Комплексное повторение по теме «Слово» (Русский язык, 4 класс)
Пояснительная записка к презентации
МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации
МО «Оршанский муниципальный район»
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа
Комплексное повторение изученного материала по теме «Слово»
Паспорт открытого урока
по русскому языку
Тарасова Валентина Вениаминовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Место проведения - МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Класс – 4в
Продолжительность урока – 45 минут
Предмет – русский язык
Тема: «Комплексное повторение изученного материала по теме «Слово».
Тип урока – урок повторения
Цель урока – Обобщить и систематизировать знания, полученные за учебный год по теме слово, как единице языка и как объект изучения разделов языкознания.
Задачи урока:
Планируемые результаты
-
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
-
Познакомить с понятием «лингвист»
Познакомить с разделами языкознания,
Совершенствовать умения фонетического разбора слова, морфологического разбора, разбора слова по составу
Совершенствовать все виды речевой деятельности
Развивать умение сотрудничать
Развивать учебно-познавательные компетенции – самоконтроль и самооценку
Развивать познавательную активность у детей
Развивать способности обобщать, систематизировать полученные знания
Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой
Воспитывать чувство уважения к русскому языку,
Личностные УУД:
-
Формировать способность к самооценке
-
Метапредметные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке
Проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь высказывать своё предположение
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Слушать и понимать речь других
Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД).
-
Предметные:
Знать, что такое лингвистика, кто такой лингвист;
Уметь пользоваться орфографическим и толковым словарями;
Уметь выполнять различные виды разбора слова;
Основной дидактический метод –
Частные методы и приемы – беседа, работа с текстом, метод иллюстрации (с использованием презентации), упражнения
Дидактические средства – презентация, ноутбук, карточки с пояснениями, словари, рабочая тетрадь
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
ПЛАН УРОКА
1. Организационное начало урока.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Словарная работа.
2.2. Беседа о работе лингвиста.
3. Повторение пройденного.
3.1. Формулировка темы урока.
3.2. Игра «Отгадай слово».
3.3. Работа по теме урока.
3.3.1. Лексика.
3.3.2. Орфография.
3.3.3. Фонетика.
3.3.4. Словообразование.
3.3.5. Морфология.
3.3.6. Синтаксис.
4. Подведение итогов.
4.1. Домашнее задание.
4.2. Рефлексия.
5. Организационное завершение урока.
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. |
ФОРМИРОВАНИЕ УУД |
Организационное начало урока (Мотивация к учебной деятельности). |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Добрый день, друзья! Вновь вас видеть рада я. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на работу. Надеюсь, вы все будете внимательны, активны и старательны. |
-коммуникативные (создание доброжелательной психологической атмосферы в классе, мотивация на работу) |
Актуализация опорных знаний. Словарная работа. |
Записывают число. Выполняют словарную работу по заданию учителя. |
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Урок начнем со словарной работы. Лингвист (языковед) —учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Краткое описание Работа лингвиста включает в себя самые разнообразные функции и зависит от места работы: в научно-исследовательском институте он занимается составлением словарей, справочников, разработкой научно-технической и специальной терминологии, совершенствованием алфавита и орфографии, научными исследованиями в области фонетики, морфологии, синтаксиса, изучением диалектов и разговорного языка и т.д. на преподавательской работе лингвист обучает языку учеников; лингвисты-переводчики занимаются непосредственно переводами – устными, синхронными, письменными. Существует несколько классификаций лингвистов: по изучаемому языку: специалисты по конкретному языку — например, русисты, англисты, татароведы, японисты, арабисты и т. д. специалисты по группе языков — германисты, романисты, тюркологи, монголоведы и т. д. специалисты по языкам региона — американисты, африканисты и т. д. по теме или разделу лингвистики: фонетисты, морфологи, Учёные языковеды стремятся понять законы языка, чтобы помочь людям освоить его и облегчить взаимное общение людей. Знаменитые русские лингвисты: Ломоносов, Ожегов. Мы будем сегодня с вами лингвистами. Изучать, а вернее повторять тему «Слово» |
- познавательные (подведение под понятия, выведение следствий)); -коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
Постановка проблемы. |
Выполняют задание, испытывают затруднение. Рассуждают |
