Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"

0
0
Материал опубликован 5 February в группе

презентация к сценарию Дети и войнаPPT / 4.63 Мб

/data/files/b1738781016.ppt (презентация к сценарию Дети и война)Литературно-музыкальной композиция «Дети и война».

 Цель:

- патриотическое воспитание учащихся через знакомство с историей Великой Отечественной войны, с литературными произведениями, посвящёнными теме «Дети и война»; - формирование творческих способностей школьников.

Задачи:

- познакомить учащихся с фактами истории войны;

- организовать самостоятельную работу учащихся по изучению отдельных событий военных лет;

- организовать самостоятельное чтение литературных произведений о Великой Отечественной войне;

- подобрать материал и подготовить сценарий литературно-музыкальной композиции;

- распределить обязанности и организовать самостоятельную работу учащихся с полученным материалом;

- проанализировать работы учащихся;

- провести совместную работу по корректировке выступлений;

- провести итоговое мероприятие.

Результат:

- формирование патриотической личности, знакомой с историей своей страны;

- формирование читательского интереса учащихся;

-развитие творческих способностей детей, вовлечение их в активную внеурочную деятельность;

- способствование развитию самоорганизации и ответственности учащихся.

Участники: учащиеся 5-х классов, учителя и классные руководители 5-х классов.

Ход мероприятия.

Слайд 1

 - Ведущий 1 . Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь.

 - Ведущий 2. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну, которую видел маленький человек.

  - Ведущий 1. Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Слайды 2-4  (Танцуют вальс мальчики и девочки)

- Чтение стихотворения Д.Попова «22 июня»

Июнь. Россия. Воскресенье.
 Рассвет в объятьях тишины.
 Осталось хрупкое мгновенье
 До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
 Смерть поведёт парад-алле,
 И навсегда погаснет солнце
 Для миллионов на земле.

Слайд 5-6 (Слышится тихий гул самолета. Слышатся разрывы бомб. Немая сцена.)

- Слайд 7

- Девочка                                                                                                             

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

- Мальчик.

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

- Слайд 7 - Звучит сообщение Левитана, затем песня «Священная война».

- Слайд 8

- Ведущий 2.Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.

- Чтение отрывка из стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»

- Слайд 9 .

Майор привез мальчишку на лафете.
 Погибла мать. Сын не простился с ней.
 За десять лет на том и этом свете
 Ему зачтутся эти десять дней.
 
 Его везли из крепости, из Бреста.
 Был исцарапан пулями лафет.
 Отцу казалось, что надежней места
 Отныне в мире для ребенка нет.
 
 Отец был ранен, и разбита пушка.
 Привязанный к щиту, чтоб не упал,
 Прижав к груди заснувшую игрушку,
 Седой мальчишка на лафете спал…

- Слайды 10-11.                                                                                            

- Ведущий 1. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть… 



- Чтение стихотворения С. Я. Маршака.

- Слайд 12.

Среди сугробов и воронок
 В селе, разрушенном дотла,
 Стоит, зажмурившись ребёнок —
 Последний гражданин села.
 Испуганный котёнок белый,
 Обломок печки и трубы —
 И это всё, что уцелело
 От прежней жизни и избы.
 Стоит белоголовый Петя
 И плачет, как старик без слёз,
 Три года прожил он на свете,
 А что узнал и перенёс.
 При нём избу его спалили,
 Угнали маму со двора,
 И в наспех вырытой могиле
 Лежит убитая сестра.
 Не выпускай, боец, винтовки,
 Пока не отомстишь врагу
 За кровь, пролитую в Поповке,
 И за ребёнка на снегу.

- Слайд 13.

 - Ведущий 2. 1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений.  Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».

- Чтение стихотворения А.  Твардовского «Дом у дороги» (глава из поэмы)         

Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме, –

Под шум чужой морской волны

В бараке на соломе.

 

Еще он в мире не успел

Наделать шуму даже,

Он вскрикнуть только что посмел

И был уже под стражей.

 

Уже в числе всех прочих он

Был там, на всякий случай,

Стеной‑забором огражден

И проволокой колючей.

 

И часовые у ворот

Стояли постоянно,

И счетверенный пулемет

На вышке деревянной.


- Слайд 14 

- Ведущий 1. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти! Этого нельзя забыть.

- Слайд 15.

- Ведущий 2 Глаза этих детей видели столько смертей, столько жестокостей войны…

- Слайд 16.

 Чтение стихотворения А. Барто

Глаза девчонки семилетней
 Как два померкших огонька.
 На детском личике заметней
 Большая, тяжкая тоска.
 Она молчит, о чем ни спросишь, 
 Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
 Как будто ей не семь, не восемь,
 А много, много горьких лет.

-  Ведущий 1. Сколько их - исковерканных войной детских судеб?

- Чтение стихотворения О. Берггольц

- Слайд 17.

