ответ в виде связного рассказа.

Группа 5

Задание

Художественный мир повести. Маски Алексея Берестова.

Объясните значение масок Алексея Берестова, заполните таблицу, используя цитаты их текста.

Сделайте обобщение по результатам исследования.

Составьте синквейн «Алексей»

Таблица

Маски

Обоснование

Алексей-гусар

 

Алексей-таинственный меланхолик

 

Алексей-барин

 

Алексей-сын

 

Алексей-геттингенец

 

Алексей-страдающий влюбленный

 

Группа 6

Задание

Художественный мир повести. Маски Лизы.

Объясните значение масок Лизы, заполните таблицу, используя цитаты из текста.

Сделайте обобщение по результатам исследования.

Составьте синквейн «Лиза»

Таблица

Маски Лизы

Обоснование

Лиза-дворянка

 

Лиза-сирота

 

Лиза-Акулина

 

Лиза-влюбленная

 


 

Группа 7

Задание

Что общего в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка»?

Установите аналогии в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» И «Барышня-крестьянка»

Заполните таблицу, обозначив линии сравнения.

Составьте связный ответ об общих чертах двух пушкинских произведений.


 

Таблица

Повесть «Дубровский»

Повесть «Барышня-Крестьянка»

 

 

 

 

 

 

Реализация групповой исследовательской работы.

Включение в систему знаний.

Комментарий.

Спустя 20 минут, отведенных на групповую исследовательской работу, начинаем защиту работ. Учащиеся сами определили форму ответа: они самостоятельно распределили задания между всеми членами группы, выдвинули гипотезы, обсудили варианты решения заданий, согласовали оответы, выстроили последовательность защиты.

В процессе работы у детей формировались следующие УУД

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обобщение

Фронтальная работа

Комментарий.

Возвращаемся в проблемному вопросу: «Прав ли Белинский, написав о « Повестях Белкина»: «Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки».

В устной проблемной дискуссии дети соглашаются с тем, что повесть «Барышня-крестьянка» занимательная, приводят аргументы в защиту, опровергают мнение критика о том, что в них нет художественности, приводя веские аргументы (характеристика исторической эпохи, занимательный сюжет, пейзажные зарисовки, обилие художественных средств, речевые характеристики героев и т.д.).

В заключение формулируем идею повести, а также соотносим эпизоды с их местом в сюжете.

Элементы композиции

Эпизод повести

Экспозиция

Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

Завязка

Случайная встреча с Лизой- Акулиной в ее доме. Падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым-старшим.

Кульминация

Отсутствует.

Развязка

Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.


 

Этап рефлексии

Комментарий.

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон в работе. Для этого учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. После самоанализа учащиеся возвращаются к таблице «Хочу»-«Надо»-«Могу» и соотносят результат собственной деятельности с целеполаганием в начале занятие.

Задаем вопросы:

-Что получилось? Что не получилось?

Хороший прием рефлексии «Плюс-Минус-Интересно». В графу ПЛЮС дети записывают то. Что понравилось на уроке, в графу МИНУС- то, что показалось скучным, в графу ИНТЕРЕСНО- записали любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели узнать, задать вопросы учителю.

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 


 

В заключение занятия можно предложить учащимся написать SMS с впечатлением о занятии. Вот отдельные отзывы:

-Занятие было интересным и ярким.

-Был интересный и познавательный урок.

-Работать в группе интересно.

-Занятие помогло нам научиться слушать друг друга

-Сегодня была слаженная работа.

-Понравилась хорошая атмосфера урока.

-Успешная работа в группе и хорошее общение.

-Мы постарались на славу.

-Много радостных и положительных эмоций.

-Все отлично, интерес просто бурлил

-Понравилось обсуждать разные мнения, высказывать свое.

Оценивание

Выставление баллов каждому участнику группы, подсчет баллов, перевод в оценку.

Целеполагание

-Какие задачи вы ставите перед собой на следующее занятие или для самостоятельной работы?

Выбор домашнего задания

Творческая работа на одну из тем «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»; «Каким я вижу финал повести А.С. Пушкина « Барышня-крестьянка»( прогнозирование продолжения).



 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.