Открытый урок по разделу «Слово в языке и речи» (Русский язык, 3 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О учителя : Миккоева Светлана Юрьевна.
Число: 20.10.2015 год.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 3 класс.
Автор УМК(программы учебного курса): Русский язык 3 класс (Школа России). В.П Канакина, В.Г Горецкий.
Тема урока:"Обобщение и закрепление изученного".
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщение и повторение знаний по изученной теме.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
развитие позитивной самооценки, самоуважения;
развитие навыков сотрудничества;
развитие этических чувств, доброжелательности.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения
(регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
-формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
-формирование умения грамотно строить речевые высказывания, слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Средства (оборудование):
учебник по русскому языку, компьютер, мультимедийный проектор, карточки.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты: формируемые УУД |
1. |
Организационный момент. |
-Здравствуйте, ребята! -Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями. -Пусть солнечное и доброе настроение сопровождает нас сегодня на уроке. |
Подготовка класса к работе. Учащиеся приветствуют друг друга. |
Личностные: Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. |
2.
|
Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
СЛАЙД 1
СЛАЙД2 |
-Ребята, я приглашаю вас сегодня побывать вместе в гостях у волшебницы, которая умеет творить чудеса необыкновенной красоты. -Догадайтесь, о ком идёт речь. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото ,одеты все леса. -Да ,это волшебница-осень. -Сегодня на уроке мы попутешествуем по "Осеннему калейдоскопу ". -А что такое калейдоскоп? -Давайте прочитаем определение этого понятия из словаря. - Калейдоскоп-это прибор, игрушка, содержащая внутри зеркальные стёкла, которые, отражаясь, сменяют симметричные узоры (толковы словарь). -Каждый узор осеннего калейдоскопа приготовил для нас много интересных заданий. -А как вы думаете, что это будут за задания? -Правильно, сегодня на уроке мы будем повторять всё то, что узнали в разделе "Слово в языке и в речи". |
Хорошо читающий ученик читает определение из словаря.
Учащиеся вспоминаю темы, изученные в разделе. |
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме.
|
3. |
Чистописание
Пальчиковая гимнастика "Дождик"
СЛАЙД3
|
-Осень-это волшебница и художница, которая украшает всё кругом. -Давайте тоже представим, что мы художники, наша тетрадь-это холст, для рисования, а ручки-кисточки. -Записываем число, классная работа. -Старайтесь писать красиво, следите за осанкой, положением тетради, рук и ног. -Прочитайте буквы в первой строке а о у ю и е ё я э ы - Что можете сказать про эти буквы? (гласные, обозначают один и два звука, состоят из голоса, обозначают мягкость и твёрдость пред. согл. звука). -Пропишите их в тетрадь. - Прочитайте слоги. ма на ки ро ба лю -Назовите слоги, в которых есть мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки. -Пропишите их в тетрадь. |
Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь.
Дети вспоминают всю информацию про данные буквы. Отвечают на вопросы. Записывают буквы и слоги в тетрадь. |
Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
|
4. |
Работа по теме урока
Узор: дары осени-овощи. СЛАЙД4 (+картинки овощи)
Словарная работа
Узор: осенние листья. СЛАЙД5 |
-Давайте начнём смотреть, какие задания подготовил для нас "Осенний калейдоскоп". (слайд-овощи) -Как вы думаете, куда нас приглашает калейдоскоп? -В огород, посмотреть на дары осени. -А дары осени мы будем смотреть и вспоминать с помощью словарных слов. - На слайде вы увидите картинку, ваша задача записать словарное слово к себе в тетрадь. -Первое слово записываем с заглавной буквы с красной строки. -Не забывайте ставить ударение и подчёркивать безударную гласную. Картофель, морковь, помидор ,капуста, огурец, овощи. - Открываем словарь в конце учебника, обмениваемся тетрадями, проверяем, ставим оценки друг другу.
- Молодцы! Продолжим. -Какое задание для нас подготовил следующий узор калейдоскопа. -Как вы думаете что это? -Да. Это осенние листья. -А листья каких деревьев здесь есть? -Вот именно на этих осенних листиках мы будем выполнять задания. -Для того, чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним некоторые правила, которые понадобятся нам. - Что такое синонимы, антонимы? Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют близкое лексическое значение. Антонимы -это слова, противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию. - Что такое однокоренные слова? Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. - Как проверить парный по глухости и звонкости согласный звук? Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласный звуком. - Что такое словосочетание? Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов по смыслу, связь сов в словосочетании устанавливается с помощью вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому. -Сейчас мы с вами будем работать в парах, ходим в гости, по партам. -На каждой парте своё задание, на разных листиках. -После выполнения задания вы можете проверить себя на листах самопроверки. Они красного цвета.
