По страницам повести А.М. Линевского «Листы каменной книги»
«Чем славен наш край?»
По страницам повести А. Линевского «Листы каменной книги»
Цели урока:
- обучающие: обобщение знаний по содержанию произведения, развитие у школьников умения анализировать познавательный объект (текст);
- развивающие: развитие самостоятельности учащихся, творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
- воспитательные: привитие чувства любви к своему родному краю; воспитание осознанного бережного отношения к окружающей среде, воспитание чувства гордости и уважения к нашим предкам.
Форма работы: групповая, ученик-ученик, ученик-группа, ученик-класс, группа-класс.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, мотивация к учебной деятельности, освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.
Познавательные: выявление учебно-познавательных действий, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, формулирование обобщений и выводов.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, адекватная оценка своих достижений, поиск путей преодоления возникающих трудностей, оценивание своей работы и работы одноклассников, осознание правил контроля.
Коммуникативные: формулирвоание вопросов, ответы на них, формулирование собственных мыслей, межличностное общение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: возможно использование презентации, мультимедийный ряд, раздаточный материал – карточки, иллюстрации.
Программа: Моя Карелия. Путешествие по родному краю, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / Н. П. Кутьков. – 2013. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год. Данная тема идёт в третьей четверти.
Сценарий урока
1. Начало урока. Организационный момент, психологический настрой на работу (эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала):
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня на уроке вас ждут интересные задания и новые открытия, а помощниками вам будут внимание, память, находчивость и смекалка.
2. Актуализация знаний (воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний):
- С каким автором мы познакомились с вами на прошлом уроке? Правильно, Александром Михайловичем Линевским! Давайте вспомним интересные факты из его биографии.
Ответы учащихся:
* В 1923 году поступил на этнографический факультет Географического института в Петербурге. А летом 1926 года возглавил этнографо-фольклорную экспедицию, которая проводила исследования в средней Карелии, Беломорье, Заонежье, Шелтозере и Пудоже.
* В семи километрах от поморского села Сорока (г. Беломорск) у деревни Выгостров Линевский обнаружил скалу «Бесовы следки», покрытую тремястами рисунками (петроглифами), выбитыми примерно 4-5 тысяч лет назад.
* Изучая и расшифровывая карельские петроглифы А.М.Линевский смог рассказать нам о быте и промыслах древнего общества, лучше понять мир людей, когда-то живших в Карелии. Впоследствии им было написано произведение «Листы каменной книги».
3. Формулирование темы и задач урока учащимися:
-Вы уже догадались, что наш урок необычный?
Ответы учащихся: - Да! Столы расставлены необычным образом, на них карточки с названиями групп:
* Исследователи обычаев.
* Исследователи петроглифов.
* Исследователи охоты.
* Мастера своего дела.
* Строители.
- Прочитайте внимательно названия групп, как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок, какие задачи перед собой поставим?
Ответы учащихся: - Это урок-исследование, мы узнаем новое о наших предках, погрузимся в обычаи древних карел, узнаем, на кого они охотились, чем увлекались.
4. Выявление места затруднения (эвристическая беседа):
- Обладаете ли вы уже этими знаниями? Что нужно будет сделать для их получения?
Ответы учащихся: - Внимательно прочитать главы повести А. Линевского, использовать справочную литературу, учебник «Моя Карелия», ресурсы интернета.
На столах: тексты книги, учебники, распечатки с изображениями, справочная литература (Н. В. Лобанова «Петроглифы Онежского озера»), ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.nexplorer.ru/news__11217.htm - Петроглифы Беломорья и Онеги - письменное свидетельство охотничьих традиций, верований и быта предков;
http://www.mccme.ru/putevod/10/Belomorsk_petrogliphy/belomorsk_petrogliphy.html - Беломорские петроглифы;
http://www.karjalan.ru/obryady-obychai-i-zaprety-drevnikh-karel.html - обряды и обычаи древних карел;
http://finugor.ru/karely - всё о карелах.