Я в госпитале мальчика видала. 
 При нем снаряд убил сестру и мать. 
 Ему ж по локоть руки оторвало. 
 А мальчику в то время было пять. 
 
 Он музыке учился, он старался. 
 Любил ловить зеленый круглый мяч... 
 И вот лежал – и застонать боялся. 
 Он знал уже: в бою постыден плач. 
 
 Лежал тихонько на солдатской койке, 
 Обрубки рук вдоль тела протянув... 
 О, детская немыслимая стойкость! 
 Проклятье разжигающим войну!.. 
 
 О, сколько их, безногих и безруких! 
 Как гулко в черствую кору земли, 
 не походя на все земные звуки, 
 стучат коротенькие костыли...

- Слайд 18.

- Ведущий 2. Сколько тогда было бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких.

- Слайд 19.                                                                                                                  - Чтение отрывка из повести Любови Фёдоровны Воронковой «Девочка из города».

 Валентинка перестала улыбаться. …Ей сразу вспомнился страшный день, последний её день в городе… Город бомбят. Их дом стоит, окутанный дымом и пылью. Вместо окон тёмные дыры. На ступеньки выбегает мама с маленьким Толей на руках. Валентинка видит её как живую. Вот она – в синем платье, с чёрной развевающейся прядкой волос. Она испуганно кричит: «Валя! Валечка!..» Вдруг – удар. Бомба… Валентинка опомнилась среди каких-то разбитых брёвен – видно, её отбросило волной – и отсюда увидела чёрную яму, груды обломков и клочья синего платья под рухнувшими кирпичами… Она царапала эти кирпичи, раскидывала их, кричала, звала маму. Мама не откликнулась. Чужие женщины оттащили её от развалин и насильно увели куда-то. И потом дорога, деревни, снега, лес… И всё время мороз…

-Чтение стихотворения А. Балина «Я видел седых детей»

- Слайд 20.

Я видел седых детей…

Не белобрысых, не русых.

На стыках военных путей,

В болотах лесов белорусских…

Я видел седых детей.

Холодней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик -

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце, комбриг

Не спросил «языка».

Сказал по-русски: «Взгляни».

Сказал и посмотрел…

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

- Слайд 21.

- Ведущий. 1. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

- Слайд 22-23

- Песня ребят  «Белые панамки».

-Слайд 24

- Ведущий 2. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

- Слайд 25-25.

- Чтение отрывка из стихотворения Ю. Андрющенко «Ты в сердце моем, как поэма»

В метельной ночи Ленинграда
 Померк Петропавловский шпиль.
 С твоими ветрами, блокада,
 Клубится морозная пыль.
 Склонившись под мглой снеговою,
 Девчонка с ведерком пустым
 Чуть движется, а за Невою
 Клубится пожарища дым.
 А там, меж сугробов горбатых,
 Где трудно и взрослым шагать,
 На саночках узких ребята
 Везут свою мертвую мать.
 Везут — и за вымершим садом
 Их след исчезает в cнегу,
 А небо трясет канонада—
 На месть и на гибель врагу.

 - Выступающий. - Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода.

- Слайд 27.

 - Выступающий. -    Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. Мама — 15 мая". А дальше — без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

- Слайд 28.

- Выступающий - И так искренне и сжато поведала она людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. 

- Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать?

- Слайд 29.

 - Выступающий. Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. На Урал нас везли в товарных поездах  вместе со скотом. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".

- Ведущий 1. Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле.

- Слайды 30-31- 32

- Ведущий 2. В годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми сражались за нашу Родину.

-Слайд 33  

- Инсценировка отрывка из повести В. Л. Катаева «Сын полка».( Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотри на него,)

КАЗАЧОК: Чего стоишь?

ВАНЯ: Хочу и стою.

КАЗАЧОК: Иди, откуда пришел,

ВАНЯ: Сам иди. Не твой лес.

КАЗАЧОК: А вот мой!

ВАНЯ: Как?

КАЗАЧОК: Так. Здесь наше подразделение стоит.

ВАНЯ: Какое подразделение?

КАЗАЧОК: Тебя не касается. Видишь — наши кони.

ВАНЯ: А ты кто такой?

КАЗАЧОК: Знаки различия понимаешь?

ВАНЯ: Понимаю!

КАЗАЧОК: Ну так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

ВАНЯ: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

КАЗАЧОК: А вот представь себе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?

ВАНЯ: Великое дело!

КАЗАЧОК: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

ВАНЯ: Не больно модничай. А то сам получишь.

КАЗАЧОК: От кого?

ВАНЯ: От меня.

КАЗАЧОК: От тебя? Молод, брат,

ВАНЯ: Не моложе твоего.

КАЗАЧОК: А тебе сколько лет?

ВАНЯ: Тебя не касается. А тебе?

КАЗАЧОК: Четырнадцать.

