12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна24115
Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов «Логические задачи»

Вводная часть.

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема. Слово в языке и речи.

Цель: расширить знания по теме, развивать творческое и логическое мышление, познавательную деятельность, речи, внимание, память, воображение, а также эмоциональную сферу.

Контрольно-измерительный материал

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 60 минут.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из нескольких предложенных. Обведи букву, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.

В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте, соединить линиями слово и определение, схему и слово.

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.

Желаем успеха!

1.Соедините слово и его лексическое значение:

Озеро

Строитель, архитектор.

Зо́дчий

Глава некоторых научных обществ, учреждений.

Президе́нт

Топкое место со стоячей водой.

Болото

Естественный замкнутый в берегах водоем

2.Вставь пропущенные слова в правилах:

1) Слова, которые звучат одинаково, но называют совершенно разные, непохожие друг на друга предметы называются ______________________________.

2) Слова, которые произносятся и пишутся по- разному, но имеют одинаковое или близкое значение называются ______________________________.

3) Слова, которые имеют противоположные значения, называются_________________.

3.Найдите и отметьте знаком V синонимы слова «зелёный».

А) изумрудный

Б) пурпурный

В) лазоревый

Г) малахитовый

Д) янтарный

Е) фисташковый

4. Найдите и соедините антонимы:

свежий 

сладкий

красивый

невесомый


горький

проворный


тяжёлый

чёрствый 

жадный 

безобразный

неуклюжий

бескорыстный

5. Многозначными называются слова, у которых одно лексическое значение?

А) да Б) нет

6.Какие многозначные слова употреблены в прямом значении, а какие - в переносном?

Прямое значение железный гвоздь

железное здоровье

море цветов

синее море

снежная гора

Переносное значение гора книг

время летит

самолёт летит

7. Определи порядок разбора слова по составу (морфемный разбор):

t1634655521aa.gifУкажи основу слова.

t1634655521aa.gift1634655521aa.gifУкажи суффикс.

t1634655521aa.gifВыдели окончание, изменив форму слова.

Выдели корень, подобрав 2-3 однокоренных слова.

t1634655521aa.gifВыдели приставку.

t1634655521aa.gifК данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

8. Установи соответствие:

Приставка

это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень

это часть слова без окончания.

Суффикс

это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Окончание

это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа

это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

9. Какое слово имеет корень такой же, как в слове «сказка», суффикс такой же, как в слове «извозчик», приставку ту же , что в слове «расход»?



10. У кого из этих животных 10 глаз?

А) вроока Б) кваипя В) ноель

11.Какие из этих слов являются однокоренными слову « белый»

А) беличий

Б) белить

В) белковый

Г) белые

Д) белизна

Е) беленький

12. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

А) да Б) нет

13. Замени фразеологизмы одним словом:

1) Не за горами - _______________________

2) Повесить нос - _______________________

3) Хоть пруд пруди - ____________________

4) Нестись сломя голову - ___________________



14. Разделите слова на две группы:

Сер..ёзный

Под..езд Ъ

Мурав..и

Об..явление

С..езжал Ь

Обез..яна

15. Запишите по их звуковым обозначениям:

1) [м’элач’] ____________________________

2) [пай’эзтка] __________________________

3) [жыл’эзный’] ________________________

4) [пай’ут] _____________________________


16. Добавьте к указанным частям слова вместо чёрточки имя существительное в единственном или во множественном числе, чтобы образовалось новое слово.

Приз - - ________________

- оса - _______________

17. Подбери из четырёх имён существительных, пересекающихся между собой , последняя буква А. Какие это слова?


*****


*****


*****




*****



А



****




****


*****


*****


Синоним слова сырость.

Зелёный покров земли.

Синоним слова известность.

Стремительное нападение.

18. В данных пословицах спрятана ещё одна хорошо известная пословица - в каждой по одному слову. Найди эти слова и запиши пословицу.

