12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зеленецкая Марина Сергеевна51
1

Тема: «Организация проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности»

 

Тема: «Организация Проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности »

 

Выполнена: Зеленецкой Мариной Сергеевной,

учителем информатики

МКОУ СОШ № 3 с.Безопасное

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………..………………………………………………………………… 3

Основная часть:

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике………………..…………….4

Сущность метода проектов………………………………………………………………...7

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения...10

    Выводы по первой главе……………………………………………………………………...18

Практическая часть:

Глава 2 Описание опыта работы

2.1 Потенциал среды программирования Scratch в организации проектной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………19

2.2 Программа внеурочной деятельности…………………………………………………...22

2.3 Методические рекомендации к внеурочной проектной деятельности школьника с использованием среды Scratch……………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………………………28

 

Введение

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Метод проектов активно используется во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении информатики.

Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников 2 -х классов.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении информатики в 2 – х классов.

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности младших школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:

Изучить историю возникновения метода проектов в педагогике

охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;

описать методику организации проектной деятельности;

раскрыть методику проектной деятельности в среде программирования Скретч на занятиях по внеурочной деятельности;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной деятельности по информатики; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по информатики во внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения информатики 2 класса, разработана структура проектной деятельности при изучении информатики во 2 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике.

Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: " Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет". В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 –х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Цель исследовательской деятельности является развитие личности, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Основой современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.

1.2.Сущность метода проектов.

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.

В настоящее время авторы дают различные определения проекту.

Н. Ю. Пахомова определяет проект, как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата деятельности.

Рязанова В.Н., Солопова Н.К. придерживаются определения, данного И.С. Сергеевым: проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. (Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта).

Н.В. Ивочкина придерживается мнения, что проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности.

Л. Иванова дает следующее определение. Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

В нашем исследовании за рабочее определение примем определение проекта, данное Л. Ивановой.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе также даются различные определения. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение «Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».

Л. Иванова считает, что метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Н.В. Ивочкина под методом проектов понимают образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Ряд авторов придерживаются мнения, что метод проектов (от греческого – «путь исследования») - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В Интернете дается следующее определение метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Так в чем же заключается сущность метода проектов?

Сущность метода проектов тоже неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.

В своей работе В.В.Гузеев отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова.

Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет так:

вариант технологии проблемного обучения;

комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

способ группового обучения;

альтернативная технология свободного труда;

технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

технология саморазвивающего обучения.

Таким образом, Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности.

Авторы полагают, что в процессе проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм),  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

Поисковые: находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.

Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.

Отмечается, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. По мнению ученых, проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

    1. 1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Рассмотрим подробнее организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Некоторые исследователи выделяют следующие основные цели метода проектов:

научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

получить навыки обработки информации;

сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

По мнению других авторов проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения учебного предмета.

Они рекомендуют перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться выбранный вид деятельности. И выделяют главные цели введения метода проектов в школьную практику:

показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

продемонстрировать уровень обученности по предмету;

подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Н.Ю. Пахомова главной целью использования метода проектов называет обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

На сайте Интернет http://bg- prestige.narod.ru/proekt/index.html предлагается считать целью проектной деятельности понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Но большинство авторов считают важным описать деятельность учителя и учащихся на каждом их этапов организации проектной деятельности. Приведем примеры таких описаний.

Пример 1.

Некоторые исследователи процесс работы над созданием творческого проекта представляют в виде таблицы

Таблица 1

Этап работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения;

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации;

б) Определение способов сбора и анализа информации;

в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации

(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;

в) Выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы

а) Анализ информации;

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Пример 2

Обобщим методику работы над проектами, предложенную Н. Мансуровым, Т. Герасимовой, В. Рохловым, на сайте Интернет http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html и Н.Ю. Пахомовой.

