Литературно-музыкальный урок «Волшебство Эрнеста Теодора Амадея Гофмана»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное учреждение культуры
«Ишимская городская централизованная библиотечная система»
Библиотека им. А.И. Васильева
Литературно-музыкальный урок
«Волшебство
Эрнеста Теодора Амадея Гофмана»
Составитель: библиотекарь
Анкушева А.Б.
Ишим, 2017
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве Т. Гофмана.
Задачи:
1. Познакомить с содержанием сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
2. Формировать интерес к чтению.
3. Развивать культуру общения.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов общеобразовательных школ.
Ход урока:
(слайд 1) Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии, которое называется «Волшебство Эрнеста Теодора Амадея Гофмана». Урок наш будет не совсем обычным. Нам предстоит… впрочем, раз он необычный, начнём с того, что закроем глаза, перенесёмся в страну полную чудес, в страну фантазий и волшебства Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.
(слайд 2) Совершить путешествие в эту волшебную страну сказок нам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского. Эта мелодия на своих крыльях унесёт нас далеко-далеко. Итак, закрываем глаза.
(прослушивание фрагмента произведения «Вальс цветов» - слайд 2)
/data/files/v1539081590.pptx (Презентация к уроку "Волшебство Э. Гофмана")
(слайд 3) Но скорее откройте глаза, сказка ведь уже началась. Скорее открывайте их, чтобы встретиться с чудом.
– Ребята, вам известно что-нибудь о человеке по имени Эрнст Теодор Амадей Гофман?
Это известнейший немецкий писатель и сказочник, живший более ста восьмидесяти лет назад. Эрнст Теодор Амадей Гофман – очень «необычный» писатель. Он был профессиональным музыкантом, адвокатом, поэтом, художником, «профессиональным» волшебником, выдумщиком и мечтателем. Он умел превращать унылую действительность в волшебную сказку, привычные предметы – в чудесные вещи, обыкновенных людей – в магов и чародеев. Многие герои Гофмана – чудаки, не понимаемые окружающими. Они или живут в придуманном ими мире, или что-то выдумывают, ищут, творят чудеса… Таким был и сам писатель…
Может быть, вы читали какие-нибудь произведения этого писателя?
Признаться честно, я вам немного завидую, потому что ваша встреча с его незабываемыми сказками ещё впереди, потому что вам ещё только предстоит знакомство с его героями-чудаками, не понятыми окружающими, которые живут в придуманном им мире, выдумывают, творят чудеса. С такими героями мы встретимся в самой, на мой взгляд, доброй сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». (слайд 4)
Приготовьтесь очень внимательно слушать и помните, что: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Вот мы и попробуем понять намёк, который содержится в этой сказке.
«Щелкунчик и Мышиный король» — повесть-сказка Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Произведение было написано под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига; их имена — Фриц и Мари — получили главные герои «Щелкунчика». (слайд 5) По мотивам сказки был создан балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа. (слайд 6) Произведение было неоднократно экранизировано и (слайд 7) стало основой для мультипликационных фильмов.
Вы все прочитали сказку. Скажите, когда происходит действие сказки?
Действие в сказке Щелкунчик происходит в преддверии Нового года.
А что ощущают ребята незадолго до Нового года? Что такое новый год?
Новый год – это праздничная суета, запах елки, аромат свечей, ожидание чуда это радостные лица детей. А ещё под Новый год случаются чудеса, волшебные истории.
Давайте и мы приоткроем дверь в мир сказки. Представьте. Снежные хлопья летят за окнами, в ритме вальса, опускаясь на землю. В дом Штальбаумов стучатся гости.
(слайд 8)
(Звучит вальс «Приезд гостей», сделать тише и читать дальше)
В рождественский вечер Фриц и Мари — дети советника медицины Штальбаума — получают от родителей множество подарков: кукол, деревянного коня, игрушечных гусар, крошечную посуду, книжки с картинками. Крёстный Дроссельмейер преподносит им миниатюрный замок с золотыми башнями, по залам которого передвигаются дамы и кавалеры. Чуть позже происходит знакомство детей с ещё одной игрушкой — маленьким уродливым человечком по имени Щелкунчик, умеющим разгрызать твёрдые орехи.
Перед сном Мари задерживается возле шкафа, в который на ночь были убраны подарки, и оказывается свидетельницей битвы.
Кто её ведёт?
Её ведут семиголовый Мышиный король, выбравшийся из-под пола со своим войском, и армия оживших кукол, возглавляемая Щелкунчиком. Давайте посмотрим, как это было.
(слайд 9 - видео)
(слайд 10)
Какой он Щелкунчик?
Это благовоспитанный человек и со вкусом, его ласковая улыбка очаровала всех, добродушием светилось его лицо, зеленоватые глаза смотрели приветливо.
За что Мари полюбила Щелкунчика?
Мари полюбила Щелкунчика за его душу, оценила не его внешность, а храброе сердце и сняла с него страшное заклятие. Щелкунчик оказывается прекрасным принцем, который пригласил Мари в кукольную страну и увез далеко-далеко, где все живут счастливо. (слайд 11)
А сейчас я хочу проверить вас, как внимательно вы читали сказку. Поучаствуем в викторине? Я буду задавать вам вопросы по сказке, а вы мне отвечать.
Итак, начинаем.
1. Как звали детей в сказке? (Мари и Фриц.)
2. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)
3. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек.)
4. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик.)
5. Щелкунчик - это... (Инструмент для колки орехов.)
6. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник.)
7. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)
8. Сколько голов было у мышиного короля? (7.)
9. Что хотела подарить Щелкунчику Клерхен перед боем с мышами? (Расшитый блестками кушак.)
10. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне.)
11. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей.)
12. Кто такая Пирлипат? (Принцесса.)
13. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей.)
14. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены.)
15. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу.)
16. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)
17. Где нашли орех? (В Нюрберге.)
18. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера.)
19. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду.)
20. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами? (В Кукольное царство.)
21. Что встретилось им по пути? (Леденцовый луг, Рождественский лес, Апельсиновый ручей, Пряничное село, Медовая река, Конфетхаузен, Розовое озеро, Цукатная роща…)
Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказку.
Наше мероприятие подходит к концу. Сегодня мы совершили путешествие в чудесных мир звуков, чувств, и раздумий. Совершилось чудо! Мы посетили сказочную страну, где добро побеждает зло! (слайд 12)
Спасибо за внимание!
Использованные источники:
https://aaemelin.wordpress.com/2018/03/14/toys/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Щелкунчик_и_Мышиный_король
http://kidsher.ru/ru/archives/6653
https://elenova.ru/projects/volshebstvo-v-rozhdestvo-ili-novoe-prochtenie-klassicheskoj-skazki-o-shhelkunchike/