Логические задачи по теме «Слово в языке и речи» (Русский язык, 4 класс)
Вводная часть.
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема. Слово в языке и речи.
Цель: расширить знания по теме, развивать творческое и логическое мышление, познавательную деятельность, речи, внимание, память, воображение, а также эмоциональную сферу.
Контрольно-измерительный материал
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 60 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из нескольких предложенных. Обведи букву, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.
В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте, соединить линиями слово и определение, схему и слово.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.
Желаем успеха!
1.Соедините слово и его лексическое значение:
Озеро | Строитель, архитектор. |
Зо́дчий | Глава некоторых научных обществ, учреждений. |
Президе́нт | Топкое место со стоячей водой. |
Болото | Естественный замкнутый в берегах водоем |
2.Вставь пропущенные слова в правилах:
1) Слова, которые звучат одинаково, но называют совершенно разные, непохожие друг на друга предметы называются ______________________________.
2) Слова, которые произносятся и пишутся по- разному, но имеют одинаковое или близкое значение называются ______________________________.
3) Слова, которые имеют противоположные значения, называются_________________.
3.Найдите и отметьте знаком V синонимы слова «зелёный».
А) изумрудный
Б) пурпурный
В) лазоревый
Г) малахитовый
Д) янтарный
Е) фисташковый
4. Найдите и соедините антонимы:
свежий | сладкий |
красивый | невесомый |
горький | проворный |
тяжёлый | чёрствый |
жадный | безобразный |
неуклюжий | бескорыстный |
5. Многозначными называются слова, у которых одно лексическое значение?
А) да Б) нет
6.Какие многозначные слова употреблены в прямом значении, а какие - в переносном?
Прямое значение железный гвоздь
железное здоровье
море цветов
синее море
снежная гора
Переносное значение гора книг
время летит
самолёт летит
7. Определи порядок разбора слова по составу (морфемный разбор):
Укажи основу слова.
Укажи суффикс.
Выдели окончание, изменив форму слова.
Выдели корень, подобрав 2-3 однокоренных слова.
Выдели приставку.
К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.
8. Установи соответствие:
Приставка | это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. |
Корень | это часть слова без окончания. |
Суффикс | это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. |
Окончание | это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
Основа | это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. |
9. Какое слово имеет корень такой же, как в слове «сказка», суффикс такой же, как в слове «извозчик», приставку ту же , что в слове «расход»?
10. У кого из этих животных 10 глаз?
А) вроока Б) кваипя В) ноель
11.Какие из этих слов являются однокоренными слову « белый»
А) беличий
Б) белить
В) белковый
Г) белые
Д) белизна
Е) беленький
12. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
А) да Б) нет
13. Замени фразеологизмы одним словом:
1) Не за горами - _______________________
2) Повесить нос - _______________________
3) Хоть пруд пруди - ____________________
4) Нестись сломя голову - ___________________
14. Разделите слова на две группы:
Сер..ёзный
Под..езд Ъ
Мурав..и
Об..явление
С..езжал Ь
Обез..яна
15. Запишите по их звуковым обозначениям:
1) [м’элач’] ____________________________
2) [пай’эзтка] __________________________
3) [жыл’эзный’] ________________________
4) [пай’ут] _____________________________
16. Добавьте к указанным частям слова вместо чёрточки имя существительное в единственном или во множественном числе, чтобы образовалось новое слово.
Приз - - ________________
- оса - _______________
17. Подбери из четырёх имён существительных, пересекающихся между собой , последняя буква А. Какие это слова?
| ***** | | ***** | |
***** | | | | ***** |
| | А | | |
**** | | | | **** |
| ***** | | ***** | |
Синоним слова сырость.
Зелёный покров земли.
Синоним слова известность.
Стремительное нападение.
18. В данных пословицах спрятана ещё одна хорошо известная пословица - в каждой по одному слову. Найди эти слова и запиши пословицу.
1. Не разгрызть ореха – не съесть ядра.
2. Спеши не спеши, а поторапливайся.
3. Языком прорыва не залатаешь.
4. Не торопись ехать, торопись кормить.
5. За делом и в Москву невелик переезд.
__________________________________________________________
Рекомендации по оцениванию.
№ задания | Кол-во баллов | Правильный ответ | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Максимально – 4 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Максимально – 3 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | Омоним Синоним Антоним | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Максимально – 3 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | А,Г,Е | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Максимально – 6 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 | Б | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Максимально – 8 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | Прямое значение: железный гвоздь, синее море, снежная гора, самолёт летит. Переносное значение: железное здоровье, море цветов, гора книг, время летит. | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Максимально – 6 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | К данному слову поставь вопрос и определи часть речи. Выдели окончание, изменив форму слова. Укажи основу слова. Выдели корень, подобрав 2-3 однокоренных слова. Выдели приставку. Укажи суффикс. | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Максимально – 5 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 | рассказчик | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 | Б, пиявка | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Максимально – 3 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | Б,Д,Е. | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 | А | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Максимально – 4 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | 1) Не за горами - близко 2) Повесить нос - загрустить 3) Хоть пруд пруди - много 4) Нестись сломя голову - быстро | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Максимально – 6 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | С ер..ёзный П од..езд Ъ М урав..и Об..явление С ..езжал Ь Обез..яна | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Максимально – 4 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | 1) м’элач’] - мелочь 2) [пай’эзтка] - поездка 3) [жыл’эзный’] - железный 4) [пай’ут] - поют | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Максимально – 2 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б | Приз - - приз + рак = призрак - оса - пол+оса= полоса | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Максимально – 4 б 1 правильный ответ -1 б Неправильный ответ – 0 б |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Правильный ответ – 1 б Неправильный ответ – 0 | Не спеши языком, торопись делом. |
Шкала оценок
60 - 63 балла – отметка «5»
44 – 59 баллов – отметка «4»
32 - 43 баллов – отметка «3»
31 баллов и менее – отметка «2»
Литература:
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/2444-russkij-yazyk-4-klass-tolkovyj-slovar
https://fraze.ru/index.php/frazeologizm
Горбачёва Марина Юрьевна
Львова Светлана Алексеевна