Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"

презентация к сценарию Дети и войнаPPT / 4.63 Мб
/data/files/b1738781016.ppt (презентация к сценарию Дети и война)Литературно-музыкальной композиция «Дети и война».
Цель:
- патриотическое воспитание учащихся через знакомство с историей Великой Отечественной войны, с литературными произведениями, посвящёнными теме «Дети и война»; - формирование творческих способностей школьников.
Задачи:
- познакомить учащихся с фактами истории войны;
- организовать самостоятельную работу учащихся по изучению отдельных событий военных лет;
- организовать самостоятельное чтение литературных произведений о Великой Отечественной войне;
- подобрать материал и подготовить сценарий литературно-музыкальной композиции;
- распределить обязанности и организовать самостоятельную работу учащихся с полученным материалом;
- проанализировать работы учащихся;
- провести совместную работу по корректировке выступлений;
- провести итоговое мероприятие.
Результат:
- формирование патриотической личности, знакомой с историей своей страны;
- формирование читательского интереса учащихся;
-развитие творческих способностей детей, вовлечение их в активную внеурочную деятельность;
- способствование развитию самоорганизации и ответственности учащихся.
Участники: учащиеся 5-х классов, учителя и классные руководители 5-х классов.
Ход мероприятия.
Слайд 1
- Ведущий 1 . Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь.
- Ведущий 2. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну, которую видел маленький человек.
- Ведущий 1. Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.
Слайды 2-4 (Танцуют вальс мальчики и девочки)
- Чтение стихотворения Д.Попова «22 июня»
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Слайд 5-6 (Слышится тихий гул самолета. Слышатся разрывы бомб. Немая сцена.)
- Слайд 7
- Девочка
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
- Мальчик.
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
- Слайд 7 - Звучит сообщение Левитана, затем песня «Священная война».
- Слайд 8
- Ведущий 2.Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.
- Чтение отрывка из стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»
- Слайд 9 .
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал…
- Слайды 10-11.
- Ведущий 1. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…
- Чтение стихотворения С. Я. Маршака.
- Слайд 12.
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
- Слайд 13.
- Ведущий 2. 1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».
- Чтение стихотворения А. Твардовского «Дом у дороги» (глава из поэмы)
Родился мальчик в дни войны,
Да не в отцовском доме, –
Под шум чужой морской волны
В бараке на соломе.
Еще он в мире не успел
Наделать шуму даже,
Он вскрикнуть только что посмел
И был уже под стражей.
Уже в числе всех прочих он
Был там, на всякий случай,
Стеной‑забором огражден
И проволокой колючей.
И часовые у ворот
Стояли постоянно,
И счетверенный пулемет
На вышке деревянной.
- Слайд 14
- Ведущий 1. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти! Этого нельзя забыть.
- Слайд 15.
- Ведущий 2 Глаза этих детей видели столько смертей, столько жестокостей войны…
- Слайд 16.
Чтение стихотворения А. Барто
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
- Ведущий 1. Сколько их - исковерканных войной детских судеб?
- Чтение стихотворения О. Берггольц
- Слайд 17.
Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.
Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч...
И вот лежал – и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.
Лежал тихонько на солдатской койке,
Обрубки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!..
О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли...
- Слайд 18.
- Ведущий 2. Сколько тогда было бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких.
- Слайд 19. - Чтение отрывка из повести Любови Фёдоровны Воронковой «Девочка из города».
Валентинка перестала улыбаться. …Ей сразу вспомнился страшный день, последний её день в городе… Город бомбят. Их дом стоит, окутанный дымом и пылью. Вместо окон тёмные дыры. На ступеньки выбегает мама с маленьким Толей на руках. Валентинка видит её как живую. Вот она – в синем платье, с чёрной развевающейся прядкой волос. Она испуганно кричит: «Валя! Валечка!..» Вдруг – удар. Бомба… Валентинка опомнилась среди каких-то разбитых брёвен – видно, её отбросило волной – и отсюда увидела чёрную яму, груды обломков и клочья синего платья под рухнувшими кирпичами… Она царапала эти кирпичи, раскидывала их, кричала, звала маму. Мама не откликнулась. Чужие женщины оттащили её от развалин и насильно увели куда-то. И потом дорога, деревни, снега, лес… И всё время мороз…
-Чтение стихотворения А. Балина «Я видел седых детей»
- Слайд 20.
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов белорусских…
Я видел седых детей.
Холодней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик -
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, комбриг
Не спросил «языка».
Сказал по-русски: «Взгляни».
Сказал и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
- Слайд 21.
- Ведущий. 1. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
- Слайд 22-23
- Песня ребят «Белые панамки».
-Слайд 24
- Ведущий 2. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
- Слайд 25-25.
