Логические задачи на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Логические задачи на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Одна из основных задач современной школы - формирование функциональной грамотности - способности человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности должны быть заложены в начальной школе. Содержательные составляющие функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Я считаю, что универсальным средством развития функциональной грамотности в начальной школе могут стать логические задачи.
Варианты логических задач по теме «В цирке»
1. Сегодня на занятии мы отправимся в цирк! Чтобы попасть в цирк надо подняться по ступенькам. Их 9. Маша и Даша договорились встретиться точно посередине лестницы. На какой ступеньке они должны ждать друг друга?
2. В цирке выступали дрессированные животные. Они по команде должны были сесть в вагончики игрушечного поезда. Поезд состоит из 12 вагонов. Собачка Жужа села в 6 по счёту вагон с головы поезда, а кошка Мурка села в 6 вагон по счёту с хвоста поезда. В одном ли вагоне оказались собачка и кошка?
3. Потом выступал фокусник. Он взял ленту и разрезал её на 4 части. Сколько надрезов надо было ему сделать?
4. Фокусник вызвал на сцену мальчика Витю и попросил его отпилить один угол от квадратного стола. Когда Витя справился с этим заданием, то увидел, что количество углов у стола изменилось. Сколько их теперь стало?
5. Затем был номер, в котором на арену цирка выбежали собачки и курочки в красивых сапожках. Сверху животные были закрыты от ребят красивым покрывалом. Детям были видны только 10 сапожек на лапках у собачек и курочек. Весёлый клоун сказал, что приз получит тот, кто отгадает, сколько курочек и собачек под покрывалом? Попробуй найти все возможные варианты ответов.
6. В конце представления ребята вручили артистам букеты из красных и белых роз. В каждом букете было по 5 роз. Все артисты при этом получили разные букеты. Сколько разных букетов можно составить из пяти роз красного и белого цвета?
Варианты логических задач с чертежами.
1. Четырехугольник раздели одним отрезком на две части. Какие фигуры у тебя могут получиться? Сделай чертёж к каждому решению.
2. Сделай чертёж, как можно из 8 одинаковых палочек сложить 5 квадратов.
Варианты логических задач на поиск истинных и ложных утверждений.
1. Рассмотри картинку и найди верные утверждения.
Все квадраты зелёного цвета.
Все синие фигуры являются треугольниками.
Некоторые треугольники красного цвета.
Если фигура на рисунке зеленого цвета, то это квадрат.
Все круги разного цвета.
2. Подчеркни истинные суждения синим карандашом, а ложные красным.
Пальто – это вид посуды.
Суп мы едим из блюдца.
Нож можно использовать для разрезания хлеба.
Варианты логических задач на классификацию.
1. Найди лишнее слово.
Медведь, лиса, волк, заяц, тигр. (Все хищники, кроме зайца).
Берёза, лиственница, дуб, клён, осина. (Все лиственные деревья, кроме лиственницы).
Сатурн, Юпитер, Солнце, Марс, Венера. (Все планеты, кроме Солнца).
2. Продолжи предложение.
На полях люди выращивают такие зерновые культуры как пшеница, … (рожь, ячмень, рис, овес)
Я знаю разные хвойные растения – это ель, … (кедр, сосна, лиственница).
Среди животных много хищников – это тигр, … (рысь, лиса, волк, гиена).
3. Дай название группе слов.
Сосна, осина, дуб. (Деревья).
Врач, инженер, учитель. (Профессии).
Топаз, алмаз, аквамарин. (Драгоценные камни).
Карандаш, ручка, линейка. (Школьные принадлежности).