Задания Кленовый лист Арина Воронцова Составь и запиши словосочетания, используя слова правого и левого столбиков. Укажи главное слово в каждом словосочетании. интересный окно добрая берег южный сказка чистое пальто тёплое кинофильм Берёзовый лист Ваня Белов и Настя Амелина Найди в каждой строчке однокоренные слова. Запиши их, выдели корень. Вдруг, подруга, друзья Горный, горка, городок Вода, водяной, водить Корень, корневой, коржи Носик, носит, носок Осиновый лист Арина Голикова и Люда Агеева Выберите букву для обозначения парного согласного звука в корне каждого слова. Запишите слова. Улы(п,б)ка, ,сугро(п,б),моро(с,з), яго(д,т)ка, ры(б,п)ка,тро(п,б)ка,утю(к,г), ду(п,б). Дубовый лист Выпиши из словаря. Аня Волкова и Артём Бучнев синонимы к словам интересный, красивый, багровый антонимы к словам мужество, плюс, быль-сказка - Молодцы, справились с заданиями! |
Отвечают на вопросы.
Учащиеся под диктовку записывают словарные слова, ставя ударение в каждом слове, подчёркивая безударную гласную.
Учащиеся вспоминаю правила, изученные в разделе.
Учащиеся парами работают по станциям, переходя на разные парты, где они выполняют разные задания
После выполнения заданий, дети делают проверку заданий на листах для самопроверки. |
Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Регулятивные: - оценивать результаты своей работы.
Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную защиту .
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.
|
5. |
Физкультминутка |
-Давайте немного отдохнём. (упражнения с руками, зрительная гимнастика, дыхательная).
|
Выполняют упражнения |
|
6. |
Работа по теме урока
СЛАЙД6 |
-Как вы думаете, куда мы попали, благодаря "Осеннему калейдоскопу"? -Да. Это осенний лес. -Давайте посмотрим, что можно встретить в осеннем лесу, какой он может быть, и что в нём можно осенью делать. Интерактивная доска -Распределите слова в три столбика по частям речи. -Давайте вспомним, какие части речи мы знаем? (Сущ, прил, глагол,предлог,союз.числ,мест,частица) -Что такое прилагательное? -Что такое существительное? -Что такое глагол? -Прилагательное, существительное, глагол. Слова: грибы, собирать, осенний, ягоды, свежий, сырой, птицы, расписной, наблюдать, любоваться, звери, птицы, золотой, сказочный -Наше путешествие по "Осеннему калейдоскопу" подходит к концу. - Я предлагаю выполнить вам последние задания. -Сейчас мы в с вами поработаем со словами, которые связаны с осенью. - Работаем в группах. -Сейчас вы получите карточки, на которых есть слова и лексические значения этих слов. Ваша задача определить лексическое значение каждого из слов. -Вспомним, что такое лексическое значение слов? Лексическое значение слов- это то, что слово обозначает. - Слова: сапоги, плащ, дождь, сентябрь, листопад, зонт. Лексические значения слов: Сапоги́ — вид обуви с высокими голенищами. Плащ — верхняя одежда из непромокаемого материала. Дожди — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Сентябрь-первый осенний месяц. Листопад — биологический процесс сбрасывания листвы растениями. Зонт — устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей. -Молодцы! Справились с заданием. -На последок ""Осенний калейдоскоп" приготовил для нас очень интересное задание. -Вам нужно узнать фразеологизм по картинке. И рассказать, что они обозначают. -Вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов. -Откройте словарь фразеологизмов в конце учебника, если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь им. Фразеологизмы: Висеть на телефоне. Убить двух зайцев. Сесть в калошу. Зарубить на носу. |
Дети по одному распределяют слова в три столбика.
Учащиеся работаю в группах. На карточках записаны слова в правом столбце, а лексические значения в левом столбце. Дети определяют лексическое значение всех слов.
Вспоминают, что такое фразеологизмы. Учащиеся отгадывают фразеологизмы по картинки. |
Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Коммуникативные. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные. Использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других.
|
7.
8.
9. |
Рефлексия
Итог урока
Оценки. Домашнее задание (задание на отельных листах) |
-Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки) Зажмите пальцы в кулак и … - Кому было интересно – разожмите мизинец; - Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный; - Кто хорошо работал на уроке – средний; - Кто помогал работе в группе – указательный; - Кому урок понравился – большой; -Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «Осеннего калейдоскопа». -Понравилось ли вам выполнять задания "Осеннего калейдоскопа"! -Что нам удалось повторить ? -Какие задания понравились больше всего? -Спасибо всем за работу. |
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание в дневники
|
Личностные. Способность к самооценке на основе критерий успешной деятельности. |