I. Планирование.

Предлагается начать работу над проектом с обсуждения темы будущего проекта. При этом, как уже отмечалось выше, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. Учитель предлагает ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которой важно для определенного круга людей, тем самым мотивирую проектную деятельность. Здесь будут уместны чертежи, схемы, плакаты и другие виды наглядных пособий. Следующим шагом, ребята выделяют проблему, учитель им в этом помогает наводящими вопросами, и пытаются найти возможные способы решения этой проблемы. Когда таких способов предложено достаточно для решения поставленной задачи, учитель предлагает проанализировать каждую из идей.

2. Определение общего направления исследовательской работы. Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому из них. Затем учитель предлагает учащимся поработать над наиболее удачными направлениями; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем.

Учителю необходимо продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и так далее). Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой буден ему наиболее интересна. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

Для успешной организации этого этапа учителю рекомендуется: подготовить проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению; рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации учащихся (задачи практического характера, наглядные пособия и т.д.), продумать вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. В качестве таких вопросов могут быть вопросы, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Для выявления уже имеющихся знаний:

Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?

Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме?

Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?

Какие способы решения этой проблемы вы знаете?

Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?

Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?

Для выявления склонности и интересов учащихся:

Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?

В чем вы хотели бы лучше разобраться?

Ваше любимое занятие вне школы?

Чему вы больше всего хотели бы научиться?

Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?

Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?

Для выявления затруднений у учащихся:

О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию?

Что нового вам было бы интересно узнать?

В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?

Для определения темы проекта:

Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?

Почему вы предпочли именно эту тему?

Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?

Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?

Также учитель должен познакомить учащихся с условиями работы над проектом (количество человек в группах, сроки выполнения проекта); если в работе над проектом принимает участие большое количество человек, то необходимо продумать и организовать несколько направлений работы, при этом обязательно обозначив область рассмотрения каждого из них. Учитель выступает в роли консультанта и наставника для ребят.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая:

собственный опыт;

результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;

сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

А также анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Предлагается следующая последовательность работы:

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя.

2. Поиск и сбор информации. Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе приведены в Таблице 3.

Таблица 3

Определение задач:

Что вам уже известно о теме?

Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?

Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

Поиск и сбор информации:

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?

В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?

Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Какие исследования требуют больше (меньше) времени?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?

Как распределить работу между членами группы?

Кто и за что будет отвечать?

Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Интерпретация полученных данных:

Какая информация необходима для решения поставленной задачи?

Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.

Каковы критерии оценки полученной информации?

Установите связь (если она есть) между собранными данными.

III. Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).

Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

Варианты вопросов:

Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?

Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?

В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.

В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?

В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?

Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?

Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?

Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.

Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах, и от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом.

В ходе анализа методической и педагогической литературы нами проанализированы и выделены параметры оценки результатов проектной деятельности и критерии оценки защиты проекта.

Параметры оценки результатов проектной деятельности:

значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;

реальность, практическая направленность и значимость работы;

корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

логичность и последовательность изложения;

четкость формулировок, обобщений, выводов;

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

стилистическая и языковая культура изложения;

полнота библиографии;

наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;

авторство;

умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;

перспектива доработки (потенциал);

эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;

соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Критерии оценки защиты проекта:

качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;

объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

культура речи;

чувство времени;

использование наглядных средств;

умение удерживать внимание аудитории;

умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;

готовность к дискуссии;

доброжелательность, контактность.

На сайте Интернет http://ms45.edu.ru/d/index.php имеется перечень общеучебных умений и навыков, которые развиваются в проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Видно, что организация проектной деятельности требует от учителя тщательной подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности, интересы и любознательность учеников. Но в то же время учитель должен создать условия, способствующие развитию различных качеств и способностей у школьников.

В ходе анализа литературы, нами выявлено, что для успешной реализации проектной деятельности учащихся должны обладать следующими качествами: умение ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее, владеть навыками письменной, групповой коммуникации, не бояться публичных выступлений.

    Выводы по первой главе

1. В настоящее время в системе образования происходят изменения, направленные на создание среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Метод проектов позволяет решить поставленные задачи.

2. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

3. Метод проектов в литературе изучен недостаточно глубоко и полно, о чем свидельствуют расхождения ряда ученных на определение проекта, метода проектов, историю его развития. Авторы также не сходятся в едином мнении при рассмотрении того, что лежит в основании проектной деятельности, сущности метода проектов, его достоинствах и недостатках, этапах и фазах протекания проектной деятельности, классификациях и принципах.

4. Применение метода проектов в процессе обучения информатики недостаточно освещено в методической и педагогической литературе.

5. Для того чтобы успешно организовать проектную деятельность учителю необходимо в полной мере изучить сущность метода проектов, этапы работы над ним, принципы, знать критерии оценки проектной деятельности и то, какие знания, умения и навыки формируются у участников такой деятельности.

Глава 2 Описание опыта работы

2.1 Потенциал среды программирования Scratch в организации проектной деятельности младших школьников

Психологическая наука говорит, что возраст младшего школьника приходится на сензитивный период, когда он способен сознательно осуществлять частично-поисковую деятельность. Это хорошо сочетается с использованием метода проектов, который особенно эффективен при внеурочной форме обучения и способствует усвоению знаний путѐм разрешения проблемных ситуаций.

    В последние годы очень популярным стал язык (и среда) программирования Scratch. Это не просто оборот речи: Scratch располагается на 24 месте среди всех (!) самых популярных языков программирования, включая такие, как C, Java, C++, Pascal и другие. Двадцать четвѐртое место — у «игрушечного» детского языка (кстати, у Logo — 32). Это можно объяснить только огромной потребностью и педагогического сообщества в целом, и самих детей в средстве для «думания», исследования и самовыражения. Как известно, в настоящее время продолжается активная работа по созданию новой образовательной системы в России. Одним из важнейших направлений здесь является разработка и внедрение новых образовательных стандартов. Значимым является введение в стандарт обязательной внеурочной деятельности учащихся, которая, по замыслу разработчиков, призвана в полной мере реализовать требования стандартов общего образования. Именно здесь видится возможность использования Scratch. Моделирование, презентации, средство для активизации мышления, учебные пособия, межпредметные проекты — вот неполный перечень того, где можно использовать Scratch. Возрастные особенности младшего школьника не позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. В то же время раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки, которые в старшем возрасте пригодятся им для выполнения научно-познавательных проектов.

Организация научно-познавательной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента выступает среда программирования Scratch

Это обусловлено следующими соображениями.

Во-первых, программная среда должна быть легка в освоении и понятна даже ученику начальной школы, но, в, то, же время, должна давать принципиальную возможность составлять сложные программы. Это позволяет постепенно направлять деятельность школьника в русло научно-познавательного исследования, не расходуя при этом силы на изучение каждый раз новой программной среды.

Во-вторых, эта среда должна позволять заниматься как программированием, так и созданием творческих проектов. Это позволит вовлечь во внеурочную деятельность ребят не только с абстрактно-логическим, но и с преобладающим наглядно-образным мышлением.

    В-третьих, это программный инструмент, вокруг которого сложилось активно действующее, творческое, разнонаправленное, позитивно настроенное интернет-сообщество. Предполагается, что школьники будут использовать его как пространство идей, как референтную группу для собственных проектов, как стимул для созидания.

Среда программирования. Scratch — это, в первую очередь, система программирования, обладающая всеми необходимыми атрибутами. Scratch имеет собственный редактор текста программы, построенный на интересной идее конструкторов Lego: все операторы языка и другие его элементы представлены блоками, которые могут соединяться один с другим, образуя скрипт (фрагмент кода). Важной особенностью блоков является их «специализация»: имеется несколько видов блоков и они могут составляться не произвольным образом, а лишь сообразно своему назначению. Так и в конструкторе Lego не каждую деталь можно соединить с любой другой. Это ограничивает количество возможных вариантов соединения, и, соответственно, исключает возможность появления синтаксических ошибок. Кроме этого имеется транслятор, унаследованный от Squeak, и отладчик, позволяющий выполнять программы в пошаговом режиме.