- Чтение отрывка из стихотворения Ю. Андрющенко «Ты в сердце моем, как поэма»
В метельной ночи Ленинграда
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется, а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Везут — и за вымершим садом
Их след исчезает в cнегу,
А небо трясет канонада—
На месть и на гибель врагу.
- Выступающий. - Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода.
- Слайд 27.
- Выступающий. - Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. Мама — 15 мая". А дальше — без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
- Слайд 28.
- Выступающий - И так искренне и сжато поведала она людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
- Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать?
- Слайд 29.
- Выступающий. Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".
- Ведущий 1. Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле.
- Слайды 30-31- 32
- Ведущий 2. В годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми сражались за нашу Родину.
-Слайд 33
- Инсценировка отрывка из повести В. Л. Катаева «Сын полка».( Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотри на него,)
КАЗАЧОК: Чего стоишь?
ВАНЯ: Хочу и стою.
КАЗАЧОК: Иди, откуда пришел,
ВАНЯ: Сам иди. Не твой лес.
КАЗАЧОК: А вот мой!
ВАНЯ: Как?
КАЗАЧОК: Так. Здесь наше подразделение стоит.
ВАНЯ: Какое подразделение?
КАЗАЧОК: Тебя не касается. Видишь — наши кони.
ВАНЯ: А ты кто такой?
КАЗАЧОК: Знаки различия понимаешь?
ВАНЯ: Понимаю!
КАЗАЧОК: Ну так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
ВАНЯ: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!
КАЗАЧОК: А вот представь себе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?
ВАНЯ: Великое дело!
КАЗАЧОК: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
ВАНЯ: Не больно модничай. А то сам получишь.
КАЗАЧОК: От кого?
ВАНЯ: От меня.
КАЗАЧОК: От тебя? Молод, брат,
ВАНЯ: Не моложе твоего.
КАЗАЧОК: А тебе сколько лет?
ВАНЯ: Тебя не касается. А тебе?
КАЗАЧОК: Четырнадцать.
ВАНЯ: Хе! (Свистнув.)
КАЗАЧОК: Чего - хе?
ВАНЯ: Так какой же ты солдат?
КАЗАЧОК: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии,
ВАНЯ: Толкуй! Не положено.
КАЗАЧОК: Чего не положено?
ВАНЯ: Больно молод.
КАЗАЧОК: Постарше тебя.
ВАНЯ: Все равно не положено. Таких не берут.
КАЗАЧОК: А вот меня взяли.
ВАНЯ: Как же тебя взяли?
КАЗАЧОК: А вот так и взяли.
ВАНЯ: А на довольствие зачислили?
КАЗАЧОК: А как же!
ВАНЯ: Заливаешь.
КАЗАЧОК: Не имею такой привычки.
ВАНЯ: Побожись.
КАЗАЧОК: Честное гвардейское.
ВАНЯ: И оружие дали?
КАЗАЧОК: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурочка что надо. Но я ее только в бою надеваю.
ВАНЯ: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали — не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.
КАЗАЧОК: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
ВАНЯ: Как это — за сына? За какого?
КАЗАЧОК: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
ВАНЯ: А ты — сын?
КАЗАЧОК: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой.)
ВАНЯ: И ты рубал?
КАЗАЧОК: Не. По правде, я не рубал, У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.
ВАНЯ: Прощай!
- Ведущий 2. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Ведущий 2. Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.
- Песня «Дети войны»
автор текста - Илья Резник, композитор - Ольга Юдахина.
- Слайды 34-36
-Ведущий 1. Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные ребята.
- Слайд 37
Выступающий. Уже в первый год войны в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 11 -15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
-Слайд 38
Выступающий. На Пермский мотостроительный завод принимали рабочих с 11 лет. Их было более двух тысяч, и съезжались они к Перми в теплушках со всей страны. «На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать», - улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война. Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают. Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».
- Слайд 39
- Чтение стихотворения В. Радкевича
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
:Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
- Ведущий 2. Маленькие ребята помогали взрослым и в поле. Прослушайте рассказ об этом.
- Слайд 40-41.
- Выступающий. Рассказ о прабабушке (Виктория Нагибина)….
- Слайд 42.
- Ведущий 1. Во время Второй мировой войны погибло около 13 миллионов детей.
-Чтение стихотворения А. Молчанова
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
- Слайд 43.
- Ведущий 2. Вечная память всем погибшим. Мы предлагаем почтить память детей – жертв Великой Отечественной войны минутой молчания.
- Слайд 44.
Стихотворение Р. И. Рождественского «Реквием». Прослушивание аудиозаписи.
- Слайд 45
- Ведущий 1. Наша страна мирно живет 80 лет. И хотелось бы сказать, уже выросло поколение, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.
Слайды 46- 47- 48-49
- Звучит песня «Мир без войны» Сл и муз Екатерина Комар.
Слайд 50
презентация к сценарию Дети и войнаPPT / 4.63 Мб