- Какие разделы лингвистики изучают слово? Соотнеси… 1 Лексика- значение слова 2.Орфография- правописание 3.Фонетика- звуки, буквы, слоги, ударение. 4.Словообразование- состав слова 5.Морфология- части речи 6.Синтаксис- строение словосочетаний и предложений |
-познавательные (учатся рассуждать) - познавательные (умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме) -коммуникативные (слушать и понимать речь учителя и своих одноклассников) |
Повторение пройденного. Формулировка темы урока. Составление плана работы. |
Формулируют тему урока и задачи. Составляют план работы. |
Сегодня мы будем лингвистами, и мы займёмся изучением пока только одного слова. Но я надеюсь, что вас заинтересует эта деятельность. А чтобы узнать какое слово мы будем изучать предлагаю сыграть в игру. Игра «Пойми меня» Это слово схоже по смыслу со словом чистый. У человека, который … со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Мы называем так, человека, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Какой человек? Честный. План работы со словом у нас уже есть. |
- познавательные (учатся находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию) -регулятивные (учатся определять и формулировать тему урока и составлять план работы с помощью учителя) |
работа по теме урока. |
Фронтальная работа. Работа в группах. |
Лексика. - Как называется словарь, в котором узнаём лексическое значение слова? Толковый. Сергей Иванович Ожегов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Владимир Иванович Даль - Попрошу найти значение слова. - Как вы понимаете это слово? (Представьте, что вам надо объяснить значение слова честный иностранцу. Что означает это слово в сочетании с другими словами?) У этого слова 2 значения: 1.Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. Например, честный человек, труд, намерения, взгляд. 2. Заслуживающий уважения, безупречный Например, честная жизнь, имя, заработок. Орфография - Проговорите каждый для себя слово орфоэпический (как пишем), а потом орфографически (как пишем). -Что заметили? Почему? Как проверить? - Запишите это слово с проверочным, обозначая орфограмму - Каким воспользуемся словарём для контроля? Проверьте (на доске) В этом слове орфограмма непроизносимая согласная, чтобы проверить надо подобрать проверочное слово так, чтобы согласный звук ясно слышался на конце слова. Орфографический словарь. Проверяем по словарю. Фонетика Орфоэпия— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. - выполним фонетический разбор (один за доской) Словообразование Разберём это слово по составу, (один ученик за доской разбирает слово с комментированием) Проверьте. Окончание- изменяемая часть слова Основа- это слово без окончания Корень-это главная часть слова. В нём заключён общий смысл всех однокоренных слов. А как вы думаете от какого слова образовалось слово честный и при помощи чего? Каким словарём мы можем воспользоваться для проверки? Словообразовательный словарь. Морфология Морфология— раздел лингвистики, изучающий части речи, их категории и формы слов. В разговорной речи в шутливом тоне используется выражение держится на честном слове. (Большой словарь русских поговорок) Как вы понимаете это выражение? Быть непрочным, неустойчивым. Выполним морфологический разбор слова: (на) честном (слове). Один у доски. Синтаксис - это раздел науки о языке изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Запишите словосочетания с данным словом. Обозначьте главное, покажите зависимое слово стрелочкой. Составьте предложение со словом честный. Это слово часто встречается и в литературных произведениях. Прочитайте отрывок. Кто знает, как называется произведение, и кто его автор? «Честное слово» Л.Пантелеева Около каменной будки, на часах стоит мальчик…Он не может уйти, он дал честное слово…Он очень маленький…Он плачет… Выпишите сложное предложение и выполните синтаксический разбор. Проверка: фронтальная. |
-регулятивные (умение делать выводы) -Познавательные (умение рассуждать, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь других, формирование умения формулировать выводы)
|
Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Организационное завершение урока. |
Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневники. |
-Сегодня вы побывали в роли языковедов. -Какие разделы языкознания открыли вам свои тайны в изучении слова? А можем ли воспользоваться этим планом для изучения других слов, для того чтобы и другие слова открыли свои секреты? Дома поработать со словом Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. -Ребята, наш урок подходит к концу. Рассуждение (по желанию): Я считаю, что урок прошёл для меня… Я заслуживаю за работу на уроке оценку, т.к. (можно просто поставить на полях работы в тетради) Заканчивает урок. |
-познавательные (умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике) -личностные (формирование умения формулировать выводы, адекватно оценивать свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности -познавательные (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. -коммуникативные (уметь слушать и понимать речь других) |