12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Татьяна Валерьевна84
3

Литературно-образовательное пространство как фактор духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника.

Литературно-образовательное пространство играет важную роль в духовно-нравственном воспитании личности младшего школьника. Оно представляет собой среду, где ребёнок может познавать мир через литературные произведения, общаться с различными персонажами и изучать их поступки, мотивы и ценности.

По мнению многих авторов (М. Горького, В. А. Сухомлинского, З. И. Романовской) важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры ребёнка играет хорошая книга. Одних она учит добру, для другим она становится хорошим другом, советчиком, а третьим позволяет черпать материал для размышлений.


Через чтение книг и обсуждение литературных произведений дети учатся эмпатии, сопереживанию, развивают свою мораль и этические принципы. Они учатся различать добро и зло, понимать последствия своих поступков и принимать ответственность за них. Литературные герои становятся для детей образцом, на котором они могут ориентироваться в своей жизни.

Книги с моральным содержанием так же имеют большое значение в чтении художественной литературы. Именно в них, через художественные образы, воспитываются у младшего школьника такие качества, как сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.


В литературно-образовательном пространстве младшие школьники также развивают свои когнитивные способности, воображение, творческое мышление и речь. Они учатся анализировать тексты, высказывать свои мысли и чувства, аргументировать свою точку зрения.

Важным аспектом образовательного пространства юного читателя является также формирование у него критического мышления. Младший школьник учится не просто принимать информацию passively, но и анализировать её, сравнивать и делать выводы.

В начальной школе, во время работы с текстами художественной литературы, кроме традиционных могут применятся и нестандартные формы обучения, которые в наше время стали активно использоваться. Это такие формы занятий, как урок - игра, урок — викторина, экспресс — опрос, урок — анализ.
Таким образом, литературно-образовательное пространство играет значительную роль в формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Оно помогает им развиваться как личности, учиться понимать себя и окружающий мир, принимать важные жизненные решения и строить гармоничные отношения с другими людьми.
                                                  

 Литературно-образовательное пространство играет важную роль в духовно-нравственном воспитании личности младшего школьника. Через знакомство с художественными произведениями, дети учатся понимать и ценить красоту, доброту, мудрость, развивают свою эмпатию и способность к саморефлексии.

Мы все чаще предлагаем детям погрузиться в мир книг, узнать о различных культурах, традициях, ценностях. Через литературу дети учатся сопереживать героям, видеть мир глазами других людей, развивают своё воображение и творческие способности.

Важно, чтобы литературно-образовательное пространство было насыщено разнообразными произведениями, отвечающими интересам и потребностям детей. Это поможет им легче находить себя в мире и лучше понимать окружающих.

Кроме того, литературные произведения могут служить примером для подражания. Хорошие книги учат детей доброте, честности, трудолюбию, уважению к окружающим. Они помогают формировать у детей моральные ценности и нормы поведения.​​​​​​​

Таким образом, литературно-образовательное пространство играет важную роль в формировании духовно-нравственной сферы личности младшего школьника. Через знакомство с художественными произведениями дети учатся видеть красоту вокруг себя, развивать свои личностные качества и становиться более добрыми, отзывчивыми и воспитанными людьми.

На мой взгляд, детская художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

 Приведу примеры тематических занятий с использованием художественных произведений духовно-нравственного содержания:

  1. И.А.Крылов басня «Лебедь, рак и щука»- учить детей думать над проблемами повседневной жизни; воспитывать умение договариваться между собой, помогать друг друг
  2. РНС «Теремок» -  учить детей справедливому и внимательному отношению к людям; воспитывать умение быть вежливым, терпеливым, усвоить нравственный урок «В тесноте, да не в обиде».
  3. Притчи Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони», «Дед и внук» - учить детей понимать нравственный урок: «добрый человек добру и учит», воспитывать гуманные чувства, уважение к взрослым, почитание стариков, проявлять заботу и внимание.
  4. Рассказы Л.Н.Толстого «Чашка», «Лгун» - формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать честность, правдивость, понимание нравственного урока: «правда светлее солнца». 
  5. РНС «Колобок» - учить ребёнка ставить себя на место героя сказки; сравнивать и анализировать, помочь усвоить нравственный урок «не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком»; воспитывать желание помочь; спасти колобка, найти выход из трудной ситуации.
  6. Сказка «Волк и семеро козлят» - учить детей понимать, что нельзя победить с помощью обмана, зло всегда будет наказано; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; усвоить нравственный урок «Захотел волк побыть в овечьей шкуре, да не вышло».

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.


Иванова Т.В.,

учитель начальных классов

Май 2024г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.