Как язык программирования, Scratch представляет собой разновидность объектно-ориентированного языка, наследника первого объектно-ориентированного языка Smalltalk. Такая родословная Scratch позволяет программисту свободно использовать его в качестве инструмента для моделирования объектов и процессов реального мира. Встроенная и интуитивно понятная графическая подсистема языка позволяет легко проводить визуализацию динамики модели, а также включать в неё элемент интерактивности.

    Одной из важнейших особенностей Scratch как языка программирования является его событийно-ориентированный характер. Это означает, что все объекты взаимодействуют при помощи обмена сообщениями. Такая схема обмена информацией делает Scratch близким к современным объектно-ориентированным языкам и позволяет впоследствии более просто организовать переход к изучению Java, Delphi, C# и др. При наличии специального устройства, подключаемого к порту USB, программа на Scratch может «слышать» звуки, «чувствовать» освещенность в комнате, «ощущать» движения пользователя и выполнять в соответствии с полученной информацией различные действия.

Таким образом, можно выделить следующие свойства Scratch, имеющие значительный педагогический потенциал.

Простота и дружественность интерфейса позволяют начинать изучение программирования, как только дети научатся читать.

Редактор текстов как конструктор дает возможность на подсознательном уровне превратить «учебу» в «не учебу», а кроме того — сократить количество ошибок в программе.

Ориентированность на графику, так как доказана эффективность обучения с опорой на наглядно-образное мышление.

    Объектная ориентированность позволяет изучить основные способы создания программ с объектами. Заметим, что Scratch — своеобразный объектно-ориентированный язык. В нем отсутствуют концепции, без которых многие вообще не представляют себе объектно-ориентированную технологию.

Scratch не только язык программирования, но и удачная среда для проектной деятельности, поскольку все необходимое для такой деятельности включено в его состав. Кроме названных выше редактора, компилятора и отладчика имеются:

графический редактор для создания и модификации визуальных объектов;

библиотека готовых графических объектов (некоторые из них содержат наборы скриптов);

библиотека звуков и музыкальных фрагментов;

большое количество примеров.

Scratch – это среда программирования, среда проектирования, среда моделирования, среда для творчества. Таким образом, педагогический потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать её как перспективный способ организации междисциплинарной внеурочной проектной научно-познавательной деятельности школьника, направленной на его личностное и творческое развитие.

В качестве способов организации внеурочной проектной деятельности школьника выделяется:

использование среды программирования Scratch в качестве системообразующего элемента;

выполнение научно-познавательных и творческих проектов междисциплинарного характера;

работа над выполнением проектов в разновозрастных группах.

К наиболее существенным особенностям предлагаемой модели внеурочной деятельности относится:

выполнение проектов в среде программирования Scratch (с возможностью впоследствии перейти к другим средам);

возможность как индивидуальной, так и групповой работы (в том числе в разновозрастных группах);

работу на выбранном уровне сложности;

отсутствие жёсткого регламента, что предполагает возможную необязательность посещения занятий, выполнения заданий и т. п., т. е. индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;

безотметочная система оценивания;

доведение проекта до защиты как одно из наиболее важных правил;

возможность свободно обмениваться мнениями, как внутри своей группы, так и в не её;

равноправие «научных» и «творческих» проектов

Типы проектов, выполняемых в среде Scratch:

музыкальный проект;

анимация;

комикс;

интерактивная игра;

графика;

с элементами искусственного интеллекта (ИИ);

учебная презентация;

учебная модель, демонстрационный эксперимент;

обучающая программа.

По содержанию проекты разделяются на свободные и предметные

2.2 Программа внеурочной деятельности

Образовательная программа внеурочной деятельности «Анимашка» (информационные технологии). Возраст детей 8-9 лет. Направление: Проектная деятельность. Составитель: Литовкина Людмила Николаевна учитель математики и информатики

Пояснительная записка

Общеобразовательные стандарты второго поколения включают в себя обязательную внеурочную деятельность, которая представлена (помимо прочих) проектным и научно-познавательным направлениями.

