Открытый урок по разделу «Слово в языке и речи» (Русский язык, 3 класс)

2
0
Материал опубликован 23 September 2019

Технологическая карта урока

 

Ф.И.О учителя : Миккоева Светлана Юрьевна.

Число: 20.10.2015 год.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3 класс.

Автор УМК(программы учебного курса): Русский язык 3 класс (Школа России). В.П Канакина, В.Г Горецкий.

Тема урока:"Обобщение и закрепление изученного".

Тип урока: урок-обобщение.

Цель: обобщение и повторение знаний по изученной теме.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

развитие позитивной самооценки, самоуважения;

развитие навыков сотрудничества;

развитие этических чувств, доброжелательности.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

(регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

-формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания, слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Средства (оборудование):

учебник по русскому языку, компьютер, мультимедийный проектор, карточки.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями.

-Пусть солнечное и доброе настроение сопровождает нас сегодня на уроке.

Подготовка класса к работе. Учащиеся приветствуют друг друга.

Личностные:

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

2.

 

Актуализация знаний.

Постановка темы и целей урока.

 

 

 

 

 

СЛАЙД 1

 

 

 

 

 

СЛАЙД2

-Ребята, я приглашаю вас сегодня побывать вместе в гостях у волшебницы, которая умеет творить чудеса необыкновенной красоты.

-Догадайтесь, о ком идёт речь.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото ,одеты все леса.

-Да ,это волшебница-осень.

-Сегодня на уроке мы попутешествуем по "Осеннему калейдоскопу ".

-А что такое калейдоскоп?

-Давайте прочитаем определение этого понятия из словаря.

- Калейдоскоп-это прибор, игрушка, содержащая внутри зеркальные стёкла, которые, отражаясь, сменяют симметричные узоры (толковы словарь).

-Каждый узор осеннего калейдоскопа приготовил для нас много интересных заданий.

-А как вы думаете, что это будут за задания?

-Правильно, сегодня на уроке мы будем повторять всё то, что узнали в разделе "Слово в языке и в речи".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо читающий ученик

читает определение из словаря.

 

 

Учащиеся вспоминаю темы, изученные в разделе.

 

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

 

 

 

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

 

3.

Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

"Дождик"

 

СЛАЙД3

 

-Осень-это волшебница и художница, которая украшает всё кругом.

-Давайте тоже представим, что мы художники, наша тетрадь-это холст, для рисования, а ручки-кисточки.

-Записываем число, классная работа.

-Старайтесь писать красиво, следите за осанкой, положением тетради, рук и ног.

-Прочитайте буквы в первой строке

а о у ю и е ё я э ы

- Что можете сказать про эти буквы?

(гласные, обозначают один и два звука, состоят из голоса, обозначают мягкость и твёрдость пред. согл. звука).

-Пропишите их в тетрадь.

- Прочитайте слоги.

ма на ки ро ба лю

-Назовите слоги, в которых есть мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки.

-Пропишите их в тетрадь.

Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь.

 

 

 

 

 

Дети вспоминают всю информацию про данные буквы. Отвечают на вопросы.

Записывают буквы и слоги в тетрадь.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

 

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

 

4.

Работа по теме урока

 

Узор: дары осени-овощи.

СЛАЙД4

(+картинки овощи)

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор: осенние листья.

СЛАЙД5

-Давайте начнём смотреть, какие задания подготовил для нас "Осенний калейдоскоп".

(слайд-овощи)

-Как вы думаете, куда нас приглашает калейдоскоп?

-В огород, посмотреть на дары осени.

-А дары осени мы будем смотреть и вспоминать с помощью словарных слов.

- На слайде вы увидите картинку, ваша задача записать словарное слово к себе в тетрадь.

-Первое слово записываем с заглавной буквы с красной строки.

-Не забывайте ставить ударение и подчёркивать безударную гласную.

Картофель, морковь, помидор ,капуста, огурец, овощи.

- Открываем словарь в конце учебника, обмениваемся тетрадями, проверяем, ставим оценки друг другу.

 

- Молодцы! Продолжим.

-Какое задание для нас подготовил следующий узор калейдоскопа.

-Как вы думаете что это?

-Да. Это осенние листья.

-А листья каких деревьев здесь есть?

-Вот именно на этих осенних листиках мы будем выполнять задания.

-Для того, чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним некоторые правила, которые понадобятся нам.

- Что такое синонимы, антонимы?

Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют близкое лексическое значение.

Антонимы -это слова, противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию.

- Что такое однокоренные слова?

Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- Как проверить парный по глухости и звонкости согласный звук?

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласный звуком.

- Что такое словосочетание?

Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов по смыслу, связь сов в словосочетании устанавливается с помощью вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах, ходим в гости, по партам.

-На каждой парте своё задание, на разных листиках.