ВАНЯ: Хе! (Свистнув.)

КАЗАЧОК: Чего - хе?

ВАНЯ: Так какой же ты солдат?

КАЗАЧОК: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии,

ВАНЯ: Толкуй! Не положено.

КАЗАЧОК: Чего не положено?

ВАНЯ: Больно молод.

КАЗАЧОК: Постарше тебя.

ВАНЯ: Все равно не положено. Таких не берут.

КАЗАЧОК: А вот меня взяли.

ВАНЯ: Как же тебя взяли?

КАЗАЧОК: А вот так и взяли.

ВАНЯ: А на довольствие зачислили?

КАЗАЧОК: А как же!

ВАНЯ: Заливаешь.

КАЗАЧОК: Не имею такой привычки.

ВАНЯ: Побожись.

КАЗАЧОК: Честное гвардейское.

ВАНЯ: И оружие дали?

КАЗАЧОК: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурочка что надо. Но я ее только в бою надеваю.

ВАНЯ: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали — не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

КАЗАЧОК: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

ВАНЯ: Как это — за сына? За какого?

КАЗАЧОК: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

ВАНЯ: А ты — сын?

КАЗАЧОК: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой.)

ВАНЯ: И ты рубал?

КАЗАЧОК: Не. По правде, я не рубал, У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.

ВАНЯ: Прощай!

- Ведущий 2. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Ведущий 2. Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства. 

 - Песня «Дети войны»
  автор текста - Илья Резник, композитор - Ольга Юдахина.

- Слайды 34-36

 

-Ведущий 1. Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные ребята. 

- Слайд 37

Выступающий. Уже в первый год войны в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 11 -15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.   

-Слайд 38

Выступающий. На Пермский мотостроительный завод принимали рабочих с 11 лет. Их было более двух тысяч, и съезжались они к Перми в теплушках со всей страны. «На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать», - улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война. Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают. Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».

 

- Слайд 39

 - Чтение стихотворения В. Радкевича

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?
 И синее небо, и запах простого цветка?
 Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
 Подставили ящики, чтобы достать до станка.
 И вот неподкупной зимою военного года,
 Когда занимался над Камой холодный рассвет,
 Собрал самых лучших рабочих директор завода,
 А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
 В усталые лица глядело суровое время,
 Но каждый в себе довоенное детство нашел,
 Как только рабочую премию - банку варенья -
 Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
 И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
 Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
 Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
 Как будто бы не было больше на свете войны.
 :Ах, банка варенья, простое и верное средство
 Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
 Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
 И синее небо, и запах простого цветка!

- Ведущий 2. Маленькие ребята помогали взрослым и в поле. Прослушайте рассказ об этом.

- Слайд 40-41.

- Выступающий. Рассказ о прабабушке (Виктория Нагибина)….

- Слайд 42.

- Ведущий 1. Во время Второй мировой войны погибло около 13 миллионов детей.

-Чтение стихотворения А. Молчанова

Тринадцать миллионов детских жизней
 Сгорело в адском пламени войны.
 Их смех фонтанов радости не брызнет
 На мирное цветение весны.
 
 Мечты их не взлетят волшебной стаей
 Над взрослыми серьезными людьми,
 И в чём-то человечество отстанет,
 И в чём-то обеднеет целый мир.
 
 Тех, кто горшки из глины обжигают,
 Хлеба растят и строят города,
 Кто землю по-хозяйски обживают
 Для жизни, счастья, мира и труда.
 
 Без них Европа сразу постарела,
 На много поколений недород
 И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
 Когда ж подлесок новый станет в рост?
 
 Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
 А в Ленинграде – каменный Цветок,
 Чтоб в памяти людей остался дольше
 Прошедших войн трагический итог.
 
 Тринадцать миллионов детских жизней -
 Кровавый след коричневой чумы.
 Их мертвые глазёнки с укоризной
 Глядят нам в душу из могильной тьмы,
 
 Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
 Из бликов пискаревского огня:
 "Неужто память жгучая остынет?
 Неужто люди мир не сохранят?"
 
 Их губы запеклись в последнем крике,
 В предсмертном зове милых мам своих...
 О, матери стран малых и великих!
 Услышьте их и помните о них!

- Слайд 43.

- Ведущий 2.  Вечная память всем погибшим. Мы предлагаем почтить память детей – жертв Великой Отечественной войны минутой молчания.

- Слайд 44.

Стихотворение   Р. И. Рождественского «Реквием». Прослушивание аудиозаписи.

- Слайд 45

- Ведущий 1. Наша страна мирно живет 80 лет. И хотелось бы сказать,  уже выросло поколение, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.

Слайды 46- 47- 48-49

- Звучит песня «Мир без войны» Сл и муз Екатерина Комар.
 Слайд 50

 

 

 

 




презентация к сценарию Дети и войнаPPT / 4.63 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.