В качестве средства организации проектной деятельности в МКОУ «Новоозерская СОШ» выбрали среду программирования Scratch, определяющими особенностями которой являются объектная ориентированность, бесплатность, русскоязычность, многоплатформенность, многочисленное, дружелюбное и динамично развивающееся сообщество пользователей. Scratch - это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно также, как машины или другие объекты собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторах Лего. Кроме того, в нем можно найти современные идеи из сред визуального программирования типа Delphi и даже из презентационных систем.

Программа внеурочной образовательной деятельности «Анимашка» предназначена для младших школьников, обучающихся во 2 классе, и рассчитана на 35 часов. Целью данного курса является получение базовых навыков работы в среде Scratch.

Цели курса

Способствовать развитию алгоритмических способностей учащихся; научить ребенка восприятию условия задачи на построение алгоритма.

Пробудить у детей желание экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Задачи курса

Освоение среды Scratch и блочного построения скриптов.

Освоение понятия «алгоритм» и изучения видов и свойств алгоритма.

Освоение сложных алгоритмических конструкций.

Необходимое оборудование

компьютерный кабинет с установленной системой Scratch,

проектор,

локальная сеть,

доступ к сети Интернет.

В результате школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности, будет:

знать: отдельные способы планирования деятельности, составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы; составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий; разбиение задачи на подзадачи; распределение ролей и задач в группе;

уметь: составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области; разбиение задачи на подзадачи; проанализировать результат и сделать выводы; найти и исправить ошибки; подготовить небольшой отчет о работе; публично выступить с докладом; наметить дальнейшие пути развития проекта;

иметь первичные навыки работы в группе; ведения дискуссии; донесения своих мыслей до других.

Младший школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности с использованием среды Scratch, должен:

знать: понятие алгоритма, исполнитель, система команд исполнителя, реализация алгоритмов, виды событий, сообщения, графический редактор, рисование, модификация, центрирование, создание объектов, свойства объектов, скрипты, последовательность и параллельность объектов, взаимодействие;

уметь работать в среде Scratch.

Содержание  программы

ТБ и правила поведения, цели и задачи курса. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде Scratch. Знакомство с исполнителем Scratch и средой программирования. Система команд исполнителя Scratch. Возможности среды Scratch для создания интерактивных историй, игр, мультипликации. Основы работы в среде Scratch (создание новых объектов, управляющие программы - скрипты, содержимое ящиков, работа со звуком). Сетевое сообщество Scratch, технология обмена идеями. Понятие проект, его структура и реализация в среде Scratch. Этапы решения задачи. Дизайн проекта. Основные этапы  разработки проекта. Разработка и создание небольшой программы с использованием заранее подготовленных материалов. Тестирование и отладка проекта. Защита проекта

Примерное планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Цель занятия

Всего

Теория

Практика

1

ТБ. Цели и задачи курса. Интерфейс программы.

1

1

-

Повторить технику безопасности. Познакомиться с интерфейсом программы.

2

Движение и звук

2

1

1

Научиться двигать объекты влево и вправо и добавлять в программу звук

3

Повторяющиеся действия

2

1

1

Изучить, как  повторять действия и как контролировать их при помощи «Зеленого флага» и знака «Стоп».

4

Играем с цветом

2

1

1

        1. Изучить, как меняется цвет Спрайта, и научиться управлять действиями Спрайта с помощью клавиатуры.

5

Создаем собственных Спрайтов

2

1

1

        1. Изучить, как создавать собственных спрайтов или как импортировать их из больших библиотек готовых спрайтов.

6

Говорить и думать

2

1

1

Научиться, как заставить спрайта говорить или показывать, о чем он думает

7

Создаем эффекты картинок

2

1

1

Научиться применять эффекты картинок к спрайтам: создавать мозаичное изображение, использовать лупу, искажение и так далее.