-После выполнения задания вы можете проверить себя на листах самопроверки. Они красного цвета.

 

 

Задания

Кленовый лист Арина Воронцова

Составь и запиши словосочетания, используя слова правого и левого столбиков. Укажи главное слово в каждом словосочетании.

интересный окно

добрая берег

южный сказка

чистое пальто

тёплое кинофильм

Берёзовый лист Ваня Белов и Настя Амелина

Найди в каждой строчке однокоренные слова. Запиши их, выдели корень.

Вдруг, подруга, друзья

Горный, горка, городок

Вода, водяной, водить

Корень, корневой, коржи

Носик, носит, носок

Осиновый лист Арина Голикова и Люда Агеева

Выберите букву для обозначения парного согласного звука в корне каждого слова. Запишите слова.

Улы(п,б)ка, ,сугро(п,б),моро(с,з),

яго(д,т)ка, ры(б,п)ка,тро(п,б)ка,утю(к,г), ду(п,б).

Дубовый лист

Выпиши из словаря. Аня Волкова и Артём Бучнев

синонимы к словам интересный, красивый, багровый

антонимы к словам мужество, плюс, быль-сказка

- Молодцы, справились с заданиями!

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Учащиеся под диктовку записывают словарные слова, ставя ударение в каждом слове, подчёркивая безударную гласную.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминаю правила, изученные в разделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся парами работают по станциям, переходя на разные парты, где они выполняют разные задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения заданий, дети делают проверку заданий на листах для самопроверки.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

 

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

 

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную защиту .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

 

5.

Физкультминутка

-Давайте немного отдохнём.

(упражнения с руками, зрительная гимнастика, дыхательная).

 

Выполняют упражнения

 

6.

Работа по теме урока

 

 

 

 

 

СЛАЙД6

-Как вы думаете, куда мы попали, благодаря "Осеннему калейдоскопу"?

-Да. Это осенний лес.

-Давайте посмотрим, что можно встретить в осеннем лесу, какой он может быть, и что в нём можно осенью делать.

Интерактивная доска

-Распределите слова в три столбика по частям речи.

-Давайте вспомним, какие части речи мы знаем?

(Сущ, прил, глагол,предлог,союз.числ,мест,частица)

-Что такое прилагательное?

-Что такое существительное?

-Что такое глагол?

-Прилагательное, существительное, глагол.

Слова: грибы, собирать, осенний, ягоды, свежий, сырой, птицы, расписной, наблюдать, любоваться, звери, птицы, золотой, сказочный

-Наше путешествие по "Осеннему калейдоскопу" подходит к концу.

- Я предлагаю выполнить вам последние задания.

-Сейчас мы в с вами поработаем со словами, которые связаны с осенью.

- Работаем в группах.

-Сейчас вы получите карточки, на которых есть слова и лексические значения этих слов. Ваша задача определить лексическое значение каждого из слов.

-Вспомним, что такое лексическое значение слов?

Лексическое значение слов- это то, что слово обозначает.

- Слова: сапоги, плащ, дождь, сентябрь, листопад, зонт.

Лексические значения слов:

Сапоги́ — вид обуви с высокими голенищами.

Плащ — верхняя одежда из непромокаемого материала.

Дожди — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель.

Сентябрь-первый осенний месяц.

Листопад — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.

Зонт — устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей.

-Молодцы! Справились с заданием.

-На последок ""Осенний калейдоскоп" приготовил для нас очень интересное задание.

-Вам нужно узнать фразеологизм по картинке. И рассказать, что они обозначают.

-Вспомним, что такое фразеологизмы.

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.

-Откройте словарь фразеологизмов в конце учебника, если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь им.

Фразеологизмы:

Висеть на телефоне.

Убить двух зайцев.

Сесть в калошу.

Зарубить на носу.

 

 

 

 

 

 

 

Дети по одному распределяют слова в три столбика.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работаю в группах. На карточках записаны слова в правом столбце, а лексические значения в левом столбце. Дети определяют лексическое

значение всех слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают, что такое фразеологизмы.

Учащиеся отгадывают фразеологизмы по картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Познавательные.

Устанавливать причинно-следственные связи.

 

Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные.

Использовать речь для регуляции своего действия.

 

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

9.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

Оценки.

Домашнее задание

(задание на отельных листах)

-Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки)

Зажмите пальцы в кулак и …

- Кому было интересно – разожмите мизинец;

- Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;

- Кто хорошо работал на уроке – средний;

- Кто помогал работе в группе – указательный;

- Кому урок понравился – большой;

-Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «Осеннего калейдоскопа».

-Понравилось ли вам выполнять задания "Осеннего калейдоскопа"!

-Что нам удалось повторить ?

-Какие задания понравились больше всего?

-Спасибо всем за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Записывают домашнее задание в дневники

 

Личностные.

Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.