12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галашова Оксана Олеговна474
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

«Чем славен наш край?»

По страницам повести А. Линевского «Листы каменной книги»

Цели урока:
- обучающие:  обобщение знаний по содержанию произведения, развитие у школьников умения анализировать познавательный объект (текст);
- развивающие: развитие   самостоятельности   учащихся, творческих    способностей   и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
- воспитательные: привитие чувства  любви к своему родному краю;        воспитание осознанного бережного отношения к окружающей среде, воспитание чувства гордости и уважения к нашим предкам.

Форма работы: групповая, ученик-ученик, ученик-группа, ученик-класс, группа-класс.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, мотивация к учебной деятельности, освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выявление учебно-познавательных действий, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, формулирование обобщений и выводов.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, адекватная оценка своих достижений, поиск путей преодоления возникающих трудностей, оценивание своей работы и работы одноклассников, осознание правил контроля.

Коммуникативные: формулирвоание вопросов, ответы на них, формулирование собственных мыслей, межличностное общение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: возможно использование презентации, мультимедийный ряд, раздаточный материал – карточки, иллюстрации.

Программа: Моя Карелия. Путешествие по родному краю, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / Н. П. Кутьков. – 2013. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год. Данная тема идёт в третьей четверти.

Сценарий урока

1. Начало урока. Организационный момент, психологический настрой на работу (эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала):

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня на уроке вас ждут интересные задания и новые открытия, а помощниками вам будут внимание, память, находчивость и смекалка.

2. Актуализация знаний (воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний):

- С каким автором мы познакомились с вами на прошлом уроке? Правильно, Александром Михайловичем Линевским! Давайте вспомним интересные факты из его биографии.

Ответы учащихся:

* В 1923 году поступил на этнографический факультет Географического института в Петербурге. А летом 1926 года возглавил этнографо-фольклорную экспедицию, которая проводила исследования в средней Карелии, Беломорье, Заонежье, Шелтозере и Пудоже.

* В семи километрах от поморского села Сорока (г. Беломорск) у деревни Выгостров Линевский обнаружил скалу «Бесовы следки», покрытую тремястами рисунками (петроглифами), выбитыми примерно 4-5 тысяч лет назад.

* Изучая и расшифровывая карельские петроглифы А.М.Линевский смог рассказать нам о быте и промыслах древнего общества, лучше понять мир людей, когда-то живших в Карелии. Впоследствии им было написано произведение «Листы каменной книги».

3. Формулирование темы и задач урока учащимися:

-Вы уже догадались, что наш урок необычный?

Ответы учащихся: - Да! Столы расставлены необычным образом, на них карточки с названиями групп:

* Исследователи обычаев.

* Исследователи петроглифов.

* Исследователи охоты.

* Мастера своего дела.

* Строители.

- Прочитайте внимательно названия групп, как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок, какие задачи перед собой поставим?

Ответы учащихся: - Это урок-исследование, мы узнаем новое о наших предках, погрузимся в обычаи древних карел, узнаем, на кого они охотились, чем увлекались.

4. Выявление места затруднения (эвристическая беседа):

- Обладаете ли вы уже этими знаниями? Что нужно будет сделать для их получения?

Ответы учащихся: - Внимательно прочитать главы повести А. Линевского, использовать справочную литературу, учебник «Моя Карелия», ресурсы интернета.

На столах: тексты книги, учебники, распечатки с изображениями, справочная литература (Н. В. Лобанова «Петроглифы Онежского озера»), ссылки на интернет-ресурсы:

http://www.nexplorer.ru/news__11217.htm - Петроглифы Беломорья и Онеги - письменное свидетельство охотничьих традиций, верований и быта предков;

http://www.mccme.ru/putevod/10/Belomorsk_petrogliphy/belomorsk_petrogliphy.html - Беломорские петроглифы;

http://www.karjalan.ru/obryady-obychai-i-zaprety-drevnikh-karel.html - обряды и обычаи древних карел;

http://finugor.ru/karely - всё о карелах.