8

Звуки, голос и музыка

2

1

1

        1. Научиться добавлять звуки, голоса и музыку в программы Scratch.

9

Анимируем спрайт

2

1

1

Научиться создавать анимацию готовых спрайтов (то есть «оживлять» спрайтов), или создавать собственную анимацию из самостоятельно созданных спрайтов.

10

Интерактивная поздравительная открытка.

2

1

1

Научиться создавать интерактивную поздравительную открытку в среде  Scratch 

11

Создание мультфильма.

2

1

1

Научиться выполнять основные операции при создании компьютерных анимаций в среде  Scratch 

12

Создание музыкального клипа.

2

1

1

Научиться выполнять основные операции при создании музыкальных клипов в среде  Scratch 

13

Выбор темы итогового проекта

2

1

1

Научиться разрабатывать проекты, ставить цели и задачи.

14

Создание творческих работ

5

1

4

Научиться разрабатывать проекты, ставить цели и задачи.

15

Как опубликовать свой  Scratch-проект.

2

1

1

Научиться публиковать готовый проект на Scratch web-сайте.

16

Демонстрация проектов.

3

 

3

Научиться готовить отчет о работе;

публично выступать с докладом.

 

Итого

35

15

20

 

2.3 Методические рекомендации к внеурочной проектной деятельности школьника с использованием среды Scratch

В начальной школе основной упор при организации проектной деятельности школьника делается на изучении среды Scratch, как основного инструмента осваиваемой деятельности. Помимо этого значительное внимание должно уделяться планированию деятельности, как важному этапу проектирования. Поэтому на реализацию каждого, даже самого простого, проекта должно отводиться достаточно часов. Это связано с тем, что для младшего школьника работа над проектом — новая, а потому сложная деятельность. Поэтому следует оказывать школьнику помощь и поддержку и, в то же время, всячески поощрять его самостоятельность.

Учитывая специфику проектной деятельности в среде Scratch, выделим следующие этапы.

Подготовительный этап. На этом этапе происходит постановка цели (конечного результата деятельности); составляется план деятельности: выделяются все объекты предстоящего проекта, их свойства и взаимодействия; выделяются отдельные подзадачи и последовательность их выполнения.

Организационный этап — распределение ролей в группе по виду деятельности (художник, программист, музыкальный редактор и т. п.) или по подзадачам.

Осуществление проекта. На этом этапе разрабатывается визуальное представление объектов и их скрипты. Здесь же происходит отладка кода.

Презентация проекта и рефлексия — демонстрация проекта классу, обсуждение и оценивание проекта; формулирование выводов.

При оценивании итогового проекта следует обращать внимание на такие элементы проекта, как:

1. наличие заставки и титров с указанием авторства;

2. наличие соответствующего музыкального сопровождения с указанием в титрах авторов музыки;

3. продуманность интерфейса игры;

4. наличие этапа подведения итогов игры;

5. художественное оформление;

6. техническую сложность;

7. защиту от ошибок;

8. практическую значимость проекта.

    Помимо собственно проекта следует оценивать умения групповой работы.

Темы проектной деятельности школьника

Создаем оркестр

Учим летать птицу

Моделирование «На морском дне»

Аквариум

Лесная поляна

Кораблик

Дом по солнцем

Анимируем полет пчелы

Кот и пес

 

Заключение

Подведем итоги проведенной работы.

Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.

Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.

Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.

В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения информатики в литературе освещена недостаточно полно.

Разработана и внедрена во внеурочную деятельность программа по информатики для 2 класса. Созданы методические рекомендации проектной деятельности в среде Scratch .

Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.

Для дальнейшего развития умений считаем необходимым организацию проектной деятельности в дальнейшем обучении школьников. В качестве продолжения работы предлагаем рассмотреть возможность установления межпредметных связей учебных предметов в процессе организации проектной деятельности.

Литература

Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора — к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 6–13.

Аюпова С.Д.«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/

Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.

Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17–21.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с.

Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.

Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.

Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.

Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч

Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51–56.

Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68–81.

Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch

Scratch http://scratch.uvk6.info

Scratch | Home | imagine, pgogram, share [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu

Scratch | Галерея | Gymnasium №3 [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042

Приложение 1

Проект «Делаем мультфильм»

Важным направлением медиатворчества является анимация, т.е. “оживление” графических персонажей. Если каждая из картинок представляет собой определенную фазу движения, то смена их с определенной скоростью и породит на экране своеобразный компьютерный мультфильм.

Воспользуемся набором картинок, изображающих шагающего мальчика. Они находятся в папке People (Люди) и называются boy4-walking-aboy4-walking-b и т.д. всего 5 картинок.

Загрузить картинки можно следующим несложным способом. Перейдем на вкладку КОСТЮМЫ. Удалим картинки с котиками. Теперь щелкнем по кнопке ИМПОРТ, что позволит нам загрузить первую картинку под буквой a. Затем повторим процедуру импорта еще 4 раза, не забывая каждый раз “наращивать” букву в имени файла. В результате у вас получится следующая галерея рисунков

Теперь остается организовать периодическую замену рисунков с некоторой задержкой для того, чтобы зритель имел возможность рассмотреть отдельные кадры.

Для этой цели соберем несложный скрипт

Программа запускается стартовой клавишей с зеленым флажком и в цикле ВСЕГДА делает следующее. После паузы в 0,2 сек. (время подбирается для максимальной правдоподобности движения) сменяется картинка, мальчик не просто перебирает ногами на месте, но и двигается. Последний блок Если край, оттолкнуться обеспечивает автоматический поворот мальчика, когда он доходит до границы экрана.

Этот скрипт универсален: вы можете, не трогая его, заменить образы идущего мальчика на бегущую собаку или любое другое существо, для которого вы найдете (или, если сможете, нарисуете сами) фазы движения.

Разумеется, Scratch позволяет и усложнить скрипт, что сделает сюжет мультфильма более содержательным и интересным.

Приложение 2

Проект «Пишем музыку»

Цель этого проекта — показать, что Scratch не просто может проигрывать звуковые файлы, но и предоставляет детям с музыкальными способностями возможность самим синтезировать музыкальное сопровождение в виде своеобразной нотной партитуры.

Для целей звукоизвлечения в Scratch предусмотрена страница с командами, блоки которых окрашены в розовый цвет (звук). Перейдем на соответствующую страницу палитры блоков и обратимся к оператору ноту (60)играть (0.5) тактов. Этот оператор играет заданную ноту в течение указанного времени. Ноты пронумерованы, но для удобства настройки при выборе ноты вместо выпадающего списка появляется рисунок с клавиатурой пианино.

В качестве упражнения можно реализовать мелодию «Маленькая елочка» Самая первая команда в скрипте выбирает музыкальный инструмент, например номер 23 — это гармоника. Можно выбрать и любой другой из более чем 120 инструментов.


 

Конечно, те, кто любит музыку, не ограничатся этим проектом. Можно не просто запрограммировать свою любимую мелодию, но и оркестрировать ее с помощью ударных инструментов или даже создать свой небольшой виртуальный оркестр.

 

Приложение 3

Проект «Взаимодействие объектов»

Задание. Привидение издалека, летит к девочки и думает «у-у-уххх, напугаю». Когда подлетает к девочке, то она убегает. Привидение кричит «ух, убежала»

Скрипт для приведения:

Особенности:

Первые 4 команды (Идти ... Повернуться) устанавливают начальное положение и состояние привидения. 

Далее, пока привидение не коснется девочки, оно будет двигаться к ней, постепенно увеличиваясь в размере. Тем самым создается эффект приближения. 

Второй скрипт - Всегда следующий костюм - служит для того, чтобы привидение пугало.

Скрипт для девочки:

 Особенности:

Первые две команды описывают начальное положение и состояние объекта.

Форма "Всегда, если..." используется для того, чтобы скрипт постоянно следил за тем, касаются ли спрайты. Как только они коснутся, девочка убежит. 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.