5. Работа в группах (построение проекта выхода из затруднения): распределение вопросов в группе, выполнение полученных заданий на основе домашнего.
№1 Исследователи обычаев.
Д/з: перечитать 1 главу.
Ответить на вопросы. Подготовить рассказ по вопросам. Работа с иллюстрациями.
* Почему Льок должен был стать колдуном?
* Что подарили охотники хозяину реки и зачем?
* Что сказали духи Лисьей Лапе, когда внучку её подруги хотели бросить в реку?
* Что посоветовал главный охотник Кремень Льоку?
* Что спасло нового колдуна?
* Какие обычаи были в стойбище?
№2 Исследователи петроглифов.
Д/з: Перечитать 3, 4 главы с 18.
Подготовить рассказ по вопросам.
Творческая лаборатория: Нарисуй, как мог выглядеть 1 петроглиф (серый лист, черная и белая краска, кисть / восковая дощечка и стилус)
*Чего обязан добиваться колдун у духов?
*Как Льок подружился с Роко?
*Зачем Льок выбил изображение Роко на священной скале?
*Чем были недовольны колдуньи?
*Какие ещё рисунки выбил Льок на скале? (с. 42, 72, 174)
*Зачем он это сделал?
Подумай: О чём нам рассказали петроглифы?
№3 Исследователи охоты.
Д/з: Нарисуй картины охоты.
Коротко расскажи, как люди охотились в те времена.
*Посвящение в охотники в 1 стойбище (с. 60 – 61).
*Посвящение в охотники во 2 стойбище (с. 171 – 172).
*Охота на белуху (с.77 – 78 )
*Охота на кита (с.86 – 87)
*Охота на зайца и лисицу в новом стойбище/ (с. 157 – 160)
*Охота на оленей в новом стойбище/ (с. 184 – 188)
Подумайте, почему так много Линевский описывает, как люди охотились.
№4 Мастера дел
Д/З: Подготовьте выразительное чтение:
*Изготовление посуды (с.66 – 67). Творческая лаборатория: лепка посуды из пластилина.
*Изготовление ладьи (с.69 – 70)
*Изготовление оружия (с.177 – 179)
Подумайте, откуда мы могли узнать, как мастерили эти предметы.
№5 Строители
Д/З: Перечитай главу 20 (с.113 – 116) и страницу 143.
Расскажи, как строили жилище в разных стойбищах.
*Как выбирали место для нового жилища?
*Кто его строил?
*Как измеряли длину и ширину?
*Какое правило нельзя было нарушить?
Подумай! Какие черты характера ты увидел в людях во время строительства.
6.Физкультминутка
7. Включение в систему знаний (обобщение полученных на уроке сведений): выступление участников групп с результатами своей работы. Рассказ, иллюстрации, творческие работы, выразительное чтение.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности возникли?
- Решили ли задачи, поставленные перед собой?
- Какое у вас настроение на момент окончания урока?
Написание синквейна по теме урока:
Существительное – ТЕМА
2 Прилагательных
3 Глагола
Фраза, предложение по теме.
Обобщающее слово, синоним к теме.
9. Взамное оценивание, выставление отметок за работу на уроке.
- Благодарю за ваш кропотливый труд, за творческие достижения, за ваши горящие энтузиазмом глаза! Все вы очень хорошо поработали сегодня. Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание.
10. Домашнее задание:
Дочитать повесть.
Творческое задание по выбору: составить кроссворд по произведению / написать небольшое эссе «После прочтения книги А. М. Линевского я…» / нарисовать иллюстрацию.
Дополнительное задание на оценку: интерактивное задание сервиса LearningApps http://learningapps.org/display?v=px4fe22pj16 – найти слова, связанные с произведением.
Панкова Ирина Николаевна
Устинова Валентина Ивановна
Галашова Оксана Олеговна
Селиванова Галина Геннадьевна