Современное литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств

4
0
Материал опубликован 16 May 2021

Современное литературно-образовательное пространство

как фактор воспитания нравственных качеств

(об использовании современных технологий при приобщении обучающихся к литературным ценностям)

Руденко Э.Ф., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Пришиб МР Благоварский район Республики Башкортостан

В наше стремительно развивающееся время использование современных образовательных технологий, которые помогают формировать у учащихся творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют учителю отработать глубину и прочность знаний. Использование современных технологий на уроке актуально, так как позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу гуманизации образования, заключающуюся в построении такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Необходимо не только давать учащимся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии, такие, как: технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; компьютерные технологии (ИКТ); игровые технологии.

Технология проблемного обучения

Основу проблемного обучения составляет умение найти острый, проблемный вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы ее решения. Существует несколько методических приемов выполнения этой задачи. Я делаю это так:

1. В начале урока создаю проблемную ситуацию

2. Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ

его разрешения.

3. Организую поиски гипотезы и предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

4. Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания разных героев).

5. Организую проверку гипотезы и поиск средств решения данной проблемы.

6. Излагаю различные точки зрения на данную проблему (например, противоположные точки зрения критиков на образы главных героев, на философскую концепцию автора).

7. Анализируем результаты, делаем выводы, применяя полученные знания во

время урока.

Технология проблемного обучения учит проникать в суть изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и определять значение средств художественной выразительности.

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационно – коммуникационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Информационные технологии используются мной в обучении на всех этапах учебного процесса, а также во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Активно использую коллекцию дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», в которой материал представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе MicrosoftPowerPoint, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Таким образом, использование ИКТ на уроках литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учащихся изучаемым материалом. Это приводит к росту качественной успеваемости по литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.

Игровые технологии

Чаще всего для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых УУД мною используются такие формы, как: урок - викторина; урок - ролевая игра; урок - конкурс; урок - диспут; урок - аукцион знаний; урок - концерт и др. Большой интерес вызывают у детей уроки-концерты, уроки-конкурсы, которые проводятся при изучении творчества поэтов. На них представлены и биография, и творчество поэта, и его стихи; обязательно музыкальное сопровождение. Игровые формы я использую и как элемент урока. Они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела учебного курса. Игры являются удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного

занятия. Литературные викторины используются в познавательных играх, где на первый план выступает также наличие знаний. Опыт работы показывает, что применение игровых форм на уроке создает предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся.

Технология развития критического мышления

В рамках данной технологии предлагается широкий набор методических приемов и стратегий ведения проблемного занятия. Наиболее действенными на уроках литературы я считаю следующие:

1.Прием «Корзина» идей, понятий, имен. Он позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Применяемый на стадии «вызова», данный прием актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует к учебной деятельности.

2.Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется чаще всего на стадии вызова: предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Ученики выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. Затем на одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Полученные результаты совместно обсуждаются.

В своей практике я наиболее удачно следующие формы урока: практикумы, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет, урок-семинар. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют учителю отработать глубину и прочность знаний, закрепить УУД. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у обучающихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности и формирует потребность в систематическом чтении художественных произведений, способствующих приобщению к величайшим произведениям искусства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации