Логопедический проектный кружок «Веселые ладошки»
Воробьева Ирина Александровна,
учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми
Всероссийский дистанционный конкурс
педагогического мастерства на лучшую разработку программы дополнительного образования
Логопедический проектный кружок «Веселые ладошки»
Пояснительная записка:
- содержание данного проектного кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Направление проектного кружка:
- развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1-3 лет.
Инициатива:
- организовать совместную работу воспитателей, кровных и замещающих родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста через проектную работу с использованием разных видов нетрадиционных материалов.
Основа проектного кружка:
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможности и особенностями воспитанников;
Участники проектного кружка:
- учитель-логопед;
- дети раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ;
- воспитатели групп (по возможности – помощники воспитателей);
- кровные и замещающие родители воспитанников.
Актуальность:
Проектный кружок, направленный на развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста актуален, т.к. дети данного возраста с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Детям бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой.
Достаточно часто дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут держать карандаш и рисовать им.
От степени развития ручной моторики в дальнейшем зависит уровень подготовки руки старшего дошкольника к письму. А это значит, что и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе, возможно, будет страдать. Вот почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.
Цель:
- развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных средств.
Задачи:
- создать развивающую предметную базу для работы с детьми раннего возраста, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста;
- способствовать овладению детьми пальчиковыми играми;
- побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.
Продолжительность:
- в течение всего календарного года.
Продолжительность занятий:
- 15-20 минут 2 раза в неделю.
Форма работы:
- групповая;
- индивидуальная (по запросу кровных или замещающих родителей)
Предполагаемые результаты:
- у детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики;
- дети умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту;
- дети проявляют интерес к играм с предметами различной текстуры;
- дети проявляют желание применить полученные умения в повседневной жизни;
- повышение родительской компетенции.
Техническое оснащение:
- картотека пальчиковых игр с использованием нетрадиционных средств;
- ИКТ-технологии: презентации-консультации, игровые презентации;
- набор нетрадиционных средств, используемых для занятий;
- средства гигиены.
Этапы реализации:
I. Подготовительный этап:
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- обновление картотеки игр для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- подбор и обновление наглядно-информационного и консультативного материала для кровных и потенциальных родителей в кабинете учителя-логопеда и на информационных ресурсах (стенды, «Методическая копилка» на сайте ГКУСО ПК ЦПД г. Перми).
II. Диагностический этап:
- диагностика воспитанников;
- устный опрос кровных и замещающих родителей на выявление компетентности по данной теме.
III. Основной этап
- практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- совместная деятельность с кровными и замещающими родителями (по запросу).
IV. Заключительный этап
- анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Диагностика:
- Шкала KID для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев;
- Шкала RCDI для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.
Риски:
- низкая заинтересованность кровных родителей;
- отказ от участия в проекте.
В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста, т.е. для самых маленьких.
Дети узнают мир через прикосновения.
Дети постоянно пытаются за что-то ухватиться, взять в руки, а потом – в рот. Это все познание нового мира, новых вещей.
Для детей, возраст которых не превышает 2-3 года, нужны особые игры, в том числе и пальчиковая гимнастика. Игры должны быть не только направленными на развитие, они должны быть безопасными.
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция.
Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Педиатры всех стран рекомендуют родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста. В данном возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы.
Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования просты и забавны.
Эти игры улучшают память и восприимчивость ребенка.
Подготовительный этап | ||
Январь | Реализация первого этапа в/т месяца | |
Февраль | Реализация второго этапа в/т месяца | |
Основной этап Реализация третьего этапа март-ноябрь | ||
Март | Игра «Ладошки» | Лапушки, лапушки, Поиграйте в ладушки. Хлопайте в ладошки – Вам дадут лепешки. |
Апрель | Сухой бассейн. Игра «Прятки» | Маленькую игрушку из киндер-сюрприза прячем в коробку с наполнителем. Предлагаем ребенку отыскать игрушку с помощью рук. |
Май | Игра-массаж с помощью тактильных мячиков | Мы мячом круги катаем Взад-вперед его гоняем. Им погладим мы ладошку, А потом сожмем немножко. |
Июнь | Игра с кинетическим песком «Месим тесто» | Тесто мы месили, Мы пирог лепили. Шлеп, шлеп, Шлеп, шлеп – Слепили мы большой пирог! |
Июль | Игра с бельевыми прищепками | Сильно кусает Котенок-глупыш! Он думает, что это Не палец, а мышь! |
Август | Игра-массаж с помощью грецкого ореха | Прокачу я свой орех По ладоням снизу вверх, А потом обратно – Ладошкам так приятно! |
Сентябрь | Игра с цветными карандашами | Взять короткий карандашик и сжать его в кулачке, спрятать. Затем - спрятать в другой руке: Карандашик посжимаю И ладошку поменяю. |
Октябрь | Игра с еловыми шишками | Раз, два, три, четыре, пять, Шишку будем мы катать. Шишку будем мы катать, Наши ручки разминать. |
Ноябрь | Игра с помощью веточек искусственной елки | Как у нашей елочки Колкие иголочки. В руки елочку возьму И ладошками прижму. |
Заключительный этап | ||
Декабрь | Реализация четвертого этапа в/т месяца |
Литература:
1. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007.