Логопедическое занятие на тему «Развитие лексико-грамматических средств»
КОНСПЕКТ
зачётного логопедического занятия
по развитию лексико-грамматических средств
Студентка 3 курса, группы № 32К
Тема занятия: «Домашние животные и их детеныши».
2.Цель: развитие навыков правильного использования в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование навыка составления рассказа-описания на тему домашние животные и их детеныши.
3. Задачи:
коррекционно-образовательные: уточнить представление детей о домашних животных и их детенышах; расширение, уточнение и активизация словаря; формировать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк- -очк-, -еньк-, -оньк;
коррекционно-развивающие: развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику; совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на занятие; прививать любовь к домашним животным.
4. Оборудование: Музыка «В деревне», картинки с изображением домашних животных с детенышами, фигурки домашних животных, презентация, мяч.
5 . Речевой материал: Корова, свинья, коза, лошадь, кошка, гусь, петух; коровушка, лошадка,
козочка, свинка, собачка, кошечка, овечка; котенок, жеребенок, щенок, теленок, ягненок, поросенок, козленок; охраняет, дает, перевозит, ловит;
1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
2) Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: здороваются.
Логопед: Закройте глаза, послушайте и догадайтесь, где мы сейчас окажемся.
Логопед включает музыку.
Логопед: Открывай глаза. Догадались где мы оказались?
Дети: В деревне.
Логопед: Кого вы услышали?
Дети: Корову, свинью, козу, лошадь, кошку.
Логопед: Это какие животные?
Дети: Домашние.
Логопед: Правильно.
Повторение пройденного материала, активизация изученного лексико-грамматического материала.
Логопед: Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да! (На каждую отгадку достается фигурка домашнего животного).
Хвост крючком, нос пятачком.(поросёнок)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.(корова)
Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
“Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е”.(коза)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.(гусь)
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?..(петух)
Логопед: Молодцы! А теперь посмотрите на всех этих животных и еще раз скажите, как мы их назовем одним словом?
Дети: Домашние животные.
Логопед: А почему мы их так называем?
Дети: Потому что они все живут рядом с человеком.
3. Подготовка к освоению нового материала по теме.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Будем называть домашних животных ласково. (На слайде появляются картинки животных; логопед в хаотичном порядке кидает мяч детям)
Корову мы назовём – коровушкой, а лошадь?
Дети: Лошадь мы назовём лошадкой.
Козу мы назовем – козочкой.
Свинью мы назовем – свинкой.
Собаку мы назовём - собачкой.
Кошку мы назовём – кошечкой.
Овцу мы назовём - овечкой.
4. Физкультурная минутка.
Му-му – я рогатый. | (2 раза подпрыгнуть, показать пальцами рожки) |
Му-му – я хвостатый. | (2 раза подпрыгнуть, показать одной рукой хвост) |
Му-му – я ушастый. | (2 раза подпрыгнуть, показать уши) |
Му-му – очень страшный. | (2 раза подпрыгнуть, испугать) |
Му-му – испугаю. | (2 раза подпрыгнуть, испугать) |
Му-му – забодаю. | (2 раза подпрыгнуть, бодаться) |
5. Изучение новой темы:
Логопед: Ребята, домашние животные живут рядом с человеком. А какую пользу они приносят человеку? ( собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова)
Дети:
-Собака охраняет дом.
-Свинья дает человеку мясо.
-Овца дает мясо и шерсть.
-Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
-Кошка ловит мышей и крыс.
-Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
-Корова дает человеку молоко и мясо.
Логопед: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем, кого вы видите на доске?
Дети: Домашние животные
Логопед: Посмотрите на этих животных и попытайтесь запомнить. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одного животного. Посмотрите внимательно и скажите, кого не стало?
Дети: Угадывают кого не стало.
Логопед: Молодцы! Ребята, посмотрите, перед вами картинки животных. Но они загрустили. Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились.
Дети: Выполняют задание. (Работа с картинками).
Логопед: Теперь проверим. Кто у кого? (Слайды).
Дети:
У кошки – котенок.
У лошади – жеребенок.
У собаки – щенок.
У коровы – теленок.
У овцы – ягненок.
У свиньи – поросенок.
У козы – козленок.
Логопед: Правильно, ребята. Молодцы!
Логопед: Давайте попробуем составить о домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (Логопед перечисляет схему).
Схема:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (Отличительные признаки)
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?
Логопед: Послушайте, какой рассказ составлю я.
Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Логопед: Кто попробует составить рассказ о своем животном.
Дети: Я расскажу о лошади.
1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
-Я расскажу о свинье.
2) Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
-Я расскажу о кошке.
3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
- Я расскажу о собаке.
4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
- Я расскажу о козе.
5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
- Я расскажу об овце.
6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Логопед: Молодцы, хорошие рассказы составили. Ребята, какие слова появились на доске? (кошка, гусь)
Дети: читают слова.
Логопед: Выложим звуковую схему к этим словам.
Дети: выкладывают звуковую схему. (по 1 ребенку на каждое слово выполняют у доски, остальные на местах).
Логопед: Молодцы!
6. Подведение итога занятия.
Логопед: Где вы сегодня побывали?
Дети: В деревне.
Логопед: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили?
Дети: Коза, кошка, свинья….
Логопед: Правильно! А почему эти животные называют домашними?
Дети: отвечают.
Логопед: Оцените свою работу на занятии светофором. Если у вас все получалось и не возникало трудностей- поднимите зеленый кружочек! Если возникали трудности и вам показались трудно-желтый. Спасибо за занятие!