Доклад «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»
Н.В. Вьюжанина,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №12», г. Абакан, Республика Хакасия
Проектная деятельность на уроках истории, обществознания
и во внеурочной деятельности
Современный российский национальный воспитательный идеал -высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитание такого гражданина возможно через использование в образовательном процессе технологий деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подхода, что предполагает использование проблемно-поискового обучения.
Проблемно-поисковые технологии позволяют формировать у обучающихся умения проводить анализ ситуаций, условий; сформулировать проблему для себя; использовать различные проблемно-поисковые методы, выбирать оптимальное решение для конкретной ситуации; оценивать уровень своего актуального и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).
На уроках истории и обществознания как разновидность проблемно-поискового обучения часто использую метод проектов. Проектная деятельность в целом является составной частью классно-урочной и внеурочной деятельности в свете требований ФГОС второго поколения. ФГОС всех уровней школьного образования в процессе обучения предоставляют большие возможности и перспективы для самостоятельной проектной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся. Учебные программы всех школьных предметов, в том числе истории и обществознания, ориентированы на данный вид деятельности.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952) американский философ-прагматик, психолог и педагог. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Хорд Килпатрик в 1918 году писал: «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».
На протяжении всей моей педагогической деятельности целью своей работы вижу развитие познавательного интереса и логического мышления, повышение качества обучения, развитие ученика как личности за счет использования проектной деятельности как эффективного метода развития творческих способностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Проектный метод в процессе обучения позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; создавать комфортные условия обучения; активизировать мыслительную деятельность школьников; снимать нервную нагрузку.
В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, обучающийся проходит все этапы научного исследования:
возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Главный результат использования метода проектов - компетентность обучающихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде.
Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.
Можно выделить следующие этапы работы над исследованием:
выбор темы исследования, определение его типа и числа участников;
обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики;
распределение задач по группам, поиск информации;
составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы;
самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям;
промежуточные обсуждения полученных данных;
презентация (защита) исследования;
коллективное обсуждение, выводы.
Результаты исследовательской деятельности представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты); защищаются в присутствии заинтересованной аудитории; должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Если большинство общеизвестных методов обучения требует наличия лишь традиционных компонентов – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые
необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения видов продукта и формы презентации;
каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся;
результатом работы над проектом является продукт.
По доминирующей деятельности обучающихся проекты могут быть: практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими и ролевыми (речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников проекта).
Возможны выходы проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, выставка, газета, журнал, игра, карта, костюм, макет, «Письмо в …», публикация, серия иллюстраций, статья, сценарий, экскурсия.
Виды презентаций проектов – диалог исторических персонажей, инсценировка реального или вымышленного исторического события, пресс-конференция, ролевая игра, экскурсия. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует большего времени чем обычный урок, более эффективными оказываются проекты, когда ученики самостоятельно выполняют тот или иной этап работы над проектом, а на последнем уроке презентуют подготовленный проект.
Мною апробированы виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок – творческий отчет, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых. Информационные проекты - «Семь чудес света», «Исчезнувшие цивилизации»; игровые- «На народном собрании в Афинах», «Хождение за три моря»; прикладные - «Макет средневекового замка», «Макет жилища древних славян». Проекты по обществознанию носят практико-ориентированный характер «Бюджет моей семьи», «Мой личный бюджет», «Я-предприниматель», «Молодёжь на рынке труда», «Права и обязанности несовершеннолетних по российскому законодательству.
Наиболее полные и содержательные проекты выполняются как правило в ходе внеклассной деятельности.
Возникает вопрос, что эффективней: персональные или групповые проекты? Преимущества есть и у тех, и у других. У персональных проектов план работы может быть выстроен с максимальной точностью, полноценно формируется чувство ответственности, обучающийся обретает опыт деятельности на всех без исключения этапах. Преимущество групповых - у участника проектной группы формируются навыки сотрудничества, проект может быть проработан наиболее разносторонне, каждый обучающийся наиболее активно включен в определенный этап работы в зависимости от своих сильных сторон, присутствует соревновательный элемент, что повышает мотивацию участников.
Обучающиеся выбирают для проектной работы самые различные темы: «Война и люди: отношение общества к войне вчера, сегодня, завтра», «Феминизм», «Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий», «Банковская карта». Принимают участие в конкурсах муниципального и регионального уровней – республиканский конкурс научно–исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений памяти академика А.Д.Сахарова, 2020г. – Победитель, муниципальный конкурс газет «Соната памяти» в номинации «Журналы», 2020г. - 2 место, муниципальный конкурс виртуальных экскурсий и музейных экспозиций «Человек в истории Абакана», 2022г.-.3 место.
Никакие средства обучения не в состоянии заменить живое слово, непосредственное общение обучающихся с учителем. Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности школьников, обеспечивает субъектность обучающихся в образовательном процессе, и может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, средство повышения качества образовательного процесса. Успешно выполненные Всероссийские проверочные работы по истории и обществознанию, высокие баллы при сдаче ОГЭ и ЕГЭ это подтверждают.
Список литературы:
1. Комарова И. В. «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС». Каро., 2017 г.
2. Роготнева А. В., Тарасова Л. Н., Никульшин С. М. «Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие». Владос., 2018 г.