5. Работа в группах (построение проекта выхода из затруднения): распределение вопросов в группе, выполнение полученных заданий на основе домашнего.

1 Исследователи обычаев.

Д/з: перечитать 1 главу.

Ответить на вопросы. Подготовить рассказ по вопросам. Работа с иллюстрациями.

* Почему Льок должен был стать колдуном?

* Что подарили охотники хозяину реки и зачем?

* Что сказали духи Лисьей Лапе, когда внучку её подруги хотели бросить в реку? 

* Что посоветовал главный охотник Кремень Льоку?

* Что спасло нового колдуна?

* Какие обычаи были в стойбище?

№2 Исследователи петроглифов.

Д/з: Перечитать 3, 4 главы с 18.

Подготовить рассказ по вопросам.

Творческая лаборатория: Нарисуй, как мог выглядеть 1 петроглиф (серый лист, черная и белая краска, кисть / восковая дощечка и стилус)

*Чего обязан добиваться колдун у духов?

*Как Льок подружился с Роко?

*Зачем Льок выбил изображение Роко на священной скале?

*Чем были недовольны колдуньи?

*Какие ещё рисунки выбил Льок на скале? (с. 42, 72, 174)

*Зачем он это сделал?

Подумай: О чём нам рассказали петроглифы?

№3 Исследователи охоты.

Д/з: Нарисуй картины охоты.

Коротко расскажи, как люди охотились в те времена.

*Посвящение в охотники в 1 стойбище (с. 60 – 61).

*Посвящение в охотники во 2 стойбище (с. 171 – 172).

*Охота на белуху (с.77 – 78 )

*Охота на кита (с.86 – 87)

*Охота на зайца и лисицу в новом стойбище/ (с. 157 – 160)

*Охота на оленей в новом стойбище/ (с. 184 – 188)

Подумайте, почему так много Линевский описывает, как люди охотились.

№4 Мастера дел

Д/З: Подготовьте выразительное чтение:

*Изготовление посуды (с.66 – 67). Творческая лаборатория: лепка посуды из пластилина.

*Изготовление ладьи (с.69 – 70)

*Изготовление оружия (с.177 – 179)

Подумайте, откуда мы могли узнать, как мастерили эти предметы.

№5 Строители

Д/З: Перечитай главу 20 (с.113 – 116) и страницу 143.

Расскажи, как строили жилище в разных стойбищах.

*Как выбирали место для нового жилища?

*Кто его строил?

*Как измеряли длину и ширину?

*Какое правило нельзя было нарушить?

Подумай! Какие черты характера ты увидел в людях во время строительства.

 

6.Физкультминутка


7. Включение в систему знаний (обобщение полученных на уроке сведений): выступление участников групп с результатами своей работы. Рассказ, иллюстрации, творческие работы, выразительное чтение.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке:

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Решили ли задачи, поставленные перед собой?

- Какое у вас настроение на момент окончания урока?

 

Написание синквейна по теме урока:

Существительное – ТЕМА

2 Прилагательных

3 Глагола

Фраза, предложение по теме.

Обобщающее слово, синоним к теме.


9. Взамное оценивание, выставление отметок за работу на уроке.

- Благодарю за ваш кропотливый труд, за творческие достижения, за ваши горящие энтузиазмом глаза! Все вы очень хорошо поработали сегодня. Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание.


10. Домашнее задание:

Дочитать повесть.

Творческое задание по выбору: составить кроссворд по произведению / написать небольшое эссе «После прочтения книги А. М. Линевского я…» / нарисовать иллюстрацию.

Дополнительное задание на оценку: интерактивное задание сервиса LearningApps http://learningapps.org/display?v=px4fe22pj16 – найти слова, связанные с произведением.

05.04.16 в 19:25


Комментарии (4)

Панкова Ирина Николаевна, 18.05.16 в 12:50 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю!. Ваша работа этого достойна.
Устинова Валентина Ивановна, 18.05.16 в 13:56 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно. Спасибо!
Селиванова Галина Геннадьевна, 03.01.23 в 16:02 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю! Мне очень понравилась Ваша разработка урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.