12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11315
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Сценарий внеклассного мероприятия»

​​​​​​​


Презентация к мероприятию
PPT / 9.52 Мб

Пояснительная записка
DOC / 67.5 Кб


Литературный вечер-конкурс «И пробуждается поэзия во мне...»

(7 – 9 классы)

Цель: знакомство учащихся с основными периодами жизни и творчества А. С. Пушкина, с историей создания пушкинских стихотворений.

Задачи:

- расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

- формировать у учащихся навыки выразительного чтения поэтического текста;

- воспитывать средствами искусства у учащихся «чувства добрые», уважение к творчеству А. С. Пушкина.

Ход вечера:

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята! Наш литературный вечер-конкурс посвящён великому русскому поэту А. С. Пушкину. Сегодня мы перелистаем некоторые страницы его произведений, познакомимся с историей их создания.

Представление участников конкурса и членов жюри.

2. Основная часть. Учитель рассказывает об истории создания стихотворений. Конкурсанты читают стихи А. С. Пушкина. Жюри выставляет баллы.

Писать стихи А. С. Пушкин начал очень рано. К сожалению, многие из ранних стихотворений поэта до нас не дошли, и мы не можем точно назвать год, когда Пушкин написал первое стихотворение. Но мы можем с уверенностью назвать дату, когда появилось первое печатное стихотворение Пушкина. Это 1814 год. Пушкину было тогда 15 лет!

Первым стихотворением Пушкина, появившимся в печати, было стихотворение «К другу стихотворцу». Опубликовано стихотворение было в журнале «Вестник Европы». Пушкин-лицеист вошёл в «большую» литературу. Слайд 2.

В своём первом печатном стихотворении Пушкин высказывает мысль о том, что поэт не тот, «кто умеет рифмы плесть», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Сквозь всё стихотворение проходит идея о трагической участи поэтов в жизни. И в этом мы убеждаемся на примере жизни самого А.С. Пушкина.

В 1820 году царь Александр I, узнав о свободолюбивых стихах Пушкина, ссылает его в южные губернии России. В мае 1820 года поэт отправляется в Кишинёв. Затем Одесса, Михайловское… В жизни поэта произошёл резкий перелом: певец вольности оказался в заточении:

На крыльях вымысла носимый,

Ум улетал за край земной;

И между тем грозы незримой

Сбиралась туча надо мной!

Я погибал…

Душа, как прежде, каждый час

Полна томительною думой –

Но огнь поэзии погас.

Ищу напрасно впечатлений:

Она прошла, пора стихов,

Пора любви, весёлых снов,

Пора сердечных вдохновений!

Вырванный из привычного круга жизни, поэт чувствовал себя одиноким, гонимым странником. В первые четыре месяца южной ссылки он ничего не пишет. Первое стихотворение этого периода – элегия «Погасло дневное светило…». Слайд 3.

Конкурсант читает элегию «Погасло дневное светило…»

В элегии поэт говорит о своём одиночестве, о своих сердечных муках. Главный мотив элегии – возрождение души, жаждущей свободы. Так в творчестве Пушкина появляется тема узника, навеянная личной судьбой поэта.

История создания стихотворения «Узник». Это стихотворение было написано в 1820 году в Кишинёве. Пушкин посетил местную тюрьму. На тюремном дворе он увидел двух орлов, у которых, чтоб они не могли улететь, были подрезаны крылья. Вид орлов поразил поэта. Уделом гордых птиц, которых так естественно можно представить в свободном, парящем полёте, стала жалкая жизнь в неволе. Под впечатлением увиденного Пушкин написал стихотворение «Узник», в котором сравнивает свою судьбу с судьбой бедных птиц. Слайд 4.

Конкурсант читает стихотворение «Узник».

История создания стихотворения «Птичка». Слайд 5.

«Птичка» - стихотворение, близкое к «Узнику». Весной, накануне Пасхи, на Руси было принято выпускать птиц из клеток.

Более 160 лет назад в Кишинёве трое молодых людей решили устроить соревнование: написать стихотворение в восемь строк, посвященное выпущенной на свободу птичке. Эти молодые люди были: сосланный на юг Александр Сергеевич Пушкин, Антон Антонович Дельвиг, друг Пушкина по лицею, и Федор Антонович Туманский, молодой дипломат, приехавший в Молдавию по служебным делам. Если вы думаете, что в этом соревновании победил А.С. Пушкин, то вы ошибаетесь. Победителем единодушно был признан Ф. А. Туманский. Сейчас мы послушаем стихотворение А. С. Пушкина.

Конкурсант читает стихотворение А. С. Пушкина «Птичка».

Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье;

Уснув, не знаю, где проснусь. –

Всегда гоним, теперь в изгнанье

Влачу закованные дни…

Михайловское. Слайд 6.

В 1824 году Пушкина ссылают в село Михайловское. Поэт тяжело переносил своё второе изгнание. В Петербурге ходили слухи, что он кончил жизнь самоубийством. Сам Пушкин писал В. А. Жуковскому: «Стыжусь, что доселе не имею духа исполнить пророческую весть, которая разнеслась недавно обо мне, и ещё не застрелился. Глупо час от часу далее вязнуть в жизненной грязи».