1. Не разгрызть ореха – не съесть ядра.

2. Спеши не спеши, а поторапливайся.

3. Языком прорыва не залатаешь.

4. Не торопись ехать, торопись кормить.

5. За делом и в Москву невелик переезд.

__________________________________________________________









Рекомендации по оцениванию.

задания

Кол-во баллов

Правильный ответ

1

Максимально – 4 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б



Оt1634655521ab.gift1634655521ab.gif зеро

Строитель, архитектор.

Зt1634655521ab.gif о́дчий

Глава некоторых научных обществ, учреждений.

Пt1634655521ab.gif резиде́нт

Топкое место со стоячей водой.

Болото

Естественный замкнутый в берегах водоем


2

Максимально – 3 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


Омоним

Синоним

Антоним


3

Максимально – 3 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


А,Г,Е

4

Максимально – 6 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


сt1634655521ab.gift1634655521ab.gif вежий 

сладкий

кt1634655521ab.gift1634655521ab.gif расивый

невесомый


гt1634655521ab.gif орький

проворный


тяжёлый

чёрствый 

жt1634655521ab.gif адный 

безобразный

неуклюжий

бескорыстный


5

Правильный ответ – 1 б

Неправильный ответ – 0

Б

6

Максимально – 8 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


Прямое значение: железный гвоздь, синее море, снежная гора, самолёт летит.

Переносное значение: железное здоровье, море цветов, гора книг, время летит.

7

Максимально – 6 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

Выдели окончание, изменив форму слова.

Укажи основу слова.

Выдели корень, подобрав 2-3 однокоренных слова.

Выдели приставку.

Укажи суффикс.

8

Максимально – 5 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


Пt1634655521ab.gift1634655521ab.gif риставка

это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Кt1634655521ab.gif орень

это часть слова без окончания.

Сt1634655521ab.gif уффикс

это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Оt1634655521ab.gif кончание

это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа

это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.


9

Правильный ответ – 1 б

Неправильный ответ – 0

рассказчик

10

Правильный ответ – 1 б

Неправильный ответ – 0

Б, пиявка

11

Максимально – 3 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


Б,Д,Е.

12

Правильный ответ – 1 б

Неправильный ответ – 0

А

13

Максимально – 4 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


1) Не за горами - близко

2) Повесить нос - загрустить

3) Хоть пруд пруди - много

4) Нестись сломя голову - быстро

14

Максимально – 6 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


Сt1634655521ab.gif ер..ёзный

Пt1634655521ab.gift1634655521ab.gift1634655521ab.gif од..езд Ъ

Мt1634655521ab.gif урав..и

Об..явление

Сt1634655521ab.gif ..езжал Ь

Обез..яна

15

Максимально – 4 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


1) м’элач’] - мелочь

2) [пай’эзтка] - поездка

3) [жыл’эзный’] - железный

4) [пай’ут] - поют


16

Максимально – 2 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


Приз - - приз + рак = призрак

- оса - пол+оса= полоса

17

Максимально – 4 б

1 правильный ответ -1 б

Неправильный ответ – 0 б


С

*****

Т

*****

А

*****

Л

Р

К

*****

В

Л

А

Г

А

****

Т

В

В

****

А

*****

А

*****

А







18

Правильный ответ – 1 б

Неправильный ответ – 0

Не спеши языком, торопись делом.

Шкала оценок

60 - 63 балла – отметка «5»

44 – 59 баллов – отметка «4»

32 - 43 баллов – отметка «3»

31 баллов и менее – отметка «2»















Литература:

https://antonymonline.ru

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/2444-russkij-yazyk-4-klass-tolkovyj-slovar

https://odnokorennye.ru

https://fonetic.textologia.ru

https://frazbor.ru

https://fraze.ru/index.php/frazeologizm



Опубликовано в группе «Контрольные и диагностические работы в начальной школе. »


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 23.10.21 в 14:01 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный качественный ресурс,который пригодится в работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.