Доклад «Реализация внеурочной деятельности в начальной школе» (4 класс)
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность учащихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения;
дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное
Духовно – нравственное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Социальное
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся в начальной школе строго направлены на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — это непосредственно то духовно-нравственное приобретение ребёнка, которое он приобретает благодаря участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — это само влияние такого рода духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Внеурочная работа – это один из вариантов организации межличностных отношений в классе: между учениками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа содействует созданию условий для неформального общения ребят одного класса, имеет точно выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе разноплановой внеурочной работы можно благополучно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
В своей профессиональной деятельности использую следующие принципы: наглядности, доступности, результативности, систематичности и последовательности.
Внеурочная деятельность развивает как интерес так и любознательность, а это очень важный аспект в формирование мотивации обучающегося. Данная работа ориентирует на комплексное решение эстетических и нравственно-волевых задач, например, таких как – умение планировать свою деятельность, умение доводить начатое дело до конца, вырабатывает внимание, аккуратность, усидчивость, умение восхищаться и ценить результат.
Анализ работы внеурочной деятельности « Здоровейка»
Программа разработана в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся 3 класса и рассчитана на 1 год: 34 ч. (1 час в неделю)
Цель курса: формирование и сохранение психологического и физического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приёмы работы:
игры
тесты и анкетирование
круглые столы
просмотр тематических видеофильмов
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
Занятия помогали расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями. На каждом занятии эти понятия закреплялись.
Вывод: в результате у детей сформированы первоначальные навыки безопасного поведения в различных ситуациях, знания о гигиене, охране и укрепления здоровья человека.
Анализ работы внеурочной деятельности « Учусь создавать проекты»
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приёмы работы:
игры;
кроссворды;
презентации;
Учащиеся знают: основы работы с компьютером
Учащиеся умеют: выбирать пути решения задачи исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
В ходе проведенных занятий были достигнуты определенные результаты:
приобретены новые знания
возник интерес (у части детей) к исследовательской работе
На занятиях мы составляли проекты, учились выделять главное. Проекты создавали в виде: сочинений, сообщений, презентаций
Ребята довольны своей работой хотя и бывает трудно из –за того ,что у многих нет компьютеров .
Вывод: в результате у детей сформированы первоначальные навыки проектной деятельности
Анализ работы внеурочной деятельности « Моё Оренбуржье»
Цель Программы: Приобщение обучающихся начальной школы к национально-культурным традициям Оренбуржья, воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приёмы работы:
игры;
практические занятия;
экскурсии
дискуссии, беседы
Результаты за год
Учащиеся знают: название родного посёлка, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, знают названия улиц, площадей; знают и узнают флаг, герб, гимн России; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договариваться со сверстниками, анализируют поступки, имеют представление об Оренбургском крае, как многонациональном: называют национальности проживающие на территории Оренбургского края
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.