В Михайловском Пушкин находился в полном одиночестве, вдали от друзей, под надзором властей и духовенства, окружённый тайными и явными шпионами. «Должно точно быть богатырём духовным, чтобы устоять против этой пытки», - писал Вяземский. Пушкин устоял: скука, тоска, одиночество отступили перед напряжённым, мучительным и радостным трудом - творчеством. «Поэзия, как ангел - утешитель, спасла меня, и я воскрес душой», - писал Пушкин, вспоминая это тяжёлое время. Два с лишним года прожил Пушкин безвыездно в этом глухом селении.

Слайд 7. Самым преданным другом Пушкина в эти суровые дни была няня Арина Родионовна. Её заботы и любовь скрашивали жизнь поэта в Михайловском. Пушкин очень любил няню и посвятил ей несколько трогательных стихотворений. Вот одно из них.

Конкурсант читает стихотворение «Няне».

Пушкин слушает сказки и песни старой няни, с ней он делит досуг, коротая долгие зимние вечера, с ней ему не скучно. Поэт поведал о беседах с няней в превосходном стихотворении «Зимний вечер».

В светёлке потрескивает оплывшая свеча, колеблются тени предметов, «голубка дряхлая» ведёт неторопливый рассказ. А за окном крутятся снежные вихри. Пушкин сосредоточенно смотрит в темноту: то ли слушает «бури завыванье», то ли, «на крыльях вымысла носимый» ведёт мысленный разговор с героями своих будущих произведений.

Конкурсант читает стихотворение «Зимний вечер».

Слайд 8. 11 января 1825 года в Михайловское приехал Иван Пущин, товарищ лицейских дней, первый и бесценный друг Пушкина. Друзья провели вместе всего один день, но как много в него вместилось! Пущин рассказывал о лицейских товарищах, о своей службе, о литературных и общественных новостях. Это была их последняя встреча. Через некоторое время Пушкин так напишет об этой встрече:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

Пущин участвовал в восстании декабристов, был сослан в Сибирь на каторгу. Пушкин через жену декабриста Муравьёва передаёт своему другу это послание. «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина», - вспоминал Пущин.

Конкурсант читает стихотворение «И. И. Пущину».

И ещё одна встреча озарила закованные дни Пушкина: в Тригорское, соседнее имение П. А. Осиповой, приехала погостить Анна Петровна Керн, молодая, красивая женщина, с которой Пушкин был знаком ещё в Петербурге. Внезапно и остро вспыхнувшая страсть, несколько вечеров в гостиной тригорского дома, несколько совместных прогулок – и снова расставанье, снова одиночество. Перед отъездом Керн Пушкин принёс ей первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…». Слайд 9.

Конкурсант читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

История создания романса И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Пройдут годы, и другой талантливый человек, композитор И. Глинка встретит и полюбит дочь Анны Керн – Екатерину. К тому времени он будет уже женат и не сможет быть вместе со своей возлюбленной. Ей он посвятит «Вальс - фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье… ». Звучит романс И. Глинки «Я помню чудное мгновенье… ».

Любовь – это источник вдохновения. В письме Н. Раевскому Пушкин писал: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить».

В разгар творческой работы Пушкина застаёт известие о восстании декабристов. Однажды утром подкатила к няниному дому казённая тройка, и усатый фельдъегерь увёз с собой ошеломлённого Александра Сергеевича, не дав ему и часа собраться в дорогу. Няня была в отчаянии, плакала весь день, не знала, что и подумать. Шло следствие по делу декабристов, а списки пушкинских запрещённых стихов находят у заподозренных при каждом обыске.

Прошло несколько тревожных дней, пока почта не принесла пушкинской записки, торопливо написанной в пути. Выяснилось немногое: везут его в Москву, а что дальше будет – никому неведомо… Неужели опять в дорогу дальнюю, бесконечную? Что за беспокойная судьба у этого человека! Где же, когда найдёт себе отдых его горячее, неуёмное сердце? Что сулит ему новая перемена в жизни? Неужели всё то же – вечное скитанье?

Конкурсант читает стихотворенье «Зимняя дорога».

Конкурсант читает элегию «Безумных лет угасшее веселье … »

Болдино. Слайды 10- 11. Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» была написана в 1830 г. в Болдине. Пушкин приехал в родовое имение накануне своей свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой. В Болдине он намеревался задержаться на месяц, а «застрял» на целых три, окружённый со всех сторон холерными карантинами.

В элегии Пушкин подводит итог прожитой жизни. Здесь выражены горечь, уныние, печаль, душевное смятение, безрадостные предчувствия:

Мой путь уныл.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море…

Но заканчивается элегия не мыслью о безнадёжности и безысходности жизни, а мудрым просветлённым приятием её:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать …

Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости он получал от природы. Михайловские рощи, поля Болдина не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Вспомним стихи о родной природе! Слайд 12.

Конкурсанты читают стихотворения «Осень» (отрывок «Унылая пора! очей очарованье!), «Зимнее утро», отрывок из романа «Евгений Онегин» («Вот север, тучи нагоняя...»).

Подведение итогов конкурса чтецов.

Награждение победителей и участников конкурса.

Слайд 13. Спасибо за внимание!

Слайды 14-15. Использованные источники.

Опубликовано в группе «Сценарий внеклассного мероприятия»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.